Расчеты и операционная работа в коммерческом банке #3/2009
Стандартизированные подходы к организации работы кассовых подразделений банка
А.А. Белоцветов, независимый эксперт
В случае если кредитная организация в среднесрочной перспективе планирует открытие одного-двух объектов, работа по организации открытия этих подразделений может быть проведена одним лицом или небольшой по составу группой ответственных лиц, на которых будет возложено выполнение необходимого комплекса мероприятий.
Однако в случаях, когда банк предпринимает региональную экспансию и вопросами организации сети занимаются разные люди, могут возникнуть проблемы.
При отсутствии определенных авторизованных руководством банка процедур вновь открытые объекты сети банка в различных регионах неминуемо будут характеризоваться определенной индивидуальностью в части их оборудования инженерно-техническими средствами защиты, обеспечения необходимой техникой и оборудованием, организационно-штатной структуры и т.д. и т.п.
Такая индивидуальность может быть обусловлена различными факторами, начиная от квалификации сотрудника, ответственного за открытие подразделения, и заканчивая наличием средств в бюджете развития и конъюнктурой рынка.
Естественно, при подобном подходе возрастает риск дополнительных издержек банка. Например, отделение банка может быть оснащено техникой, не соответствующей требованиям Банка России, или техникой, соотношение «цена—качество» которой не соответствует потребностям банка, и т.п.
Процессы закупок требуют специальных знаний, не всегда наличествующих у менеджеров по развитию (следует отметить, что дополнительных издержек банк при этом может и не понести, но и единой концепции развития в этом случае точно не будет).
Кроме того, в данной ситуации крайне затруднительно организовать контроль за процессом непосредственно в момент открытия отделения: ошибки будут выявляться либо в рамках исполнения работниками отделения других процедур, либо в случаях возникновения каких-то форс-мажорных ситуаций (в том числе криминального характера).