[TIFLO] Три болезни Российского образования

В одном из своих последних выступлений ректор Московского государственного университета
имени Ломоносова Виктор Садовничий заявил, что главными проблемами
российского образования являются его "бесплатность, доступность и качество".
Сразу представляется этакий Змей Горыныч о трех головах, взращенный в условиях
беспорядочного реформирования образования в сочетании с его скудным финансированием.
На головах, соответственно, написано: Платность, Недоступность, Халтура.
Брошенное на произвол судьбы в 90-е годы и, казалось бы, обреченное на гибель,
российское образование все же выжило, но бесконтрольно мутировало и в результате
приобрело-таки черты упомянутого трехглавого животного. Первой проклюнулась проблема
бесплатности, а точнее, платности образования. Поначалу коммерциализация
образования пугала, но потом граждане привыкли и стали воспринимать платное образование
как нечто само собой разумеющееся.
"У нас уже и по закону нет бесплатного образования, - заявил "Газете.Ru" директор
Института всеобщей истории Российской академии наук, академик Александр
Чубарьян. - Второе образование всегда платное, дополнительное образование - тоже".
Да и в вузах, подчеркнул академик, бесплатно принимают только на места,
предназначенные для заполнения по бюджетному минимуму. Все, что сверх того, платное.
(Речь, естественно, идет о государственных вузах. В частных, понятное
дело, платные все места.)
В целом, по оценке Минобразования России, частным сектором российского образования
охвачено уже более 50% учащихся.
Убедившись, что голова по имени Платность держится крепко и растет не по дням,
а по часам, государство сочло, что настал благоприятный момент для своего
полного устранения из сферы образования. Именно с этой целью, как рассказал "Газете.Ru"
председатель комиссии Московской городской думы по образованию
Евгений Бунимович, Министерство образования "продавило" летом одиозный закон
о поправках к закону "Об образовании". По мнению Евгения Бунимовича, с принятием
этого закона
была произведена самая настоящая "зачистка" законодательства по образованию,
откуда были полностью изъяты все положения об ответственности государства за
предоставление россиянам доступного, бесплатного и качественного образования.
Министр образования России Андрей Фурсенко, естественно, опровергает "фантастичность
слухов" о планах ликвидации бесплатного образования в России. Он утверждает,
что "государство обязано в обозримом будущем нести на себе груз оплаты образования",
оговариваясь, правда, что "обсуждению подлежат только конкретные условия
предоставления услуг". При этом он ссылается на рост в абсолютных цифрах бюджетных
отчислений на образование, которые, как он подчеркнул на днях на встрече
с представителями студенческих профсоюзов, растут сейчас "быстрее, чем государственный
бюджет в целом".
Формально министр прав. Однако наблюдаемое в последнее время увеличение бюджета
на образование мало что меняет для занятых в этой сфере миллионов учащихся
и преподавателей "на практике". И зарплаты преподавателей, и студенческие стипендии
остаются низкими. Даже гордость Минобразования - предстоящее с 1 сентября
2005 года 50-процентное увеличение студенческих стипендий - является, по сути
дела, фикцией. Несложно подсчитать, что если сейчас студенческая стипендия
составляет 400 руб. в месяц, то после ее увеличения в полтора раза она достигнет
суммы 600 руб., на что можно будет прожить впроголодь не 4, а целых 6
дней. Понятно, что такие принципы финансирования образования не сильно увеличивают
его доступность для средне- и малообеспеченных семей. Голова Недоступность
тоже крепко сидит на шее нашего Горыныча.
Не стал гарантией большей доступности образования и другой широко разрекламированный
эксперимент его модернизации - единый государственный экзамен (ЕГЭ).
Как только что был вынужден признать замначальника ГУБЭП МВД России Андрей Леонтенков,
с введением ЕГЭ коррупция, связанная со сдачей экзаменов, никуда не делась, "а
просто спустилась в среднюю школу".
Вопреки уверениям начальства от образования, не откроет ЕГЭ "деревенским девочкам
и мальчикам" и заветных дверей в самые элитарные вузы страны. Как рассказали
"Газете.Ru" в министерстве образования Нижегородской области, категорически отказавшейся
переходить на ЕГЭ, "ребята из сельских школ не могут всерьез конкурировать
с детьми из элитных, особенно столичных школ".
Единственное, что в сложившейся ситуации пытается делать государство (или пытается
делать вид, что пытается делать), - это поддерживать хотя бы минимальный
уровень качества российского образования. Чтобы, по словам Андрея Фурсенко, учебные
заведения "давали знания, а не торговали дипломами". Однако выходит,
что осуществить это на практике достаточно сложно. И не только потому, что за
90-е годы выросли тысячи частных вузов и филиалов. По словам проректора Петербургского
университета Владимира Траяна, за это же время, стремясь повысить свою привлекательность
в глазах "клиентов" - абитуриентов и их родителей - многие институты
и даже колледжи "повысили" свой формальный статус до "университета". По подсчетам
проректора, таковых в России стало сейчас благодаря нехитрой операции
переименования две с лишним тысячи.
Картина современного российского образования в целом безрадостна:
преподаватели или героически бегают по нескольким вузам и школам (желательно
- частным), или с головой уходят в репетиторство (и уж, конечно, редко вспоминают
про научные штудии), студенты, часто видя перед собой халтурщиков-преподавателей,
тоже расслабляются и учатся по принципу "заплатил - не отчислят". Размер
базовых зарплат и стипендий при этом просто циничен. Непосвященные, услышав эти
цифры, обычно гомерически хохочут.
При таком положении дел халтура (и среди учащихся, и среди преподающих), само
собой, процветает.
Министерство и Федеральное агентство по надзору за образованием пытаются как-то
регулировать уровень образовательных услуг с помощью механизма аттестации
и лицензирования деятельности учебных заведений. Но "вычищать" их в массовом
порядке, как признался "Газете.Ru" замдиректора одного из департаментов Минобраза
Михаил Стриханов, не могут по причинам социального характера: "Закрываешь вуз
- открываешь тюрьму".
Предлагаемые экспертами рецепты убиения трехглавого Горыныча, изгадившего ниву
отечественного образования, незамысловаты и немногочисленны.
Их суть неизбежно сводится к привычному "пусть они дадут денег".
Особой точки зрения придерживается только ректор Института образовательной политики
Александр Адамский. Он просто считает
все три проблемы - доступности, бесплатности и качества образования - надуманными
и не имеющими ничего общего с действительностью.
"Все это проблематика предельного государственничества", - заявил он "Газете.Ru".
"На самом деле проблема совсем не в финансировании, - убежден господин Адамский.
- Ничего бесплатного не бывает: всегда кто-то платит, только вопрос - кто
и за что". С точки зрения Александра Адамского, главная проблема (для выпускника)
сейчас - как продать свое образование и как успешно позиционироваться
со своим дипломом на рынке труда. И чем меньше государство будет вмешиваться
в сферу образования, считает он, тем лучше.
gazeta.ru
Выпуск листа на новом месте: 212
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback