Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Труд сделал из Человека обезьяну Новогодняя серия. Святыни и ценности


 

Труд сделал из Человека обезьяну

 

Выпуск 27 от 2006-12-23

Новогодняя серия. Святыни и ценности

Святыни и ценности

В прошлом выпуске, пройдя по ступенькам слоев или сфер, характеризующих индивидуальность каждого человека, я предложил на Ваше рассмотрение структуру его уникальности. Раз уж не поступило ни одного возражения, а молчание знак согласия, предположу, что Вы со мной согласны и продолжу.

Каждый из рассмотренных уровней,  однозначно выделяет человека из окружающей действительности, как представителя животного мира, отдельно стоящего от всех остальных его представителей и как конкретного представителя всего человечества.

Но беглого просмотра всего материала, явно не достаточно, что бы в действительности увидеть, найти, вспомнить или рассмотреть свое истинное Я. Мы привыкли причислять себя к тем или иным группам людей и отождествлять себя и свои личные интересы с интересами этих групп. Будь-то профессиональная ориентация, семейные узы, группы по интересам, нации и национальности и так далее. Уникальность человека растворяется в этих группах, точнее у современного человека она и заключается в некой совокупности интересов групп, к которым человек себя причисляет. Именно этот факт, создает непреодолимые препятствия в поиске своей личной, не зависимой от группы или групп индивидуальности человека. Не утверждаю, что это относится ко всем и каждому. Но то, что относится ко многим, это факт.

В этой связи, начинать поиск во внешних сферах уникальности практически бессмысленно. Все, что мы там сможем найти, скорее всего, будет относиться к той или иной группе. Ведь именно посредством этих сфер, человек и взаимодействует с группами. Современный человек практически с ясельного возраста попадает под давление системы пропаганды и воспитания. Его учат, что, когда, в каких ситуациях и как надо делать, думать, мыслить, жить и прочее. Где уж тут индивидуальность.

Поэтому я предлагаю начать поиск с рассмотрения самого глубинного слоя, а именно сферы святынь. Здесь наименее сильно заметно влияние общества и его интересов на человека. Здесь находятся глубинные истоки его истинного Я, его веры. Уже даже на уровне ценностей, влияние культурно-исторического наследия столь велико, что начинать поиск с этой сферы бессмысленно. Вспомним сказку о голом короле. Только один мальчик смог разглядеть истинное платье прогуливающегося короля.

Вместе с тем, на первый взгляд понятия ценностей и святынь находятся примерно на одном уровне. Они относятся к неким идеалам, которым поклоняется человек. И те и другие относятся к нормативным представлениям, позволяющим человеку ориентироваться в предметах и явлениях окружающей действительности. И то и другое является неким оценочным мерилом. Чем же они могут отличаться? Принципиальное отличие, мы уже указали. Ценности могут быть выведены из определенных принципов, положений, законов и установок. Святыни нет. Это предметы голой веры. Но попробуем разобраться в этом отличии подробнее.

Что такое ценности

Ценность, термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности.

По существу, всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве "предметных ценностей" или объектов ценностного отношения. Другими словами, любые предметы и явления окружающей действительности могут оцениваться в плане добра или зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д. Подобные оценки иногда могут быть шкалированными (отмечающими различные уровни соответствующего качества).

Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как "субъектные ценности" (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека. "Предметные" и "субъектные" ценности являются, таким образом, как бы двумя полюсами ценностного отношения человека к миру.

Как видим, оба полюса отношения человека к миру, выводятся из “общественного сознания”. Предметные ценности могут быть выражены посредством субъектных ценностей и сведены к реальным объектам окружающей действительности. Например, белизна зубов и свежесть дыхания. Судя по рекламе, более важной ценности для человека в принципе не существует. Вы теряете улыбку, красивую голливудскую лошадиную улыбку. У Вас появляется неприятный запах изо рта, и все люди показывают на Вас пальцем и говорят “Фу”.

Это конечно важно. Никто не спорит с этим. Но почему обязательно желтые гнилые зубы и вонь изо рта. Почему обязательно голливудская улыбка, семь признаков здоровых зубов (хотя, теперь, по-моему уже 12), паста блендамед, зубные нити, жевательные резинки и рекомендации врачей. Неужели все это нужно для того, что бы у Вас не было неприятного запаха изо рта. По другому никак нельзя?

Или другая ценность - съел пирожок, протолкни таблеткой. По другому-то не проходит… А девушка, у которой в 20 лет уже тяжесть в желудке… И вообще, другие ориентиры в обществе есть? Есть, например, халява. Купи десять бутылок пива, собери 5 этикеток и выиграй одиннадцатую баночку бесплатно.

Страшное слово “бесплатно” пронзило все сферы человеческого общества. Это стало одной из основных ценностей огромного числа людей. Играй и выигрывай, купи и получи, приходи и получишь, вырезай и получай. И ведь играют, приходят, вырезают, покупают и… Зачем мне бесплатная одиннадцатая банка, если в случае необходимости я куплю ее сам. Зачем мне играть, если я при необходимости могу добиться этого и сам. А просто так, зачем это мне нужно? Где же цели действий?

Конечно, в обществе есть и другие, более приемлемые ценности. Эти я представил, что бы на контрасте лучше показать природу ценностной ориентации современного человека. Я не ставлю себе целей формирования истинных систем ценностей, это дело каждого человека. Рекомендаций здесь быть не может. Но отчего-то отталкиваться надо, особенно если ранее никогда этого не делал? Если эта система формировалась кем угодно, родителями, школой, ВУЗ, СМИ, партией и правительством и так далее.

Что такое Святыня

Что же это за термин. Он пришел к нам из религии. Видимо и толкование его, надо искать там же. Попробуем вот с этого.

“Когда мы говорим о святой Купели, о святом Мире, о Святых Дарах, о святом Покаянии, о святом Браке, о святом Елее... и так далее, и так далее и, наконец, о Священстве, каковое слово уже включает в себя корень "свят", то мы, прежде всего, разумеем именно неотмирность всех этих Таинств. Они - в мире, но не от мира. Действуют на мир и миром могут усвояться, но их бытие не в мире, с миром не отождествляющееся. И такова именно первая, отрицательная грань понятия о святости. И потому, когда вслед за Таинствами мы именуем святым многое другое, то имеем в виду именно особливость, отрезанность от мира, от повседневного, от житейского, от обычного - того, что называем святым... Святой – это, прежде всего "не". Этому "не" в понятии святости соответствует и самое производство еврейского слова "кодеш" (святой) или "кадош" (святыня)“.

Проф. А.И.Осипов “Основное богословие”

Таким образом, святыня, означает нечто, находящееся или проявляющееся в реальном мире, но не связанное с самим этим миром. Или другими словами, нечто не выводимое из основ и свойств реального мира. Оно не от мира сего. Оно есть нечто, отрезанное от повседневности, от житейского опыта, от быта, от удовлетворения каких-либо потребностей. Оно, это нечто над всем этим. Это первое свойство святыни. Святыню нельзя свести к объектам или явлениям реального мира, нельзя свести к тому или иному набору простых утилитарных свойств.

Что еще мы можем найти по этому термину.

СВЯТЫНЯ — -и, ж. 1. То, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым. Народные святыни. Национальная святыня. 2. Предмет или место религиозного поклонения. Поклониться святыням.

Мы видим, что кроме прочего, святыни являются особенно дорогими, чтимыми и хранимыми категориями. Это то, что человек отстаивает до последних сил. То, что является основой всей его жизни. Это те положения, которые приняты им за истину в последней инстанции. Это костяк, базис, координатное пространство его мировоззрения.

Кроме того, из указанного определения мы можем сделать вывод, что святыни, являются предметами и явлениями, которым человек поклоняется. Поклонение же изначально предполагает принятие на веру. Человек верит, что это именно так, что именно это положение является истинной. При этом, первое выведенное нами свойство святыни, подтверждает этот наш вывод. Святыня не от мира сего. Иначе это была бы не вера, а знание, подтвержденное опытом. Святыня же не может получить подтверждение или быть выведена из объектов окружающей действительности.

Согласитесь, даже мощи святых, на первый взгляд вполне конкретные объекты реального мира, оказывают влияние на человека не сами по себе. Он их не трогает, не ощущает, не осязает, часто даже не видит. Если конечно не принимать во внимание неких излучений, не воспринимаемых ни органами чувств, ни современными приборами. Но ведь это и означает что они, эти мощи, святые, то есть не от мира сего. Тем не менее, разве можно отрицать изменения, происходящие с некоторыми людьми, поклоняющимися этим мощам? Конечно, нет. Но что же именно изменяет человека? Благоговейное отношение к этим мощам. Вера в их чудодейственную силу. Надежда на то, что именно они окажут ему помощь. Ведь многим другим помогали и мне помогут, обязательно…

Связь ценностей и святынь

Какой же вывод мы можем сделать из всего сказанного? Святыня, это идеальный объект внутреннего мира человека (отсутствуют непосредственные связи с окружающей действительностью). Этот объект имеет непререкаемое значение, человек верит в него безоговорочно и именно поэтому он закладывается им в основу мировоззрения, в основу его системы ценностей. В отличие от него, ценность, являющаяся так же объектом психики, идеальным объектом уже не является. Она связана с окружающей действительностью посредством чувственно-деятельной сферы. При этом ценность не только связана с окружающей действительностью, но и может быть выведена из нее.

Таким образом, система ценностей человека базируется на святынях, истинах принятых им на веру. Именно они составляют остов этой системы. Ценности, как бусинки нанизываются на святыни. Они связывают святыни человека с внешним окружением, с предметами и явлениями окружающей действительности. При этом, в зависимости от ситуации ценности могут иметь и исключения, то есть бусинку в каких-то случаях можно и пропустить, но основное направление, фиксируемой нитью, изменить нельзя. Что же это за положения? Пример?

Как на Ваш взгляд, можно ли считать, десять заповедей, святынями христианства, на которых базируется христианское мировоззрение (система ценностей). На мой взгляд, нет. Это система ценностей христианства. Почему? Потому, что святыня это истина в последней инстанции. Она не может быть условной или применяться с оговорками и исключениями.

Как в этом случае относится к первой заповеди “Не убей”. Является ли она святыней? Конечно, нет. Убить можно, например, врага, для защиты своей семьи или отечества. И церковь всегда благословляла воинов на защиту государства. Мы не обсуждаем моральное отношение к этим понятиям. Мы говорим о фактах, исключениях при которых возможно отклонение от вышеуказанной “истины”. Следовательно, она не всеобща. Эта заповедь не является святыней для христианства.

Вместе с тем, существует огромное число людей, совершенно различных вероисповеданий, для которых эта заповедь не терпит исключений. Они не смогут переступить через эту границу без всяких исключений, даже в ситуации актуальности принципа если не ты, то тебя… Разве для них принцип “не убей” не будет являться святыней? Чем может обосновываться эта святыня? Да ничем. Внутренней верой, что иначе нельзя. Сколько раз Вы спросите у людей, столько получите различных ответов на этот вопрос. У каждого он свой, и каждый из них можно будет опровергнуть “реальными” фактами из жизни. Следовательно, этот принцип для этих людей является святыней, не зависимо от их вероисповедания.

Продолжим пример. Святыня христианства, пропагандируемая всеми и вся. Любовь. Возлюби ближнего своего как самого себя. Является ли она таковой? Действительно ли это всеобщее положение, распространяемое на всех без исключения? Или же всепрощение, ударили по правой щеке, подставь левую? Во всех случаях? Это святыни, или же все-таки некие пропагандируемые ценности, которые в некоторых случаях могут быть и изменены? Подумайте на досуге сами.

Но вопрос религиозной веры для нас сейчас не так важен. Главное понять другое. Система ценностей человека базируется на том или ином наборе святынь, положений, не сводимых к утилитарным свойствам реального мира. В зависимости от этого набора, даже одна и та же система ценностей будет иметь, совершенно различные очертания. Различия в приоритетах ценностей, различия в наборах исключений, различия в ситуациях, в которых применимы оценки, отражающие тот или иной аспект этой системы.

Какой вывод мы можем сделать из сказанного. Прежде чем вырабатывать в себе систему ценностей, выводить ее основные области, необходимо четко определиться с системой или набором святынь, актуальных именно для Вас. И здесь необходимо абстрагироваться от всех. От родителей, от детей, от супруга, родственников и авторитетов. В этом есть только один авторитет. Вы сами. Надо найти в себе именно те святыни, которые являются для Вас непоколебимой истинной. То, во что Вы искренне верите. Будет ли таких истин много, или одна две, зависит от Вашей проработки этого вопроса. Но ведь с чего-то начинать надо. Какую-то почву под ногами необходимо ощущать. Пусть маленький, но первый шаг необходимо сделать.

В качестве примера, приведу одну из своих личных святынь. Непоколебимая вера в могущество человека. Я абсолютно уверен в том, что человек сможет достичь любой цели, которую он себе поставил. Любой человек сможет достичь всего, чего достиг хотя бы один. Надо только правильно ставить себе цели и не путать их с заклинанием стихий и бесплодными мечтами. Надо забыть слова “сложилась ситуация”, ”обстановка”. Ситуация никогда не складывается. Ее складывают. Конкретные люди. Поэтому сколько, больше или меньше усилий человек приложит для достижения своей цели, не так уж и важно. Важно определиться с лично своим направлением развития и двигаться, не отклоняясь от намеченного курса.

Тот момент, когда у человека не остается больше возможности достигать чего-то, изменять себя и мир вокруг себя прежними средствами и способами, принято называть смертью. Именно смерть свидетельствует, что все, что человек мог сделать в реальном мире, он сделал, и больше мир в его услугах не нуждается. До тех же пор, у человека всегда остается его сущность, выраженная в устремлении изменять себя и мир вокруг себя. В каком бы состоянии он не находился. Раз жив, значит, должен действовать. Только во сне человек отдыхает. Он практически ничего не делает в окружающей действительности, да и во внутреннем мире тоже. Он путешествует по миру грез.

А как часто просыпаетесь Вы? Не зря для этого случая придумали будильник. Не пора ли звонить во все колокола. ПРОСНИТЕСЬ…

Человек сын Бога, а отец не мог дать ему меньше чем имел сам. А он сотворил этот мир и все сущее. Так не стыдно ли просить милостыню тому, кто имеет ВСЕ.

Автор и ведущий рассылки Андрей Хитров

Написать письмо автору  


Архив Рассылки

В избранное