Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Записки о бизнесе: Честность как лекарство от банкротства


Записки о бизнесе

   
    Блог

Почему спасли Ника? Честность как лекарство от банкротства

Оригинал здесь.

Была у Ника Сарилло пара пиццерий в Иллинойсе. В сумме – 192 сотрудника и 500 посадочных мест. Однажды продажи в одном из заведений упали, что называется, драматически, а это означало банкротство всей компании. Ресторатор приготовился закрывать прогоревшие заведения, однако спасение пришло с неожиданной стороны...

История Nick's Pizza & Pub началась в 1995 году, когда наш герой запустил первый проект в Кристал Лейк – скромные 150 мест на 3500 квадратных футах площади. Не имея склонности к строительству ресторанных империй, Ник создал второе заведение только через 10 лет – в городке Элджин, неподалеку от Чикаго. Поначалу дела шли довольно неплохо, так что в 2007 году пиццерии совместными усилиями заработали 7 млн долларов. В следующем году Элджин начал приносить убытки. К 2011 году продажи там сократились на 40%, и Nick's номер один был не в силах тащить этот воз в одиночку.

Казалось, у этой тучи нет серебряной подкладки. Экономический кризис, безработица, американцы начинают чувствовать вкус к домашней еде, ремонтники в Элджине разрыли сразу несколько дорог так, что постоянные гости зареклись ездить за пиццей в сторону Nick's Pizza & Pub.

 

Ремонт дороги оказался настолько тяжелым испытанием, что его окончание потом отмечали особым праздником

 

В какой-то момент Ник понял, что денег у его предприятия осталось всего на пару недель, а потом банально будет не из чего платить жалованье персоналу и проценты банку. Сперва предприниматель решил договориться с банкирами. Однако податели кредитных средств отказались менять условия соглашения. Более того, посоветовали помалкивать о приключившейся катастрофе, чтобы сотрудники не разбежались, а поставщики не перестали подвозить продукты. Разумная рекомендация, не правда ли? Ник последовал ей с точностью до наоборот. Он сочинил электронное письмо, которое разослал по 16 000 адресам своей клиентской базы. В нем он объяснял, как обстоят дела, похвалил команду, взял на себя вину за провал и обратился к публике с призывом.

«Если в ближайшие четыре недели в любом из ресторанов продажи сильно вырастут, мы сможем продержаться. Поэтому напоследок я хочу попросить вас: приходите ужинать в Nick's Pizza & Pub и скажите своим родственникам, друзьям, коллегам и соседям, чтобы они тоже приходили. Мы хотим оставаться частью местного сообщества и пока не готовы с вами прощаться», – писал Сарилло. Он также заявил, что принимает вопросы, идеи и полезные советы по телефону, электронной почте или при личной встрече.

Вот тут-то и начались чудеса. Почти немедленно в пиццерии хлынул поток клиентов, тренеры местных команд начали заказывать банкеты, а в Фейсбуке была создана страница, на которой доброжелатели планировали масштабную вечеринку с активным поеданием пиццы от Ника. Один из поставщиков отказался брать деньги (!) за помидоры и латук, объяснив, что овощи – за счет компании. За неделю в Элджинском ресторане продажи выросли на 105%, а в Кристал Лейк – на 110%. В течение второй недели они были выше изначального показателя на 90%, в течение третьей недели – примерно на 85%.

В полезных советах тоже не было недостатка, так как на письмо откликнулись около 400 бизнесменов. Многие предлагали осмысленные решения, а настоящим подарком судьбы для Ника стал Джим Никсон, специалист по финансовым вопросам и отец обширного семейства, выросшего на фирменной пицце нашего героя. Джим согласился совершенно бесплатно консультировать Сарилло и участвовать в переговорах с банком. Изучив бухгалтерию компании и проанализировав цифры, он предложил план выхода из кризисной ситуации, основанный на сокращении издержек и реалистичных прогнозах продаж. Затем Джим отправился в банк, предъявил план и попросил о рефинансировании кредита для Nick's.

«Если вы никогда не бывали на подобных встречах, вы мало потеряли. Должен сказать, ничего веселого, – в таких выражениях Сарилло описывает переговоры с банком. – Никто из участников не хотел там присутствовать, никто не хотел вести разговор, который мы все-таки вели. И все же я чувствовал, что банк не имеет ничего против меня лично, это просто бизнес. Я чувствовал, что мы собрались в этой комнате, чтобы создать ситуацию, когда выигрывают все, и каждый получает свою выгоду».

В результате Ника до конца 2012 года освободили от погашения основной суммы ипотечного займа, оставив только проценты. Более того, банк обратился в Агентство по делам малого бизнеса, которое согласилось на тот же период освободить компанию от платежей в свою пользу. Ну, а по итогам 2012 года господин Сарилло ожидает роста продаж в обоих заведениях на 4-10% и дохода в 6 млн долларов.

Неожиданно счастливый финал этой истории американский ресторатор объяснил так: «Мы поступали правильно, строили компанию по-своему и были частью местного сообщества, платившего по нашим счетам, – это стало для нас страховкой на трудные времена».

Все так, но стоит заметить, что Ник Сарилло не просто рядовой предприниматель, переживший трудные времена. Он известен как создатель собственной бизнес-идеологии, проповедник менеджмента в стиле trust-and-track, бизнес-тренер (этим он занимается прямо в пиццерии, чтобы обучение было нагляднее), спикер многочисленных деловых мероприятий и автор книги «Кусок пирога: как построить большой малый бизнес». Его почти фатальный провал вырастал на той же почве, что и предшествовавший ему успех.

 

Собственное предприятие – самый наглядный пример для бизнес-тренинга

 

Nick's Pizza & Pub знамениты своей корпоративной культурой. Владелец строил ее, отталкиваясь картины, которую ему приходилось когда-то наблюдать в пиццерии отца.«Все шло неплохо, пока папа говорил, что надо делать. Он был хорошим человеком, но обучением персонала не занимался. Просто заявлял: «Сделайте это сейчас же». А когда его не было на месте, работа почти останавливалась. Он объяснял мне, что нельзя открывать больше одного ресторана, потому что персоналу все равно. Многие предприниматели повторяли то же самое. Но я понял: проблема в корпоративной культуре – и пообещал себе создать нечто иное».

Так появилась система «доверяй, но проверяй», в которой главной является первая составляющая – доверие. «Сотрудники, особенно молодежь, которой много в наших ресторанах, лучше мотивируются и продуктивнее работают, если менеджеры ведут себя, как тренеры, – объясняет Ник. – Им нужны не приказы, а поддержка и обучение. Модель управления trust-and-track предполагает, что мы предоставляем участникам команды необходимые средства производства, объясняем, какого результата от них ждем, и разрешаем добиваться этого результата тем способом, который им нравится. И в то же время, обязательно отслеживаем достижение результата».

В Nick's персонал поощряют открыто выражать собственное мнение, профессионально развиваться и выдвигать столько рацпредложений по улучшению работы предприятия, сколько придет в голову. Корпоративная культура проникает повсюду и воплощается во множестве занятных фишек вроде стен, расписанных ценностями компании, особой системы разрешения конфликтов под кодовым названием «Безопасное пространство» или таблицы, отображающей освоение работниками кухни новых навыков. Любопытнее всего, что это эффективно. Благодаря вовлеченной бодрой команде пиццерии Ника зарабатывали в шесть (!) раз больше, чем получают со своих клиентов подобные рестораны. А текучка кадров здесь составляет меньше 20% при том, что в заведениях этого сегмента люди обычно не задерживаются больше года.

 

Таблица освоения навыков работниками кухни. Научишься чему-то новому – получишь повышение, бейсболку другого цвета и зарплату побольше

 

Другая примета пиццерий господина Сарилло – аффектированное единение с местным сообществом, тем самым загадочным для российского человека local community. Выражается оно не только в бесконечных восторженных «мы с вами, мы работаем для вас, мы часть сообщества, нам не все равно». Компания приглашает локальные благотворительные организации проводить в Nick's мероприятия по сбору средств и резервирует для этого 5% собственной выручки. На самом деле, когда-то Ник просто выписывал и отправлял чеки, но, как простодушно замечает ресторатор, сотрудники и местные жители оставались не в курсе его добрых дел. Засим была выбрана более «громкая» схема. А рекламного бюджета у ресторанов нет вовсе.

Вообще, прямолинейно сентиментальный пиар Ника Сарилло – это совершенно отдельная дивная песня. Так, среди записей в его блоге есть история официантки, которой группа благодарных посетителей, летчиков-пенсионеров, подарила билет на трансатлантический рейс, чтобы женщина могла повидаться с любимой сестрой, живущей в Ирландии. Или рассказ о Джонни Ромо, работавшем в Nick's и, по совместительству, в сетевой мексиканской концепции Chipotle. Однажды молодой человек серьезно заболел – дело дошло до пересадки почки. Ожидание донорского органа предполагало регулярный диализ, но тут выяснилось, что медстраховка Chipotle подобных фривольностей не покрывает. В итоге сотрудники пиццерии, посовещавшись, подключили парня к корпоративному плану, что означало удорожание страховки для каждого. Обо всем этом Ник отчитался в своем блоге, не преминув уколоть конкурента. 

 

Официантка Имельда и щедрые экс-пилоты. Место действия – Nick's в Кристал Лейк

 

Так почему же оказался на грани банкротства ресторан с замечательной корпоративной культурой, дружной командой и преданными клиентами? Во всем виноват... Ник Сарилло, кто же еще. Он здорово промахнулся сразу в нескольких направлениях и был совершенно прав, принимая на себя вину в том электронном письме.

Прежде всего, серьезной ошибкой было само открытие второго заведения. «Как многим предпринимателям, мне свойственен внутренний оптимизм, – каялся мистер Сарилло в интервью NYT. – Элджинский ресторан – это 9000 квадратных футов площади и 350 посадочных мест. Инвестиции в здание и прочую недвижимость составили 5 млн долларов. Я сделал его слишком большим, так как ориентировался на здешние планы жилищного строительства – ожидалось, что в новых домах поселятся 80 000 человек. Но там ничего не построили».

Сверх того, оказалось, что Ник, способный так чудесно всех сплотить и замотивировать, не силен в финансовых вопросах. Когда в 2011 году внешний консультант научил его подсчитывать соотношение заемных и собственных средств, ресторатор достиг просветления и обнаружил, что вместо приемлемого показателя 1/1 его компания имеет 3/1.

«Когда одобрялся первый заем, продажи росли, а недвижимость оценивалась весьма высоко. Возможно, банк не изучил наш случай достаточно внимательно. И открыл кредитную линию, которую открывать не следовало», – говорит Ник. Сейчас ситуация нормализовалась. Нельзя сказать, что дела идут блестяще, но банкротство ресторанам больше не грозит, и компания возобновила погашение основной суммы ипотечного займа. Вблизи Элджинской точки запущен долгожданный Walmart, дорожные работы завершились, продажи потихоньку прирастают.

 

Nick's Pizza & Pub в Элджине

 

Конечно, все хорошо, что хорошо кончается, однако для российского наблюдателя история спасения пиццерий силами американского народа (см. начало поста) выглядит не просто чудесным, а противоестественным. Представьте, что на соседней улице открылась, допустим, блинная (добавим национального колорита). И тут – кризис: мука дорожает, асфальт меняют, близкая перспектива банкротства. Думаете, кто-то возьмется спасать заведение и его хозяина? Что-то не верится.

Почему все же Нику удалось выбраться из финансовой ямы? Можно предположить, что:

а) Несмотря на то, что у бухгалтерии концы с концами не сходились, бизнес был успешным по большому счету, ведь у него была обширная и, как оказалась, предельно лояльная клиентская база.
б) Так работает загадочное local community, отсутствующее в нашей реальности.

А как считаете вы: почему Ника все-таки спасли?

   
     
   

В избранное