Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Japanese Dolls

  Все выпуски  

Путеводитель по синтоистскому святилищу



Путеводитель по синтоистскому святилищу
2012-04-11 23:37


Путеводитель по синтоистскому святилищу

Вот сделал путеводитель по синтоисткому храму в виде флешки, то есть файла с расширением swf. Сами синтоистские святилища называются дзиндзя. Так можно назвать и кумирню, и храм и храмовый комплекс с территорией вокруг. Чаще под дзиндзя понимают только само святилище. У ворот обычно располагается источник воды темизуя для ритуального очищения. Потом паломник проходит через ворота тории и попадает на храмовую территорию. Главное здание синтоистского храмового комплекса называется хондэн, это основной дворец. Здесь обычно помещают синтай - тело божества. Тот предмет, в который во время празднеств нисходит ками. Это запретная территория. Зал для служб и ритуалов - хайден, он доступен священнослужителям. Хондэн скрыт за хайдэном, значительно меньше и не украшен. С нашей точки зрения, конечно же. С точки зрения японцев - вполне торжественно и достаточно. Место для ритуальных танцев называется кагураден. Зал для ритуальных пожертвований называется хейден. Здесь можно обратиться с просьбой к ками. Возможно - она исполнится, тогда обязательно следует отблагодарить - вернувшись снова в храм.




Эма (Ema) - ритуальные таблички синто из дерева светлых пород, на которых синтоисты записывают свои прошения или молитвы. После заполнения эма оставляют в святилище для того, чтобы боги ками получили обращённые к ним послания. На табличках эма с одной стороны изображаются животные и другая синтоистская или буддистская символика, а с другой верующие пишут свои просьбы. На многих эма сбоку также начертано слово ганъи, означающее «пожелание». Сверху проделывается отверстие, чтобы дощечку можно было повесить в специально отведённом месте. В синтоистских храмах продаются эма с различными мотивами. Часто встречаются прошения об успехе в карьере или на экзаменах, о семейном благополучии, рождении ребёнка и о ниспослании доброго здоровья, а также новогодние пожелания. Некоторые святилища специализируются на жертвоприношениях определённым ками. Доходы от продажи табличек идут на поддержание храма в должном виде. Если желаемое осуществляется, принято возвращаться в храм для того, чтобы отблагодарить ками.

Хайдэн (Haiden) - зал для молящихся в синтоистском храмовом комплексе. Обычно он расположен непосредственно перед главной святыней храма (хондэном) и больше его по размеру. Хайдэн часто соединяется с хондэном залом ритуальных пожертвований хэйдэном. В отличие от хондэна, закрытого для публики, хайдэн представляет собой место для проведения церемоний и поклонения ками. В некоторых случаях храм может не иметь хондэна , например, если он посвящён божеству горы, на которой находится, тогда хайдэн является самым значимым строением храмового комплекса.





Хондэн (Honden) - главное здание синтоистского храмового комплекса, иногда называется синдэн (обиталище бога). Хондэн считается исключительно домом почитаемого в данном храме божества ками и закрыт для посещения публики. Священнослужители входят в хондэн только для проведения ритуалов. В хондэне располагается госинтай (хранилище священных предметов), его категорически запрещается открывать и что там хранится, возможно, знает лишь главный священник храма. Хондэн является сердцем храмового комплекса, представляет собой небольшой здание, находящееся позади остальных построек на возвышении, обычно огороженном забором. Некоторые храмы могут вовсе не иметь хондэна, например, если храмы посвящены божеству горы, на которой находятся, или поблизости есть священные места химороги или священные объекты ёрисиро. Если храм посвящены нескольким божествам, то в ннм может быть несколько хондэнов.



Кагураден (Kaguraden) - павильон или специальное здание в синтоистском храме, где исполняется священный танец кагура. Иногда так же называется кагуро-доно (kagura-dono) или maidono (дворец танца). Для выполнения ритуального танца он появился с конца периода Хэйан и получил широкое распространение в течение последующего периода Камакура, став постоянным элементом храма. Сейчас используется также для проведения свадеб и пьес театра Но. Кагураден обычно строился с приподнятой квадратной сценой, без стен, иногда напоминает стиль сцены театра Но, который имеет мотив сосны. Некоторые ученые считают, что хайден имеет свои истоки в кагураден.





Комайну (Komainu) - лев-страж, сторожевой пес, страж ворот, буквально означает "корейская собака". Обычно это пара животных, в Китае - львы, в Корее - собаки, расположенные на каждой стороне входа в храм, они отгоняли злых духов. В Японии комайну представляют собой смесь китайского льва и корейского пса. Традиционно располагаются парой по обеим сторонам входа в святилище. При этом, по правую руку обычно располагается лев, по левую - львица. Обычно, лев придерживает лапой шар, который в буддийской традиции трактуется как тама - сокровище, символ буддийского знания, несущий свет во тьму и могущий исполнять желания. Львица в таком случае обычно изображается придерживающей лапой львёнка. У парной скульптуры обычно одна фигура изображается с открытой пастью, другая - с закрытой. Считается, что это символ рождения и смерти, или символ открытости к добрым помыслам и неприятия злых, либо как визуальное обозначение первой и последней букв санскритского алфавита. Открытая пасть должна отпугивать злых демонов, закрытая - удерживать и защищать добрых.

Setsumatsusha буквально означает дополнительное и побочное святилища, это миниатюрные святилища на территории или рядом с основным и попадающие под его юрисдикцию. Могут быть посвящены членам семьи определенного божества или яростной части его натуры, или божеству той местности, где расположен главный храм. Ранее различали сешша (sessha) - вспомогательное святилище, и машша (massha) - побочное святилище, но после упразднения в 1946 году ранговой храмовой системы различие исчезло, оба названия стали синонимами. Это хранилища священных съестных припасов, но одновременно они являются и святилищами ками, оберегающих хранимое от порчи и злоумышленников. Считается, что японские ками должны получать свою еду дважды в день. Конечно, этот ритуал в полной мере соблюдается только в больших святилищах, не говоря уж о том, что подавляющее большинство из дзиндзя не имеют ни особых рисовых полей, ни собственных производств. Так что ками рангом пониже вынуждены питаться тем же, что и люди. Само подношение ками еды является очень важной в синто церемонией, которая составляет неотъемлемый элемент любого празднества. Однако даже в обычный день хранящая верность традициям хозяйка обязательно позаботится, чтобы на домашнем синтоистском алтаре камидана обязательно было что-то съестное. В этом случае обходится без всяких сложных церемоний.

Омикудзи (Omikuji) - популярное японское гадание, варианты поведения и прогнозы печатаются на продолговатых бумажках, каждая из которых имеет свой номер. Гадающий встряхивает металлический цилиндр и смотрит номер на выпавшей палочке. После этого выкупает свое предсказание. Обычно стоимость невысока — от 100 до 500 иен. Если прогноз хороший и написанное подходит человеку, он забирает бумажку и носит с собой до тех пор, пока оно не исполнится. Если же предсказание его не устраивает, он, привязав, оставляет его в специально отведённом для этого месте около храма. По другой версии, наоборот, бумажки с хорошими предсказаниями принято привязывать к специальным стойкам или на деревьях храма. В больших храмах на Новый год даже натягивают вдоль дорожек специально дополнительные веревки, чтобы уместить все пророчества.


Сайсен-бако (Saisenbako) - ящик для денежного сбора, ставится перед зданием храма. По существу ящик представляет собой стандартный копилку, за исключением того, что верхняя крышка имеет решетку. Такая конструкция позволяет бросать монеты. Сайсен предлагают паломники при нерегулярных визитах с целью получения личной просьбы к ками. Исторически эти предложения состояли из риса, разбросанного перед ками (sanmai), или небольшое количество риса, помещенного в бумагу (ohineri). Затем рис заменила металлическая валюта.





Сандо (Sandō ) - подход, ведущей к главной святыне. Его исходная точка, как правило, считается от ворот тории. Там могут быть каменные фонари и/или другие украшения. Сандо можно назвать омотэ-сандо (omote-sandō), если это главный вход, или ура-сандо (ura-sandō), если это второстепенный вход.







Санпай сахо (Sanpai Sahō) - типичный способ человек поклоняется в храме, надо совершить поклон два раза, хлопая в ладоши, а затем поклонился еще раз.








Seisatsu - придорожная вывеска, где вывешивались указы и запреты. Упоминается с 782 года, здесь размещали инструкции органов управления и должностных лиц, чтобы люди знали, что от них требовали власти. В период Эдо придорожные вывески использовались как национальная система информирования населения о принимаемых сегунатом законах.







Shamusho - административный офис храма. Такие офисы обычно включают в себя средства для выдачи shinsatsu (талисманы удачи), так же здесь верующие могут совершить специальные обряды благословения. В большинстве случаев shamusho включает в себя жилые постройки, где священники могут уединиться для очистки (saikan), а также конференц-залы, где прихожане могут собраться на торжественные трапезы naorai.






Shinboku буквально означает "божественное дерево", дерево считается священным как место обитания ками. Издавна некоторые деревья и целые рощи в храмах синто считались священными. Священные деревья были почитаемыми святынями с древнейших времен, сегодня они часто окружены священной веревкой симэнава (Shimenawa). В большинстве случаев такие деревья представляют собой очень старые или крупные экземпляры.





Тамагаки (Tamagaki) - внешний забор, окружающий священную территорию храма. Считается, что в древности такой забор делали из хвороста деревьев, но исторически для таких заборов также использовали камень, дерево, а сейчас - даже бетон. Заборы могут иметь различные названия в соответствии с материалом и стилем. Строили такие заборы обычно из досок и бревен. Термин tamagaki часто используется в общем смысле для обозначения обоих типов ограждений иначе известный как mizugaki (священная ограда) и арагаки (грубый забор). Когда священное место святыни окружен несколькими слоями ограждения, внутренний забор, как правило, называют mizugaki, а термин тамагаки используются для обозначения внешнего ограждения.




Темизуя (Temizuya ) - ритуальный павильон для омовения в синто, другое название - чозуя (Chōzuya). Располагается он у ворот, служит для ритуального очищения, чтобы помыть руки и прополоскать рот перед тем, как войти в главное здание храма для молитвы. Уже после омовения паломник проходит через тории и попадает на храмовую территорию. В синто всего четыре основных ритуала, это очищение хараи, жертвоприношение синсэн, молитва норито и символическая трапеза наораи. Хараи - акт ритуального очищения или состояние ритуальной чистоты, одно из основных понятий в практике синто. Хараи удаляет внешнюю и внутреннюю скверну человека и тем самым позволяет ему прибегнуть к помощи ками. Одним из главных видов ритуального очищения хараи является омовение миноги. Есть и другие виды очищения, например, в искусстве сумо на песок бросают горсть соли, этим тоже совершается хараи. Для обряда миноги используется ёмкость или источник с чистой водой и небольшой ковш на деревянной ручке. Паломник сначала ополаскивает из ковша руки, затем наливает из ковша в ладонь воду и ополаскивает рот (сплёвывая воду, естественно, в сторону), после чего наливает из ковша воду в ладонь и омывает ручку ковша, чтобы оставить его для следующего верующего чистым.

Тории (torii) - это ворота, ведущие внутрь синтоистского храма, иногда несколько ворот образуют аллею. Тории представляют собой два слегка наклонных вертикальных столба и несколько горизонтальных балок, число которых имеет символический смысл. По одной из версий тории изображают насест петуха. Согласно легенде, Бог Ямато в знак победы над восточными соседями повесил в своем храме метелку - символ удачи, связанный с культом петуха. Первоначально по своей конструкции тории были очень просты. Они состояли из необработанных деревянных стоек и двух горизонтальных перекладин определенных пропорций. Позднее столбы и перекладины стали обрабатывать, но оставляли неокрашенными. Затем, под влиянием китайского стиля, балки начали красить, обычно в красный цвет. Если тории находятся у входа в буддийский храм, то поблизости обязательно расположен храм синто, чаще всего на вершине небольшой горы. Синто старше тории, которые известны, вероятно, только с 10 века, в древней Японии тории использовались как обычные ворота, но с течением времени они стали атрибутом лишь синтоистских храмов, императорского мавзолея и некоторых кладбищ. Относительно редко тории устанавливаются над оживленной дорогой.

Торо (Toro) - традиционный фонарь, изготовлен из камня, дерева или металла. Как и многие другие элементы традиционной японской архитектуры, торо заимствован из Китая, первоначально использовался только в буддийских храмах. В период Хэйан (794-1185) такие фонари стали использоваться и в синтоистских святилищах. Большинство фонарей изготовлены из камня. Фонари из металла часто встречаются у веранды или в проходе в здание храма. Другие материалы могут включать в себя дерево, фарфор. Большие каменные лампы постоянного формировали характерную черту пейзажа во многих храмах, при обрядах и праздниках иногда все лампы зажигаются одновременно.






Темизуя - ритуальный павильон для омовения
2012-04-11 13:28

Темизуя - ритуальный павильон для омовения

Темизуя (Temizuya ) - ритуальный павильон для омовения в синто, другое название - чозуя (Chōzuya). Располагается он у ворот, служит для ритуального очищения, чтобы помыть руки и прополоскать рот перед тем, как войти в главное здание храма для молитвы. Уже после омовения паломник проходит через тории и попадает на храмовую территорию. В синто всего четыре основных ритуала, это очищение хараи, жертвоприношение синсэн, молитва норито и символическая трапеза наораи. Хараи - акт ритуального очищения или состояние ритуальной чистоты, одно из основных понятий в практике синто. Хараи удаляет внешнюю и внутреннюю скверну человека и тем самым позволяет ему прибегнуть к помощи ками. Одним из главных видов ритуального очищения хараи является омовение миноги. Есть и другие виды очищения, например, в искусстве сумо на песок бросают горсть соли, этим тоже совершается хараи. Для обряда миноги используется ёмкость или источник с чистой водой и небольшой ковш на деревянной ручке. Паломник сначала ополаскивает из ковша руки, затем наливает из ковша в ладонь воду и ополаскивает рот (сплёвывая воду, естественно, в сторону), после чего наливает из ковша воду в ладонь и омывает ручку ковша, чтобы оставить его для следующего верующего чистым. Синтоистский павильон для омовение водой темизуя, как правило, открытое пространство, где чистая вода заполняет одну или несколько ниш из камня. Ковши обычно сделаны из дерева, они общедоступны для верующих. Павильон темузия такой же символ синто, как и ворота тории, но почему-то менее известный за пределами Японии. Есть мнение, что ритуал миноги в Японию привнесли евреи, в давние времена в темизуе также омывали ноги. Подобное место есть и в еврейских синагогах, в иерусалимском Храме также у входа вмещали сосуд для омовения рук и ног (Исход, 40:30-32). Сейчас у Стены Плача тоже можно совершить омовение рук, но там применяют не ковш, а металлические кружки. Обряд мисоги в древние времена часто совершался на берегу реки или моря, весной использовали талую воду. При больших святынях синто ритуальные павильоны темизуя очень красивы, они часто украшены изящными скульптурами, крыши павильона построены в характерном стиле. Из скульптур используют львов, драконов, их изображения отражаются на поверхности воды как в зеркале. Кроме того, существует процедура массового очищения, а также очищения места или предмета. Во время такого обряда священник вращает специальной тростью около очищаемого предмета или людей. Также может использоваться обрызгивание верующих солёной водой и обсыпание их солью.


























































В избранное