Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мировая экономика: глобальные тенденции развития (новостной выпуск)


Служба Рассылок Городского Кота

Мировая экономика: тенденции развития

Новостной выпуск от 17.08.00.

Содержание:
ОБЩЕМИРОВАЯ CИТУАЦИЯ
     Увеличение мирового народонаселения
     США -- катализатор мирового роста
     Европа догоняет Америку
     Мировые цены на нефть достигли наивысшего за последние десять лет уровня
США И КАНАДА
     Рост промышленного производства в США
     Инфляция в США
     Рост объема розничных продаж
     Истоки современного процветания Америки (Джеффри Сакс)
     Из внешнеполитической платформы республиканской партии США
ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕГИОН
     Население стран Евросоюза увеличивается за счет миграции
     В большинстве стран Европы с начала года заметно сократились продажи новых автомобилей
     Инфляция в Германии в июле резко возросла
     Падение розничных продаж в Германии
     Резкий рост прямых иностранных инвестиций в экономику Германии
     Уменьшение безработицы в Великобритании
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
     Банк Японии повысил учетную ставку с нулевого уровня
     Рост промышленного производства в Японии
ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ
     Внешнеторговый оборот России
     Либерализация рынка наличной валюты в Белоруссии


     
     ОБЩЕМИРОВАЯ СИТУАЦИЯ
     

     Увеличение мирового народонаселения
     
(ИТАР-ТАСС, 17.08.00)
     За последние сто лет население нашей планеты увеличилось почти вчетверо, достигнув показателя 6 млрд. человек. Это является ключевым моментом для будущего Земли, отмечается в распространенном 17 августа докладе Организации Объединенных Наций. Как следует из документа, население Земли возрастает на миллиард человек каждые 12-13 лет. Правда, в настоящее время эти темпы снизились почти вдвое - с 2,4 до 1,3 проц. в год. Если темпы прироста останутся прежними, отметки в 7 млрд. население Земли достигнет к 2013 году, а 8 млрд. - к 2028, считают эксперты ООН. Однако в дальнейшем рост замедлится: численность жителей планеты составит 9 млрд. лишь в 2054 году.
     
     США -- катализатор мирового роста
     
(Эксперт, 14.08.00, автор - А.Кокшаров)
     Глобальный экономический рост должен составить в этом году 4,7%, что станет самым высоким показателем с 1988 года. Таков прогноз британского агентства Economist Intelligence Unit (EIU). Рост в этом году окажется больше предыдущего во всех без исключения регионах, лишь в нескольких странах темпы экономического роста замедлятся. Как ожидается, развитые экономики вырастут на 3,9%, а экономики развивающихся стран - на 5,8% (что значительно больше, чем в 1999 году, - 4,1% и в 1998 году - 2,6%).
     Столь благоприятный прогноз во многом обусловлен тем, что во втором квартале нынешнего года американская экономика не замедлила темпов роста, как это предсказывали предыдущие прогнозы. Наоборот, рост ускорился. Так, с апреля по июнь темпы роста ВВП США (в пересчете на годовой показатель) составили 5,2%. В целом в 2000 году, как ожидается, экономика США вырастет на 4,9%, что значительно выше показателей зоны евро (3,4%) или Японии (1,5%). Бурный рост крупнейшей экономики мира (а в США создается пятая часть мирового валового продукта) приводит к формированию громадного спроса на товары из развивающихся стран, экономические перспективы которых в этом году выглядят весьма радужно.
     Однако в 2001 году темпы мирового экономического роста несколько замедлятся, прежде всего из-за целенаправленной политики Федеральной резервной системы (ФРС) США и Европейского ЦБ на предотвращение "перегрева" экономик соответствующих стран. По прогнозу EIU, Соединенные Штаты в следующем году будут находиться в стадии "мягкой посадки", которая должна предотвратить настоящий спад, и темпы роста американской экономики будут снижены до 3%, а с 2002 года можно ожидать продолжения подъема. Впрочем, шансы развития кризиса остаются достаточно высокими: EIU оценивает их как один к четырем. Кризис американской экономики в ближайшие два года будет тем более вероятным, чем дольше темпы роста будут оставаться высокими (4-6%). Велика вероятность обрушения рынка ценных бумаг, бегства капитала из США на иностранные рынки, ослабление доллара и кризис неплатежей на кредитном рынке внутри страны. Разразившаяся в таком случае рецессия, как считают аналитики EIU, будет достаточно быстро преодолена смягчением денежной политики ФРС, однако сочетание слабого доллара и сократившегося американского спроса на импорт из других стран может больно ударить по остальному миру, резко замедлив темпы роста в других регионах.
     
     Европа догоняет Америку
     
(Ведомости, 08.08.00)
     Последние годы американская экономика была двигателем мирового экономического роста. Разогнавшись с его помощью, сегодня многие страны становятся все более финансово независимыми. С начала 2000г. финансовое положение компаний за пределами США значительно упрочилось.
     Впервые за многие годы компании Западной Европы по финансовой надежности приблизились к американскому уровню. По данным рейтингового агентства Moodys Investors Service, кредитоспособность неамериканских компаний резко улучшилась в первой половине этого года. В США же кредитный бум привел к значительному увеличению долговых обязательств и к повышению уровня риска, связанного с финансовой деятельностью обремененных долгами компаний.
     В первом полугодии 2000г. Moodys повысило кредитный рейтинг 179 неамериканских компаний, тогда как у 70 он был понижен. Улучшение экономической ситуации в мире, повышение агентством кредитного рейтинга ряда стран способствовали улучшению финансовых показателей компаний разных секторов. Ситуация существенно изменилась по сравнению с аналогичным периодом 1999г. , когда Moodys повысило рейтинг 255 неамериканских компаний, а понизило - 285. "Рост доходов [компаний], объемов внешней торговли, уверенности в том, что самая тяжелая фаза мирового экономического кризиса позади, положительно повлиял на кредитоспособность компаний за пределами США в 2000г.", - сказал Джон Лонски, главный экономист агентства.
     Ослабление последствий кризиса способствовало восстановлению в первую очередь финансовой системы. Агентство повысило рейтинг 118 финансовых институтов, и только у 19 он был понижен. По итогам 1999г. соотношение составляло 159 против 107. В промышленности ситуация также улучшилась: 47 повышений и 49 понижений (в 1999г. - 74 против 168).
     В Западной Европе перспективы деятельности компаний улучшились в связи с довольно значительным снижением курса евро, что сделало экспортные товары более конкурентоспособными. Дела шли хорошо не только в производственном секторе, но и в финансовом. Лишь девяти европейским банкам Moodys понизило рейтинг, тогда как повышение получили 64 финансовых института. Существенное влияние на положение компаний в регионе оказали многочисленные сделки по слиянию и поглощению. Например, из девяти случаев понижения рейтинга банков семь были обусловлены трудностями, возникшими при таких сделках. В 14 случаях повышение рейтинга было обусловлено именно объединением финансовых институтов. По сравнению с бурной активностью западноевропейских компаний результаты восточноевропейских выглядят довольно бледно: лишь семь повышений и пять понижений.
     Существенно отличается от западноевропейской и ситуация в США. Число понижений вдвое превысило число повышений - 206 против 95. Высокие темпы экономического роста заставляли компании брать кредиты на развитие, в результате чего у многих из них значительно возросло соотношение заемных и собственных средств. Кроме того, в качестве причин снижения кредитоспособности Moodys отмечает рост спекулятивного сектора рынка.
     
     Мировые цены на нефть достигли наивысшего за последние десять лет уровня.
     
(Коммерсантъ, 16.08.00)
     Стоимость сентябрьских фьючерсных контрактов на нефть Brent достигла $32,5 за баррель - такими высокими цены были лишь после нападения Ирака на Кувейт.
     
     
США И КАНАДА
     

     Рост промышленного производства в США
     
(AK&M, 15.08.00)
     Объем промышленного производства в США вырос в июле на 0.4% благодаря активизации потребительского спроса на полупроводники и другие технологические товары. Об этом говорится в отчете, обнародованном 15 августа ФРС США. Темпы роста промышленного производства в июле оказались немного выше, чем в июне, когда этот показатель составил 0.2%.
     В целом, по мнению аналитиков, предположение о существенном замедлении темпов роста американской экономики оказалось преждевременным.
     
     Инфляция в США
     
(Интерфакс, 16.08.00)
     Инфляция в США в июле составила 0,2% против 0,6% в июне, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на данные министерства труда. Эксперты ожидали, что этот показатель составит 0,1%. По сравнению с июлем 1999 года инфляция составила 4%.
     
     Рост объема розничных продаж
     
(Интерфакс, 11.08.00)
     Объем розничных продаж в США вырос в июле на 0,7% по сравнению с июнем. Это самый значительный рост за последние пять месяцев, сообщило министерство торговли. Американские аналитики ожидали увеличения этого показателя на 0,4%. В июне рост объема продаж составил, согласно пересмотренным данным, 0,4%, а не 0,5%, как сообщалось раньше. Значительный рост в июле объясняется увеличением реализации автомобилей и ростом продаж строительных материалов.
     
     Истоки современного процветания Америки
     
(День [Киев], 12.08.00, автор - Джеффри Сакс, профессор экономики, директор Центра международного развития Гарвардского университета)
     Вопрос об источниках американского процветания является центральным вопросом предвыборной президентской кампании в США: было ли вызвано процветание проводимой администрацией президента Клинтона политикой, или же оно было обусловлено глубокими изменениями, проистекающими из технологических инноваций и глобализации? Короче говоря, кому почивать на лаврах американского бума: Биллу Клинтону или Биллу Гейтсу?
     Экономический успех, достигнутый за восемь лет правления Клинтона, несомненен. Американская экономика пережила самый долгий за всю свою историю период экономической экспансии, продолжающийся уже десятый год. Между 1992 и 1999 годами ежегодный рост экономики в среднем составлял 3,6%, что далеко опережает среднегодовые темпы роста в 2,9%, достигнутые в 1980-1992 годах. За этот период было создано 15 миллионов рабочих мест, а уровень безработицы, ныне составляющий 4%, находится на низшей за последние 30 лет отметке. Показатели фондового рынка могут войти в легенду, а доход на вложенный капитал с начала 1996 года в совокупности составил 7 триллионов долларов.
     Несомненно, никакое правительство в одиночку не смогло бы осуществить такие широкие преобразования. Тем не менее, администрация Клинтона не была просто сторонним наблюдателем. Дело в том, что президент Клинтон получил хорошее наследие - результаты правильной политики предыдущих правительств, на которую наложились глобальные тенденции и нововведения в науке и технологии, и умело осуществил руководство экономикой, основанной на знаниях. Его администрация заслуживает самых высших похвал как за проводимую политику, так и за ошибки, которых удалось избежать.
     Начнем с полученного Клинтоном наследия. Окончание холодной войны послужило хорошим отправным пунктом, поскольку США в результате смогли уменьшить военные расходы примерно на 2,5% ВВП (сравнивая 1990 и 2000 года), и экономия ежегодно составляла примерно 225 миллиардов долларов. Последнее помогло Клинтону достаточно безболезненно сократить дефицит бюджета. Во-вторых, из эры правления Рейгана-Буша Клинтон унаследовал гибкую, дерегулированную экономику с достаточно низкими ставками налогообложения. Третьим же наследием оказалась низкая инфляция. На момент прихода Клинтона к власти не было нужды в героической стабилизационной политике. Победа в войне против высокой инфляции была одержана десятью годами ранее.
     Поэтому и Клинтон, и совет управляющих Федеральной Резервной Системой под руководством Алана Гринспена могли заниматься ускорением экономического роста страны, не беспокоясь о возможном "перегреве" экономики. Первым отчетливым достижением администрации Клинтона стал выбор некоторых ключевых параметров экономической политики. Когда в 1993 году Клинтон впервые пришел к власти, он должен был определиться по следующим ключевым вопросам:
     1) либо содействовать свободной торговле в духе политики, проводившейся администрациями президентов Рейгана и Буша, либо же начать проводить более протекционистскую политику, на чем настаивали его союзники из среды профсоюзов;
     2) либо сокращать дефицит бюджета, к чему призывали господствующие течения в экономической теории, либо же раздувать государственные расходы, к чему вынуждали левоцентристские экономисты.
     В обоих случаях давление со стороны республиканцев, а также со стороны демократов-центристов, помогло администрации Клинтона стать на правильный путь: поддержать свободную торговлю, невзирая на наличие могущественных союзников-протекционистов в Демократической партии, и способствовать сокращению дефицита бюджета взамен проведения обширных фискально-затратных программ.
     Поддержка администрацией Клинтона Северо-Американского соглашения о свободе торговли с Мексикой, завершение уругвайских переговоров о многосторонней торговле и недавнее решение о включении Китая во Всемирную Торговую Организацию, все это является достижениями, направленными на поддержку всемирной торговли.
     Впоследствии Клинтон защитил главную линию экономического развития от атак республиканцев-консерваторов, которые подталкивали к значительному сокращению ставок налога, могущему подорвать сложившееся в последние годы положительное сальдо бюджета. Эти консерваторы также настаивали на резком сокращении правительственных программ, что могло бы повредить бедным. Клинтон также боролся с этими крайностями.
     Однако администрация Клинтона пошла гораздо дальше простой защиты экономики от идеологического экстремизма. Шаг за шагом, она сформировала своеобразную "индустриальную политику" новой экономики, основанной на знаниях. Раньше большинства политиков и экономистов Клинтон осознал, что сила американской экономики порождается сочетанием науки, технологических инноваций и высококачественного образования. Таким образом, его администрация заботилась о создании правительства, которое стимулировало бы генерацию и распространение знаний во всех сопутствующих сферах.
     Во-первых, в Америке была усилена правительственная поддержка науки, а расходы на ее финансирование возросли примерно до 85 миллиардов долларов в год. Поддерживаемые правительством научно-исследовательские программы в областях информационных технологий и биотехнологий помогли США завоевать всемирное лидерство в этих двух критических сферах. Во-вторых, Клинтон поощрял развитие и распространение Интернета как краеугольной основы экономического роста. Клинтон добивался и в итоге на какое-то время добился значительных налоговых послаблений для занимающихся электронной коммерцией компаний. Его администрация приняла нормативные акты, направленные на быстрое принятие и распространение Интернета; она также боролась за претворение в жизнь правительственных программ по подсоединению к Интернету общеобразовательных школ и библиотек. Она даже отстаивала либерализацию процедуры выдачи разрешений на работу иностранным специалистам в области Интернет-технологий. В-третьих, Клинтон явился вдохновителем различных программ, направленных на поддержку высшего образования. В настоящее время доля американских студентов, продолжающих образование после окончания средней школы, составляет 67%, что на 10% превышает соответствующий показатель десятилетней давности. Администрация президента осознала, что высшее образование есть обязательное условие успеха экономики, основывающейся на "высоких технологиях".
     Основные уроки успеха Соединенных Штатов Америки: макроэкономическая стабильность, бюджетная осмотрительность, развитие всемирной торговли, конкуренция и демонополизация в области телекоммуникаций, финансовая политика и активная промышленная политика, нацеленная на создание новой экономики, построенной на научно-исследовательских разработках, информационных технологиях и высшем образовании. С другой стороны, все вышеупомянутое также зависит от продолжения ослабления международной напряженности. Я не утверждаю, что в настоящий момент американская политика безупречна или же, что в грядущем она не столкнется с дальнейшими проблемами. Недавний рост цен акций на фондовом рынке может оказаться "пузырем", и, возможно, нам придется заплатить за это. Более того, несмотря на экономический успех внутри страны, Америка пренебрегла своими моральными и практическими обязательствами по предоставлению помощи бедным странам. И это служит печальным противовесом домашним американским достижениям.
     
     Из внешнеполитической платформы республиканской партии США
     
Начинающийся ХХI век открывает перед США уникальные перспективы. Демократические ценности высоко чтят на всех континентах. Производительность и изобретательность американского бизнеса вызывают зависть во всем мире. В этот век информации Америка подает пример новаторства. Новые технологии ускоряют обмен идеями, многие из которых - плод вдохновения и таланта американцев. Ни одна другая великая держава не может соперничать с превосходством США в мире. У американцев есть все основания для того, чтобы смотреть в будущее с огромным оптимизмом.
     Немногим странам в истории предоставлялась столь уникальная возможность формировать будущее. Даже после Второй мировой войны Соединенным Штатам приходилось принимать в расчет разобщенный мир и существовавшие тогда серьезнейшие опасности. Теперь Америка может содействовать формированию международных идеалов и институтов на будущие десятилетия. Приняв эстафету от поколений, одержавших победу в великих битвах, нынешнее поколение американцев вместе с нашими союзниками и друзьями может построить другой, более совершенный мир, отстаивая интересы и принципы США, предотвращая экономические катаклизмы и опасные конфликты, оставившие столь глубокие шрамы в только что закончившемся столетии. На основе особого американского варианта интернационализма новый президент-республиканец добьется поддержки общественностью новой стратегии, руководствуясь которой Соединенные Штаты Америки смогут продвигаться к более мирному и процветающему миру для нас, наших детей и будущих поколений.
     Почти все американцы понимают, что процветание только их страны в мире невозможно. Они знают, что безопасность Америки будет обеспечена наиболее надежно тогда, когда все больше стран будет разделять глубокую веру в политическую и экономическую свободу, человеческое достоинство и верховенство закона, когда все больше стран войдет вместе с США в формирующееся Содружество Свободы.
     Под руководством республиканцев США будут способствовать обеспечению открытости экономики, дающей возможность использовать величайшее достояние нашей страны в век информации: активное, восприимчивое к новациям общество, приветствующее творческие идеи и изменяющееся в соответствии с ними. Американские компании снова демонстрируют всему миру поразительно эффективные способы повышения производительности и перестройки традиционных экономических моделей. Это прекрасная основа для восстановления эффективной торговой политики США.
     В связи с политикой, проводимой нынешней администрацией, многие рынки остаются закрытыми, а торговые дефициты США постоянно растут. Необходимы новые экономические структуры, сочетающие региональные соглашения с разработкой глобальных правил, ориентированных на обеспечение открытости мировой экономики. Республиканская администрация в сотрудничестве с конгрессом будет взаимодействовать со странами Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона, включая новый диалог с Индией, в сферах экономической политики и свободной торговли. По мере того как бедные страны в Евразии, на Ближнем Востоке и в Африке будут переходить к более свободным экономическим системам, им понадобятся стимулы, создаваемые более открытыми мировыми рынками. Кроме того, США могут призвать Европейский союз и наших друзей и союзников в Азии открыть больше секторов для совместных инвестиций и конкуренции, чтобы торговля через океаны стала более свободной.
     Республиканцы убеждены, что перспективы в области международной торговли очень благоприятные. Существуют широкие возможности для торговли различными товарами - от традиционной продукции сельского хозяйства и до электронной торговли. Следует еще больше снизить тарифы. США могут поддержать усилия частного сектора по выработке общих стандартов и отмене государственного контроля в секторе услуг - от финансовой сферы до производства кинофильмов. Как страна с экономикой подлинно мирового масштаба Америка может устанавливать стандарты и быть центром международной торговли, финансов и открытости. Если какие-то страны предпочтут не участвовать в этом сотрудничестве, они будут видеть, как другие страны, принявшие экономическую свободу, будут на основе сотрудничества самостоятельно продвигаться вперед.
     Такова позиция республиканцев и один из важнейших аспектов особого американского варианта интернационализма. Он выходит за пределы прежнего выбора между неограниченной свободой предпринимательства частного сектора и регулированием со стороны правительства. Это программа, предусматривающая, что частная инициатива поощряется, а не душится правительством. Частные структуры уже разрабатывают новые методы обмена товарами и урегулирования споров, однако национальные правительства все еще стараются определять многие основополагающие правила. Республиканцы выйдут за пределы прежних споров, когда двусторонние соглашения противопоставлялись правилам международной торговли. Они выступают за всеобъемлющий подход к более взаимозависимой мировой экономике на основе использования двусторонних региональных и международных соглашений в целях стимулирования большей открытости противящихся этому государств, которые, если они не пойдут на это, останутся позади. В то же время новаторские и гибкие международные правила и структуры будут способствовать прогрессу в регионах.
     Эта программа республиканской партии, основанная на политических и экономических идеалах Америки, ориентирована на содействие формированию открытых рынков и открытых обществ, стимулирование свободной торговли и свободного потока информации, а также развитие новых идей и частного сектора. Все это способствует росту духовности людей, развитию среднего класса, соблюдению законов, а также и свободе.
     Республиканцы знают, что процветающие демократические страны ориентированы на перспективу общих экономических возможностей независимо от национальнах границ. Если новая глобализованная экономика эпохи информации будет провоцировать опасные повороты к национальной или региональной изоляции, надежды на более совершенный мир будут уничтожены. Основой для сегодняшнего положения Америки стали институты, созданные во время Второй мировой войны и после нее, однако эти институты, например, Бреттон-Вудская валютная система или Генеральное соглашение о тарифах и торговле, отчасти существовали благодаря "холодной войне". В этом новом столетии США следует разработать новые механизмы, позволяющие частному сектору обеспечивать производительность, новации и свободный поток идей.
     Общины из общественных организаций могут добиваться результатов, выходящих далеко за пределы возможностей правительств и международных бюрократических структур. На основе сильного и многообразного частного сектора США в тесном сотрудничестве с президентом-республиканцем и конгрессом, где большинство будут иметь республиканцы, смогут выиграть за счет расширения влияния в мире американских граждан, компаний, ассоциаций и норм. У республиканской администрации будет возможность вместе с придерживающимися аналогичных позиций странами формировать международные структуры, которые обеспечат устойчивое процветание на несколько будущих десятилетий.
     Созданные ранее международные финансовые институты следует не упразднять, а реорганизовать. Международный валютный фонд и Всемирный банк больше не должны выражать интересы не избиравшихся элит, навязывающих свои часто ошибочные решения трудных проблем на основе оказания помощи коррумпированным должностным лицам и инвесторам, идущим на риск. МВФ следует сосредоточить усилия на исходной задаче обеспечения здравой финансовой и кредитно-денежной политики, разумной практики центральных банков, а также содействия корректировке обменных курсов в мире. Ему следует обеспечить большую прозрачность и подотчетность и бороться с коррупцией, а не способствовать ей. Всемирному банку следует продолжать отказываться от прежних программ развития, приводящих к результатам, обратным желаемым, и перейти к программам, содействующим обеспечению основных потребностей. Такие программы будут включать поддержку структурных реформ, поощряющих ориентацию на собственные силы за счет формирования эффективных рынков.
     США следует активно содействовать нашим национальным интересам. В отличие от нынешней администрации, республиканцы не считают многосторонние соглашения и международные институты самоцелью. Одним из примеров может служить подписанный в Киото договор по важнейшим проблемам энергетики и экологии. Безотносительно к теориям о глобальном потеплении, договор, в котором не участвует Китай и который освобождает "развивающиеся" страны от соблюдения необходимых норм и в то же время направлен против американской промышленности, не отвечает нашим национальным интересам. Мы отвергаем экстремистский призыв к созданию в ООН Совета управляющих по образцу Совета Безопасности для надзора за состоянием экологии в мире. Республиканцы понимают, что эффективные соглашения должны основываться на свободных демократических процессах, воплощаемых национальными правительствами, а не пытаться обойти их с помощью международных чиновников.
     В отличие от демократического меньшинства в конгрессе, республиканцы не считают, что экономический рост всегда препятствует защите мирового экологического наследия. Скорее республиканцы выступают за более творческие международные решения. Эти решения должны использовать рыночные механизмы для изыскания средств на необходимые меры по адаптации, предусматривать помощь правительствам в полномасштабном использовании имеющихся в их распоряжении ресурсов и стимулировать применение новых технологий, открывающих огромные перспективы для защиты мировой экологии.
     
     
ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕГИОН
     

     Население стран Евросоюза увеличивается за счет миграции
     
(РИА "Новости", 13.08.00)
     Население стран Евросоюза увеличивается, главным образом, за счет миграции. Это следует из данных прироста населения в ЕС на 1 января 2000 года, которые опубликованы в Брюсселе статистической службой Европейского союза Евростат.
     Согласно этим данным, общее население 15 государств-членов ЕС составило на начало нынешнего года 376 млн. человек. Годовой прирост равен 989 тыс. человек, или 2,6 проц. Только во Франции, Ирландии, Нидерландах и Финляндии естественный прирост населения пока остается главным фактором его роста. Для вместе взятых стран ЕС миграционный приток составляет более 70 проц. годового прироста населения, то есть 711 тыс. человек. Естественный прирост в целом по Евросоюзу составил 278 тыс. человек.
     
     В большинстве стран Европы с начала года заметно сократились продажи новых автомобилей.
     
(Время MN, 08.08.00)
     В Германии уровень продаж в июне, наиболее "горячем" месяце покупок машин, упал на 19,3% по сравнению с прошлым годом (куплено 293 тыс. автомобилей), а в целом с начала года немцы приобрели на 11% машин меньше, чем за такой же период прошлого года. Похожая ситуация и в Италии. Продажи здесь снизились на 15,7% (за месяц продается чуть более 194 тыс. машин). Даже в Великобритании, где автомобили меняют чаще других в Европе, новых машин приобретено на 1,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
     
     Инфляция в Германии в июле резко возросла.
     
(Прайм-ТАСС, 15.08.00)
     Оптовые цены в Германии в июле выросли на 0,3 проц. по сравнению с предыдущим месяцем и на 5,8 проц. по сравнению с тем же периодом прошлого года, сообщило Бюро федеральной статистики. Рост цен за месяц оказался ощутимо выше прогнозируемых экономистами 0,1 проц., а за год и вовсе оказался наибольшим с мая 1989 года, когда рост составил 6,1 проц. Таким образом, вышедшие данные показывают рост инфляционной опасности в первой по величине экономике еврозоны, что увеличивает вероятность повышения процентных ставок Европейским центральным банком.
     
     Падение розничных продаж в Германии
     
(Интерфакс, 14.08.00)
     Розничные продажи потребительских товаров упали за июнь на 1,3%, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на федеральное статистическое бюро Германии. За год (по сравнению с июнем прошлого года) снижение продаж составило 1,3%. Ранее опрошенные агентством Bloomberg экономисты прогнозировали падение на 1,4% в июне и 2,5% за год. По данным агентства, розничные торговцы пытаются привлечь клиентов снижением цен и введением на рынок новых продуктов. Несмотря на это розничные продажи фирменных товаров упали в июне на 4%. Снижение продаж происходит на фоне увеличения темпов экономического роста в Германии. По мнению главы крупнейшей в Германии сети универмагов KarstadtQuelle AG Вальтера Деусса (Walter Deuss), розничная торговля "еще не присоединилась" к росту в остальных секторах германской экономики, подстегиваемой хорошей экспортной конъюнкутрой.
     
     Резкий рост прямых иностранных инвестиций в экономику Германии
     
(ИТАР-ТАСС, 14.08.00)
     Прямые иностранные инвестиции в экономику Германии в прошлом году выросли в два раза - с 37,5 до 64,7 млрд. евро. Как сообщило 14 августа министерство экономики ФРГ, прямые германские инвестиции в зарубежные государства также возросли с 86 млрд. евро в 1998 году до 110,6 млрд. евро в прошлом. По данным министерства, мощный импульс развитию инвестиционной деятельности придало слияние ряда германских компаний с зарубежными.
     
     Уменьшение безработицы в Великобритании
     
(Прайм-ТАСС, 16.08.00)
     Безработица в Великобритании в июне упала до минимального уровня за последние четверть века и составила 3,7 проц., сообщило Национальное бюро статистики. Безработица уменьшается несмотря на трудности с экспортом вследствие падения евро по отношению к фунту стерлингов.
     Вместе с тем, как сообщается в докладе, темпы роста средней заработной платы в июне снизились до 4,1 проц. - минимальный уровень с июля 1997 года. Темпы роста зарплаты снижаются уже четвертый месяц подряд, в мае они составили 4,6 проц. в годовом исчислении. Данные по зарплате свидетельствуют о том, что инфляция в стране остается под контролем, даже несмотря на низкий уровень безработицы. Таким образом Банку Англии нет необходимости повышать свою ставку с нынешних 6 проц. годовых.
     
     
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
     

     Банк Японии повысил учетную ставку с нулевого уровня
     
(Прайм-ТАСС, 11.08.00)
     Банк Японии 11 августа впервые за последние 10 лет повысил процентные ставки с нулевого уровня до 0,25 проц. годовых. Повышение ставок было предпринято Банком Японии вопреки требованию правительства отложить это решение до появления новых признаков улучшения экономической ситуации в стране. Последние 18 месяцев ставки в Японии поддерживались на близком к нулевому уровне с целью стимулировать экономический рост. Ранее в течение 10 лет ставки только понижались.
     
     Рост промышленного производства в Японии
     
(Прайм-ТАСС, 14.08.00)
     Рост промышленного производства в Японии во втором квартале составил 1,9 проц., согласно пересмотренным данным, учитывающим сезонные колебания, сообщило Министерство промышленности и внешней торговли Японии. Вышедшие цифры превысили прогнозируемые экономистами 1,7 проц. Как отмечается в докладе, рост промышленного производства произошел, главным образом, за счет роста производства запчастей и промышленного оборудования. По прогнозам экономистов, в третьем квартале рост промышленного производства продолжится и составит в августе 2,8 проц.
     
     
ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ
     

     Внешнеторговый оборот России
     
(Прайм-ТАСС, 10.08.00)
     Внешнеторговый оборот России в 1-ом полугодии 2000г. вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 38,7% до 63,2 млрд. долл. В том числе экспорт России сложился в размере 47,7 млрд. долл. (рост на 53,7 проц.), импорт - 15,5 млрд. долл. (рост на 6,8 проц.). Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 32,2 млрд. долл. (в январе-июне прошлого года - положительное 16,5 млрд. долл.). По данным таможенной статистики, 2-ой квартал текущего года незначительно превзошел показатели 1-ого квартала: по обороту - на 2,9%, по экспорту - на 1,1%, по импорту - на 8,6%. Основными торговыми партнерами России в 1-ом полугодии 2000 года были страны Европейского союза. Товарооборот со странами ЕС возрос на 43%. На долю стран СНГ приходилось 18,9% товарооборота страны.
     
     Либерализация рынка наличной валюты в Белоруссии
     
(Интерфакс, 16.08.00)
     Нацбанк Белоруссии (НББ) либерализирует условия обмена наличной иностранной валюты. Согласно решению правления НББ от 14 августа 2000 года, уполномоченные банки правительства республики при проведении конверсионных операций за счет личных средств граждан самостоятельно определяют курс конверсии и виды иностранных валют, участвующих в данных операциях (ранее курс обмена регулировался Нацбанком).
     Кроме того, Нацбанк Белоруссии в 1,5 раза увеличил ежедневную норму продажи иностранной валюты одному физическому лицу в одном обменном пункте либо кассе уполномоченных банков. До этого решения норма продажи иностранной валюты одному физическому лицу в одном обменном пункте в день не превышала сумму, эквивалентную $300.
     Эти меры должны перевести операции граждан с наличной валютой из рук фарцовщиков в пункты обмена валюты банков.
     
     ***
     Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу
globalec@mail.ru.
     
     
     
БИОТУАЛЕТЫ ( http://scd.centro.ru/thetford.htm).
Переносные голландские биотуалеты незаменимы
на даче, в бытовках, в жилых фургонах, при уходе за
больными и везде, где нет стационарных туалетов.
Тел. в Москве 482-22-26, 482-22-28.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное