Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Частичный человек

В пятницу в Исторической библиотеке снова окунулся в необозримое море текстов и мнений, взаимоисключающих друг друга и в то же время опирающихся на твердые факты. Фактов много, и у каждого – несколько ипостасей. В российской повседневности тоже метания крайностей и самые замысловатые и мудрёные проявления. И в мире хватает версий. Есть ли надежные маяки в штормующем океане политики и философии?

Цель мира формирует целостность его понимания и поведения в нём. Почему и для чего существует мир и я и мой народ и всё человечество в мире, в чём смысл бытия сущего? Есть ответ – и ты целостен. Нет ответа на глубинный вопрос о цели и смысле – и ты неизбежно частичен. А быть частичным – или раствориться в толпе, или быть приверженцем той или иной партии (партия от латинского корня pars /partim/ = часть).

Немного есть возможных ответов на вопрос о цели и смысле. Обычно люди, даже искренне считающие себя верующими, такими глубинными вопросами не задаются. Они удовлетворяются той или иной разновидностью обрядоверия. А если задать им этот вопрос – они на него не могут ответить вообще (я не встречал человека, способного связно сказать, ради чего мир существует). Особо продвинутые христиане ссылаются на Откровение Святого Иоанна Богослова (Апокалипсис) или на мистиков, мусульмане – на Священный Коран, буддисты – на Нирвану, на пришествие Майтрейи и т.п. Говорят о спасении или о ничто как цели, но лукавят – обретение рая или нирваны невозможно без жертвоприношения, а его-то и упускают из вида по бездушию, малодушию или простодушию.

И только Богосаможертвоприношение как высшая цель всё ставит на свои места и придаёт смысл всему происходившему и происходящему. И раскрывает прозрения пророков и мудрецов.

Если же эта высшая цель Богосаможертвоприношения не чувствуется, то мыслитель блудит в трёх соснах, берёт за исходный пункт своих построений нечто частное и неотвратимо впадает в ложь. Другой мыслитель берёт другой частичный исходный пункт и акцентирует другие ипостаси сущего. Одно частное начинает спорить с другим, и подобным спорам не видно конца. Редко-редко, как в случае с Фридрихом Ницше или с Фёдором Достоевским или с Николаем Фёдоровым или с Мартином Хайдеггером и с великими поэтами и провидцами человечества, - мысль прорывается от частности к целому, к смыслу существования мира.

Итак, только предчувствие или осознание высшей цели Богосаможертвоприношения дарует целостность и смысл жизни и мышления. Уклонение от осмысления данного вечного вопроса или подмена его каким-нибудь эрзац-вопросом или нигилистической формулой «смысл мира в том, что в нём нет смысла» приводит к релятивизации истины, к частичности-партийности, ко лжи и злу. Ибо, не будучи целостным=правоверным, нельзя различить добро и зло и быть Адамом, о котором Господь Бог сказал: «вот, Адам стал как один из Нас» (Бытие 3:22).


В избранное