Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Записки предпринимателя

  Все выпуски  

Малый бизнес против крупного


Малый бизнес против крупного
2009-11-16 06:54 Justsoblogger <mail@justsoblogger.com>

малый бизнес, крупный бизнес, малый и крупный бизнес
Если сравнить эффективность крупного и мелкого бизнеса, последний практически всегда выиграет. Исключение только одно – розничная торговля. Только там в крупных сетевых магазинах цена меньше, а качество лучше, чем в маленьком магазинчике у дома. Почти во всех остальных отраслях это не действует. При этом крупный бизнес постепенно вытесняет мелкий. Парадокс?

Каковы принципиальные отличия крупного бизнеса от мелкого? В малом бизнесе все бизнес-процессы прозрачны, поэтому следить за себестоимостью очень легко. Реагировать на изменения можно очень быстро. Крупный бизнес имеет скидки от поставщиков за объем и несколько источников дохода. За это приходится платить больше налогов и содержать больше дорогих управленцев.

Что происходит, когда крупный бизнес начинает конкурировать с малым? В розничной торговле все просто. Когда открывается сетевой супермаркет, закрывается множество мелких магазинов. Конкурировать с Уолмартом или Ашаном малый бизнес не может. Но в большинстве отраслей все происходит по-другому.

Когда крупный бизнес приходит на новую территорию, честно конкурировать с малым бизнесом он, как правило, не может. Поэтому в ход идет демпинг или административный ресурс. Малый бизнес начинают душить ценами, ведь крупная компания может позволить иметь один временно убыточный проект за счет доходов от других проектов. Клиенты начинают уходить. Часто малый бизнес душат административными мерами – проверки, отзыв лицензии и пр. Отбиться удается очень редко, обычно только за счет связей. Когда малый бизнес умирает или уходит на другие рынки, можно снова поднимать цены. А когда проект себя окупит, можно идти захватывать новые рынки. В результате клиенты потеряли в деньгах, а территория потеряла в налогах (сетевые компании обычно из крупных городов).

О чем это говорит? О неэффективности действующего крупного бизнеса. Все преимущества от эффекта масштаба полностью уничтожаются высокими управленческими затратами. В России это массовое воровство, на западе – высокие зарплаты менеджеров. И там, и там в крупных компаниях очень медленно принимаются решения. Следует ли из этого, что крупный бизнес обречен? Конечно, нет. Просто в его затратах есть стоимость захвата новых рынков и административного ресурса. А мы, как потребители, это оплатим.

Читать в  ЖЖ,   Friendfeed,  e-mail,   RSS или   Twitter.


В избранное