Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
19 мая 2009, вторник

"Panasonic Россия" подводит итоги 2008 года

На ежегодной пресс-конференции, состоявшейся в Москве, вице-президент "Panasonic Россия" Тойота Масару подвел итоги работы компании в 2008 году и рассказал о планах на будущее.

В своем выступлении г-н Тойота также обозначил ключевые задачи компании на 2009 год. Среди них фигурирует оптимизация организационной структуры, удержание позитивной динамики роста в приоритетных для компании сегментах рынка: плоскопанельных телевизорах, а также фото- и видеокамерах.

По словам г-на Тойоты: "В России и странах СНГ суммарные показатели продаж Panasonic за прошедший финансовый год оказались приблизительно равными достижениям 2007 года. Несмотря на непрерывный рост вплоть до осени 2008 года, объективные экономические условия стали препятствием для достижения объемов, ранее запланированных компанией. По мнению г-на Тойоты, "экономический кризис - это проверка компаний на устойчивость и гибкость". Сейчас Panasonic решает задачу оперативной реорганизации структуры для эффективной работы в новых условиях. Рынок преобразовался, и компания должна меняться вместе с ним, чтобы, преодолев сложности, сохранить все ключевые преимущества и успешно завершить 2009 финансовый год.

Давая более детальную оценку деятельности компании, г-н Тойота отметил достижения значимых результатов Panasonic в таких товарных категориях, как плоскопанельные телевизоры Viera и цифровые фотокамеры, выпускаемых под брендом Lumix.

Доля Panasonic в сегменте плоскопанельных телевизоров составила в России порядка 7% в 2008 году. При этом в сегменте телевизоров с диагональю от 37 дюймов и выше доля компании практически удвоилась и изменилась с 10% в 2007 году до 19% в 2008. В целом за последний год спрос на плоскопанельные телевизоры в России вырос на 50%, и, по мнению специалистов компании, тенденция роста сохранится в 2009 году. Предположительно, спрос увеличится еще на 10%. Исходя из этих прогнозов, Panasonic планирует занять 10% рынка плоскопанельных телевизоров России в 2009 году. В основе данных планов - вывод на рынок линейки принципиально новых моделей Viera, охватывающей плазменные и ЖК-телевизоры с диагональю от 19 до 103 дюймов, высокая конкурентоспособность которых достигается за счет внедрения ряда передовых технологий, улучшенного дизайна и улучшенного качества. Самым важным достижением Panasonic стала принципиально новая технология Neo PDP, которая позволила создать плазменный телевизор со сверхтонким профилем (всего 2,5 см), а также еще больше увеличить четкость изображения динамичных сцен (до 600 Гц), удвоить контрастность и повысить энергоэффективность.

Оценивая результаты работы в сегменте фотокамер в 2008 году, г-н Тойота сказал: "Доля фотокамер Lumix на российском рынке цифровых фотоаппаратов достигла 13%. Несмотря на произошедшее падение спроса в 2008 году (приблизительно 10% по сравнению с 2007 годом), компания планирует к концу 2009 года увеличить свою долю на этом рынке до 15%".

Большое значение компания, по словам г-на Тойота, придает постоянному совершенствованию высочайших экологических стандартов. Принципы экологичности соблюдены на всех технологических этапах Panasonic, большинство решений которой являются образцовыми.


"МегаФон" вернулся за залогом

"МегаФон" требует с сотового ритейлера "Цифроград" 280 млн руб. У оператора в залоге находится 51% розничной сети, которые являются обеспечением по маркетинговому соглашению стоимостью более 250 млн руб., объясняют в "МегаФоне". "Цифроград", некогда третий игрок на рынке сотового ритейлера, практически остановил операционную деятельность, и оператору будет непросто вернуть деньги.

Вчера в арбитражный суд Москвы поступил иск от "МегаФона" к "Цифрограду" на 280 млн руб. Заместитель гендиректора по правовым вопросам "МегаФона" Анна Горяинова пояснила "Ъ", что оператор пытался договориться с "Цифроградом" в досудебном порядке, но это не принесло результатов: "Для того чтобы взыскать залог, необходимо подтверждение долговых обязательств ритейлера перед нами в судебном порядке. Сейчас мы думаем о том, чтобы воспользоваться этим правом, но в идеале, конечно, хотим получить деньги".

В залоге у "МегаФона" находится 51% "Цифрограда" - акции ритейлера являются обеспечением по годовому маркетинговому соглашению стоимостью более 250 млн руб., которое стороны заключили 30 декабря 2008 года. Эти средства "МегаФон" выплатил единовременно. Еще раньше московская "дочка" оператора "Соник Дуо" получила в дар одну акцию "Цифрограда", которая гарантировала "МегаФону" преимущественное право покупки доли ритейлера. Источник, близкий к одному из акционеров "Цифрограда", подтвердил: иск подан с требованием вернуть залог по маркетинговому соглашению, отказавшись от дальнейших комментариев. Ранее сразу несколько поставщиков рассказывали "Ъ", что они прекратили сотрудничество с сетью и большинство магазинов ритейлера уже закрыты. В компании утверждают, что из 1450 салонов (на начало 2009 года) на конец апреля было закрыто порядка 30%.

75% "Цифрограда" находится в депозитарном владении инвестиционной группы "Русские фонды", 25% принадлежит пулу частных инвесторов, в том числе менеджменту компании. Оборот в 2008 году - $1,03 млрд, текущая задолженность - около $130 млн.

Ранее в "МегаФоне" утверждали, что для компании предпочтительнее переуступить залог, нежели становиться владельцами акций. "Нужно понимать, что "МегаФону" претендовать на 51% компании бессмысленно, это ничего не даст, так как актив уже ничего не стоит",- говорил в интервью "Ъ" гендиректор "МегаФона" Сергей Солдатенков.

Иск "МегаФона" - не первая судебная претензия к этой сети. Иск компании ООО "Самсунг Электроникс Рус Компани" к ООО "Сан-Мобайл" о неисполнении обязательств по договорам на 381,5 млн руб. зарегистрирован в картотеке дел московского арбитражного суда еще 7 апреля. "Сан-Мобайл" является 100-процентной "дочкой" "Цифрограда".

Отказ от сотрудничества со стороны оператора "большой тройки" уже привел к закрытию одного сотового ритейлера. МТС разорвала франчайзинговое соглашение с "Беталинком" и через арбитражный суд требует вернуть 840 млн руб. По соглашению партнеров "Беталинк" в течение года должен был перевести под бренд МТС свои салоны, а также отказаться от продажи контрактов конкурентов оператора. После отказа о сотрудничестве со стороны МТС ритейлер подал в суд заявление на собственное банкротство.

В свою очередь, для "МегаФона" это уже вторая сорвавшаяся сделка по покупке сотового ритейлера. Осенью оператор получил опцион на покупку сети Dixis, которая в итоге отошла за долги Альфа-банку, а весной фактически прекратила свое существование.

Ведущий аналитик Эльдар Муртазин говорит, что последние полгода "Цифроград" практически не был заметен не рынке. "Если сеть никто не купит - она обанкротится. Но шансы акционеров "Цифрограда" найти покупателя на этот актив практически равны нулю",- уверен господин Муртазин.


"Упрощенку" упростили

Высший арбитражный суд (ВАС) расширил список компаний, которые могут применять упрощенную систему налогообложения (УСН). Благодаря решению ВАС размер предельного дохода, позволяющий применять УСН, увеличен почти в два раза. Как констатируют эксперты, теперь "упрощенка" стала выгодной не только предприятиям малого бизнеса.

Прецедент был создан благодаря делу ООО "Новгородский стоматологический центр". В октябре 2007 года компания обратилась в налоговую инспекцию с заявлением о переходе на УСН. Налоговики дали отрицательный ответ, мотивируя это тем, что по итогам девяти месяцев доход общества превысил 15 млн руб.

По Налоговому кодексу (НК) компания может использовать "упрощенку", если ее доход не превышает 15 млн руб. за девять месяцев и 20 млн за год. Указанные суммы согласно кодексу с 2006 года индексируются на коэффициенты-дефляторы, учитывающие изменение потребительских цен в прошедшем году. Размер коэффициента ежегодно устанавливает Минэкономразвития. При этом, определяя сумму предельного дохода, МЭР учитывает коэффициент лишь за последний год. Также поступают и фискалы.

Но ВАС в своем определении указал, что закон требует индексации дохода путем его умножения на коэффициенты за все предыдущие годы начиная с 2006-го. Юристы рады решению ВАС. "Оно делает УСН выгодной и для предприятий среднего бизнеса, которые раньше могли использовать выгоды льготного режима только путем распыления бизнеса между несколькими небольшими компаниями", - говорит партнер компании "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов.

Исходя из решения ВАС предельная величина доходов компании за год, допускающая применение УСН в 2009 году, составляет с учетом индексации около 58 млн руб. По логике МЭР этот показатель почти наполовину меньше - 30 млн 760 тыс. руб. Эксперты отмечают, что компании, доход которых не превышает допустимый с учетом его умножения на коэффициенты за все предыдущие годы, теперь могут пересчитать свои налоговые обязательства. "Но чтобы добиться положительного результата, им придется обращаться в суд, поскольку вряд ли налоговые инспекции будут добровольно возвращать полученные налоги", - говорит главный редактор БСС "Система Главбух" Ольга Лежнина.

Руководитель департамента налогов и права компании "Бейкер Тилли Русаудит" Эдурад Кучеров сомневается в том, что НК можно однозначно трактовать в пользу бизнеса. "В законе говорится об индексации базовой суммы налога на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый год", - говорит он.

Стоит заметить, что ВАС не сразу принял решение по этому делу. Его рассмотрение переносилось с января на май. Между тем, как отмечают в БСС "Система Главбух", власти уже приняли решение об увеличении лимита выручки до 60 млн руб. Пока оно находится на стадии законопроекта. "Получается, что реальной пользы от этой новации законодателей, представленной как поддержка малому бизнесу, не будет", - говорит г-жа Лежнина, ссылаясь на то, что по действующему НК РФ лимит выручки и так близок к 60 млн руб., что и подтвердил своим решением ВАС.


Контрафакт должен быть налицо

В России могут принципиально измениться правила, по которым интернет-провайдеры, владельцы социальных сетей и видеохостингов будут привлекаться к ответственности за наличие в сети контрафактных материалов. Если сейчас к ответственности могут привлекаться и те из них, кто даже не подозревал о наличии контрафактных материалов на своих сайтах, то обнародованный проект концепции совершенствования Гражданского кодекса предлагает сначала уведомлять провайдера о контрафакте и требовать пресечь нарушение. Именно такие правила уже действуют в США и странах Евросоюза. Они спасают от ответственности невиновных провайдеров, но от контрафакта в сети не спасают.

В конце прошлой недели на сайте privlaw.ru был опубликован проект концепции совершенствования раздела Гражданского кодекса "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации". Концепцию, которая должна быть представлена президенту Дмитрию Медведеву уже летом, разрабатывает по его указу президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Проект затронул один из наиболее спорных вопросов в сфере интеллектуальной собственности - ответственность интернет-провайдеров за размещение в сети контрафактных материалов. Проект концепции предусматривает, что провайдер должен нести за это ответственность, "но только при четком определении в законе условий применения такой ответственности". Провайдер, предлагают разработчики проекта, "будет обязан оперативно реагировать на претензии правообладателя под угрозой привлечения к ответственности за нарушение исключительного права".

Но сразу после обнаружения контрафакта привлечь провайдера к ответственности будет нельзя: сначала от него надо будет потребовать пресечь нарушение. "Мы видим проблему и готовы обсуждать пути ее решения. Именно эту задачу ставит концепция",- прокомментировал руководитель рабочей группы по подготовке концепции Александр Маковский.

Проблема ответственности интернет-провайдеров, владельцев социальных сетей и видеохостингов возникла в прошлом году, когда вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса.

Апелляционный и кассационный суды Московского округа согласились, например, взыскать с хостинг-провайдера "Мастерхост" 140 тыс. руб. компенсации за размещение на сайте zaycev.net контрафактной продукции. Речь шла о песнях на музыку Евгения Крылатова "Крылатые качели" и "Прекрасное далеко", а также "Александра" из фильма "Москва слезам не верит", мелодию которой написал Сергей Никитин. А осенью 2008 года появился проект постановления пленумов Верховного суда и Высшего арбитражного суда (ВАС), содержавший положение о взыскании с невиновных нарушителей исключительных прав убытков или компенсации (до 5 млн руб.). По мнению председателя ВАС Антона Иванова, четвертая часть Гражданского кодекса не позволяет освободить невиновных нарушителей от ответственности.

Вскоре, правда, суды несколько изменили свою позицию. 23 декабря 2008 года президиум ВАС направил на новое рассмотрение дело хостинг-провайдера "Мастерхост", написав в постановлении, что "провайдер не несет ответственности за передаваемую информацию, если он не инициирует ее передачу, выбирает получателя информации, влияет на целостность передаваемой информации". А в итоговом постановлении пленумов Верховного суда и ВАС, касающемся четвертой части Гражданского кодекса и принятом 26 марта, решено было взыскивать с нарушителей убытки и компенсации в зависимости от их вины. Заместитель гендиректора компании "Право и консультации" Павел Монаков назвал это уточнение очень существенным: "Суды уточнили порядок применения мер ответственности, поставив его в зависимость от вины нарушителя, а также от того, является нарушитель предпринимателем или нет". Для предпринимателей, впрочем, ситуация почти не изменилась, поскольку Гражданский кодекс позволяет привлекать их к ответственности даже при отсутствии вины.

Специалисты в сфере интернета отмечают, что сейчас в законодательстве вообще нет правил о том, что провайдера нужно сначала уведомить о наличии в сети контрафакта, потребовать пресечь нарушение и только потом привлекать к ответственности. А в проекте концепции, считает партнер юридической компании Salans Виктор Наумов, "четко просматривается позиция, что неуведомление провайдера о нарушении может являться основанием для освобождения его от ответственности". Господин Наумов полагает, что к провайдерам, о которых говорит проект концепции, можно отнести также социальные сети и видеохостинги, предоставляющие возможность размещать у себя контент. Господин Наумов считает, что проект концепции близок по духу к американскому закону Digital Millennium Copyright Act и директивам Европейского союза, предусматривающим ответственность провайдеров только в случае, если провайдер был уведомлен о нарушении, но его не пресек.

Гендиректор компании "Медиамир" (входит в холдинг РБК, владеет видеохостингом smotri.com) Михаил Гуревич считает, что существующая сейчас возможность привлекать провайдера к ответственности за нарушения, о которых он не знает, может служить инструментом недобросовестной конкуренции. В то же время, считает господин Гуревич, правила об уведомлениях, освобождающие от ответственности, позволят недобросовестным провайдерам удалять с одного интернет-адреса контрафактный материал, но тотчас загружать его на другом.


Доля внешних HDD компании Western Digital в рознице Санкт-Петербурга превысила 35%

По данным аналитического отчета компании ITResearch "Исследование структуры товарного предложения внешних HDD в крупнейших розничных сетях Санкт-Петербурга" на полках розничных сетей северной столицы, уверенно лидирует продукция компании Western Digital. Это повторяет выводы аналогичного исследования по Москве, где данный вендор также лидировал со значительным преимуществом.

Технологическая структура предложения в Петербурге также очень похожа на ассортимент московской розницы. По форм- фактору явное преимущество у 2,5 дюймовых моделей (более 2/3 предложений), далее следуют 3,5-дюймовые и 1,8-дюймовые модели. А вот совсем миниатюрных 1-дюймовых моделей пока не замечено. Впрочем, они являются сейчас экзотикой и в Москве.

Зато в Санкт-Петербурге больше предложений устройств большой емкости (более 1 Гб).

Наиболее активно внешними HDD накопителями занимаются сети "Кей", "Компьютерный мир" и "Телемакс" (ITResearch приводит рейтинг сетей в алфавитном порядке), а средняя представленность по совокупной выборке магазинов составляет 5,22 модели на один магазин, что значительно меньше аналогичного показателя по московской рознице.


Доехать до работы

Автор: Николай Дзись-Войнаровский

Ярославский завод дизельной аппаратуры не отстал от общей моды - еще прошлой осенью рабочих перевели на трехдневную неделю, заработки упали. "Это и подтолкнуло нас к переезду на работу в другой регион", - рассказал слесарь Олег Зазулин. С ноября он и еще 10 сотрудников ярославского завода живут в подмосковном Королеве и работают на заводе экспериментального машиностроения корпорации "Энергия". Там и до кризиса зарплата была выше: 25 000 руб. против 18 000 руб. в Ярославле. Да и кое-какой социальный пакет есть. "Живем в гостинице предприятия в 15 минутах ходьбы от работы, по три человека в трехместном номере. 90% суммы за проживание оплачивает "Энергия", и нам жилье обходится примерно в 2400 руб. на человека в месяц", - говорит Зазулин. Семьи остались дома, перевозить их в Подмосковье пока никто не собирается, но на выходные рабочие за свой счет ездят домой. Зазулин утверждает, что знает многих ярославцев, которые с радостью переехали бы на аналогичных условиях: нормальная зарплата и гарантия жилья. Но именно жилья и не хватает. "На предприятии сохраняется потребность в квалифицированных рабочих, однако количество мест в нашем общежитии, к сожалению, ограничено", - заявил начальник отдела кадров РКК "Энергия" Евгений Сельянов. А ведь компании, которым сейчас не хватает рабочих, еще надо поискать. В конце 2008 г. ярославская служба занятости планировала отправить за пределы области несколько сотен человек. "Мы вели переговоры с судостроительными предприятиями "Севмаш" и "Звездочка" в Северодвинске. Они нуждались в работниках в декабре, но уже в феврале провели массовые сокращения", - рассказала замначальника департамента службы занятости Ярославской области Ольга Лазаускайте.

Государство пытается помочь трудовой миграции. Антикризисная программа правительства предполагает, что в этом году 15 900 россиян получат 800 млн руб., которые пойдут на компенсацию стоимости переезда, выплату суточных расходов на время следования к месту работы (100 руб. в день) и компенсацию стоимости аренды жилья в течение трех месяцев (не более 550 руб. в день). Речь идет о малой части российских безработных, которых в апреле насчитывалось 7,1 млн человек. Правда, еще в январе глава Роструда Юрий Герций говорил, что бюджет поможет переселению 100 000 человек. Но столько желающих сменить не только работу, но и адрес может просто не найтись: несмотря на кризис, россияне остаются тяжелы на подъем.

Первопроходцы

Опрос, проведенный прошлой осенью Институтом демографии ГУ-ВШЭ и РЭШ по заказу Роструда, показал, что 88% респондентов не готовы были даже рассматривать варианты работы за пределами родного региона. Остальные не исключали переезда, но только при условии, что на новом месте зарплата будет в разы - в среднем в 4 раза - выше, чем дома. Развитие событий вроде бы подтвердило результаты исследования. "Сейчас, когда средства на программу адресной финансовой поддержки уже выделены, в службу занятости еще не поступило ни одного заявления от желающих трудоустроиться в другом городе", - рассказывает Ольга Лазаускайте. Похожая ситуация в Ростовской области: средства из госбюджета пришли, запланировано переместить в другие регионы 400 человек, но пока никто не изъявил желания.

Но жизнь заставляет, особенно в промышленных городах Урала и Сибири. По данным Роструда, с прошлой осени доля моногородов в общей статистике безработицы выросла вдвое. Приходится использовать все возможности. В Красноярском крае о своей готовности переехать заявили в службу занятости 700 человек. Один из них - механик Иван Маколкин из Ачинска, города, входящего в империю "Русала". Он самостоятельно нашел работу в Красноярске, но, узнав о госпрограмме, пошел в центр занятости. "Хорошая идея, но много бумажной волокиты: надо оформлять бумаги по месту прописки, приходилось часто срываться с работы. Между Ачинском и Красноярском расстояние хоть и небольшое - 170 км, - но все равно ездить накладно, ведь государство оплачивает только одну поездку", - жалуется он. Рабочий предоставил все документы еще 27 апреля - копию трудового договора, договор о найме жилья у риелторской фирмы, справку с места работы, билет до Красноярска и трехсторонний договор между работодателем, работником и центром занятости. Но к 13 мая еще не получил деньги на счет. Сотрудники центра занятости оправдываются тем, что деньги идут в Ачинск долго - из Москвы через Красноярск. Маколкину еще повезло - он подписал договор с новым работодателем, но многие предприятия нанимают людей неофициально. В таком случае получить государственную помощь невозможно.

Дело не только в том, что люди боятся покинуть родные места, - слишком много препятствий надо преодолеть. Это подтверждает и другой пример. Илья Филиппов, переехавший из Воскресенского района Саратовской области в Москву на работу менеджером в ООО "Алакс" (фирма занимается эвакуацией автомобилей), так же как и Маколкин, нашел работу сам. Его жена уже трудилась в Москве бухгалтером и снимала однокомнатную квартиру за 16 000 руб. Зарплата Филиппова сейчас составляет 20 000 руб., поэтому оплата жилья в течение трех месяцев за счет государства придется кстати. "Самым сложным было договориться с хозяйкой квартиры. Но она добрый человек, согласилась заключить официальный договор и заверить его в налоговой инспекции. Правда, плата за квартиру для нас увеличилась с учетом налога, который хозяйке теперь нужно будет платить", - рассказал Филиппов. Найти добрых людей в Москве не так просто - необходимость официально снимать жилье становится еще одним препятствием для переселенцев.

По австралийской системе

Государству непросто придумать внятную систему мер по поддержке внутренней миграции. Само явление еще плохо изучено. Например, как посчитать трудовую мобильность? В свое время исследователи ЦЭФИР Юрий Андриенко и Сергей Гуриев* сравнили данные за 1998 г. по перемещению граждан в 10 странах. Возглавляет список Южная Корея (11,8%), затем идут Финляндия (10%), Австралия (7,9%), Норвегия (6,5%), Швейцария (6,1%), Япония (4,9%), Нидерланды и Венгрия (по 4%), а также Чехия (1,9%). Замыкала список Россия с 1,8%.

Но, возможно, разрыв не так велик. Замдиректора Института демографии ГУ-ВШЭ Михаил Денисенко указывает на несовершенство статистики. Так, в нашей стране перемещения внутри регионов просто не фиксируются в отличие от США - вот и получается, что там внутренняя миграция во много раз выше. Если отбросить американскую статистику перемещений внутри штатов, то все равно получится, что подвижность рабочих рук в США выше в 2-2,5 раза. Однако в Америке, кроме Аляски, нет регионов, сопоставимых с российскими Якутией, Красноярским краем или Иркутской областью. Отсутствие учета перемещений по таким огромным территориям также ведет к занижению российских показателей.

В Европе расстояния, а значит, и ситуация другие. Если в вытянутой по меридиану Великобритании, по расчетам Денисенко, межрегиональная мобильность примерно вдвое выше российской, то в Греции и Австрии она ниже. "В таких маленьких странах людям незачем менять место жительства. Они утром едут на работу на машине или поезде, а вечером возвращаются домой", - объясняет ученый.

Факт в том, что россияне переезжают ради работы намного реже, чем еще 20 лет назад. В советские времена основной движущей силой внутренней трудовой мобильности были великие стройки социализма и распределение, однако уже в 1970-е гг. выпускники хороших вузов всеми правдами и неправдами стремились остаться дома. Большая часть направляемых на Дальний Восток специалистов в первый же год возвращалась назад.

Позднее государственные стимулы совсем пропали. "После распада СССР в России произошло более чем двукратное свертывание внутренних миграций. Только в 2002 г. сокращение внутренних перемещений прекратилось. С тех пор их объем стабилизировался на достаточно низком уровне - 2 млн человек в год по сравнению с 4,7 млн человек в 1989 г., с которого начался спад. Такой уровень пространственной мобильности нельзя считать нормальным для страны, в которой шел экономический рост и увеличивался дефицит на многих локальных рынках труда", - говорится в апрельском докладе Программы развития ООН (ПРООН) о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации.

Можно ли вообще изменить ситуацию с помощью специальных государственных программ? Зарубежный опыт показывает, что не всегда. Например, в Австралии, которая похожа на Россию большой площадью и относительно низкой плотностью населения, в 2006 г. попытались привлечь мигрантов на слабозаселенные территории. Как и сейчас в России, целью программы было перемещение безработных в регионы, испытывающие дефицит в рабочей силе. Однако переселить удалось лишь несколько сотен человек.

Как правило, в развитых странах миграцию не стимулируют напрямую. "В Калифорнии, что является исключительным случаем, штат оплачивает транспортные расходы и стоимость аренды жилья в первый месяц. В Канаде ищущим работу компенсируют издержки, например, на поездку на собеседование в другой город, но не более. В целом же большую часть расходов, связанных с переездом, несет работодатель или сам человек", - рассказывает Денисенко. Главная приманка - не бюджетные пособия, а экономическая ситуация.

В Москву!

Понятно, что, когда масштабные инвестиционные проекты замораживаются по всей стране, не стоит рассчитывать на переселение россиян на Дальний Восток и в Сибирь. Эксперты советуют развивать внутрирегиональную миграцию. "Реальная горизонтальная мобильность - это то, что называется отходничеством. Небольшие коллективы, например строительные бригады, могут перемещаться внутри региона в поисках заработка, вытесняя тех же гастарбайтеров. Правительству нужно постараться создать дружественную среду для таких людей", - считает Евгений Гонтмахер, член правления Института современного развития.

Такие программы регионы принимают и сами, но в них тоже участвуют немногие. Так, в Башкортостане, как рассказал глава республиканской службы занятости Забир Сахапов, в I квартале 2009 г. около 80 горожан трудоустроили в сельской местности. Денисенко указывает, что и для таких скромных переездов надо хотя бы частично решить проблему транспортной инфраструктуры. Скажем, из западной части Тверской области в восточную сложно доехать на машине. "Иногда россиянину проще уехать в Москву, чем в той же самой области доехать до места, где ему предлагается какая-то вакансия", - поясняет он. Сотрудник Института демографии ГУ-ВШЭ Никита Мкртчян обращает внимание еще на один момент: недопустимо, когда соотечественник, возвращающийся в РФ из-за рубежа, получает намного большую поддержку, чем россиянин, вернувшийся с Крайнего Севера на "большую землю".

Впрочем, и с отходничеством не все так просто. В докладе ПРООН указываются печальные последствия трудовой миграции в российском варианте. Работник, не имея возможности перевезти семью на новое место, живет в отсутствие социального контроля - отсюда пьянство, проблемы с воспитанием детей и испорченное здоровье. Гораздо больше точечных переселений за госсчет рынку труда помогло бы разрушение пяти основных барьеров, на которые указывают авторы того же доклада. Первый - сохраняющиеся проблемы с регистрацией и, как следствие, милицией. Второе - привязка многих социальных услуг (здравоохранение, пенсионное обеспечение) к месту постоянной регистрации. Третье - неразвитость рынка жилья. Мигранту крайне трудно снять в большом городе дешевое жилье для себя и семьи. Четвертое - стиль работы кадровых агентств, которые в основном занимаются не массовыми специальностями, а поиском высокооплачиваемых специалистов. Пятое - этнофобия, из-за чего проблемы с трудоустройством возникают у выходцев единственного в России трудоизбыточного региона - Северного Кавказа.

Пока же реальные перспективы мер по поддержке трудовых переселенцев легко оценить, ознакомившись с антикризисным порталом "Работа в России". Почти все вакансии с зарплатой от 20 000 руб. находятся в Москве, Московской области, Петербурге и нефтяных округах. Туда все стремятся, не дожидаясь бюджетной помощи. Подальше от столиц ситуация совсем иная. Например, в городе Горняк Алтайского края требуется врач с зарплатой 4330 руб. в месяц. За такой вакансией вряд ли кто поедет - даже по бесплатному билету.


Доменяться до точки

Автор: Екатерина Белкина

Еще в апреле первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев заверил граждан: нужно срочно менять купленные доллары на рубли, а то можно остаться и в минусе. Правда, второй волны нашествия в обменные пункты все же не случилось: наученные горьким опытом прошлых кризисов граждане знают, с какой наличностью лучше ожидать конца нестабильности. Тем не менее уже приобретенная валюта служит гарантией того, что валютообменный бизнес, захиревший в последние годы дедолларизации, рано списывать в утиль. Да и кризис далеко не закончился.

Тем не менее очереди из озабоченных граждан вряд ли выстроятся в ближайшем будущем: такой ажиотаж наблюдается в нашей стране лишь в острокризисных ситуациях, сопровождаемых полной неизвестностью. И, несмотря на то что осенью многие экономисты и чиновники, включая министра финансов Алексея Кудрина, прочат новое обострение, неожиданным оно уже не будет.

Шанс для мошенников

По статистике Центробанка, покупки долларов физлицами достигли своего пика в декабре: по сравнению с августом население приобрело в 2,7 раза больше единиц американской валюты ($7,43 млрд против $2,72 млрд). Объем покупок евро за тот же период увеличился более чем в 3 раза. Только в феврале, после того как слова главы ЦБ Сергея Игнатьева о нерушимости верхних границ бивалютного коридора были проверены рынком, ажиотаж пошел на спад и начался обратный процесс - обмен приобретенной валюты на рубли.

Пока еще трудно судить, насколько интенсивно сейчас сбываются доллары и евро (ЦБ пока не опубликовал соответствующей статистики), но тех граждан, которые решились на это, могут ожидать неприятные сюрпризы, даже если они не столкнулись с ними прежде. Месяцы финансовой неурядицы воскресили давно забытые мошеннические уловки, которые практиковались в обменниках еще в 1990-е гг. Капля меда в лотке, чтобы прилипли купюры, обсчеты и уловки с курсами - не воспоминания из прошлого, а реальность валютно-обменных операций в столице, еще недавно претендовавшей на звание международного финансового центра. Небольшим утешением для уже обманутых и потенциальных жертв служит факт, что противозаконные методы получения прибыли используются обычно только в так называемых серых пунктах, работающих нелегально или полулегально. Небольшим - потому что таких точек в столице и крупных российских городах, по словам члена совета Московской международной валютной ассоциации Андрея Черепанова, не меньше половины.

Именно серые структуры проявляют наибольшую активность во время сверхвысокого спроса на валюту. Впрочем, и граждане не проявляют при операциях большой разборчивости. Часто при выборе обменника решающую роль играет территориальный фактор: человек заходит в место, которое ближе к нему, а не ищет кассу солидного банка с хорошей репутацией и опытом работы, где к тому же курс менее выгоден, чем декларируемый мелкими точками. Кроме того, надежные банки не смогли вовремя отреагировать на спрос - тем более что осенью у них и без того хватало проблем. "У нас осенью-зимой новые обменные пункты и операционные кассы не открывались. Это делается не так быстро: нужно около месяца, а колебания курса предсказать трудно, - говорит начальник управления кассовых операций Собинбанка Арвет Кеввай. - При спокойном курсе дополнительные точки остались бы невостребованными". Ажиотаж увеличивали те, кто хотел поменять крупные суммы. Нужные объемы далеко не всегда имелись в кассе в одном месте, поэтому некоторые люди обходили несколько близлежащих обменников или банковских допофисов. "Если клиент хотел обменять свыше $50 000, то нужно было сделать заказ и провести сделку на следующий день", - рассказывает Анна Маякова, замначальника управления налично-денежного обращения Оргрэсбанка. Но 50-тысячный лимит - еще неплохо, так как обычно банки устанавливали куда меньший. Мошенникам это было только на руку: зная, что никакого обмена все равно не состоится, им можно было соглашаться на любую сумму. Кроме того, частные пункты нередко выигрывали в борьбе за потребителя за счет более выгодного курса. Впрочем, в банках утверждают, что даже при существенно завышенном курсе обмен валют давно перестал быть рентабельным направлением.

В сторону цивилизации

В 2000-х гг. из-за роста экономики и укрепления рубля население убедилось, что, держа свои накопления в иностранной валюте, оно только проигрывает. Процессу дедолларизации способствовало и то, что предприятия в массовом порядке отказывались от серых схем оплаты труда, расплачиваясь с сотрудниками не конвертами с валютой, а рублями через кассу. Потому гражданам стало выгодно делать накопления в национальной валюте - даже тем, кто не решался доверить их банковским депозитам.

В итоге обменные операции потеряли размах 1990-х, и около пяти лет назад банки перестали открывать новые обменные пункты, а старые нередко переоборудовали в операционные кассы вне кассового узла или небольшие дополнительные офисы. Такие точки в большом количестве открывались как в столице, так и в регионах: кассы, допофисы и филиалы в числе прочего осуществляли и весь спектр валютно-обменных операций. "Тенденция отказа от обменных пунктов усиливается с развитием ритейлового бизнеса. В оперкассе можно не только поменять деньги, но и внести платеж по кредиту, совершить операцию с картой или другим банковским продуктом", - объясняет Анна Маякова из Оргрэсбанка. Действительно, операционные кассы не пустуют в случае утраты интереса к валюте: людям по-прежнему надо совершать денежные переводы, оплачивать счета и кредиты. "Оперкассы гораздо удобнее для банка, чем обменные пункты. Когда кассир не читает книгу от скуки, а работает, то и прибыли больше", - отмечает Арвет Кеввай. Поэтому если раньше у того же Собинбанка в Москве было несколько десятков обменников, то теперь остался лишь один круглосуточный, расположенный в центре. Не исключено, что его функции скоро расширят и тоже переоборудуют в оперкассу вне кассового узла.

Стремление к универсальности понятно: в отличие от кризиса 1998 г. уровень финансовой грамотности населения повысился. Следствием стало то, что даже те, кто не верил в устойчивость рубля, все больше предпочитали иметь дело не с наличными, а с банковскими депозитами. За годы экономического роста организованным вкладам удалось отвоевать рынок у кубышек и матрасов, и изрядная доля долгосрочных сбережений была сконцентрирована в банках. Это тоже уменьшило теоретически возможное число клиентов пунктов, которые занимаются исключительно обменными операциями. Однако представители средних банков признают: если в кризис количество валютно-обменных операций выросло в 2-3 раза, то теперь все вернулось к прежним уровням. Андрей Черепанов считает, что обменники сейчас не очень выгодный бизнес как для банков, так и для частных предпринимателей, которые работают по договору с кредитными организациями. "Рынок в принципе насыщен как в столице, так и в регионах: существующие точки справляются с объемом, новые открывать особого смысла нет", - считает он. Тем не менее пункты обмена валют все-таки открываются и покупаются: зачастую мелким предпринимателям такой бизнес кажется более удобным, чем работа с производством или торговлей.

Лицензируемый доход

В последнее время в разделах объявлений о продаже готового бизнеса все чаще появляется информация о продаже обменника под ключ. Поскольку этот вид деятельности требует официальной лицензии, продажа готового пункта чаще всего подразумевает сохранение текущих отношений с банком, если обе стороны устраивают условия. Кассир и прочий персонал там трудоустроены.

Точки обмена валют под ключ стоят в диапазоне от $10 000 до $25 000 в зависимости от расположения, комплектации, длительности работы пункта и аппетитов продавца бизнеса. Как правило, на продажу выставляется помещение, арендованное на длительный срок, но иногда недвижимость находится в собственности. Цены в этом случае выше, но спасает то, что необходимые строения или части здания обычно имеют маленькую площадь. Сергей, менеджер одного из обменных пунктов на окраине Москвы, говорит, что для запуска такого бизнеса необходимо примерно $50 000, включая оборотные средства. Понятно, что если делать это с нуля, то необходимо заручиться поддержкой какого-нибудь банка. Сделать это можно разными путями - впрочем, вполне легальными, а юридически отношения оформляются как включение обменника в общую сеть банка, персонал по трудовой книжке оформляется туда же. На практике владелец пункта отчисляет банку определенную сумму или процент от выручки. В упомянутой выше точке на окраине Москвы в банк ежемесячно отдается фиксированное количество денег - $1500. При этом ежемесячный оборот может составить $180 000-200 000, а чистая прибыль - $6000-8000.

Согласно 113-й инструкции ЦБ, в пункте обязательно должен размещаться стенд с информацией о банке, который предоставляет услуги, часах работы, курсах и размерах комиссий за операции, если они установлены. В открытом доступе требуется иметь даже копию договора об аренде или субаренде помещения. Правда, на деле огромная доля точек не оформлена согласно букве закона. "Иногда обозначена принадлежность обменника к определенному банку, а на самом деле пункт не имеет никакого отношения к этой кредитной организации", - предупреждает Наталья Крюкова, замдиректора департамента кассовых операций Промсвязьбанка. Как ни удивительно, в этом есть свои преимущества, например отсутствие проверок ЦБ. Но такая схема не избавляет от внимания милиции.

По словам сотрудника одного из крупных банков, ему известно несколько случаев, когда маленький банк, еле сводящий концы с концами, торгует преимуществами лицензии ЦБ. Получая ежемесячную плату от руководства обменника, банк не проверяет должным образом законность и качество обслуживания физлиц. В свою очередь, обменники тоже вовсю пользуются своим четко не зафиксированным положением. По словам Андрея Черепанова, мелкие предприниматели не брезгуют возможностью подзаработать на операциях, которые не фиксируются ни в каких документах. Допустим, проверенный клиент звонит и говорит, что хочет поменять $100 000, ему называется курс (зачастую выгоднее обычного), а на следующий день совершается сделка, прибыль от которой идет в карман сотрудника. Постоянных клиентов, меняющих большие суммы, обычно не обманывают, а вот случайный человек нередко становится жертвой мошенничества.

Нечистые на руку

Как ни странно, проще доказать, что вас обманули, если это было примитивное и плохо скрываемое надувательство, например выдали меньшее количество купюр. В таком случае, если кассир отказывается вернуть деньги, нужно звонить в милицию. Правда, доказываются такие дела все равно с трудом: нужны свидетели состава преступления. В УБЭП ГУВД Москвы рассказали, что осенью-зимой было немало случаев довольно крупных мошенничеств в обменных пунктах. Так, в Северном округе столицы клиент положил в лоток $10 000 для обмена, а сотрудница, после того как забрала деньги, сообщила, что не хватает рублевой наличности, и деньги вернула. Недостачу в $1500 клиент обнаружил уже в другом пункте. Но эта история со счастливым концом: кассир была задержана. Однако, хотя наказание по статье "мошенничество" может доходить до семи лет лишения свободы, доказываются подобные случаи довольно редко. Еще реже удается привлечь банк или реального владельца обменного пункта.

За последние несколько лет кроме банального обсчета получили распространение игры с курсом. На большом табло у входа в обменник выставляются одни условия, на маленькой бумажке у стенда - совсем другие. Иногда реальный курс увидеть вообще невозможно, а в ответ на недоумение клиента после сделки кассир заявляет, что указанный курс действителен только для крупных сумм. Но когда человек положил рубли в лоток, а затем забрал оттуда причитающуюся валюту, сделка считается совершенной и согласие с условиями подразумевается. Андрей Черепанов рассказал, что как-то решил поменять крупную сумму в одном из московских пунктов. После уточнения курса обнаружилось, что цифры с призывной вывески действительны только для объемов свыше $10 000, но в ответ на выраженную клиентом готовность поменять все $10 000 стал сокрушаться, что в наличии есть только $7000. Часто за неимением лишнего времени физлица соглашаются на обмен по невыгодному для себя курсу. Однако, даже если человек не согласен, законных оснований для санкций нет. По закону "О валютном регулировании и валютном контроле" и по инструкции ЦБ данные о реальном курсе за единицу валюты должны быть указаны на информационном стенде, а электронные табло и вывески не считаются официальными атрибутами. Федеральная антимонопольная служба направляла в Банк России рекомендации о том, что необходимо заставить легальные обменные пункты раскрывать курс за 1 единицу валюты, но пока что регулирование остается прежним.

В некоторых пунктах обман с курсами ведется особо изощренными способами: например, когда клиент зашел в помещение, дворник по звонку кассира меняет табличку, где огромными цифрами написан завлекательный курс (так мелкие обменники частично защищают себя от скандалов). Федеральная антимонопольная служба может привлечь обменный пункт за несоответствие информации на табло и реального курса - тем самым нарушается закон "О защите конкуренции". Но за весь 2008 г. в Москве был только один подобный случай, в результате которого с банка взыскали 100 000 руб. Чаще руководство обменника или банка ссылается на то, что курс был указан для суммы от $10 000-15 000, а ограничений по предоставлению только такой выборочной информации нет. Поэтому все издержки за обменные операции ложатся на граждан.

Универсальный совет специалистов банален: лучше всего менять деньги в оперкассе, допофисе или обменном пункте крупного банка. Уличные обменники, работающие по серой схеме, приструнить трудно: Центральный банк проверяет только жалобы по легальным точкам, а незаконные структуры можно оштрафовать за незаконную банковскую или предпринимательскую деятельность. Правда, мошеннически присвоенные деньги клиентам все равно никто не вернет.


Wal-Mart готовится расширить электронное направление торговли

Вслед за своим европейским ритейловым конкурентом Metro AG, объявившем о расширении направления торговли электроникой, сегодня о том же сообщил крупнейший мировой ритейлер, американская Wal-Mart. По информации Wall Street Journal, эта сеть будет расширять одновременно офлайновые и онлайновые направления торговли электроникой и компьютерами. В последнем случае Wal-Mart уже будет соревноваться за рынок с Amazon.com.

Привлекать покупателей Wal-Mart намерена не только своими масштабами торговли, но и эксклюзивными соглашениями с крупнейшими мировыми техно-брендами, такими как Apple, Palm, Nintendo, Sony и другими.

В интервью WSJ представители Wal-Mart заявили, что к концу этого года по продажам они надеются обойти предбанкротную сеть Circuit City Stores, являющейся на сегодня абсолютным лидером по продажам электроники в США. "В течение 5 лет мы намерены полностью перейти на продажи всей гаммы Blu-ray проигрывателей, смартфонов Blackberry, ноутбуков Apple", - говорят в компании.

К слову сказать, первую "завлекалку" для покупателей сеть уже заготовила. Сразу же после дебютных продаж смартфонов Palm Pre в сети оператора Sprint Nextel, смартфоны будут продаваться в Wal-Mart. До конца года ритейлер намерен заключить договора на продажу Blu-ray проигрывателей от Sony и Samsung. Значительную ставку компания сделает и на продажи нетбуков, "сейлзы" компании уже ведут переговоры с азиатскими Acer и Asus о продажах их Aspire One и EeePC на выгодных условиях. Впрочем, с последними переговоры еще далеки от завершения.

Что касается ближайших для Wal-Mart производителей, то здесь компания договорилась с Dell о начале продаж с 1 июня популярных десктопов Dell Studio One.



Рейтинг ИТ-компаний в России в 2008г.
Приглашаем принять участие в исследовании.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное