Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
24 ноября 2009, вторник

Обращение Ассоциации АП КИТ к международным компаниям-вендорам

Уважаемые коллеги!

В настоящее время, в связи с серьезными изменениями экономической ситуации, российские участники ИТ-рынка проявляют особенное внимание к юридическому оформлению взаимных обязательств. Одна из причин этого - высокие риски, связанные с возможными отказами заказчиков от продолжения уже начатых проектов.

В частности реальной проблемой стала возможность отказа конечных заказчиков от получения и/или оплаты услуг по технической поддержке программных и аппаратных продуктов до истечения срока, указанного в контракте. Право на это подтверждено российским законодательством, так как в соответствии с Гражданским Кодексом РФ оплате подлежат лишь фактически оказанные услуги (п. 1 ст. 779, п.1 ст. 781 ГК РФ). Данная позиция была поддержана решениями арбитражных судов РФ. Опираясь на эти решения, Минфин РФ информировал налогоплательщиков, что соответствующие расходы (оплаченные, но фактически не полученные услуги) не могут быть включены предприятием-заказчиком в себестоимость.

С другой стороны, по состоянию на ноябрь 2009 года партнерские договоры российских компаний с международными вендорами в основном заключаются по праву европейских стран. В этих договорах не предусмотрена возможность отказа от услуг технической поддержки до истечения оплаченного периода, при этом плата за очередной период (как правило, год) вносится вперед.

В результате обязательства российских партнеров перед вендорами и обязательства конечных заказчиков перед партнерами оказались несимметричны, что в настоящее время ведет к значительным убыткам в случае отказа заказчиков от услуг до истечения оплаченного партнером периода.

Правление АП КИТ, рассмотрев на своем заседании данную ситуацию, приняло решение обратиться к международным компаниям-вендорам программного и аппаратного обеспечения со следующей рекомендацией:

  1. Принять меры по гармонизации взаимных юридических обязательств между участниками ИТ-рынка, действующими на территории РФ, на основе законодательства Российской Федерации.
  2. Предусмотреть в договорах с российскими партнерами возможность компенсации ранее произведенных платежей (или отказа от оплаты последующих периодов) по технической поддержке в случае, если конечные заказчики, в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, отказались от дальнейшего получения данных услуг.

Такие изменения привели бы к гармонизации интересов и обязательств участников ИТ-рынка на основе принципа оплаты фактически оказанных услуг, закрепленного в российском праве, и стали бы серьезным вкладом в развитие российского рынка.

Обращение принято Правлением АП КИТ 18 ноября 2009 года.

По поручению Правления АП КИТ
Николай КОМЛЕВ
Исполнительный директор АП КИТ

 


Google Chrome OS: "за" и "против"

После представления прототипа операционной системы Chrome OS сообщество начало бурное обсуждение потенциальных плюсов и минусов новинки.

Напомним: Chrome OS, релиз которой ожидается к концу следующего года, будет запускаться на специфическом оборудовании, удовлетворяющем требованиям Google. Так, новая система сможет работать только на нетбуках, снабженных твердотельным накопителем, модулем Wi-Fi и полноразмерной клавиатурой. Все приложения Chrome OS являются веб-приложениями, основная копия пользовательских данных хранится на удаленных серверах - в "облаке".

Исходя из информации, предоставленной Google, можно назвать несколько положительных возможностей Chrome OS.

Скорость загрузки будущих нетбуков не превысит 10 секунд. Это связано с отсутствием необходимости обслуживания операционной системой иных, кроме браузера Chrome, приложений и сервисов, нуждающихся в дополнительных драйверах и ресурсах.

Повышенное внимание вопросам безопасности. Ядро системы размещается в защищенной от записи области, все приложения выполняются во вкладках браузера, каждая из которых является по сути "песочницей" с ограниченными правами доступа. Хранимые локально пользовательские данные шифруются.

"Облачная" концепция предполагает высокую доступность приложений и данных из любой точки и с любого устройства.

Поддержка архитектур Intel x86 и ARM снабдит потребителей выбором из двух классов будущих нетбуков; при этом не исключен вариант, что будут выпущены ARM-смартбуки на базе Chrome OS.

Инновационное меню приложений, зафиксированное во вкладке браузера, является отличным маркетинговым ходом, позволяющим девелоперам продвигать свои разработки за счет наглядного и быстродоступного обращения к ним.

Веб-сайты приравниваются к веб-приложениям, а значит, Chrome OS поддерживает такие, к примеру, конкурирующие проекты, как Microsoft Office Live.

Потенциал Chrome OS будет раскрываться постепенно: новая система продвигает парадигму тонких клиентов, оснащенных минимумом вычислительных возможностей, притом что обработку данных берут на себя "облачные" серверы. Кроме того, фокусировка на Интернете определяет кросс-платформенность приложений Chrome OS: на стороне клиента может выполняться любое приложение, так как физически оно запущено на сервере.

Однако некоторые особенности новой операционной системы следует рассматривать с отрицательных позиций.

В Google описывают будущие нетбуки с Chrome OS как "устройства-компаньоны, дополняющие основной компьютер". В компании, вероятно, забыли, что потребители приучены теми же iPhone иметь универсальное, а главное, компактное устройство, снабженное десятком тысяч приложений на любой вкус.

"Облако" Google не всегда доступно, тем более что в мире не так уж много мест, где есть полное покрытие Wi-Fi. Хороший пример - самолет: публичных хот-спотов в нем нет, а за интернет-доступ придется выложить круглую сумму.

Неопределенность поддержки офлайновой работы за счет HTML5. Разработчик должен самостоятельно реализовать подобную возможность в приложении, хотя опыт Google Gears свидетельствует о том, что это вполне по силам. Однако веб-приложения пока не могут сравниться с офлайновыми программами: Picasa и Flickr обладают лишь малой толикой мощи Adobe Photoshop.

Игры для Chrome OS, являющейся, по сути, усиленным браузером Chrome, не выйдут за пределы офисных и казуальных развлечений из-за отсутствия выделенных на это аппаратных ресурсов. Однако здесь уместно вспомнить о ведущейся разработке амбициозного проекта OnLive, который позволит насладиться требовательными к оборудованию игровыми приложениями даже на недорогих устройствах, которые физически не в состоянии обрабатывать обилие графической информации. Понятно, что для этого потребуется высокоскоростное интернет-соединение с минимально возможными задержками передачи пакетов данных. Концепция проста: всю работу по обработке 3D-графики берут на себя компьютеры "облачной" службы OnLive - пользовательским устройствам останется лишь своевременно выводить на экран потоковое видео.

Android-приложения не работают в окружении Chrome OS, так как их необходимо загружать локально, что запрещено в этой системе.

Браузер Chrome нельзя заменить на альтернативный, тот же Mozilla Firefox. Между тем любой из вендоров вполне способен модифицировать открытый код Chrome OS и выпустить собственную версию системы.

Неясна ситуация с расширениями и прочими методами настройки. Поскольку браузер Chrome "понимает" HTML5, в свойствах которого есть поддержка стандартизированного обогащенного мультимедийного формата, отпадает необходимость в браузерных плагинах Adobe Flash или Microsoft Silverlight. Но при этом не очень ясно, как будут реализованы искомые технологии, в том числе и те, которые требуют установки исполнимого кода, - например, сторонние плагины, виджеты, апплеты и т. п.


Apple вешает трубку

Авторы: Анна Балашова, Инна Ерохина, Елизавета Кузнецова

Продажи третьего поколения iPhone - 3GS не начнутся в России не только до Нового года, но могут и не состояться вовсе. "Большая тройка" не готова продавать трубки по цене рекомендованной Apple. Стоимость самой дорогой модели iPhone 3GS с памятью 32 Гб будет превышать в рознице 40 тыс. руб. Участники рынка считают, что при такой цене большого спроса на смартфоны ожидать не стоит.

До Нового года в России не начнутся продажи новой модели Apple - iPhone 3GS, "Ъ" рассказали несколько источников в крупных телекоммуникационных компаниях. Российские операторы не смогли договориться с производителем о стоимости трубок. Apple настаивал на следующих расценках: за модель с объемом памяти 8 Гб - €400, за 16 Гб - €460, а за 32 Гб - €530. Представители "большой тройки" пытались отстоять снижение цен, но, как пояснял собеседник "Ъ", близкий к одному из операторов "большой тройки", закупочные цены практически не изменились по сравнению с теми, которые Apple изначально установил на iPhone 3GS (€400 за iPhone 3G 8 Гб, €470 - за 16 Гб и €550 за 32 Гб). Но, продолжает собеседник "Ъ", теперь изменился курс евро, вместо 36 руб. за евро сейчас это 43 руб., "что делает конечные цены на телефоны неконкурентоспособными". Источник "Ъ" в другом операторе "большой тройки" не исключает, что, учитывая позицию Apple, продажи iPhone 3GS в России могут не состояться вовсе.

iPhone 3GS появилась на прилавках магазинов США, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Испании и Швейцарии 19 июня. Время разговора в GSM-сетях - 12 часов, в 3G - 5 часов. iPhone 3G S оснащен камерой с матрицей три мегапикселя (до этого было два). В США модель с 16 Гб памяти стоит $199, а с 32 Гб - $299. Такие цены предлагаются вместе с двухлетним контрактом оператора AT&T. В России купить iPhone 3GS можно только на "сером" рынке. Цены колеблются от 26,5 тыс. до 41,9 тыс. руб.

Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая, пресс-секретарь "Вымпелкома" Ксения Корнеева и директор по связям с общественностью "МегаФона" Петр Лидов заявили, что "переговоры с Apple продолжаются". Представитель Apple Europe Бетан Ллойд заявил, что они не будут делать никаких новых заявлений по поводу запуска iPhone 3GS.

В середине декабря должна состояться очередная встреча представителей "тройки" с Apple. Если закупочная стоимость самой дорогой модели iPhone 3GS (32 ГБ) составит €530, то, с учетом НДС (18%), таможенной пошлины (23%) и маржи оператора, которая оценивается в 38%, розничная стоимость смартфона составит более 40 тыс. руб. Президент "Евросети" Александр Малис говорит, что розничная цена составит 27-36 тыс. руб. в зависимости от объема памяти. "При таких закупочных ценах на российском рынке будет продано по самому оптимистичному прогнозу порядка 100 тыс. аппаратов",- считает он. Директор по закупкам "Связного" Николай Пулич полагает, что спрос на новую модель iPhone при таких ценах был бы ниже, чем спрос на предыдущие модели Apple. С осени прошлого года, когда в России стартовали официальные продажи iPhone, всего было продано не более 300 тыс. аппаратов Apple, при том что "большая тройка" обязалась закупить у Apple в целом 3,5 млн iPhone в течение двух лет. Но уже в начале этого года МТС, "Вымпелком" и "МегаФон" официально заявили, что из-за низкого спроса на смартфон со стороны покупателей они не соблюдают условия контрактов в части закупок, и предупредили инвесторов о санкциях, которые могут последовать со стороны вендора. Параллельно "тройка" начала вести с ним переговоры о пересмотре условий соглашения. Вчера в МТС, "Вымпелкоме" и "МегаФоне" не стали комментировать, как повлияет отсутствие новой модели iPhone на выполнение условий контракта с Apple.

"Apple интересны те страны, где действует так называемая операторская модель (сотовые операторы субсидируют телефоны.- "Ъ") и где действуют локализованные версии онлайн-магазина Apple по продаже контента iTunes, то есть США и Европа. В России нет ни того, ни другого, поэтому производитель не считает этот рынок приоритетным",- резюмирует собеседник "Ъ" в одном из сотовых операторов.

Топ-менеджер другого оператора говорит, что, возможно, Apple согласится на пересмотр условий контрактов, но только в части увеличения срока, за который "большая тройка" обязана закупить аппараты Apple. "Но нам выгоднее дождаться окончания срока действия контракта и заключить еще один на новых условиях. Apple может подать иски к российским операторам из-за невыполнения условий текущих контрактов, но, на мой взгляд, это маловероятно",- говорит он.


Microsoft выйдет в розницу

Microsoft рассматривает возможность запустить собственную розницу в России в конце 2010 года, рассказал РБК daily глава российского офиса корпорации Николай Прянишников. Салоны будут открываться в крупнейших городах России, проект будет носить в первую очередь имиджевый характер. В условиях усиления конкурентной борьбы такие способы продвижения услуг важны для компании, считают аналитики.

"Сейчас мы изучаем, как развивается проект в США, и строим планы, как развивать проект в России. В начале 2010 года будет принято решение, развивать ли нам здесь розницу. Проект нам интересен, и мы хотели бы запустить свои салоны в крупнейших городах России", - говорит Николай Прянишников. Проект будет носить имиджевый характер. В салонах Microsoft будут демонстрироваться последние решения компании, проводиться консультации для посетителей.

"Открытие Microsoft собственной розницы нужно рассматривать не столько как развитие еще одного канала продаж, а как дополнительную поддержку маркетинговой активности. Если в магазинах можно будет получить грамотную консультацию и сервисное обслуживание, ознакомиться и протестировать новые продукты и технологии, это, безусловно, поможет Microsoft продавать больше через другие каналы продаж", - считает президент "Евросети" Александр Малис.

"Прямая коммерческая выгода этого проекта под вопросом, поскольку вряд ли получится существенная отдача от небольшой сети. Здравое зерно проекта в том, что Microsoft получит возможность прямого контакта с покупателем, сможет посмотреть без посредников на то, что он собой представляет, лучше понять его запросы - это впоследствии может повлиять на разработку продуктов и стратегий продвижения. Кроме того, в условиях растущей конкурентной борьбы даже Microsoft нуждается в дополнительном промоушн", - говорит замдиректора аналитической компании ITResearch Василий Мочар.

"Скорее всего компания откроет небольшие магазины, в таком случае удастся уложиться в среднем в сумму 500 тыс. долл. на один магазин", - считает Татьяна Минькова, аналитик ИК "Финам".


В 2009 году объем отгрузок ПК вырастет на 2,8%

Объем отгрузок на рынке персональных компьютеров в 2009 году вырастет благодаря росту сегмента мобильных ПК, считают в Gartner.

Согласно предварительным прогнозам аналитиков, за указанный период объем поставок на мировом рынке ПК составит 298,9 млн штук, что на 2,8% превысит показатели 2008 года. Более того, в 2010 году, если верить Gartner, отгрузки достигнут отметки в 336,6 млн штук, показав 12,6-процентный рост относительно итогов 2009 года.

Следует отметить, что этот прогноз выглядит более оптимистичным, нежели тот, что был обнародован Gartner в сентябре - тогда речь шла о 2-процентном снижении объемов поставок ПК в 2009 году.

В то же время необходимо добавить, что, несмотря на рост объемов отгрузок, прибыли на рынке персональных компьютеров, по словам аналитиков Gartner, все же снизятся. Прогнозируется, что выручка по поставкам ПК в 2009 году составит 217 млрд долларов - это 10,7-процентное снижение по сравнению с показателями 2008-го. Что же касается следующего года, то в 2010-м она может достигнуть отметки в 229,9 млрд долларов, показав 2,6-процентный рост относительно 2009 года.

Особого внимания заслуживает сегмент мобильных ПК - здесь объем отгрузок в 2009 году составит порядка 162 млн штук, что на 15,4% больше, чем было поставлено в 2008-м. При этом в 2010 году объем отгрузок может достигнуть 196,4 млн штук. Если же говорить о сегменте нетбуков, то по итогам 2009 года будет поставлено около 29 млн штук, а в 2010-м этот показатель увеличится до 41 млн штук.

Примечательно, что объем поставок десктопов в 2009 году начнет уменьшаться - он снизится на 9% относительно результатов предыдущего года, до отметки в 136,9 млн штук. А в 2010-м он составит 140 млн штук, добавили аналитики Gartner.

В заключение необходимо добавить, что этот прогноз является предварительным, финальные результаты будут обнародованы через три недели.



Рейтинг ИТ-компаний в России в 2008г.
Приглашаем принять участие в исследовании.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное