Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Продолжаем разговор о феномене вечного бытия Кем мы будем в 'следующей' жизни?


Эта картинка взята из книги «Бхагавад-Гита, как она есть». Нетрудно видеть, что неизвестный мне художник изобразил в мистической форме «процесс» перевоплощения. Слева - все более старые и согбенные фигуры людей под ударом меча смерти куда-то исчезают, а справа - юная, прекрасная девушка принимает из этого «куда-то» новое, растущее поколение. Все, казалось бы, ясно, но за фигурой смерти скрыто это самое «куда-то». И это – главная тайна картины, она от нас скрыта.

Если вывести «за скобки» мистику сюжета, то он пригоден для изображения и описываемого нами феномена вечного бытия (ФВБ): одни люди уходят, другие приходят, а тайна раскрытия феномена, подумают многие, также спрятана за фигурой смерти. Подумают так, и ошибутся. На самом деле, тайна спрятана в нашем мозге, в нашем сознании.

Не следует думать, что я, как Кио, сорву покрывало, и все о сознании станет прозрачнее ясного весеннего утра. Кио срывал покрывало, чтобы еще больше удивить. Не будем срывать, да и не можем. Мы способны лишь робко нащупывать путь, опираясь на нашу гипотезу и на собственные (читателя) размышления.

Что же мы в предыдущей рассылке предположили об «устройстве» сознания, чтобы оно позволяло говорить о «нечто», что было бы похоже на реинкарнацию, но ею не являлось? Да – две «части» сознания: «воля к жизни» (следуя А.Шопенгауэру) и личностная составляющая сознания. Не нужно понимать эти «части» независимыми друг от друга. Как раз наоборот, они взаимно переплетены и не могут существовать одна без другой. Эти части – не какие-то специфические отделы мозга, это – определенные, до конца нам не известные мозговые информационные процессы. Изначально в онтогенезе организма развивается первая часть, и затем, в течение всей жизни на нее «накручивается» личностная составляющая.

Я не имею здесь желания излагать эту мысль, используя язык теории алгоритмов, теории автоматов и теории формальных систем: пришлось бы использовать особую математическую символику и специфические понятия этих научных дисциплин – «отпугивающие средства» для широкого круга читателей. Воспользуемся простой, понятной каждому аналогией, которая, конечно, всегда все огрубляет, делает приблизительным. Наше сознание – это сосуд, наполняемый какой-либо жидкостью. Сосуд – эта часть сознания, которую мы назвали «волей к жизни». Сосуд – постоянная часть нашего сознания, одинаковая у всех людей: он создает ощущение, что человек живет. Таким образом, ощущение пребывания себя в состоянии жизни (бытия) для всех людей, в принципе, одинаково. Наполняющая сосуд жидкость может быть самой разной – от благородного вина до помоев: это наше неповторимое, индивидуальное. Сосуд возникает при рождении и в течение жизни наполняется.

Отсюда следует фундаментальный в своей сущности вывод. То, что в классической реинкарнации передается от умирающего к новорожденному, (сосуд - эта самая изначально еще бессознательная «часть» - воля к жизни) в описываемом нами феномене в новорожденном возникает.

Одним из «доказательств» как бы реальности реинкарнации считается наличие у некоторых людей так называемых «реинкарнационных воспоминаний», когда человек вспоминает какие-то эпизоды из своих «предыдущих жизней». Иногда примеры подобных воспоминаний, приводимые в литературе на эту тему, кочуют из одного источника к другому. Поэтому часто трудно установить – что является истиной, а что – очередной компиляцией. Вообще, тема «реинкарнационных воспоминаний» - трудная для разговора тема. У меня есть свои соображения на этот счет; в каких-то очередных рассылках мы более детально рассмотрим этот вопрос.

Сейчас же обсудим более интригующую проблему, которая для верующих в перевоплощение разрешается посредством учета кармы, а в нашем случае – требует принципиально иного, непривычного, подхода. Того, кто верит в реинкарнацию, обычно интересует следующий вопрос – кем он был в предыдущей жизни, и кем будет в следующей? Такой вопрос вполне уместен. В самом деле, если мое сознание, моя душа, перешли от кого-то и перейдут к кому-то, кто же они - неизвестные «предшественник» и «последователь»? Закон кармы позволяет как-то определиться с этим вопросом. Но пусть этим займутся верующие в реинкарнацию. Мы идем своим путем (пусть эта фраза не вызывает ненужных политических ассоциаций).

Мы ранее заявили, что при рассмотрении ФВБ определенная часть «я» возникает. В ком же конкретно это (пусть речь идет об авторе данных строк) «я» возникнет? Ответ оказывается неожиданным: возникает у всех новорожденных (явно патологические случаи не рассматриваем), которые появятся на белый свет после того, как я (автор этих строк) исчезну. Внимательный читатель заметил, что я связываю факт своей будущей смерти с рождением даже не одного своего «я», а многих. Такой читатель обязательно скажет: – «автор, вы противоречите себе; в одной из предыдущих рассылок вы сказали, что смерти и рождения – события несвязанные. А тут взяли и связали».

Понятие «я» - удивительное в своей сути понятие. По поводу его сломано, ломается и будет сломано еще много копий. Но ясно одно – «я» это неразрывный союз тела и сознания (недоверчивый читатель, увидев слово «неразрывный» обязательно вспомнит о сне без сновидений, обмороке, наркозе, клинической смерти). Ну, что же, появляется еще одно ответвление от основной темы – феномена вечного бытия! Пока же не будем отвлекаться и вернемся к ранее заданному вопросу: умру я (автор) – это одно, мое я, а народится множество «я». Не может сознание одного «я» разместиться во множествах «я»! Не может… и не нужно!

Тело, родившееся в Москве – это «я», появившееся в Москве, тело, родившееся в Токио – это «я», появившееся в Токио. Эту мысль можно высветить (чтобы было ясно) следующей аналогией. Представим себе, что ныне живущие «я» можно уподобить «осознающим» себя металлическим монетам: копейкам, гривенникам, пенсам, сантимам, и все они – разного достоинства (это по поводу нашей единственности и уникальности). Умирание в данной аналогии можно уподобить собиранию поистершихся (к сожалению, не всегда) монет, отправке их в переплавку и последующей чеканке новеньких копеек, гривенников, пенсов, сантимов… Новенький десятипенсовик спрашивает у новенького пятирублевика: «послушай, дорогой, а кем ты был в «предыдущей жизни»? Остановимся здесь на знаке вопроса, чтобы стимулировать самостоятельные размышления.


В избранное