Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
28 мая 2009, четверг

Рынок плазмы показывает пример для подражания

Компания ITResearch объявила итоги продаж на российском рынке плазменных телевизоров в 1 квартале 2009 г. Всего за квартал было продано 135 тыс. единиц продукции. Это почти на 32% превышает показатели продаж в натуральном выражении в 1 квартале 2008 г.

То есть , несмотря на кризис, рынок плазменных телевизоров (пожалуй, чуть ли не единственный) не обрушился, а наоборот, показывает очень неплохой рост.

Причем это не случайный выброс, ибо и по итогам года, и даже в кризисном последнем квартале прошлого года плазма показывала значительный рост.

Правда в деньгах рынок выглядит не столь уверенно. Здесь показатели хуже, чем год назад. Это следствие сильного падения средневзвешенной стоимости плазменных телевизоров, которая за год уменьшилась на 42%. Ценовая эрозия продолжается и в текущем году, только за один квартал она составила около 150 долл.

По мнению аналитиков ITResearch это во многом и обусловило положительную динамику продаж. За счет удачного модельного предложения, привлекательного по цене плазма сумела "отъесть" у рынка ЖК ТВ сегмент малобюджетных пользователей.

Вместе с тем ITResearch подчеркивает, что рынок плазмы все равно продолжает терять перспективы. Есть индикаторы, что еще один игрок, к сожалению, будет выбывать из борьбы. Это компания Pioneer. Однако LG, Panasonic и Samsung, на которых приходится подавляющая часть продаж, пока таких сигналов не подают.


Skype подал голос

Появившийся шесть лет назад сервис Skype захватывает рынок международной и междугородней связи. В настоящее время он обслуживает почти 500 млн пользователей. Однако претензии к нему есть как у правоохранительных органов, так и у операторов мобильной связи.

Бывший командир спецбатальона "Восток" Сулим Ямадаев, убитый, по официальной версии, 28 марта этого года в Дубае, объявил о своем "воскрешении", позвонив через Skype брату и мулле гудермесской мечети. В чудесное возвращение Сулима Ямадаева поверили далеко не все, да и мулла сослался на свои сомнения в том, что говорил именно с Сулимом Ямадаевым. Это далеко не первый, но один из наиболее нашумевших случаев, когда сервис Skype используется для того, чтобы совершить "анонимный" звонок, который к тому же крайне сложно, если не сказать невозможно, отследить и прослушать. В этой связи показателен циркулирующий на рынке уже несколько лет слух о том, что американское Агентство национальной безопасности готово заплатить большие деньги за программу перехвата и дешифровки переговоров через Skype.

Анонимность этого сервиса интересует не только штатовскую разведку, но и силовые структуры Старого Света. Специальный орган Евросоюза, отвечающий за координацию деятельности правоохранительных служб ЕС – Евроюст, уже давно добивается прослушивания разговоров в системе IP-телефонии Skype. Организация утверждает, что "подслушивание" не коснется обычных пользователей, а будет осуществляться лишь в случае проведения криминальных расследований. Намерение Евросоюза уже поддержали правоохранительные органы Италии – там мафия активно эксплуатирует каналы интернет-телефонии при планировании и проведении преступных операций.

В прошлом году Skype заподозрили в слежке за клиентами. Эксперты по безопасности из Канады сообщили, что компания перехватывает сообщения и разговоры некоторых пользователей по запросам спецслужб Китая. По непроверенным данным, серверы Skype имеют специальные фильтры, которые "просеивают" переписку и разговоры по заданным словам. Несмотря на множество слухов о взломе оператора IP-телефонии или вмешательстве в частную жизнь посредством данного сервиса, официально подтвержденных случаев расшифровки и/или перехвата Skype зафиксировано пока не было. Правда, в середине прошлого года правоохранительные органы Австрии на встрече с провайдерами в местном Министерстве внутренних дел сообщили, что провели "законный перехват IP-трафика" Skype. "Это нормальный интерес силовиков к массовому сервису, который, само собой, используют и преступники, – поясняет аналитик ИК "Финам" Татьяна Менькова. – Скорее всего, компании придется стать более открытой, чтобы избежать возможных санкций. Сейчас сервису помогает, что он в какой-то степени находится вне правового поля – у него нет кабеля, телефонных аппаратов и т.д. Однако в случае необходимости правовое поле всегда можно скорректировать".

Против рынка

Компания Skype была создана в 2003 году Никласом Зеннстрёмом и Янусом Фриисом, которые уже имели опыт реализации успешных интернет-проектов, например KaZaA (KaZaA Media Desktop). Это первый клиент файлообменной сети FastTrack. Он стал самым скачиваемым программным обеспечением в истории Интернета. Первые версии программы Skype появились в сентябре – октябре 2003-го. Программа одновременно поддерживала 10 языков и имела простой, логичный интерфейс и, в отличие от основных на тот момент конкурентов (ICQ и MS Messenger), изначально была адаптирована под голосовую связь. Именно легкость установки, освоения и использования быстро привлекла к ней внимание. Всего за два года аудитория сервиса выросла до 50 млн человек, рассказывает директор по развитию Skype в Европе Энрико Нозеда. Первоначально головной офис находился в Лондоне, а разработка программ велась в Эстонии. Впоследствии штаб-квартиру перенесли в Люксембург и открыли филиалы в Польше, Италии, Германии.

В октябре 2005 года компания была продана ее основателями. Владельцы популярного интернет-аукциона eBay выложили за раскрученный проект примерно $2,6 млрд, позднее было доплачено еще $500 млн. Это притом что годовой оборот оператора тогда не превышал $100 млн. Но аудитория сервиса прирастала в геометрической прогрессии, поэтому новые собственники посчитали, что не переплатили. В апреле 2009-го руководство eBay объявило, что в первой половине 2010 года Skype выйдет на IPO. Энрико Нозеда затруднился назвать точные сроки и величину пакета акций, который может быть продан. "Компания уже давно является самостоятельным бизнесом, ее размещение – вопрос времени и рыночной конъюнктуры. Поэтому запланированное на первую половину 2010 года IPO может быть преждевременным", – полагает ведущий аналитик ИК "Файненшл Бридж" Алексей Галанин. "Маловероятно, что IPO произойдет во время кризиса. Скорее всего, выберут время, когда к инвесторам вернется "аппетит" к риску и за акции можно будет получить максимальную цену", – соглашается Татьяна Менькова. В то же время Алексей Галанин не исключает, что Skype может сменить владельцев еще до размещения. В подтверждение этого появилась информация, что Никлас Зеннстрём и Янус Фриис хотят выкупить компанию у eBay и уже ведут переговоры с рядом частных инвесторов. Однако озвученная цифра в $2 млрд не вдохновила нынешних собственников, которые посчитали ее крайне заниженной, даже с учетом мировой нестабильности. Тем более что кризис не только не мешает, но, напротив, помогает компании развиваться, ведь когда на счету каждая копейка, пользователи междугородней и международной связи также стараются сэкономить, в чем им и помогает Skype, рассуждает Энрико Нозеда.

Равный среди первых

Директор по развитию Skype в Европе Энрико Нозеда считает, что у компании нет реальных конкурентов не только на российском, но и на мировом рынке. "Но сервисы такого типа развиваются очень активно как на глобальном уровне, так и в отдельных странах, где они за счет партнерства с крупными порталами уже сейчас показывают более высокую динамику, чем мировой лидер", – отмечает Татьяна Менькова. Например, в России можно выделить SIPNET. На мировом уровне есть Gizmo, Google Talk, не стоит забывать и об ICQ. "Возможно, активное развитие сетей 3G может привести в данный сегмент мобильных операторов, которые пока не готовы к открытой конкуренции", – предположил Алексей Галанин. "Программ передачи голоса по IP-протоколу существует множество, – не соглашается генеральный директор ООО "Би-Софт" Алексей Бевз. – У Skype развитая система шлюзов в существующих сетях телефонии, и это основное преимущество компании, а на рынке интернет-сообщений Skype игрок новый, и сравнивать его, например, с ICQ некорректно". Алексей Бевз напоминает, что Google недавно анонсировал новый сервис Google Voice, который дает возможность хранить голосовую почту, текстовые сообщения и иную информацию с разных реальных телефонных номеров в одном месте и иметь к ней удаленный доступ. Помимо этого, Google Voice позволяет совершать звонки через Интернет, что отдаленно напоминает Skype. Но на данный момент сервис доступен далеко не во всех странах.

Что касается продвижения услуг Skype на российском рынке, то до последнего времени оно ограничивалось сотрудничеством с "Яндексом": пользователи могли пополнять Skype-счета с помощью "Яндекс.Денег". Сейчас в Skype собираются заняться отечественным рынком всерьез. "Для нас российский рынок имеет приоритетное значение", – отмечает Энрико Нозеда. Он уверен, что на нашем рынке платные услуги Skype будут пользоваться большим спросом, поскольку в России междугородняя и международная связь весьма дорога. Для того чтобы привлечь новых пользователей, Skype делает оплату своих услуг более простой и доступной для широких слоев населения. Так, 15 апреля текущего года оператор объявил о договоренности с компанией "ОСМП", благодаря которой российские пользователи смогут пополнять свой счет наличными через платежные терминалы системы QIWI.

Черный ход

Основной вопрос, который беспокоит клиентов интернет-сервисов, – безопасность. Понятно, что противостоять желанию правоохранительных органов отслеживать "подозрительные" сообщения обычный юзер не в состоянии, но остаются хакеры. Практически все известные электронные системы обмена данных в той или иной степени подвержены данной угрозе. Причем сами разработчики, допускающие ошибки при создании программ, дают козыри в руки злоумышленников. "Если вы полностью доверяете Skype, тому, что ее сеть не взломают, можно смело ею пользоваться. Но ошибки возможны, и они уже были", – утверждает Алексей Бевз. Например, в феврале 2007-го стало известно о недочете, в результате которого Skype создает в каталоге для временных файлов компьютера, работающего в этой системе, специальный файл, позволяющий считывать информацию из системы BIOS. Некритичная ошибка для обывателя, но для компаний, у которых уровень требований к конфиденциальности передаваемой информации куда выше, это весьма неприятный факт, заставляющий задуматься, а нет ли и других "черных ходов" в программе, которыми могут воспользоваться конкуренты. "В случае взлома Skype с преступными целями, с учетом его распространенности на сегодняшний момент, последствия трудно прогнозируемы, – предупреждает гендиректор ООО "Би-Софт". – Например, группа злоумышленников проведет реверс-инжиниринг современного протокола Skype и его клиента, наводнит Интернет ложными "суперузлами", и станет возможна и прослушка разговоров, и распространение компьютерных вирусов". При этом развитые средства безопасности собственно Skype, возможно, сами будут первое время скрывать факт взлома, утверждает эксперт. "Я, как пользователь Skype с трехлетним стажем, не могу вспомнить ни одной рассылки вирусов через него, в то время как другие интернет-мессенджеры обеспечивают их до нескольких десятков в месяц. Конечно, для корпоративных клиентов имеющегося уровня безопасности и конфиденциальности может быть недостаточно, но частных пользователей это вряд ли беспокоит", – резюмирует аналитик ИК "Финам" Татьяна Менькова.

Мобильные операторы против

Операторы сотовой связи весной этого года выразили недовольство, что на смартфоны Nokia будет устанавливаться клиент IP-телефонии Skype. Компании O2 и Orange заявили, что симбиоз Nokia и Skype лишит их законной прибыли, позволив потребителям общаться голосом, не используя каналов голосовой связи. Кроме того, ряд европейских операторов мобильной связи собираются отказаться от продажи новых смартфонов Nokia в своих фирменных салонах. В начале апреля T-Mobile объявила, что не позволяет своим абонентам использовать новое приложение Skype для Apple iPhone. Официальное объяснение делает упор на то, что Skype, потребляя слишком много трафика, вызывает перегрузку сети вкупе с тем, что неверная работа системы может вызвать недовольство абонентов, направленное на оператора связи. Однако опрошенные "Ко" эксперты уверены, что все дело в опасениях операторов лишиться доходов. По мнению аналитиков Gartner, интернет-телефония в скором времени будет способна бросить серьезный вызов мировому рынку мобильной связи, оцениваемому в $692,6 млрд. К 2019 году услуги передачи голоса через Интернет захватят свыше половины всего мобильного голосового трафика. По их прогнозам, через 10 лет 30% подобного трафика будет протекать через мобильные порталы, такие как Skype, Google, Facebook, MySpace, Yahoo. "Это неизбежная расплата для мобильных операторов за выход на рынок предоставления услуг высокоскоростного беспроводного Интернета. Если раньше сотовики могли говорить, что "вот эти пакеты – голос", "эти пакеты – данные", "а это – роуминг" и т.д., то с внедрением относительно дешевого 3G операторы попадают в реальный мир Интернета, в котором любые пакеты – это только пакеты, и диверсификация их по стоимости – дело не совсем эффективное", – комментирует противостояние Алексей Бевз. Впрочем отечественные сотовые операторы оказались куда лояльнее к Skype, нежели их зарубежные коллеги. Ни "Билайн", ни МТС не планируют в ближайшее время вводить каких-либо ограничений для данного сервиса. "Тем не менее увеличение скоростей передачи данных, в том числе выход 4G, может существенно повлиять и на их бизнес", – предупреждает Алексей Галанин.


Бизнес-аналитика становится все более актуальной

Рынок инструментов бизнес-аналитики (BI) в Азиатско-Тихоокеанском регионе, исключая Японию, вырос в 2008 году на 7,7%.

При этом, по оценке IDC, его объем составил 445,3 миллионов долларов. Тем не менее, темпы роста оказались существенно ниже по сравнению с двузначными цифрами, которые данный рынок демонстрировал в период с 2005 по 2007 года.

В большинстве стран региона вторая половина 2008 года оказалась более динамичной для рынка аналитического софта, чем первое полугодие. Что касается первой половины 2009 года, то в этот период ожидается увеличение цикла продаж и усиление ценового давления. Это будет связано с проведением мер по сокращению расходов, а также с урезанием ИТ-бюджетов. Главным фактором при покупке ПО станет его стоимость. Вероятно, компании получат дополнительный стимул к апробированию альтернативного, более дешевого аналитического софта, что повлечет за собой рост спроса на него.

В настоящее время все больше пользователей нуждаются в более удобном доступе к информации. Это является одной из главных причин увеличения интереса к бизнес-аналитике. Неопределенность, царящая на рынке, выдвигает на первый план потребность в своевременной, актуальной и точной информации, имеющей решающее значение для принятия правильных решений. Обнадеживающие признаки для рынка BI обнаружил и опрос конечных пользователей, проведенный при поддержке IDC в марте-апреле 2009 года. Исследование показало, что большой процент организаций планируют в ближайшие 18 месяцев увеличить использование BI-решений.

Приведенная ниже диаграмма иллюстрирует перспективы развития рынка бизнес-аналитики в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Перспективы развития рынка бизнес-аналитики в Азиатско-Тихоокеанском регионе (исключая Японию)

Перспективы развития рынка бизнес-аналитики в Азиатско-Тихоокеанском регионе (исключая Японию)
Комментарий: Величина цветных кругов отражает объемы доходов от продажи аналитического софта в конкретных странах.

Австралия по-прежнему остается лидером рынка. Далее по объемам доходов следуют Корея и Китай.


WiMAX: процесс пошел

Автор: Юлия Жеглова

Успех или провал всякой новой технологии зависит от многих факторов – иногда системных, иногда случайных. Но определяющий момент всегда – поддержка технической идеи аппаратными решениями.

Другими словами, если мы рассуждаем о технологии связи, то у провайдеров должны быть сети, а у клиентов – соответствующие устройства, после чего только и можно говорить о выводе технологии на рынок. Похоже, именно к этому этапу сейчас подходит развитие в России мобильного WiMAX.

WiMAX - протокол беспроводной широкополосной радиосвязи, позволяющий предоставлять услуги телефонии, широкополосного доступа в Интернет и передачи данных без использования кабельных линий, причем с большим радиусом действия. Стандарт был сформирован в 2001 году. Не особенно вдаваясь в технические подробности, можно, наверное, сказать, что WiMAX – это в принципе Wi-Fi, только с большей дальностью действия и увеличенной скоростью передачи данных.

Не WiMAX единым...

WiMAX – далеко не единственный в линейке новых стандартов, и каждый из них имеет свои особенности. Многие операторы мобильной связи, по данным Frost & Sullivan, считают перспективным для развития своих сетей стандарт LTE (от английского Long Term Evolution), представляющего собой технологию построения сетей беспроводной связи поколения, следующего за 3G. Соответствующий стандарт разработан и утвержден международным партнерским объединением 3GPP.

Основное отличие этой технологии – высокие скорости передачи информации. По данным UMTS Forum, предполагается, что к 2015 году общая прибыль операторов сетей связи стандарта LTE составит $150 млрд (около 15% доходов мирового рынка услуг сотовой связи), а число их абонентов по всему миру превысит 400 млн.

Сдерживает LTE целый ряд проблем, среди которых нехватка частотного спектра, необходимость увеличения емкости магистральных сетей, отсутствие линейки доступных абонентских терминалов.

Технология WiMAX со всем этим сталкивалась и отчасти справилась с трудностями, так что операторы пока рассматривают запуск только пилотных зон связи LTE, а WiMAX уже начинает работать. По существу, сети WiMAX первыми из следующего поколения мобильных сетей выходят на коммерческую основу.

Наперегонки

В апреле 2009 года российский разработчик и поставщик сервисов на основе мобильного WiMAX – Yota (с этим брендом работает компания "Скартел"), а также корпорация Intel и партнеры представили сразу несколько новых решений для беспроводного мобильного доступа в Интернет, выведя на рынок портативные компьютеры со встроенной поддержкой мобильного WiMAX и беспроводного доступа к сетям Yota. Речь идет о ноутбуках от Acer, Samsung, Lenovo, ASUS, MSI и Toshiba – всего более 30 моделей. Причем розничная цена гаджетов заявляется такой же, как в аналогичных конфигурациях без встроенного мобильного WiMAX. Развитие WiMAX, считает региональный директор Intel в странах СНГ Дмитрий Конаш, "выводит страну в мировые инновационные лидеры, способствует повышению качества жизни ее населения".

В мае 2009 года сервис беспроводного широкополосного доступа в Интернет по технологии мобильного WiMAX запустил в коммерческую эксплуатацию оператор интегрированных услуг телекома "Комстар–ОТС" – церемония состоялась во время международной отраслевой выставки "Связь-Экспокомм-2009". "Мобильный WiMAX – технология, инновационная не только для России, но и для всего мира, и Москва стала одним из первых мегаполисов, где развернута сеть WiMAX и где уже работает услуга беспроводного широкополосного доступа в Интернет, покрывающая сейчас 90% территории столицы. Клиенты получили возможность использовать разные технологии доступа в Интернет и оставаться на связи постоянно – дома и на работе, на улице и в дороге", – считает президент "Комстар-ОТС" Сергей Приданцев. Сеть "Комстара" - первая подобная в России, в мире их, к слову, не больше десятка.

Ничего особо торжественного в самой процедуре запуска сервиса от "Комстар-ОТС" не было – ну, нажали кнопочку на ноутбуке. Но это заметный шаг в продвижении WiMAX. Разные операторы, разные производители, десятки вариантов компьютеров с адаптером Intel WiMAX/Wi-Fi – все это вполне очевидное свидетельство того, что стандарт WiMAX если и не становится пока мейнстримом, то уж, во всяком случае, больше не может и не должен считаться узкой нишей. По данным Dell"Oro Group, рынок WiMAX в III квартале 2008 года вырос примерно в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом 2007-го. На 2009 год аналитики прогнозировали спад, но пока получается, что игроки продвигают WiMAX едва ли не наперегонки, и отнюдь не только в России.

Американская Clearwire Corp., например, строит в США чуть ли не общенациональную беспроводную сеть WiMAX и до последнего времени сокрушалась: слишком уж мало в распоряжении населения девайсов с WiMAX-возможностями. И вот до конца этого года отчасти помочь с решением проблемы взялась Cisco, которая сделает гаджет под брендом Linksys. Linksys – производитель рутеров, так что речь, скорее всего, идет о комбинированном роутере Wi-Fi/WiMAX. Samsung объявил о намерении создать для Clearwire компьютер-таблетку с WiMAX.

Что еще очень важно, так это бизнес-модель использования WiMAX, полагает Сергей Приданцев из "Комстар-ОТС". Является ли WiMAX дополнением к проводному широкополосному доступу и Wi-Fi внутри здания или отдельным, самостоятельным продуктом? А глава Adobe Systems в России Павел Черкашин видит и другие факторы, которые могут так или иначе повлиять на дальнейшую судьбу WiMAX: "Если технология докажет свою работоспособность в реалиях крупных метрополий без необходимости развертывания миллиардной инфраструктуры, в чем многие сейчас, включая меня, сомневаются, то у нее есть шанс сделать революцию в мире мобильной связи, потому что она лишит мобильных операторов монополии на удобную и качественную связь с мобильных устройств. Инфраструктура, аппаратные устройства, ПО – все готово. Не хватает только "последней мили", то есть доставки интернет-сигнала до мобильного устройства, минуя дорогостоящую GSM-инфраструктуру операторов. Более того, сеть 4G позволит развиваться мобильной коммерции, которая сейчас не может подняться из-за грабительских условий по обслуживанию платежей мобильными операторами".

В целом, по мнению аналитиков и участников рынка, развитие 4G – WiMAX, LTE или других технологий – не будет простым ни в мире, ни в России, так что однозначно говорить о доминировании одного из стандартов было бы преждевременно. Хотя присматриваться к новинкам, безусловно, стоит.


МТС недобрала iPhone

В прошлом году МТС закупила iPhone лишь на $65,4 млн, в то время как, согласно договоренностям с Apple, обязалась до конца 2011 года приобрести смартфонов на $847,9 млн. Несоблюдение контракта может стать поводом для санкций со стороны Apple, предупредила своих инвесторов МТС. Плохо идут продажи смартфонов и у "Вымпелкома" и "МегаФона": вся "большая тройка" с начала года прекратила закупать iPhone у Apple.

В 2008 году МТС выплатила Apple $65,4 млн за iPhone 3G, говорится в отчете оператора, направленном в Комиссию по ценным бумагам США. Общая сумма договора с Apple (в ценах на 31 декабря 2008 года) составляет $847,9 млн. Эта сумма может скорректироваться в зависимости от изменений стоимости и количества iPhone, которые МТС в будущем закупит у Apple. "Из-за экономического кризиса покупательская способность населения снизилась, это негативно сказалось на продажах iPhone в стране. В результате мы не выполнили свои обязательства по контракту с Apple по закупкам телефонов в четвертом квартале 2008-го и первом квартале этого года",- говорится в сообщении МТС. Сейчас компания ведет переговоры с Apple о корректировке обязательств по закупкам. "Если мы не сможем прийти к соглашению, Apple может применить к нам соответствующие санкции",- предупреждает оператор инвесторов.

Мировые продажи iPhone 3G стартовали 11 июля 2008 года в 22 странах, включая США. В первые три дня было реализовано около 1 млн iPhone 3G. В России договор о продажах iPhone помимо МТС с Apple заключили "Вымпелком" и "МегаФон". За два года операторы "большой тройки" обязались реализовать 3,5 млн трубок. Apple установила закупочную цену для российских дилеров на уровне €400 за iPhone 3G с объемом памяти 8 Гб и €470 за аппарат на 16 Гб памяти. Эта цена не включает НДС и таможенную пошлину (в сумме еще 23% от стоимости). Однако стартовавшие осенью продажи не заладились: по данным Сергея Румянцева, гендиректора РТК, управляющей монобрендовыми салонами МТС, с момента начала продаж в России до конца первого квартала 2009 года продано порядка 240 тыс. аппаратов. В марте источники "Ъ" в "большой тройке" рассказывали, что ведут переговоры с американским производителем о пересмотре условий контрактов в части уменьшения обязательств по количеству iPhone и о снижении их закупочных цен.

В "Вымпелкоме" и "МегаФоне" официально не комментируют, сколько iPhone и на какую сумму они закупили у Apple на данный момент, а также какая часть из этих трубок уже продана. Ранее "Вымпелком" в своем уведомлении в Комиссию по ценным бумагам США сообщал, что в 2008 году приобрел 12% от ежеквартальных закупок iPhone, а в первом квартале этого года вообще не производил закупок. Впрочем, как утверждают в "Вымпелкоме", сейчас оператор не ведет с Apple переговоров о пересмотре условий контракта.

"МегаФон", согласно его отчету за 2008 год, по условиям договора с Apple должен закупить 1 млн iPhone в течение двух лет. В четвертом квартале оператор произвел закупки в соответствии с договором, однако в первом квартале этого года отказался от закупок аппаратов у Apple. В компании не раскрывают размер потенциальных потерь, но признают, что могут не выполнить условия договора с Apple, если вендор не пойдет на уступки.

"Санкцией со стороны Apple может стать требование выкупить весь объем iPhone в соответствии с договором",- считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По оценке эксперта, сейчас на складах операторов и дилеров скопилось 200-240 тыс. iPhone 3G. Если МТС, "Вымпелком" и "МегаФон" снизят стоимость младшей модели iPhone 3G до 15 тыс. руб., они смогут продать этот объем к лету 2010 года, считает господин Муртазин. "Если же до этого момента операторы выведут на российский рынок новую модель телефона Apple (ее появление ожидается в июле этого года.- "Ъ"), продажи старых iPhone могут свестись к нулю",- предупреждает он.


Неисправимая замена

Автор: Наталья Науменко

Те, на чьих запястьях еще вчера любовно застегивались массивные "золотые наручники", вдруг оказались не у дел. Уже первые месяцы кризиса показали, что содержать дорогих управленцев стало слишком накладно. Впрочем, некоторые из тех компаний, которые пошли по пути замены своих топов более "дешевыми" выдвиженцами, неожиданно столкнулись с проблемами.

Одни новоявленные топы не прошли проверку "медными трубами", кардинально изменив подходы к управлению сотрудниками и превратившись из "своего парня" в жестких и придирчивых руководителей. Другие - начали паниковать и допускать ошибку за ошибкой, не сумев справиться с многократно возросшей ответственностью.

Однако, несмотря на совершенно разные причины, по которым новоиспеченные руководители не оправдали возложенных на них ожиданий, результат один - сотрудник, ранее отлично справлявшийся со своими обязанностями, в новом статусе для компании оказывается потерянным. Тот факт, что сам выдвиженец только в редчайших случаях способен осознать свою несостоятельность, делает эту ситуацию поистине тупиковой.

Как решаются подобные проблемы в отечественных компаниях и что нужно предпринять, чтобы избежать ошибок с назначениями на управленческие должности, выясняли корреспонденты "ВД".

Игра на понижение

"Большинство вакансий для управленцев, которые сейчас имеются на рынке труда, появились в результате неудачных и непродуманных ротаций", - сообщила Оксана Крамушкина, специалист по подбору персонала КА "Юса" (трудоустройство, поиск и подбор персонала, штат - 6 чел.). Это мнение подтвердил и Василий Холиенко, исполнительный директор ЗАО "SMT-Ритейл" (г. Харьков, торговля, строительство, штат - ок. 150 чел.). "Нечто подобное произошло и в нашей компании. Один из заместителей был назначен директором филиала после того, как его непосредственный начальник был переведен в головной офис. Но новоиспеченный топ не справился с управлением по банальной причине - сотрудники не воспринимали его в качестве руководителя. Дело в том, что это был очень мягкий, деликатный человек, боявшийся лишний раз кого-то обидеть. Этим он "уравновешивал" несколько импульсивного директора. Но когда ему самому пришлось возглавить коллектив, несмотря на весь свой профессионализм, он не смог поддерживать на должном уровне трудовую дисциплину. В итоге после нескольких вопиющих нарушений сам попросил "вернуть" его на прежнее место. А для того чтобы найти директора, мы вынуждены были начать поиск на стороне", - рассказал г-н Холиенко.

Однако далеко не всегда подобные ситуации улаживаются мирным путем. "В компании, где я начинала работать, сложилась ситуация, когда один из администраторов не справлялся со своими обязанностями. Попытки перевести его на менее ответственную позицию наталкивались на сопротивление со стороны этого сотрудника. Это привело к тому, что ему предложили написать заявление "по собственному желанию". Но прежде чем уволиться, этот молодой человек умышленно успел испортить отношения с некоторыми важными для компании клиентами", - рассказала Нина Дягальцева, менеджер по персоналу ООО "Касон" (дистрибуция товаров легкой промышленности, штат - 80 чел.).

Существуют примеры, когда в аналогичных ситуациях обиженный работник подавал в суд на работодателя и выигрывал дело. Эту ситуацию мы попросили прокомментировать Ольгу Делик, юриста, специалиста по трудовому праву. Как оказалось, законно понизить в должности сотрудника без его согласия практически невозможно. "Понижение в должности КЗоТ рассматривает как перевод на другую работу (т. е. постоянное или временное изменение трудовой функции работника). Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника. При этом запрещается переводить и перемещать сотрудника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья", - сообщила г-жа Делик. Поэтому единственный законный путь, согласно которому сотрудник может быть понижен, это признание специальной аттестационной комиссией несоответствия его квалификации занимаемой должности.

"Однако на практике довольно сложно соблюсти все формальности этой процедуры, которая часто признается незаконной вследствие нарушения различных процессуальных моментов", - добавила Ольга Делик.

Для профилактики

Учитывая, что в нашей стране гораздо проще открыть предприятие, чем закрыть, принять сотрудника на работу легче, чем уволить, а повысить в должности - быстрее, чем понизить, предпринимателям необходимо всерьез задуматься о возможных последствиях новых назначений.

Об одном из способов, позволяющих спрогнозировать, выйдет ли из подающего надежды кандидата настоящий руководитель и стоит ли вкладывать деньги в его подготовку и обучение, рассказала г-жа Дягальцева. "Для того чтобы определить, насколько самостоятельно и ответственно может себя вести сотрудник, мы практикуем такой способ, как "снижение контроля". В этом случае предполагается, что взаимодействие с руководителем будет осуществляться значительно реже, а большинство тактических решений ему придется принимать самостоятельно. В зависимости от результатов подобной проверки можно будет рассматривать вопрос о повышении. Если человек мотивирован, что положительным образом отражается на результатах его работы, - можно включать его кандидатуру в кадровый резерв. Если кандидат чувствует себя некомфортно из-за отсутствия обратной связи с руководителем, скорее всего, он не готов к назначению на новую должность", - пояснила механизм проверки собеседница "ВД".

Что касается возможности использования психологических тестов, то, по мнению экспертов, опрошенных "ВД", эти процедуры могут оказаться далеко не бесполезны. "Существует ряд методик, позволяющих оценить непригодность сотрудника к работе на управленческих должностях. К ним относятся: методика Томаса "Стратегия поведения в конфликтных ситуациях", 16-факторный личностный опросник Кеттелла, методика самооценки Фидлера, тест ДМО, методика определения свойств нервной системы по психомоторным показателям и некоторые другие. Однако есть один очень важный нюанс, который нужно учитывать. Необходимо сконцентрировать свое внимание не столько на том, чтобы выбрать потенциально успешного руководителя, сколько на том, чтобы не выдвинуть профнепригодного кандидата", - посоветовала Оксана Крамушкина.

Еще один аспект проверки и подготовки будущего руководителя заключается в постепенном расширении функциональных обязанностей. "Если сотрудник перспективен, ему необходимо ставить задачи большей сложности и более высокого порядка, чем это предусмотрено его должностью. Для этого ему нужно делегировать определенные управленческие функции, привлекать к участию в проектах", - поделился опытом г-н Холиенко.

И это неудивительно, ведь только во время реальной работы, а не на краткосрочных тренингах сотрудник имеет возможность приобрести необходимые навыки и продемонстрировать свой лидерский потенциал.


Чипы для ритейлера

"Роснано" создает совместное предприятие (СП) с итальянской Galileo Vacuum для строительства в России завода по производству радиочастотных идентификационных меток (RFID). Общая стоимость проекта составит 43 млн евро, 21 млн евро из которых вложит "Роснано". Также госкорпорация создала рабочую группу, в состав которой вошли X5 Retail Group и "Ситроникс" - группа будет заниматься популяризацией RFID-технологий в российском ритейле. Технология RFID достаточно дорога, и пока ее смогли внедрить в коммерческую эксплуатацию только самые крупные международные сети, такие как Wal-Mart и Tesco, предупреждают эксперты.

Наблюдательный совет "Роснано" одобрил участие корпорации в проекте по созданию высокотехнологичного предприятия по производству радиочастотных идентификационных меток, позволяющих заменить традиционные штрих-коды при учете продукции в торговых и складских организациях. "Роснано" совместно с компанией Galileo Vacuum Systems создадут в России совместное предприятие, которое будет являться собственником производственных мощностей в России, Италии и Сербии. Общая стоимость проекта составит 43 млн евро, 21 млн евро из которых вложит "Роснано".

В "Роснано" создана рабочая группа по исследованию и развитию рынка RFID в России под председательством гендиректора госкорпорации Анатолия Чубайса. В состав рабочей группы, в частности, вошли представители X5 Retail Group и "Ситроникса". "Мы заинтересованы в популяризации использования RFID-чипов в торговле и логистике, - поясняет пресс-секретарь "Ситроникса" Сергей Филиппов. - Сейчас в России RFID-чипы используются только в транспорте, и мы практически полностью контролируем этот рынок ("Ситроникс" поставляет бесконтактные проездные билеты метрополитену Москвы, Нижнего Новгорода и городскому транспорту Магнитогорска. - РБК daily), однако по очевидным причинам рынок поставки чипов транспортным компаниям ограничен. Мы заинтересованы в том, чтобы ритейл стал для нас новым рынком сбыта нашей продукции".

RFID-технологии могут произвести революцию в розничной торговле, считает руководитель отдела по связям с общественностью X5 Retail Group Светлана Витковская: "Использование подобных чипов позволит существенно сократить издержки на персонал, затраты на управление цепочками поставок, учет и логистику. Кроме того, данная технология позволяет почти ликвидировать ущерб от хищений. В зависимости от глубины использования RFID-технологий экономия может составлять от единиц до десятков процентов".

"О перспективе RFID в розничной торговле говорят уже несколько лет, но все-таки пока она более востребована в логистике и на транспорте, рассуждает аналитик ИК "Финам" Сергей Фильченков Ведущие мировые торговые сети, в частности Wal-Mart, Tesco, Marks & Spencer, относительно недавно приступили к массовому внедрению RFID. Преимущества этой технологии понятны - она позволяет сократить складские запасы, уровень контроля за сохранностью продуктов, автоматизировать контроль доставки, организовать срочную переброску товаров, снизить уровень воровства. Кроме того, сокращается доля ручного труда, т.е. есть возможность сэкономить на персонале. Однако есть и очевидные проблемы. Например, в свое время внедрение RFID обошлось Wal-Mart в 250 млн долл. До сих пор стоимость одной метки составляет около 10 евроцентов. Эти издержки будут сказываться не себестоимости товара, что в российских условиях является негативным фактором - сетям придется либо снижать свою рентабельность, либо перекладывать затраты на потребителя, рискуя сократить клиентскую базу".



Рейтинг ИТ-компаний в России в 2008г.
Приглашаем принять участие в исследовании.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное