Колумнисты, словно философы, смотрят на мир как бы со стороны. Шарль Фурье называл это состояние «отрывом» или «зазором». Ради этого зачастую колонки пишутся интонационно бесстрастно, как будто в переводе с английского, имитируя таким стилем удаленность автора от игроков. Взять, скажем, стиль «Коммерсанта» или стиль отечественной компьютерной прессы (не «Компьютерры»)… ну в общем вы поняли. Да и сами обозреватели компьютерной и бизнес-прессы не являются действующими фигурами рынка.
Некоторые помнят, что русская Сеть была раньше принципиально другой, в ней первыми создателями содержания были те, кто в ней же и работал — практически без исключений. Ситуация, когда говорили те, кто знает, весьма радовала читателей в молодые годы Рунета, в том числе и в те времена, когда еще не придумали слово Рунет. Но первые веб-обозреватели довольно быстро успели обрасти кучей проектов, так что даже приходится порой задумываться о том, какой из доменов указывать, ссылаясь на их фамилии. И приблизительно в 2000 году сетевые профессионалы настолько занялись своей профессией, что русская Сеть стала вполне нормальным срезом реальности, в которой те, кто знают, не говорят, а те кто говорят, не знают.
Однако насколько нормальна такая ситуация? Ведь, скажем, институтские преподаватели работают на кафедрах или в бизнес-структурах, и на основании этого опыта читают лекции. А иначе, как можно иметь, что сказать? Собственно я это толкую к тому, что 1 ноября стартует рассылка, которую наполняют и выпускают сплошь практикующие специалисты (в доказательство такого утверждения мне проще всего посоветовать изучить вот этот "иконостас"). Тема рассылки, а точнее электронного журнала — поисковая оптимизация и вообще продвижение сайтов. Официальное название — почти столь же длинное и потому неудачное. Выпускает журнал компания «Ашманов и Партнеры».
Когда автор этих строк выпускал в 1999 году рассылку «Новости поисковых систем» — это был больший частью пиар в поддержку «Апорта». Но вообще эта тема и эта сфера особо тяготеет к предоставлению полезной практической информации, причем в половине случаев — за деньги. Понятно почему за деньги: а) там — большой практический труд б) там — такие же реальные целевые посетители, как и пришедшие по прицельной контекстной рекламе.
Одессит Сергей Петренко, который выпускает рассылку с почти идентичным названием «Новости поисковых систем от Searchengines.ru» делает это как раз за деньги. На родном сервере она выходила за пять, но вчера; на Subscribe.ru — по $10, но сегодня.
Вообще конкретная информация обычно предоставляется конкретным людям. Кто-нибудь уже сказал это до меня? Во всяком случае я сам придумал каламбурчик. Но только — каламбур. Сам это принцип работает почти по всему интернету. Например, сайт с советами по устройству поисковых машин — «Search Engine Watch» имеет область платного контента. Я был его платным подписчиком в 1999 году. Забавно, кстати, что этот доступ давал право смотреть и архивные документы. К примеру, я читал про проблемы разработчиков Yahoo! в 1997 году, когда они разгребали проблемы, которые отечественные интернет-каталоги стали переживать год-два спустя. Так что отставание в этой области у нас только в масштабах…
А к примеру, сайт Marketingprofs.Com, как следует из его названия — ресурс для профессионалов маркетинга, причем не только интернет-маркетинга. На нем не обнаруживается зоны платного содержания, но очень характерно, что статьи по общим вопросам, типа «Реклама умерла, да здравствует PR», там находятся в свободном доступе, а статьи про подбор ключевых слов для поисковых машин там полностью открываются только для зарегистрированных посетителей, и просто членство там бесплатное.
Новый электронный журнал на Optimization.Ru будет выходить бесплатным до конца года. А с 2004 года авторы хотят денег, хотя нет гарантированной уверенности, что удастся их взять. Даже при таком коллективе авторов. Мы же все по уши сидим в Рунете, как ни крути.
Андрей Иванов, редактор электронного журнала «Продвижение сайта: вопросы подписчиков — ответы экспертов» порассуждал для этой колонки на тему «авторы хотят денег»:
"Деньги — понятие относительное, хотя и предельно конкретное. Все согласны, что качественная информация стоит денег, но баланс «качество-цена» каждый определяет сам. Планируя журнал о продвижении и рекламе сайтов мы рассчитывали, главным образом, на веб-мастеров корпоративных сайтов крупных компаний, для них заплатить 180 долларов в год за профессиональное издание — не проблема. Но за две недели подписалось более 1700 человек, и я думаю, подпишется еще столько же, интерес к теме очень большой.
Легко подсчитать, сколько будет, если все подписчики заплатят эту сумму. Все, естественно, не заплатят, для многих вопросы поисковой оптимизации, контекстной рекламы и другие не выходят за рамки любопытства, и отношение «цена-качество» при цене $180 явно не в нашу пользу. А $12 в год — нормальная цена за профессиональный разбор проблем наиболее актуальной сегодня области интересов интернета — поиска и поисковой рекламы? Или, например, $6 в год?
Такие деньги уже нельзя рассматривать как оценку качества проекта, это, скорее, оценка, смогли ли мы преодолеть естественную человеческую лень и заставить подписчика оторвать мягкое место от стула и дойти до ближайшей сберкассы. Или, не отрывая, сделать несколько щелчков мышью и заплатить в электронной валюте. Если это сделают все, денег хватит, чтобы интерес к работе над журналом сохранился у всех — экспертов, организаторов, службы рассылки. Истина где-то между, поэтому к вопросу о стоимости подписки мы еще вернемся в новом году. Может, наилучшим вариантом, будет обсудить ее с самими подписчиками".
И лишь колумнисты, словно философы, смотрят на мир со стороны. Из-за этого зачастую колонки пишутся пристрастно, спорно, в авторском стиле, а редакция делает приписку, что ее мнение может не совпадать с мнением автора. Да ведь и правда, если уже подстраивать свою сетевые тексты подо что-либо, то уместнее ориентировать их не на имититацию объективности, а на реальные запросы в поисковые машины. То есть на множество живых людей и их интересы. Вполне себе достойное занятие, чтобы там не думали по этому поводу академики из Яндекса, которые словно специально для борьбы с оптимизаторами в очередной раз на днях изменили правила ранжирования в этой поисковой машине.
"Рамблер-почта" начала кампанию "Приколись к елке", которая используется службой для сбора статистики. Пользователям системы предлагается написать письмо с пожеланием подарка на Новый Год, с тем расчетом, что возможно это пожелание будет исполнено.
"Против открытия русского Lycosа возражали с самого начала"
Российская версия интернет-портала Lycos будет закрыта после двух лет работы. Иностранных инвесторов этого проекта Россия больше не интересует. Причём, как оказалось, скепсис в настроениях инвесторов присутствовал с самого начала.
Свои проекты у Lycos-Europe есть в двенадцати странах, однако сейчас из них закрывается только российский. "При очередном пересмотре стратегии Россия не вписалась в определение ключевого рынка" - говорит продюсер Lycos.ru Андрей Себрант. На самом деле, Lycos-Europe изначально не считала Россию ключевым рынком. Вот что рассказал Рунет.ру вице-президент холдинга "Рамблер"Антон Носик: "Я очень хорошо помню, что против открытия российского проекта в европейской штаб-квартире в Гютерсло были очень сильные возражения еще на старте. В том же 2001 году теми же людьми, что возражали против прихода Lycos в России, был закрыт польский Lycos за сутки до обещанной даты публичного запуска - хотя и с экономикой, и с рынком в Польше дела обстоят не в пример лучше, чем в России. Так что Джунейту Балтаоглы (генеральному
директору российского Lycos – прим. Рунет.ру) и Андрею Себранту нужно было сотворить на русском рынке какие-то немыслимые чудеса, чтобы победить скепсис европейского начальства. Этого, по всей видимости, не случилось".
Известие о предстоящем закрытии российского Lycos совпало с прекращением работы другого крупного интернет-ресурса – информационного агентства "Пресс-центер.ру". Но, как считает Антон Носик, говорить о новом кризисе не стоит: "Инвестиционного кризиса в Рунете я не ощущаю: сегодня приносят прибыль даже такие проекты, которые год назад о прибыли и не мечтали. Так что в Интернет стало возможным вкладывать деньги не только "на перспективу", но и для их немедленного отбивания".
В начале ноября 2003 года Анна Артамонова, вице-президент компании Mail.Ru, отвечая на вопрос «Вебпланеты» касательно будущего издания Internet.Ru сказала, что пока рано говорить о конкретных планах по возобновлению работы проекта, пребывающего ныне в законсервированном состоянии. «Но, — пообещала она, — мы очень скоро вернемся к этому вопросу, обещаю».
Судя по всему, свое обещание вице-президент Mail.Ru сдержала. Правда, ради этого Алексею Ковалеву, создателю издания Newwws.Ru, пришлось закрыть свое детище.
Сегодня на Newwws.Ru под заголовком «До свидания, дорогой читатель!» была опубликована новость, в которой сообщалось, что издание приостанавливает свою работу. В тоже время читателям издания было обещано, что в течение дня на Newwws.Ru появится еще одна новость, «завершающая… и несколько более оптимистичная».
По информации «Вебпланеты», Алексей Ковалев и еще один автор издания Евгений Матусевич переходят на работу в компанию Mail.Ru, где они будут поднимать и восстанавливать многострадальный Internet.Ru. Татьяна Желонкина, вице-президент Mail.Ru по развитию бизнеса, комментировать эту информацию отказалась.
Напомним, что юридически домен и издание Internet.Ru принадлежат компании Mail.Ru, образовавшейся несколько лет назад в результате слияния двух обанкротившихся компаний NetBridge и Port.Ru. Будучи не в состоянии поддерживать проект самостоятельно, менеджеры Mail.Ru приняли решение сбросить балласт и отдали Internet.Ru в аренду компании «Инкубатор идей», где в тот момент с идеями все было в порядке. Однако со временем владельцы издания потеряли интерес к своей собственности, в «Инкубаторе идей» закончились идеи, и 24 июля 2003 года издание в очередной раз закрылось.