Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Икренне о разном

  Все выпуски  

Удивительная история советских атомобилей в... Финляндии!



Удивительная история советских атомобилей в... Финляндии!
2018-03-12 22:21
Советский автопром в Финляндии

А вам известно, что долгие годы Финляндия была одним из основных импортеров советских автомобилей среди западноевропейских стран. В небольшой северной стране не только продавали наши машины, но даже изменяли их под свои нужды. А позднее и вовсе делали автомобили для СССР. Под катом рассказ об этой удивительной истории

После войны президент Финляндской республики Юхо Кусти Паасикиви ездил на ЗИС‑110. Глава государства, кстати, вообще был приверженцем хороших отношений с прежним противником. А его ЗИС, который теперь стоит в одном из финских музеев, президенту, как гласит легенда, подарило правительство СССР.

Уже с 1948 года советско-финское торговое предприятие Konela продавало наши «Москвичи», «Победы», грузовики ГАЗ‑51, а затем множество иных моделей — от МАЗов до «Запорожцев» с экспортным именем Jalta. В 1960 году только легковых машин было продано 6500 штук, а в 1975‑м, когда популярность «Жигулей» за рубежом достигла пика, — 12 647. Финский рынок имел свою специфику, поэтому наши заводы, стараясь учесть пожелания экспортера, делали по его заказу специальные модификации. А порою фирма Konela и сама модернизировала советские модели.

Советский автопром в Финляндии

Финскую «классику» Lada 1200 LS оснастили двумя зеркалами, подголовниками и даже очистителями фар.

Многие автомобили для финского рынка делали под неписаным лозунгом «Перевозить как можно больше». Таким был ГАЗ‑51В с удлиненной базой и кузовом. Эти грузовики, продававшиеся в Финляндии с 1955 года, в руках рачительных хозяев работали очень долго.

А через три десятка лет, в 1982‑м, Ижевский автомобильный завод принял заказ на пикапы с удлиненным кузовом. Такая модификация получила мудреный заводской индекс ИЖ‑27151-013-01, но в Финляндии ее продавали под именем Elite Pick Up. С 1960‑х имя Elite, звучащее сегодня немного наивно, если не сказать комично, стало торговой маркой наших «Москвичей» в нескольких странах Европы.

Советский автопром в Финляндии

Кстати, у «Москвичей» в Финляндии была еще одна, совсем неизвестная у нас модификация. Помимо стандартных седанов 408 и 412 и, соответственно, универсалов 426 и 427 фирма Konela в начале 1970‑х сооружала из москвичовских фургонов трехдверные универсалы, которые в финских проспектах называли Elite 1500 pakettiauto. Примерно по такой же технологии у нас сейчас из фургонов делают маршрутки. Трехдверные финские универсалы были дешевле стандартных пятидверных. А в ту пору в Европе, кстати, в этом классе трехдверные грузопассажирские автомобили были довольно популярны.

Борясь за увеличение вместимости, финны сделали и свой вариант универсала «Волга» ГАЗ‑22 — с откидным третьим рядом сидений. У нас такая схема появилась только на ГАЗ‑24–02. К слову, Konela помимо стандартных ГАЗ‑24 рекламировала версии с 65‑сильным дизелем Indenor, но это были машины не финского производства, а плод труда крупного бельгийского импортера советских автомобилей Scaldia-Volga. А вот трехлитровые моторы V6 Ford мощностью 144 л.с. ставила на ГАЗ‑24, судя по всему, именно Konela. Правда, таких машин сделали единицы.

Фирма Konela переделывала наши автомобили, поскольку чутко следила за потребностями клиентов. Но ее возможности были ограничены.

Советский автопром в Финляндии

Таким фирма Konela хотела видеть модернизированный Москвич‑412. Салон «четыреста двенадцатого » в исполнении финской фирмы.

В 1972 году, когда спрос на «Москвичи» в Западной Европе стал падать, финны предложили свой вариант модернизации «четыреста двенадцатого». Ему приладили жигулевские дверные ручки, перенесли горловину бензобака на правое крыло, а крышку багажника снабдили наружным замком вместо родного, который работал от вечно заедавшего тросика, протянутого через весь салон. И немного облагородили интерьер.

Не сказать, что машина получилась уж очень элегантной, но почти все финские доработки реализовали через четыре года на «Москвиче‑2140». Правда, основной спрос к тому времени сместился на «Жигули».

Автомобили «Лада» — сначала «классика», а потом и «Самары» — продавались в Финляндии очень неплохо. Однако их внешность не менялась годами, к тому же модификаций было немного. Чтобы подогреть интерес к вазовским машинам, фирма Konela сооружала модификации с облагороженными внешностью и интерьером. В частности, с наружным пластиковым обвесом, иными колесами и шинами, сиденьями и фароочистителями.

В 1980‑е и 1990‑е годы часть этих машин вернулась на родину. Они и аналоги из других стран, занимавшихся модернизацией «Лады», производили на наших автомобилистов ошеломляющее впечатление. Именно оттуда, по сути, и пошел отечественный тюнинг. В те годы в редакцию ЗР часто приходили письма с вопросами типа «чем приклеить тюнинги на Ниву?».

Советский автопром в Финляндии

Konela рекламировала кабриолеты на базе Нивы и «восьмерки», но сама их не делала. В рекламном проспекте фирмы Konela помимо прочего фигурировали «Самара» и «Нива» с кузовом кабриолет. Но это была не финская работа. Открытый ВАЗ‑2108 сделали в Бельгии, а изображенная на фотографии «Нива», судя по всему, немецкого производства.

Во второй половине 1990‑х, когда в Россию уже пришли новые экономические отношения, ВАЗ вместе с финнами решил пустить улучшенные «Лады» на поток — в первую очередь в расчете на привередливого западноевропейского покупателя. Так появилась Euro-Samara, она же Lada Samara Baltic. Окраску и сборку наладили в 1996 году на финском предприятии Valmet, строившем, в частности, кабриолеты Saab. «Девятку» немного облагородили снаружи и внутри, поставили приличные колеса и шины, импортное сцепление. Машина получилась заметно дороже стандартной и ни в Западной Европе, ни в России особого интереса не вызвала. В 1998 году производство свернули.

Советский автопром в Финляндии

Еще одна почти забытая страница финско-советского автомобильного сотрудничества — модели, созданные в Финляндии для СССР. Самые известные — машины скорой помощи фирмы Tamro (город Тампере). Финны разрабатывали модель с 1979 года. Реанимобилей с высокой крышей рижский завод РАФ тогда не делал.

В СССР такие РАФы работали с начала 1980‑х. Высокие скорые мелкосерийного производства получались очень дорогими, но других аналогичных по конструкции в СССР просто не было. Лишь во второй половине 1980‑х годов латыши, используя финский опыт, стали самостоятельно строить высокие реанимобили РАФ‑2914. А еще фирма Tamro переделывала в высокие санитарки «Волги» и УАЗы, но в небольших количествах.

Советский автопром в Финляндии

Последней главой советско-финского автомобильного сотрудничества стали фургоны под маркой Ajokki. В первой половине 1980‑х на шасси КамАЗ‑53212 сделали передвижную телевизионную студию «Магнолия‑23» с оборудованием Шяуляйского завода, а на шасси КамАЗ‑5410 — автомобиль службы крови. Испытания машин на Дмитровском автомобильном полигоне прошли не без замечаний. Один из главных недостатков — слабая прочность и герметичность фургона в районе дверей. Вероятно, финны доработали автомобили. Так или иначе, телевизионные КамАЗы-Ajokki в строю до сих пор — пробеги-то у таких машин мизерные.

Советский автопром в Финляндии

Передвижная телевизионная станция КамАЗ-Ajokki. Konela прекратила автомобильную деятельность только в 2003 году. Некоторые машины, созданные финнами в советские времена, нынче большая редкость и мечта коллекционеров — поклонников отечественного автопрома, не только наших, но и финских.



источник





Кто лучше всех рассказывает про инопланетян?
2018-03-13 02:51
Узнали?



Она прошла первой по красной дорожке
на премии "Глянцевая Женщина Года".


Группа "The Davincies" немного разогрела публику.



Про кубок Ликурга
2018-03-13 10:58
Что-то я совсем забросила тему Святого Грааля, надо как-то к ней возвращаться)). Кто-то верит в его существование, кто-то наоборот также рьяно доказывает, что это всего-лишь легенда. Можно конечно согласиться, что это красивая легенда, только вот как быть с кубком Ликурга, который реален и не менее загадочен легендарной чаши Христа...

kubok_2.jpg

Кубок Ликурга сейчас находится в Британском музее и это единственная сохранившаяся с античных времен диатрета. Кубок выполнен в форме колокола с двойными стеклянными стенками, покрытыми фигурным узором. Внутренняя часть сверху украшена резной узорной сеткой. Высота кубка — 165 миллиметров, диаметр — 132 миллиметра. Учёные предполагают, что изготовлен он в Александрии или Риме в IV веке.

Этот артефакт знаменит прежде всего своими необычными свойствами. При обычном освещении, когда свет падает спереди, кубок зелёного цвета, а если его подсветить сзади, он становится красным.

Меняет артефакт цвет и в зависимости оттого, какая жидкость в него налита. К примеру, кубок светился голубым, когда в него наливали воду, но, заполненный маслом, становится ярко-красным.

Поверхность чаши украшает красивый горельеф, изображающий страдания бородатого мужчины, опутанного виноградными лозами. К этому сюжету больше всего подходит миф о гибели фракийского царя Ликурга, предположительно жившего около 800 года до нашей эры.

По легенде, Ликург, ярый противник вакхических оргий, напал на бога виноделия Диониса, перебил многих его спутниц-менад и изгнал их всех из своих владений. Дионис же в ответ подослал к оскорбившему его царю одну из нимф-гиад по имени Амвросия. Явившись к Ликургу в виде знойной красавицы, гиада сумела его обворожить и уговорила выпить вина.

В результате опьяневшего царя охватило безумие, он напал на собственную мать и попытался изнасиловать её. Затем он разрубил на куски топором собственного сына Дрианта, приняв его за виноградную лозу. Следом за сыном разрубил и супругу. Пытаясь высвободиться из цепких объятий сатиров, что были также подосланы Дионисом, царь отрубил собственную ногу, истёк кровью и умер. Вот такие ужасти...

Историки почему-то считают, что тема горельефа символизировала победу, которую в 324 году одержал римский император Константин над жадным и деспотичным соправителем Лицинием. И отсюда они делают вывод, что кубок изготовлен в IV веке.

Но надо сказать, что точное время изготовления изделий из неорганических материалов определить практически невозможно. Поэтому нельзя исключать, что эта диатрета пришла к нам из эпохи куда более древней, чем античность. Также не факт, что горельеф иллюстрирует миф о царе Ликурге. С таким же успехом можно предположить, что здесь изображена какая-то другая притча об опасности злоупотребления алкоголем...

Место изготовления также определено предположительно, на том основании, что Александрия и Рим славились в античные времена как центры стеклодувного ремесла.

Нет единого мнения и о предназначении этого кубка. Одни считают, что он использовался жрецами в дионисийских мистериях. Другая версия гласит, что кубок служил определителем того, содержится ли в напитке яд. А некоторые полагают, что чаша определяла уровень зрелости винограда, из которого сделали вино.

Никто не знает, откуда взялся этот артефакт. Есть предположение, что он был найден черными копателями в гробнице знатного римлянина. Потом несколько веков пролежал в сокровищницах римско-католической церкви. В XVIII веке его конфисковали французские революционеры, нуждавшиеся в средствах. Известно, что в 1800 году для обеспечения сохранности к чаше приделали обод из золочёной бронзы и такую же подставку, украшенную виноградными листьями.

В 1845 году кубок Ликурга приобрёл Лионель де Ротшильд, а в 1857 году его увидел в коллекции банкира знаменитый немецкий искусствовед и историк Густав Вааген. Пораженный чистотой огранки и свойствами стекла, Вааген несколько лет упрашивал Ротшильда выставить артефакт на всеобщее обозрение. В конце концов банкир согласился, и в 1862 году кубок оказался на выставке в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Однако после этого он вновь стал недоступен для ученых почти на столетие. Только в 1950 году группа исследователей упросила потомка банкира, Виктора Ротшильда, открыть им доступ к изучению реликвии. После этого наконец было выяснено, что кубок изготовлен не из драгоценного камня, а из дихроического стекла (то есть с многослойными примесями металлических окисей).

Под влиянием общественного мнения в 1958 году Ротшильд согласился продать кубок Ликурга за символические 20 тысяч фунтов Британскому музею.

Наконец-то ученые получили возможность тщательно изучить артефакт и разгадать тайну его необычных свойств. Но разгадка не давалась очень долго. Только в 1990 году с помощью электронного микроскопа удалось выяснить, что всё дело в особом составе стекла.

На миллион частиц стекла мастера добавляли 330 частиц серебра и 40 частиц золота. Удивляют размеры этих частиц. Они составляют примерно 50 нанометров в диаметре — в тысячу раз меньше, чем кристаллик соли. Получившийся золото-серебряный коллоид и обладал свойством менять цвет в зависимости от освещения.

Возникает вопрос: если кубок действительно изготовили александрийцы или римляне, то каким образом они смогли измельчить серебро и золото до уровня наночастиц? Откуда у древних мастеров взялись оборудование и технологии, позволяющие им работать на молекулярном уровне?

Кто-то из ученых выдвинул такую гипотезу. Древние мастера и до создания этого шедевра порой добавляли в расплавленное стекло частицы серебра. А золото могло попасть туда совершенно случайно. Например, серебро не было чистым, а содержало золотую примесь. Или в мастерской остались частицы сусального золота от предыдущего заказа, и они угодили в сплав. Так и получился этот удивительный артефакт, возможно, единственный в мире.

Версия звучит почти убедительно, но... Чтобы изделие меняло цвет подобно кубку Ликурга, золото и серебро должны быть измельчены до наночастиц, в противном случае цветового эффекта не будет. Правда интересно? Нанотехнологии и IV век!

Поэтому вполне серьёзно рассматривается версия, что кубок Ликурга гораздо древнее, чем считалось до сих пор. Возможно, он создан мастерами высокоразвитой цивилизации, предшествовавшей нашей и погибшей в результате планетарного катаклизма, например в той же Атлантиде. Вот такие дела...



Про кубок Ликурга





В избранное