Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2004-11-05

[TIFLO] Посох жизни

Посох жизни

Анастасия Коноплёва

Лекарство от эгоизма

..Маша сказала:

- Большинство даже не понимает наших отношений. Сразу спрашивают: как делить-то
всё будете, когда разъедетесь? Мы отвечаем одинаково: зачем делить и считаться?
Всё достанется той, которая останется одна (и это будет самая несчастная из нас,
ведь если переезжать некуда, значит, останется одна, не выйдет замуж!).

<Всё> - это вещи, которые они, три девушки, купили вскладчину для своей комнаты
в общежитии.

Никакой казенщины! У них мягкая мебель, телевизор, музыкальный центр. Не считались,
кто и сколько внес денег, - кто сколько мог. Купили стиральную машинку, духовку,
разделочный стол. Но, конечно, благодаря социальной стипендии. <Двигателем> всех
этих приобретений стала Маша:

- Хочется, чтобы все было, как дома: тепло, чисто и уютно. Моё хобби - это приготовление
вкусной и здоровой пищи. Моя мечта - родить ребёнка, посвятить ему всю жизнь.
Хочется быть хранительницей домашнего очага.

Маша Брыксина учится на факультете педагогики и психологии Липецкого государственного
педагогического института. Света Зиброва - на филологическом, заочно, и работает.
Ирина Севостьянова - на факультете педагогики и психологии.

Сначала я познакомилась с Машей.

- Наверное, писать об одной мне скучно и неинтересно, - таков был её ответ. Мы
разговорились, и я поняла, что рассказывать только о Маше нельзя, ведь она постоянно
возвращается в разговоре к своим подругам: к Свете и Ирине. Сравнивает себя с
ними, говорит об общности взглядов или, наоборот, о том, в чём они не сходятся.

Так что попробую рассказать сразу о всех троих.

Эти молодые симпатичные девчонки имеют одну общую беду -проблемы со зрением.
Проблема - даже просто перейти дорогу, сесть на нужный автобус (<пока разглядишь
номер, он уже уезжает>):

Но Маша улыбается:

- Не хочу быть зависимой, не хочу быть кому-то в обузу. Стараюсь сама ходить
по городу, хотя шлёпаю по лужам.

Было время - они боялись города, боялись перемены обстановки. Это когда только
начинали учиться в Липецкой школе-интернате для слепых и слабовидящих детей.

Школьные подруги из разных районов области, они и в интернате жили в одной спальне.
О школе каждая вспоминает тепло, с любовью. Девчонки рассказали мне, что жизнь
в интернате просто кипит. Почти сорок кружков, студий, театров! В половине седьмого
- зарядка, и попробуй только, не приди! Директор по комнатам пройдет и посмотрит:
все ли ушли? Директора зовут Игорь Иванович Батищев, и впечатление такое, что
он чуть ли не ночует в школе.

Так случилось, что благодаря Николаю Александровичу Сарычеву, председателю Липецкого
областного отделения Всероссийского общества слепых, им досталась комната в общежитии
производственного объединения <Электроаппарат>. Учились мириться, учились поддерживать
друг друга, считаться с мнением друг друга. Например, у всех разные музыкальные
пристрастия. Ирина любит попсу, которую ненавидит Маша. А Света вообще - за русский
рок. Ну что же, конфликты? Вовсе нет. Ведь можно слушать музыку в наушниках или
выйти в коридор, к телевизору. В общежитии на этаже есть телефон. Как хорошо!
Значит, можно позвонить, и их пригласят.

Когда окончили школу, нелегко было, особенно в первое время, подходить к каждому
преподавателю и объяснять свой физический недостаток. Ведь не все понимают, что
значит читать только с лупой или вообще различать лишь контуры предметов и цвета.
Но девчонки пишут те же рефераты, те же курсовые, что и обычные студенты. Света,
чьё зрение лучше, ходит за девчонок в библиотеку, начитывает им книги на диктофон,
пишет.

- Света помогает, хотя рискует собственным зрением. Я же делаю то, что мне по
силам: стираю, готовлю на всех, - говорит Маша.

Хуже всех дело обстоит у Иры - она слепая. Очень болят глаза и капли надо закапывать
буквально по часам. Забывчивость может обернуться катастрофой.

Как-то Света мне сказала:

- Если бы не девчонки, я была бы другой. Я всегда пользовалась большим вниманием,
мне легко всё давалось в школе. Хотелось быть номером первым, и получалось. Девчонки
меня спасли от эгоизма и самовлюбленности. Как бы патетично это не звучало...

- Но ведь это получилось не сразу?

- Конечно.

И снова Маша:
- Иринка была инициатором получения высшего образования. Она, наверное, и Свету
натолкнула на мысль, что это очень важно, именно таким, как мы.
- А было трудно?

- Ну, вот и ты! Батищев меня тоже спрашивал: сложно ли тебе?

Он очень заботится о воспитанниках интерната. Как о собственных детях. Когда
Света <срезалась> в институте на сочинении, Игорь Иванович сделал всё, чтобы
она не осталась без учёбы, - и она училась в Усманском педагогическом колледже.
Окончила его с красным дипломом. Вообще мне повезло. Я чувствую, что не одна.
У меня есть дорогие мне люди, которые рядом в любую минуту, хорошо мне или плохо.
Помогут, утешат. Или, может, просто скажут: <Да не обращай внимания!> Если бы
я жила одна, то была бы другим человеком. Более слабым, наверное. А с девчонками
чувствую себя сильнее. Просто здорово, что они есть. Иринка ещё и попрыгать любит
под свою попсу по комнате - вся такая порхающая. Но есть непреложные законы слепых.
Ты видишь - у нас мебель расставлена по стенам, углам, а середина свободна. Так
же, как и то, что каждая, тем более, самая мелкая вещь должна быть только на
своем месте.

Организации быта, ориентировке в пространстве их учили в школе. Там даже предмет
такой имеется в расписании.

У Маши нет родителей - только старшая сестра, которая очень много для неё сделала.
Рассказывает, что стала ездить к Ирининым родителям в гости и очень подружилась
с ними:

- Они меня полюбили, и я их.

Есть такая вещь для незрячих и слабовидящих людей - аудиокниги, или, как их в
просторечии называют, <говорящие> книги. Тексты начитаны на аудиокассеты лучшими
дикторами, актерами. Скорость очень маленькая, поэтому - специальные плееры,
японские. Девчонки ещё в школе привыкли слушать, в наушниках, чтобы другим не
мешать. Но большая часть литературы, которая доступна обычным людям, для слепых
отсутствует. Даже учебники - не все. Тем более, в институте - там всё надо записывать
на диктофон, потому что Ирина пробовала конспектировать рельефно-точечным шрифтом
по Брайлю -стук о специальный металлический прибор мешал студентам и преподавателю.

Психологически это тяжело, когда приходится сообщать людям о своих проблемах.
Сейчас уже группа привыкла. И когда новый преподаватель делает замечание относительно
зрения необычной студентки, полгруппы может возмутиться: <Не трогайте её>

А вообще многое умеет незрячий человек. Ирина, например, вяжет. Может связать
полкофты за вечер.

Устроились девчонки на надомную работу при предприятии Общества слепых <Электроаппарат>
- оно рядом. Клеят папки, до этого вязали хозяйственные сетки.

И ещё, заветное. Света Зиброва и Ирина Севостьянова все школьные годы занимались
у Вячеслава Михайловича Канищева, в творческой мастерской изобразительного искусства
<Вдохновение>. Такие красивые рисунки акварелью и гуашью! (<Он нас научил свободе
творчества, научил видеть мир таким, каким мы его не видели раньше, - например,
ёлка может быть не только зелёной!>). Они участвовали во многих выставках: и
в Москве, и даже в Бельгии и во Франции! Сейчас Света решила сделать мини-репродукцию
картины Сурикова <Утро стрелецкой казни>.

- Мое увлечение - работа и работа. Игорь Иванович Батищев принял меня на должность
вожатой. Говорит: давай, создавай школьное самоуправление. И только теперь появились
идеи, появилась литература, которая, чувствую, поможет это сделать.

Света очень любит и понимает детей, и они её понимают. Девчонки говорят, что
она живет в игре, что она - человек постоянных творческих идей, пишет стихи,
особенно для сценариев школьных праздников.

Они действительно очень разные. У Маши всегда была способность находить общий
язык с собеседником. Любого она может заинтересовать. Ирина всегда могла найти
причину поступков человека.

Работу им будет найти нелегко. У Ирины и у Маши - первая группа инвалидности,
нерабочая. Но слово <инвалид> я от них не слышала. Так же, как и ни одной жалобы
на свою участь.

...А вы знаете, их общежитие стоит на возвышении. К зданию ведёт
дорога со специальными перилами. Из окна вид: деревья, сейчас - уже чёрные.
Зимние. Это может разглядеть каждая. И университет недалеко.

Впрочем, пока я писала этот материал, девчонки <выдали> замуж Ирину.
С Сергеем она познакомилась в университете, когда тот приходил к кому-то из друзей.
Со зрением у Ириного мужа всё в порядке, он помогает ей, сопровождает повсюду.

Теперь девчонки, Маша и Света, живут вдвоем, а Ирина приходит к ним в гости.


Выпуск листа на новом месте: 150

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-11-05 08:14:38 (#257377)

[TIFLO] Re: срочно нужна информация

Источник: ПРАВДА.Ру

13 ноября - Международный день слепых
13.11.2003 14:15
13 ноября - Международный день слепых. Этот день -
лишний повод вспомнить о том, что рядом живут люди,
чем-то отличающиеся от нас
История этой даты восходит к 18 веку. 13 ноября 1745
года во Франции родился Валентин Гаюи - известный
педагог, основавший в Париже и Петербурге несколько
школ
и предприятий для слепых. По решению Всемирной
организации здравоохранения именно эта дата
отмечается
как День слепых.
Это было...
До XVIII века мир не знал учебных заведений для
слепых.
Валентин Гаюи впервые продемонстрировал свой метод
обучения слепых, посредством придуманного им шрифта.
В
1784 году в Париже без поддержки правительства и
благотворительных обществ, на свои личные средства в
своем собственном доме открыл первую в мире школу
для
слепых детей под названием <Мастерская трудящихся
слепых>. Первым учеником Валентина Гаюи был
подобранный
на церковной паперти мальчик Франсуа-де-Лезюер.
Потом в
школу поступили еще 11 его беспризорных сверстников.
Обучение и воспитание слепых детей Валентин Гаюи
поставил на научную основу. Он разработал
рельефно-линейный шрифт <унциал>. Этот шрифт получил
название от латинского слова, означающего равный по
длине одной унции. Это были крупные ровные буквы,
выдавленные рельефом на плотной бумаге. Главное
достоинство <унциала> заключалось в том, что при
помощи
этого шрифта можно было обучать слепых детей чтению
и
печатать книги для слепых. Шрифт был передвижной, и
это
помогало слепым детям делать набор нужного текста.
Кроме
этого Валентин Гаюи сконструировал приборы для
слепых и
матрицы для изготовления рельефных наглядных
пособий,
географических карт и глобусов. Этому ремеслу он
обучал
и своих воспитанников. Идея создания книг для слепых
также принадлежит Валентину Гаюи.
Несмотря на огромные материальные затруднения
Валентин
Гаюи построил при школе типографию и напечатал в ней
несколько книг рельефно-линейным шрифтом -
<унциалом>.
Это были первые книги для слепых. По книгам
Валентина
Гаюи незрячие обучались вплоть до изобретения шрифта
рельефного шеститочия Луи Брайлем. (В 1829 году
француз
Луи Брайль - воспитанник Парижского национального
института для слепых детей разработал универсальную
систему рельефно-точечного шрифта, нашедшего
распространение во всех странах мира).
В 1803 году Валентин Гаюи получил предложение
российского императора Александра I открыть в
Санкт-Петербурге учебно-воспитательное заведение для
слепых. В 1807 году Александром I были утверждены
Устав,
штаты и бюджет Санкт-Петербургского института
рабочих
слепых. Эту дату принято считать началом
деятельности
первого учебно-воспитательного заведения для слепых

детей в России. В память о первом зачинателе первых
учебных заведений для незрячих в мире и отмечается
Международный день слепых.
Это есть...
В России год от года возрастает количество слепых и
слабовидящих граждан. На сегодняшний день по
официальным
данным в стране насчитывается более 275 тысяч слепых
и
слабовидящих людей. Дело в том, что далеко не все
слепые
обращаются в общества слепых, по количеству членов
которого и ведётся статистика, многие, например, всю
жизнь проводят либо в деревне, не зная о
существовании
подобных учреждений. Точное количество слепых в
стране
просто неизвестно, и особого желания уточнять эту
цифру
власти не испытывают, поскольку нет слепого - нет и
проблемы.
Итог один - оторванность этих людей от окружающего
мира,
социальная незащищенность, падение и без того
невысокого
уровня жизни. Болезни - категория интернациональная,
а
вот отношение к больным - национальная. Отношение к
слепым и инвалидам как к людям второго сорта в нашей
стране традиционно. Между тем на Западе таких
проблем
нет. Председатель центрального правления
белорусского
товарищества инвалидов по зрению Анатолий Нетылькин
рассказывает, как оказавшись как-то в Париже, был
удивлен, когда его бесплатно и без очереди провели в
Версаль. Более того, разрешили "осматривать
пальцами",
а проще говоря, трогать абсолютно все экспонаты. "И
когда я захотел осмотреть корону Наполеона, мне ее
беспрекословно дали в руки. А теперь представьте
себе
лицо служительницы Оружейной палаты в Москве, когда
я
попросил ее дать мне посмотреть Шапку Мономаха..." -
говорит он.
В Англии лейбористское правительство назначило
министром
образования слепого. Председатель испанского сената
Бацналана - тоже слепой. Есть слепые в парламенте
Бельгии. Во всей Европе, даже в странах бывшего
соцлагеря, вы не найдете ни одного правительства, в
состав которого не входили бы слепые...
Это будет...?
Но надо признать, что люди, потерявшие зрения,
оптимизма
не теряют. Многие работают на специализированных
производствах. Среди слепых встречаются талантливые
художники, скульпторы, спортмены и т.д. Но вряд ли
можно
с уверенностью сказать, что наши инвалиды полностью
адаптированы в современном обществе. Хотя в
последние
годы в помощь слепым предпринимается немало шагов.
Например, появляются светофоры, оборудованные
специальными звуковыми сигналами. Школа подготовки
собак-поводырей при ВОС подготовит в этом году 30
четвероногих помощников для слепых. Это лучший
показатель за последние несколько лет. Собаки
заменяют
своим незрячим хозяевам глаза. Они сопровождают их
на
улице, помогают обходить препятствия, безошибочно
выбирают нужные маршруты, оказывают помощь в быту.
Только постоянное внимание, поддержка и взаимопомощь
помогут им чувствовать себя полноценными и здоровыми
людьми.
Игорь Кулагин

Выпуск листа на новом месте: 149

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   "Elena Goryanskaya" 2004-11-05 01:07:27 (#257288)