Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИСО 9001, ИСО 13485, ИСО 15189

  Все выпуски  

ИСО 9001, ИСО 13485, ИСО 15189 специалист по качеству часть 4


Мы продолжаем разговор об организации работы специалиста по качеству.

Напомним, что все написанное ниже - лишь попытка поделиться нашим опытом. Мы не претендуем на то, что работа специалиста по качеству должна быть организована именно так, как написано ниже, во всех организациях.

 

2. Работа с персоналом

                        а. Создание процедур

Грамотно составить документы и процедуры – задача специалиста по качеству. Но это не значит, что он должен самостоятельно создавать рабочие и должностные инструкции и т.п. С другой стороны, наивно требовать от технических специалистов, которые не всегда способны грамотно изложить свою мысль на бумаге, знаний правил составления должностных инструкций.

Содержание документов, регламентирующих процессы, должны давать технические специалисты, являющиеся экспертами по этому процессу.

                        б. Разъяснение вводимых правил

Если возникает новый документ, его нельзя просто передать руководителю подразделения. Специалист по качеству должен разъяснить сотрудником суть документа, ответить на вопросы и удостовериться, что все сотрудники понимают документ одинаково.

Существует другой, на наш взгляд более правильный подход. СНАЧАЛА проверить эффективность вновь вводимых правил на практике, а уже ПОТОМ зафиксировать их на бумаге в виде стандарта.

                        в. Контроль

Необходимо постоянно контролировать выполнение принятых требований, пока новые схемы работы не войдут в привычку. Мало сделать документ. Мало сделать его понятным сотрудникам. Мало сделать его в соответствие со стандартами. Мало разъяснить его требования людям. Необходимо заставить их поступать по-новому.

Специалист по качеству должен разъяснять важность вводимых изменений и твердо добиваться их внедрения на всех уровнях организации.

г. «Разбор полетов»

Специалист по качеству должен также выполнять роль «штатного психолога». Необходимо вникать в проблемы людей, в сложившиеся взаимоотношения между подразделениями и сотрудниками и искать пути минимизации негативных последствий конфликтов как рабочих, так и личностных, а также помогать людям использовать в работе их сильнейшие личные и деловые качества.

Практически всегда при внедрении СМК возникают конфликтные ситуации между сотрудниками. Надо понимать, что, по сути, причина этих конфликтов – страх. Страх потерять свою значимость, потерять работу и т.п. Поэтому специалист по качеству должен помогать персоналу организации преодолевать возникающие сложности, добиваясь эффективности работы всей организации и нацеливать людей на результат.

  1. Работа с руководством

Что должен делать «самый главный» человек в организации, будь то глав врач, генеральный директор или кто то еще? Поставить цель и выделить ресурсы. Все. По большому счету, от руководителя не требуется больше ничего – «наймите себе профессионалов и пусть они за вас работают».

Специалисту по качеству надо понимать, что ни высшее руководство, ни сотрудники компании не будут детально вникать в требования стандартов. Вернее, они не могут позволить себе потратить столь драгоценное время на изучение первоисточников (текстов ИСО и т.п.)

Одной из задач специалиста по качеству является четко и понятно доводить до сведения руководителя требования стандартов и предлагать несколько вариантов их выполнения.

Проблема в том, что тексты основных стандартов ИСО очень расплывчаты и, на первый взгляд, не конкретны. Это объясняется тем, что ИСО 9001,  применим к любой организации и невозможно конкретно написать требование, чтобы оно было применимо, к примеру, и для булочной, и для высшего учебного заведения.

Специфика языка стандарта дает большое поле для интерпретаций. И не очень опытный работник на должности специалиста по качеству может доводить до сотрудников не сами требования стандарта, а свои интерпретации этих требований. Важно всегда об этом помнить. Если сотруднику отдела качества кажется, что данное требование стандарта выполняется только так и никак иначе, он на 90% ошибается. Вариантов реализации требований ИСО 9001 несчетное множество.

 


В избранное