Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Мировая экономика: глобальные тенденции развития (выпуск от 27.01.00)

 

Рубрики рассылки:
 

АНАЛИТИКА
НОВОСТИ:
Общемировая cитуация
США и Канада
Европейский регион
Юго-Восточная Азия
Прочие регионы



АНАЛИТИКА
 
Нефть и политика
(Foreign Affairs, январь-февраль 2000 г.)
Авторы - Эми Майерс Джаффе, Роберт А.Мэннинг.
     Резкий рост цен на нефть был отмечен в последние недели на мировых рынках. 18 января на Нью-Йоркской товарной бирже баррель сырой нефти достигал 29 долларов, что является самым высоким показателем за последние 9 лет. Это произошло после того, как стало известно, что крупнейшие страны ОПЕК выступают в поддержку сохранения нынешней политики по сокращению добычи объемов нефти и после истечения 31 марта нынешнего соглашения стран ОПЕК.
     Поступает информация, согласно которой ОПЕК намерена жесткими мерами обеспечить среднегодовую цену на нефть на уровне 25 долларов за баррель.
     Саудовская Аравия, Иран и Венесуэла выработали весной прошлого года общую стратегическую линию ОПЕК на сокращение добычи и укрепление цен на нефть. В основе этой политики лежит соглашение о сокращении странами ОПЕК суточной добычи нефти на 4,3 млн. баррелей, или 15,8% от общей добычи нефти этой международной организацией. Этот курс поддержали и ряд стран, не входящих в ОПЕК, включая Мексику. В результате цена на нефть выросла за последние 12 месяцев в два с половиной раза.
     Сейчас становится ясно, что ОПЕК намерена закрепить достигнутый успех и противостоять соблазну снять ограничения на добычу, чего от нее добиваются ряд крупных брокерских нефтяных компаний.
     В последнее время цены на нефть колебались где-то на уровне 25-30 долларов за баррель, почти напоминая "нефтяные шоки" семидесятых годов. Рост цен сопровождался обычными истерическими вопросами относительно сокращения поставок и потенциально опасным перемещением капиталов, что заставляло политиков задуматься о том, как справиться с грядущим нефтяным кризисом. Но вопреки большому опыту энергетическая проблема, грозящая нам в начале ХХI века, состоит не в бурном росте цен и не в дефиците нефти. Напротив, опасность как раз обратного порядка: в долгосрочном плане можно ожидать продолжительного излишка нефти и низких цен на нее в следующие десятилетия.
     Как ни парадоксально, этот сценарий избытка дешевой нефти может дестабилизировать нефтедобывающие государства, особенно на пространстве от Персидского залива к России. Хотя экономика Соединенных Штатов и развивающихся стран-импортеров нефти в некоторой мере выиграет от этого, последствия низких цен на нефть могут подорвать политические расчеты США и поставить под угрозу их интересы.
     И массовые, и элитные средства информации пестрят мрачными предсказаниями о грядущей нехватке энергии. Но прорицатели энергетической катастрофы систематически ошибались на протяжении последних десятилетий. В грозном 1972 году группа видных экспертов так называемого Римского клуба опубликовала доклад, названный "Пределы роста", в котором говорилось, что нефтяных запасов осталось всего лишь 550 млрд. баррелей и что они иссякнут к 1990 году. В действительности же между 1970 и 1990 годами мир потребил 600 млрд. баррелей нефти, а сейчас разведанные извлекаемые запасы составляют более триллиона баррелей. Эти цифры, скорее всего, будут продолжать расти, даже если глобальное потребление превысит сегодняшние 73 млн. баррелей в день.
     Мировая проблема не в нехватке нефти, а в ее избытке. ОПЕК сетует, что крупные и мелкие нефтедобытчики по всему миру постоянно сообщают о новых находках и новых планах увеличения мощностей. Нефтяной потенциал в Ираке, России, Африке и других местах - наряду с умеренным подъемом экономики в Азии - опровергает мрачные предсказания о том, что мир вскоре исчерпает свои нефтяные запасы. Эти пророчества загораживают более вероятную перспективу: постоянное изобилие нефти и длительный период низких цен на нефть будут иметь совершенно иные - и в значительной мере непредвиденные - политические и стратегические последствия. Режимы, основанные на нефтяных доходах, могут быть дестабилизированы. Арабские государства изобилующего нефтью Персидского залива просто не готовы к новой геополитике в энергетической сфере.
     Не готов к ней и Вашингтон. Не следует недооценивать и политические пертурбации прочного изобилия нефти. Несколько важных режимов - государства Персидского залива, Россия, бывшие советские республики и такие ключевые латиноамериканские страны, как Венесуэла, Мексика и Колумбия - рассчитывают на хорошие доходы от нефти, чтобы успокоить волнующееся население, смягчить социальную напряженность. Без успокаивающего роста нефтяных доходов многие из этих стран могут ожидать нарастания политической нестабильности, социальных волнений и даже гражданских войн. Мучительные воспоминания Америки о собственном опыте во время революции в Иране в конце 70-х годов и событий на Балканах в 90-х годах учат ее тому, насколько трудно справляться с внутренней нестабильностью. Новая динамика глобального нефтяного рынка оказывает глубокое воздействие на национальную политику безопасности США. Вашингтону следует остерегаться.
     Международные рынки сырой нефти становятся все более глобальными и прозрачными - этой тенденции способствовало появление фьючерсных рынков и рынков производных нефти. Нефть больше не продается главным образом посредством привилегированных, секретных, долгосрочных контрактов по твердым ценам среди небольшой группы крупных поставщиков. Нефтепродукты продаются открыто, главным образом по рыночным ценам, многим покупателям, включая финансовые институты, не имеющие отношения к доходам нефтяной промышленности. На этом товарном рынке арбитраж, как правило, повсеместно устанавливает примерно одинаковые мировые цены с учетом качества нефти и транспортных расходов. Ключевой фактор на этом новом более эффективном глобальном нефтяном рынке - транспортировка. Большинство продавцов стараются сбыть свою нефть на ближайшем рынке с целью увеличить доход.
     Поскольку торговля ориентируется больше на транспортные расходы, чем на политические отношения, нефтяные потоки с Ближнего Востока перестраиваются, тем самым меняя геополитику нефти. Рост добычи нефти в Венесуэле, Колумбии, Канаде, Бразилии и на Юге США начал вытеснять с американского рынка более далекую нефть Персидского залива. Растущий импорт нефти из Атлантического бассейна (Северного моря и Западной Африки) ускорит этот процесс. В ближайшее десятилетие США будут все больше полагаться на экспорт из Западного полушария и Атлантического бассейна. От ближневосточной нефти растет зависимость не Америки, а Восточной Азии.
     Многие аналитики ожидали, что добыча нефти странами, не входящими в ОПЕК, явление скоропреходящее. Но они не учли технологический прогресс - включая компьютеризацию и метод трехмерного измерения, позволяющий геологам "видеть" подземные нефтяные полости, - что снизило стоимость разработки труднодоступных запасов и повысило возможности открытия новых залежей. К тому же новые конструкции буровых платформ и способы бурения позволяют компаниям извлекать больше нефти. Эти технологические новшества резко снизили стоимость разведки и добычи нефти и природного газа и предоставили потребителям доступ к обильным и недорогим энергоресурсам вопреки мрачным предсказаниям о их нехватке. Они продлили жизнь существующих скважин и позволили промышленникам удвоить выход нефти - во многих случаях с 20-30 процентов до 50-60 процентов. В США средняя себестоимость обнаруженной нефти снизилась с 15 долларов за баррель в 1980-х годах до всего лишь 5 долларов в 1998 году. Буровики в четыре раза чаще находят природный газ и в шесть раз чаще нефть, чем до кризиса 1973 года.
     Теперь, когда разведка и добыча нефти становятся более легким делом и обходятся дешевле, в этот процесс включаются все больше стран. В прошлые два десятилетия ученые мужи предрекали, что добыча нефти за пределами ОПЕК сократится на 3,6 млн. баррелей в день, или почти на 13 процентов, тем самым повысив цены. Однако добыча этих стран увеличилась более чем на 4 млн. баррелей в день, или на 15 процентов. Хотя проблемы в российской и китайской нефтяной промышленности и внезапное падение цен на нефть сократили добычу в этих странах на 800 тысяч баррелей в день в 1998 году, поставки нефти уже растут. Они, по-видимому, будут расти и в следующем десятилетии по мере развития нефтяной технологии. Новые месторождения скоро станут доступными в водах Мексиканского залива, Восточной Канады и Западной Африки, а также на территории Центральной Африки, Южной Америки, в приграничных районах бывшего Советского Союза и в глубинных районах Арктики. К тому же нефть из некоторых этих районов можно будет оградить от краткосрочных колебаний цен, если владельцы будут продавать свою продукцию на новых современных финансовых рынках нефти, используя также различные ее производные.
     Этой тенденции к изобилию нефти способствуют также технологические усовершенствования, позволяющие более эффективно использовать энергию. Расходование энергии также сдерживалось технологией совершенствования использования нефти в быту и в промышленности, равно как и в производстве энергии. Так, например, с 1980 по 1995 год количество энергии, расходуемой в США на постоянный доллар ВВП, снизилось с 16,47 цента до 13,44 цента. В Европе и Японии эффективность была еще большей.
     Ожидается также, что потребление нефти в транспортном секторе поглотит более половины будущего роста нефтяной индустрии, но и тут нет оснований ожидать дефицита нефти. Новые моторы "прямого впрыска", появившиеся в Японии и Европе, могут в конечном счете ограничить бум в спросе на бензин. Кроме того, крупные автопромышленники делают большие капиталовложения в разработку моделей машин с новыми типами двигателей и уже имеют прототипы "гибридных" машин (то есть машин, работающих на газе, на электричестве), которые появятся в широкой продаже к 2005-2015 годам, если не раньше. "Тоета" и "Хонда" уже продают гибридные модели в США, потребляющие один галлон горючего на 80 миль (3,8 литра на 130 км). Это может привести к снижению потребления нефти при росте автомобильного парка.
     Тенденции на Ближнем Востоке также сулят снижение цен на нефть, особенно в связи с ослаблением санкций США против Ирана, Ирака и Ливии. Можно ожидать, что добыча в Ираке удвоится на протяжении пяти-десяти лет. Иран и Кувейт также стремятся снова открыть свои нефтяные сектора для иностранных инвесторов, рассчитывая увеличить добычу нефти, свое политическое влияние и укрепить национальную безопасность. Их примеру следует Саудовская Аравия, стремящаяся повысить свою роль в регионе и стимулировать экономику. "Ройял датч-Шелл груп" недавно объявила об инвестировании 800 млн. долларов в прибрежные нефтеносные районы Ирана, что также может увеличить избыток нефти. Для потребления всей нефти, добыча которой вероятна в ближайшие десять лет, мировой спрос должен расти более чем на 3 процента в год, а не на 1,8 процента, как это было между 1980 и 1995 годами.
     Реальная возможность преобладания цен порядка 12-20 долларов на протяжении большей части следующих двух десятилетий создаст угрозу в районе нестабильности вдоль южного кольца Евразии - от Балкан до Кавказа и Центральной Азии и, возможно, также в Персидском заливе. Некоторые нефтяные режимы, такие, как Кувейт и (в меньшей мере) Иран, стараются подготовиться к этому, реформируя свои социальные, экономические и политические институты. Но другие - как ясно показывает риторика лидеров новых независимых государств Казахстана, Азербайджана и Туркменистана - убеждены, что доходы от нефти каким-то чудом смажут колеса их нынешней системы. Такое заблуждение мешает этим странам проводить трудные, но необходимые политические и экономические реформы.
     Низкие цены на нефть в 1998 году совпали с беспрецедентной политической напряженностью в ключевых нефтедобывающих странах - России, Индонезии и даже таких латиноамериканских странах, как Венесуэла, Мексика, Эквадор и Колумбия. Россия всегда зарабатывала твердую валюту в значительной мере продажей нефти и газа и делает это до сих пор; в 1996 году экспорт нефти дал ей 16,1 млрд. долларов, почти 20 процентов всех ее доходов от экспорта. Недавний финансовый кризис в России был ускорен и обострен сокращением нефтяных доходов. Низкие цены на нефть осложнят и без того трудное преобразование страны. В других странах, в частности в Венесуэле, хиреющая экономика в 1998 году способствовала избранию военного популиста, длительным политическим волнениям, сорвавшим проведение важных конституционных реформ. Сокращение доходов от нефти в 1998 году дестабилизировало также и Мексику, традиционная политическая система которой всегда испытывала напряженность.
     К сожалению, для внешней политики США в отношении богатого нефтью эллипса между Персидским заливом и Россией характерно то же заблуждение, что и для хозяев этого региона: положение спасут большие нефтяные доходы. Кое-кто из американских бюрократов даже утверждал, что именно это грядущее нефтяное богатство каким-то чудом создаст демократические институты и либеральную экономику, хотя история до сих пор свидетельствовала как раз об обратном - нефтяные доходы поддерживали на плаву неэффективные экономические системы.
     Длительные низкие цены на нефть также означают волнения в Персидском заливе - регионе основных военных обязательств США. Чем дольше будут снижаться цены, тем более грозные политические, социальные и экономические опасности ожидают страны Залива. В большинстве стран Залива уже подспудно бурлит социальное недовольство, которое может взорваться с уходом поколения стареющих лидеров. Население в регионе растет на 4 и более процентов в год - усугубляя демографическое несоответствие в виде быстрого увеличения численности молодежи до 25 лет. В районе Персидского залива молодежь до 15 лет уже составляет половину населения, что создает страшные проблемы в области образования и трудоустройства, также растущую напряженность для местной инфраструктуры и ресурсов, таких, как продовольствие, вода, здоровье и электроэнергия. Резко снизились подушные доходы; в Саудовской Аравии, например, реальный ВВП на душу населения сократился с 11.450 долларов в 1984 году до 6.725 долларов через десятилетие. Не спасает и нефть. В 1982 году активный баланс Саудовской Аравии в 140 млрд. долларов превратился в национальный долг почти в 130 млрд. долларов.
     С ослаблением экономики стран Залива все острее становится проблема рабочих мест. Так, например, в десяти крупнейших городах Саудовской Аравии 20-30% саудовцев не имеют работы. Не помогают и большие культурные и демографические сдвиги. Многие страны, особенно Саудовская Аравия, имеют большой класс незанятых студентов, многие из них предпочитают религиозное образование. Если возможности трудоустройства в королевстве останутся столь же незавидными, Эр-Рияд может лишиться возможности занять это растущее молодое поколение, которое может стать главной опорой исламских оппозиционных движений.
     Распределение экономических благ является главным средством режимов Залива сохранить базу своей власти и законности. В некоторых странах Залива 90% рабочей силы заняты на правительственных работах. Критически настроенных политиков и лидеров политической оппозиции часто подкупают субсидиями, высокими постами и другими признаками богатств и статуса. Эти режимы также создают религиозные центры, оказывают медицинские другие услуги, чтобы успокоить недовольных. Но экономический застой уже усилил местное недовольство официальной коррупцией и алчностью. Без значительных доходов от нефти для подкупа неспокойного населения лидерам Залива остается усмирять врагов и недовольное население только с помощью репрессий, что может вызвать еще более решительную оппозицию. Становясь все радикальнее, местное население может также угрожать процессу мирного урегулирования на Ближнем Востоке; недовольные государства Залива могут попытаться умиротворить исламские движения, например, оплачивая террористов ХАМАС.
     Военные США продемонстрировали свою внушительную способность сдерживать внешние угрозы притоку нефти из Персидского залива. Но как справиться с этими более неуловимыми - и более вероятными - внутренними угрозами?
     Уроки, полученные Америкой в Персидском заливе, конечно, вполне могут пригодиться в новом нефтеносном регионе: в Центральной Азии и на Кавказе. Но когда нефтяные компании, рассчитывавшие обрести новый Персидский залив, нашли там меньше, чем обещали геологи, их интерес стал угасать. Чтобы развить ресурсы замкнутого сушей Каспийского региона, потребуется немало времени. К 2010-2015 годам они дадут лишь 4-5% мировой добычи нефти, и то, если их значительная удаленность от основных рынков не помешает инвестициям. Тем не менее новая "большая игра" в Центральной Азии заинтересовала правительство США и политиков.
     Увы, все эти расчеты не имеют никакого отношения к скромной реальности Центральной Азии. Бюрократия стремится распространить демократию на эти бывшие советские республики из опасения, что юные государства станут добычей России, Ирана или Китая. Чтобы подчеркнуть приоритет этого региона в глазах США, им занимаются новые бюро, Межведомственная рабочая группа и даже свой особый специальный представитель.
     Так что частный сектор, вначале добивавшийся помощи правительства, чтобы проникнуть в этот регион, стал резко снижать свои ожидания, в то время как бюрократия идет все дальше, не обращая ни на что внимания. Центральная Азия и Кавказ - это вовсе не золотое дно, изобилующее нефтью и газом. Америке не приходится опасаться и того, что стабильность в мире окажется под угрозой, если окружающие державы начнут там борьбу за влияние. Главная проблема Центральной Азии - не алчные соседи; как в Персидском заливе, главной угрозой здесь останется внутренняя нестабильность.
     Итак, политика США не имеет разумной и последовательной стратегии. Вместо того чтобы сосредоточиться на вопросах технической подготовки, сельскохозяйственной реформы, гуманитарной помощи и создания институтов, политика США прежде всего занимается расширением уже устаревших военных связей, которые сейчас составляют суть отношений между Вашингтоном и ключевыми центральноазиатскими государствами. Действительно, в некоторых случаях США оказывают непосредственную помощь в подготовке военных и полицейских сил Центральной Азии, что весьма напоминает неразумную деятельность США в Латинской Америке в 1970-х годах. Направляющей силой в этих опасных связях является программа НАТО "Партнерство ради мира", в которой участвуют почти все государства Центральной Азии.
     Эти новые обязательства помимо того, что они осложняют и без того неспокойные отношения США с Россией и Китаем, могут вызвать ожидания, что НАТО вмешается, если возникнут беспорядки в отдаленных, но геополитически важных местах в Центральной Азии. Хотя можно проявлять энтузиазм по поводу появления новых демократий в этом регионе, такое вмешательство чревато большими осложнениями, весьма нежелательными. Сложные проблемы Каспийского региона, о которых свидетельствуют волнения в Чечне, Дагестане, Таджикистане и Киргизии, если оставить их без внимания и без надежд на нефтяные богатства, могли бы привести к такой ситуации, когда Балканы покажутся просто разминкой перед игрой.
     Социально-экономические проблемы грозят дестабилизировать почти все правительства Центральной Азии и Кавказа. Повсюду распространены нищета и лишения. Население Каспийского региона среднем расходует 70 процентов своего дохода на одно только пропитание. В Азербайджане реальный ВВП с 1992 по 1997 год сокращался в среднем на 12,4% в год. ВВП Казахстана снизился на 44,5% между 1990 и 1995 годами и не вырос с тех пор. Опасаясь волнений среди увеличивающегося населения в связи с такими лишениями, большинство правящих элит почти полностью искоренили оппозиционные движения и политическое несогласие и всякую возможность добиваться изменений помимо отдельных стихийных вспышек. Положение усугубляется тем, что государствам этого региона предстоит весьма неспокойная смена поколений в связи с тем, что постаревшие бывшие коммунисты сдают бразды правления. По мере того как новое поколение националистов сменяет старую советскую гвардию, социальная и этническая напряженность - а также исламский фундаментализм - будут становиться все ожесточеннее, как это происходит в Чечне и Дагестане.
     Поскольку основанное на нефти государственное строительство в Каспийском регионе оказывается иллюзорным, а связанная с этим социальная напряженность вызывает серьезные кризисы, Соединенные Штаты подвергаются большой опасности увязнуть в этой трясине, из которой они не смогут выбраться ни дипломатическим путем, ни решить проблему военными средствами.
     Мало того, в новом столетии будет гораздо труднее оградить безопасность нефтяных запасов Персидского залива и Каспия. Политика защиты глобальных поставок нефти в США, по всей вероятности, станет более опасной с изменением мирового отношения к нефти. Уходит время, когда Персидский залив был единственным источником жизненной энергии Америки; экономика США будет питаться нефтью из сравнительно близких источников в своем полушарии. Но если сохранятся сегодяшние тенденции, то к 2010 году Азия будет получать более 90 процентов своего импорта из Персидского залива, а ближневосточная нефть, вероятно, будет составлять менее 5 процентов всего потребления нефти Америкой, если только новые капиталовложения нефтяных компаний США радикально не изменят картину. Каспийская нефть также не будет питать рынки США; она скорее всего потечет в Европу и, возможно, в Азию.
     С сокращением импорта США из Персидского залива дорогостоящая военная роль США как "хранителя Залива" будет становиться во все более уязвимой в глазах тех американцев, которые призывают к перераспределению этого бремени. Умудренные сторонники присутствия США в Заливе утверждают, что защищать нефть где-то на глобальном рынке значит защищать ее везде. Но отсюда вовсе не следует, что Европа и Япония должны предоставить делать это Соединенным Штатам. Будут ли конгресс и американская общественность и дальше соглашаться с необходимостью проливать кровь и тратить средства ради защиты Залива, тогда как союзники, получающие ископаемое топливо из этого региона, а именно Европейский союз и Япония, фактически не выполняют там никакой военной роли? Такие вопросы задаются в ходе споров о распространении роли НАТО за пределы Европы в период после "холодной войны".
     Эти новые связи энергетического происхождения между поставщиками нефти из Персидского залива и потребителями в Восточной Азии создают и другие важные региональные стратегические проблемы. С середины 1990-х годов у Китая и Индии закончилась существовавшая много лет самообеспеченность энергией, и они стали чистыми импортерами нефти. Как полагают, в предстоящем десятилетии их импорт должен возрасти до пяти и даже десяти миллионов баррелей в день. С ростом энергетических потребностей Китая правители Пекина озабочены поисками источников снабжения нефтью. Растущая потребность Китая в импорте нефти означает, что он будет все больше полагаться на те же энергетические ресурсы и морские транспортные пути, которыми пользуются Соединенные Штаты, Япония и другие промышленно развитые страны. В данном случае изобилие нефти может повысить энергетическую безопасность Азии. При достаточном снабжении нефтью Китай может полагаться на рынок и не торопиться создавать морской и океанский военный флот, который "конкурировал" бы в поставках энергии с Японией, Южной Кореей и Индией.
     И все же Китай, считающий себя новой великой державой, возможно, не смирится с тем, что морские пути, по которым должна доставляться жизненно важная для него нефть из Персидского залива, будут защищать ВМС США. Еще до случайной бомбежки самолетами НАТО китайского посольства в Белграде Пекин в Белой книге по обороне в 1998 году высказывал опасение, что фактическая американская система безопасности Тихоокеанских союзов представляет "угрозу миру и стабильности". Но если сохранятся большие поставки нефти по умеренным ценам, то энергетические проблемы на практике могут создать хорошую возможность для сотрудничества между Китаем, его соседями и Соединенными Штатами.
     Постоянно низкие цены на нефть в мире создадут реальные проблемы для национальной безопасности США. Вашингтон не только не готов решать эти проблемы, но его текущая политика скорее даже усугубляет их. Это обстоятельство, пожалуй, особенно ярко проявляется в необузданном стремлении США установить связи с авторитарными режимами в Каспийском бассейне - связи, которые могут вовлечь Соединенные Штаты и НАТО в локальные конфликты, в которых энергия и стратегические интересы находятся на последнем месте. Центральная Азия - это сложный регион с весьма умеренным нефтяным потенциалом, который трудно коммерциализировать и который не может служить заменой Персидскому заливу. Менее амбициозная каспийская политика США, определяемая продуманным пониманием ограниченности американских интересов там, могла бы помочь избежать сложностей в балканском духе и сократить раздражающие факторы в отношениях с Россией и Китаем.
     Вдумчивая оценка стратегического положения Америки в мире дешевой нефти требует полного пересмотра политики. Помощь нефтедобывающим странам - скажем, в Каспийском бассейне в надежде обеспечить более устойчивые поставки нефти - должна быть связана с созданием политических и социальных институтов и широким экономическим развитием. В свою очередь такие реформы лучше оградят эти неустойчивые страны от внутренних волнений, вызванных изменчивыми доходами от нефти. Ее поставки стали бы более надежными, а граждане нефтедобывающих стран получали бы больше от природных богатств, находящихся под контролем их стран. Таким образом, в выигрыше оказались бы и производители, потребители, даже если бы цены на нефть в конечном счете снизились.
     
НОВОСТИ

ОБЩЕМИРОВАЯ СИТУАЦИЯ

Инвестиции в развивающиеся рынки
(Интерфакс, 25.01.00)
Частные инвесторы увеличат в этом году инвестиции в развивающиеся рынки, оправляющиеся после последствий азиатского кризиса, примерно на 30%, предсказывает Институт международных финансов (Institute of International Finance).
Общий объем вложений на новых рынках, пишет The Wall Street Journal, вырастет примерно до $190 млрд. - в то время как в 1998-1999 годах этот показатель находился ниже отметки в $150 млрд.
В то же время приток капиталов на развивающиеся рынки останется ниже максимального показателя в $327,9 млрд., достигнутого в 1996 году, то есть до начала финансового кризиса.
Коммерческие банки, согласно прогнозу, сократят в этом году вывод капиталов с развивающихся рынков до $3 млрд. (в 1998 году они изъяли из этих стран $49 млрд., в 1999 году - $39,1 млрд.).
При этом портфельные инвестиции должны вырасти до $33,7 млрд. - против $17 млрд. в прошлом году и $13,7 млрд. в 1998 году. Что касается прямых инвестиций, объем которых достиг в 1999 году рекордного уровня в $138,8 млрд., то ожидается их сокращение до $119,8 млрд.
Что касается отдельных регионов, то Институт международных финансов предсказывает рост инвестиций в страны Латинской Америки с $68,8 до 89,6 млрд., в Азии - с $39,3 до 59,4 млрд.
Вложения в новые европейские рынки должны увеличиться с $31,9 до 32,5 млрд.

Рост мировой экономики
(Интерфакс, 24.01.00)
Страны "большой семерки" ожидают, что для мировой экономики в этом году будут характеры, в основном, стабильный рост при низкой инфляции, отмечается в коммюнике по итогам завершившейся встречи министров финансов и глав центробанков стран "большой семерки". "До сих пор мировая экономика ехала на одном моторе - американском, теперь включается второй мотор - европейский" - приводит агентство Bloomberg слова министра финансов Франции Кристиана Саттера.
Члены "семерки" призвали Японию продолжать усилия по реформированию и реструктуризации своей финансовой системы.

Капитализация высокотехнологического сектора
(Интерфакс, 26.01.00)
Бум на американском фондовом рынке в последние годы в значительной степени связан с рыночной капитализацией технологического сектора США, которая за 10 лет поднялась с $300 млрд. до $3 трлн., сообщает газета Financial Times. По данным газеты, доля акций технологических компаний на фондовом рынке США увеличилась с 10% в начале 1990-х годов до 33% в настоящее время. Рыночная капитализация одной только корпорации Microsoft, крупнейшего производителя программного обеспечения, оценивается в $535 млрд., что превышает ВВП Канады.
В то же время сектор информационных технологий представляет собой только 5,1% от капитализации фондового рынка Германии, 9,4% - Франции, 4,9% - Великобритании и 15% - Японии. Среди стран, доля технологического сектора на фондовом рынке которых сопоставима с американской, Financial Times называет Канаду (29%), Тайвань (21,9%), Швецию (38,2%) и Финляндию (более 50%).
По мнению газеты, в результате серьезных изменений на фондовом рынке США в последние годы значительный объем средств был переведен из сферы традиционной промышленности в новые быстрорастущие секторы экономики, связанные с информационными технологиями и Интернетом.

Прекращение спада в мировой полупроводниковой промышленности
(Синьхуа, 23.01.00)
По данным, опубликованным на днях американской ассоциацией полупроводникой промышленности, в 1999 году приостановлен спад в мировой продаже чипов и зафиксирован значительный рост этого показателя.
По состоянию на ноябрь минувшего году, общий объем реализации чипов в мире в 1999 году составит 150 млрд. долларов, что на 17,1 процента больше по сравнению с 1998 годом. На долю США приходится 32 процента мирового объема продажи. Далее идут страны АТР - 24 процента (исключая Японию), Европа и Япония - по 22 процента.
В связи с динамичным развитием сферы Интернет и мобильной связи, в предстоящие несколько лет ожидается дальнейший резкий рост объема реализации чипов в мире. Прирост в этом году достигнет 21 процента. По мнению ассоциации, в глобальном масштабе в целом наблюдается падение цен на чипы, поэтому производители должны увеличить свои доходы путем расширения рынков и технических новаций.

Мировая электронная коммерция
(Синьхуа, 22.01.00)
В докладе, обнародованном на днях швейцарским "Креди банком", говорится: мировая электронная коммерция растет быстрыми темпами, она ежегодно удваивается. По прогнозам, в 2003 году общий объем торговли на планете через Интернет возрастет до 1,24 трлн американских долларов.
В 1999 году общий объем мировой электронной коммерции достиг 98 млрд. долларов и вырос на 160 процентов против 1998 года.

США И КАНАДА

Рост научного потенциала США
(Интерфакс, 26.01.00)
Объем средств, направленных в сферу исследований и разработок, в США вырос к настоящему времени до 2,7% от ВВП после снижения до 2,4% в начале 1990-х гг. По данным Financial Times, продолжается приток научных кадров в сферу информационных технологий: в настоящий момент почти половина докторов науки в США получают степень по техническим дисциплинам. В 1970-х этот показатель составлял всего 36%.
Конгресс США в свою очередь способствует росту сектора высоких технологий, смягчая иммиграционные ограничения для иностранных служащих этой отрасли. В 1999 году конгресс увеличил число соответствующих виз с установленных ранее 60 тысяч до 115 тысяч. Причиной увеличения иммиграционных виз является недостаток квалифицированных специалистов в технологических отраслях США.
По данным калифорнийского исследовательского института, иммигранты из Китая и Индии являются исполнительными директорами в 2275 компаниях, представляющих 24% всех компьютерных фирм Силиконовой Долины.
США было бы трудно финансировать развитие рынка высоких технологий, который требует средства акционерного капитала, а не долгового финансирования, если бы капитализация фондового рынка не превышала в три раза объем банковских активов. В то же время в Западной Европе или в Японии объем банковских активов в три-пять раз превышает капитализацию фондового рынка.

Рост индекса потребительского доверия
(ИТАР-ТАСС, 26.01.00)
До самой высокой отметки в своей истории возрос индекс потребительского доверия в США. Этот ключевой показатель, который отражает степень готовности американских семей расходовать свои средства на приобретение товаров и услуг в ближайшей перспективе, подскочил в январе нынешнего года до 144,7 пунктов в сравнении с 141,7 пункта в декабре прошлого года. Это самый высокий уровень за все 32 года, в течение которых идет расчет индекса.
Американские экономисты чрезвычайно внимательно следят в последние годы за поведением данного показателя, учитывая, что активность экономики США примерно на две трети зависит от настроений потребителей.

США досрочно ликвидируют государственный долг
(Прайм-ТАСС, 26.01.00)
США намерены выплатить госдолг в размере 5600 млрд. долл. к 2013 г. Это на 2 года раньше прежде намеченного срока. Президент США Билл Клинтон сделал данное заявление, касаясь представления бюджета на 2001 финансовый год.

ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕГИОН

В ближайшие полвека может резко сократиться численность населения Европы
(ИТАР-ТАСС, 21.01.00)
От 13 до 24 процентов может составить в ближайшие полвека сокращение численности населения европейских стран. Таков прогноз национального института демографических исследований Франции, опубликованный в последнем номере научного журнала "Население и общество".
Французские ученые дают два варианта демографической эволюции Европы. Первый или "усредненный" вариант предполагает, что в 2050 году 38 европейских стран, включая Россию, будут насчитывать 628 миллионов жителей. Второй - "пессимистический" прогноз определяет численность европейцев только в 550 миллионов. Сейчас население Европы составляет 729 милионов человек.
Есть у французских демографов и "оптимистический вариант", по которому население Европы может увеличиться на 2 процента, однако они подчеркивают его "слабую осуществимость", заявляя, что это может произойти лишь при неожиданном переломе нынешних тенденций снижения рождаемости. Сейчас на одну жительницу Европы приходится в среднем 1,6 ребенка. И если этот показатель возрастет до 2,2, наш континент сможет рассчитывать на рост населения.
Таким образом, через полвека европейцы будут составлять всего 7 процентов населения планеты, в то время как сейчас этот показатель достигает 12 процентов, а в 1950 году он составлял 22 процента. Резко возрастет и доля "некоренных" европейцев в населении Европы.

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

Рост экспорта азиатских стран
(Синьхуа, 23.01.00)
Пережив три года депрессии, в прошлом году азиатские страны в конце концов остановили падение экспорта и сделали его главным импульсом к быстрому экономическому возрождению. В последние месяцы экспорт азиатских стран возрастает быстрым темпами. В ноябре прошлого года южнокорейский экспорт увеличился на 22 процента против соответствующего периода позапрошлого года, а экспорт Малайзии и Филиппин - соответственно на 13 и 18,8 процента. В четвертом квартале прошлого года Таиланд повысил свой экспорт на 18 процентов против параметра соответствующего квартала позапрошлого года.
Надо признать, что увеличение азиатского экспорта связано со многими благоприятными факторами, в частности, увеличение спроса на электронику на международном рынке служит здесь ключевым фактором.
Тем не менее многие экспортеры все же не столь оптимистически оценивают перспективы экспорта Азии в этом году. По их мнению, рост экспорта в прошлом году был достигнут не за счет повышения конкурентоспособности азиатских товаров, а за счет занижения цен на них в условиях затоваривания. В этой связи эксперты предложили азиатским странам урегулировать структуру продукции и повысить ее высокотехнологическое содержание. Лишь это позволит обеспечить стабильный рост экспорта азиатских стран и будет способствовать открытию ими международных рынков.

Прямые зарубежные инвестиции в страны Азии
(Синьхуа, 25.01.00)
Конференция ООН по торговле и развитию опубликовала пресс-релиз, в котором говорится: в 1999 году общий объем прямых зарубежных инвестиций, привлеченных странами Азии (за исключением Японии), составил 91 млрд. долларов. Этот показатель, вопреки предположениям некоторых представителей о сокращении иностранных капиталовложений в Азию после финансового кризиса, возрос на 1 процент против предыдущего года.
В прошлом году общий объем прямых иностранных капиталов, вложенных в экономику 5 азиатских стран, которые испытывают сильное негативное влияние финансового кризиса, составил 18 млрд. долларов и вырос на 1 процент по сравнению с 1998 годом. Причем Республика Корея привлекла в свою экономику 8,5 млрд. долларов, что дало рост на 55 процентов, чем в предыдущем году, а инвестиции в Малайзию составили 3,8 млрд. долларов, это равно уровню 1998 года. Но зарубежные инвестиции, привлеченные Таиландом, Индонезией и Филиппинами, снизились.

Дальнейшая либерализация в сфере малого предпринимательства в Китае
(Синьхуа, 25.01.00)
Раньше, для того чтобы зарегистрировать частное предприятие в Китае, необходимо было иметь определенный уставной капитал и установленное число занятых на предприятии.
В первый день этого года официально вступил в силу "Закон КНР о предприятиях, основанных исключительно на личных инвестициях", который аннулировал эти ограничения. Это означает, что теперь для того чтобы зарегистрировать собственное предприятие, достаточно одного юаня.
За годы проведения политики реформ и расширения внешних связей, инициатором которой стал Дэн Сяопин, изо дня в день развивался частный сектор экономики Китая. Сегодня открыть собственное предприятие, самому стать его хозяином стало мечтой многих китайцев.

Либерализация рынка телекоммуникаций в Сингапуре
(Синьхуа, 21.01.00)
Правительство Сингапура решило на два года раньше намеченного срока полностью открыть рынок телекоммуникаций, одновременно оно аннулировало ограничения, которые существовали в отношение иностранных компаний и разрешали им владеть менее 49 процентами прямых или косвенных акций предприятий страны, обслуживающих общественные телекоммуникации.
Открытие сферы телекоммуникаций рассматривается в стране как ключевой фактор привлечения в эту отрасль новых инвестиций. Меры по постепенному открытию рынка оставляли у инвесторов впечатление об отсутствии у Сингапура конкурентоспособности в этой сфере.

ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ

Рост ВВП России
(Интерфакс, 25.01.00)
ВВП России в 1999 году вырос на 3,2%, сообщил глава Госкомстата РФ В.Соколин. По сравнению с докризисным 1997 годом ВВП в 1999 году снизился лишь 0,2%.

Сокращение населения России
(Интерфакс, 25.01.00, ЭСЦ, 24.01.00)
Численность населения России за первые 11 месяцев 1999 года сократилась на 716,9 тыс. человек, или на 0,49% и, по оценке, составила к 1 декабря минувшего года 145,6 млн. человек. Эту информацию распространил Госкомитет РФ по статистике.
За первые 11 месяцев 1999 г. в России родились 1 млн. 117,0 тыс. человек против 1 млн. 179,9 тыс. за тот же период 1998 года. Численность умерших достигла 1 млн. 953,0 тыс. человек против 1 млн. 815,1 тыс. за 11 месяцев 1998 года.
Быстро сокращается доля русского населения. Около 50% вновь родившихся детей появились в нерусских семьях.

Экономический рост Мексики
(Синьхуа, 20.01.00)
Экономический прирост Мексики в минувшем году составил 3,5 процента. Пассивное сальдо во внешней торговле составило 4,42 млрд. долларов США, на 37,7 процента меньше, чем в 1998 году.
В прошлом году бюджетный дефицит Мексики составил лишь 1,25 процента от ВВП страны. Уровень безработицы и инфляции снизился соответственно до 2,51 и 13,9 процента, то есть до самого низкого за последние годы уровня.

2000 год не будет для Белоруссии голодным
(ИТАР-ТАСС, 20.01.00)
"Наступивший год не будет для страны голодным. Несмотря на то, что для сельского хозяйства он тяжелый, я уверен, что мы проживем нормально," - заявил 20 января президент Белоруссии А.Лукашенко в ходе поездки по Могилевской области с целью личного ознакомления с положением дел на предприятиях агропромышленного комплекса. По его словам, положение с обеспечением населения сельскохозяйственной продукцией наиболее тяжелым будет в январе, но летом ситуация будет улучшаться.

***
Свои отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте пожалуйста по адресу ant1648@hotmail.com.



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное