Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] размышления о вечерней школе.

Здравствуйте, дорогие друзья!
пишет вам Ярослав.
Сегодня предлагаю вашему вниманию продолжение размышлений незрячего
Украинского педагога В. Сушко Об обучении в вечерней школе, о плюсах и
минусах такого обучения.
С массой наилучших пожеланий Ярослав.
В.Сушко
БЕДНАЯ МОЯ ВЕЧЁРКА...
За многие годы работы в вечерней школе частенько приходилось слышать в
неофициальных житейских разговорах нелестные отзывы о ней. В таких
рассуждениях о вечерней школе частыми были слова: "дыра","сумасшедший дом",
"тихий омут". А совсем недавно к "аттестациям" подобного рода добавилась
ещё одна, в ногу с жизнью: так сказать, "лицей дебилов".
Нам, учителям вечёрки, к этому не привыкать: и в былые времена её, как
правило, лишь ругали. И знаний она, мол, не даёт, и государственные
средства пожирает, и профессионализм в ней редкий гость.
Возможно поэтому,многие из нас в ответ на вопрос "где вы работаете?"-
предпочитают отмалчиваться. Непопулярное, непрестижное это дело- работа в
вечерней школе. Когда всёже собеседник вдруг узнает, что перед ним учитель
из школы рабочей молодёжи,порой раздаётся неподдельноизумлённое восклицание:
"Разве она существует-то ещё- вечёрка-то?! И далее уже почти полушёпотом:
"В наши-то дни, кому и диплом вуза никому не нужен? Кого же вы там учите?
Раньше пустые парты, а теперь?.. Так не разогнали её ещё всё-таки
Удивительно1"
Не скажу, что во всех этих откликах нет определённой доли истины. Дыма,
как говорится, без огня не бывает. И всё же- вечерняя школа жива! Однако,
как ни хорошо известна она- о школе для взрослых много написано, особенно, в
плане отрицательного, низкого качества знаний и низкой посещаемости,-
отдельные её аспекты,весьма существенные, тем не менее почему-то не находят
дорогу, даже к нам, педагогам. А они, эти аспекты, дают ключ не только к
понимани того, что такое вечерняя школа, но и решению проблем дня
завтрашнего: Как выжить в условиях рыночной экономики?
Для начала несколько примеров.
Сидим мы, педагоги свободные от занятий, в учительской. Вдруг заходит,
возбуждённая и взволнованная, наша коллега. Переведя дыхание, она
обращается к одной из класссных руководительниц: "Изолируйте меня и классс
от своего Романа З. Он совсем вот..."- Она выразительно стучит костяшками
пальцев по столу. "Он совсем не даёт работать ни мне ни классу.Я ему говорю
_Садись, а он- стооит._не разговаривай_, а онн разговаривает. _выййди из
класса_,- а он продолжает сидеть. Разве можно вести урок в такой
обстановке?Мой арсенал подходов к нему- исчерпан!"
Через несколько минут возвращаетсчя "классная". На наш немой вопрос
отвечает: "Изолировала. Дала интересную книгу и посадила в зал. Сидит,
увлёкся... В принципе, он неплохой парень. Мыслит оригинально,- продолжает
она разговор о Романе, _вот хамоватый немного. Но, доброе слово всегда
понимает.".
С чего же всё-таки начинается непослушание наших многих учащихся?
Этот урок истории чя запомню, наверное, на всю жизнь. Утренняя смена.
Мой урок- первыйй по расписанию.
Вхожу в класс. Там всего три-четыре ученика. "Ну, что ж, пока подойдут
другие, побеседуем о последних новостях в мире. Они помогут лучше понять
следующую тему: "сущность нового политического мышления". Вопросы еть ко
мне? _Есть,- поднимаетсяя Вита Д. _Вы не слышали выступление в ООН по
проблеме разоружения...,-и она называет сложную многоступенчатую фамилию. Я
по коротковолновику поймала". "Нет, отвечаю, не удалось. А собственно, о ком
речь?""Это заммминистраиностранных дел Бурунди,- спокойно говорит она.
_А не помните,кто министр иностранных дел в ГаитИ?
_УВЫ,УСЕРДНО КОПАЯСЬ В ПАМЯТИ, ПРОИЗНОШУ Я.
_а Я ПОМНЮ ВСЕХ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ВСЕХ ГОСУДАРСТВ В МИРЕ, НО И
МНОГИХ ИХ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ, СЕКРЕТАРЕЙ ПОСОЛЬСТВ. и ЧЕМ СЛОЖНЕЕ НЕОБЫЧНЕЕ
ФАМИЛИИ, ТЕМ ЛЕГЧЕ МНЕ ИХ ЗАПОМНИТЬ!"
у вИКТОРА п.- ДРУГОЕ ХОББИ. оН УВЛЕКАЕТСЯ ЦИТАТАМИ ИЗ шОПЕНГАУЭРА,
Ницше, Фрейда, не говоря уж о Марксе и Ленине. В дискуссиях чувствует себя
просто героем. В ход идут малоизвестные стихи Р. Киплинга и выдержки из
речей гитлера- лишь бы заткнуть за пояс учителя. Причинноследственные
связи, тем не менее, раскрываются неглубоко, вскользь, как бы между прочим.
Выделить главное, двенадцатиклассник не может.
Должен подчеркнуть, что в вечерней школе "уникальные" явления совсем не
редкость. Во всех этих случаях мы имеем дело со специфическими видами
памяти, индивидуально окрашеннными способностями, которые, разумеется,
необходимо заметить, направить в нужное русло,невзирая на намёки, колкости,
даже прямые, или коссвенные оскорбленичя - любителецй применять это "оружие"
среди наших учеников- хоть отбавляй. Многие из них убеждены, что учитель-
это тупица, неумёха и бездарь. Они пытаются выставить учителчя в
карикатурном свете.
А представьте, каково педагогу осознавать, что его деловые и душевные
качества для учеников абсолютно ничего не значат! Думаете, я преувеличиваю?
Нисколько! как-то первого сентября, когда к нам пришёл новый набор, я
провёл анкетирование. Следовало ответить на два вопроса: какой предмет
больше всего нравился в школе и какой учитель больше всего запомнился, и
почему?
Ответы оказались весьма любопытными. Больше всего учащимся нравился труд,
физкультура, военная одготовка, редко- история, литература, география,и
эпизодически- физика, химия, матемпатика. Что же касается учителей, тло тут
градация иная. Учитель математики запомнился потому, что много знает
анекдотов и рассказывает их так, что животики можно надорвать на уроках от
смеха. физику лавры выпадают за то, что он часто забывает проверять
задачи,которые сам же задаёт на дом,их можно просто не решать. А у
учительницы истории- красивая брошь...
Из сказанного напрашиваются, по крайней мере, два вывода. Какие?
Вечерней школе нужен сегодня педагог-психолог. Он бы помог и ученику, и
учителю в познании самих себя и друг друга. в налаживании уважительных
взаимоотношений. И ещё одно. Существующая система оценивания не может в
полной мере учесть все нюансы индивидуальных способностей учащихся.
Неслучайно в кондуитах многих учителей вечерней школы осночвные оцегнки
дополняются плюсами и минусами. Оценочная система должна быть увеличена
хотя бы до десяти баллов. Нынешняя же не даёт в полной мере оценивать
знания, стимулировать трудовые усилия и интересы ученика,вследствие чего
страдает общетеоретическая подготовка наших воспитанников усложняется и без
того сложная работа учителя.
Слов нет, в наше тяжёлое время всем нелегко,и всё же- учителям в
особенности. А вечерняяя школа, виидимо ещё долго будет иметь низкий
авторитет среди людей,если не будет действенной поддержки со сторлоны
общества, государства.
Поверьте, мы все устали от равнодушия и насмешек. А так хочется сказать с
гордостью: "Я работаю в вечёрке". Придёт ли такое время?
(перепечатано: В.Сушко "зрячие становятся слепыми" (Киев,1996)

blind_sht***@s*****.com

Выпуск листа на новом месте: 145

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Tue, 2 Nov 2004 10:51:03 -0100 (#255451)

 

Ответы:

Здравствуйте.
Расскажу о нашем УКП, вечёрке для слепых.
Знаю только последние несколько лет.
Учились там в основном работающие на упп, и немного те, что сбежали из
интерната при развале.
Интернат, в смысле, работает и сейчас, только вот учиться там после развала
стало совсем никак, конечно, если кто хочет выучится, но это уже становится
похоже на самообразование.
Там у преподов такая установка была, не хочешь учиться, чёрт с тобой,
аттестат для упп и так нарисуем, а если хочешь, всегда пожалуйста. В классах
там много народу, человек по 2-3 человека, идеальные условия для
индивидуального обучения.
Выпускники, кто хотел, поступили в вузы, один в аспирантуре, недавно сдал
кандидатский минимум, но вся эта красота была до расформирования
фактического.
Создали у нас монстра, реабилитационный центр, это соцзащита с минобразом и
ещё кем-то на троих бюджетные деньги сообразили, вот туда вечёрку и
перевели, сделали все условия, чтоб она там затухла, начиная с ликвидации
Брайлевского фонда, сокращения штата и других радостных вещей, там, кажется,
кто-то ещё доучивается, толком не знаю.
До свидания.

с уважением
Алексей
Самара

Выпуск листа на новом месте: 147

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   "Alexey" Thu, 4 Nov 2004 13:46:59 +0300 (#256920)

 

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
В то время, когда вечерние школы повсеместно функционировали было по их
мнению много негативных разговоров. Хотя из каждой школы выходили и вполне
удачливые выпускники. Например, Горьковскую вечернюю школу закончил ныне
кандидат физ.мат наук Владислав Сергеевич Медведев. Думаю, что такие примеры
известны многим.
Также в вечерних школах иногда обучались дети, инвалиды по зрению. В
нынешнее время, когда затруднено поступление незрячих детей в школы,
расположенные вне региона проживания ребенка, вечерняя школа могла бы стать
лучшим выходом, чем надомное обучение. Все-таки учителя в этих учебных
заведениях часто высокой квалификации. Да и опыт у них нередко огромный. ДА
и по разговорам бывших учителей вечерних школ приятно учить, когда видишь
необходимость своей работы и наблюдаешь конкретный результат.
Также все чаще выявляются незрячие, которые вообще никогда нигде не
обучались, а в возрасте приближающимся к возрасту выпускника школы, а то и
старше незрячего врядли возьмут в обычную школу для слепых детей.
Было бы интересно узнать остались ли еще где-нибудь вечерние школы в чистом
виде. Или их все закрыли, или в лучшем случае преобразовали в центры
реабилитации с программой, отличающейся от общеобразовательной школы? Кто
знает, как организован процесс обучения в открываемых центрах реабилитации?
Какие документы выдаются по окончании обучения в центре реабилитации?
С уважением
Ирина Зарубина

Выпуск листа на новом месте: 169

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   "отдел по связям собщественностью КСРК В Tue, 9 Nov 2004 13:27:31 +0300 (#259793)

 

Здравствуйте, все!
Ирина Николаевна! В Казани Республиканский центр образования слепых и
слабовидящих является приемником республиканской очно-заочной вечерней
сменной школы слепых и слабовидящих. Все учебные программы соответствуют
общеобразовательной школьной программе. Выпускники получают аттестат о
полном среднем образовании.
Данные сведения получены от директора данного центра Алексеева В.М.
С уважением, Идрис Хаертдинов.

Выпуск листа на новом месте: 171

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Tue, 9 Nov 2004 17:54:35 +0300 (#259948)

 

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Идрис! А могут ли обучаться в казанском центре люди вышедшие из школьного
возраста?
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 172

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Tue, 9 Nov 2004 20:52:31 +0300 (#260147)

 

Здравствуйте, все!

По общеобразовательной программе, там обучаются только после достижения 16
лет. Реабилитанты обучаются до 60 лет.
С уважением, Идрис.

Выпуск листа на новом месте: 175

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Wed, 10 Nov 2004 05:02:33 +0300 (#260399)

 

Здравствуйте, Ирина Николаевна и другие участники рассылки!
В вашем вопросе речь, видимо, идет о специализированных вечерних школах для
слепых и слабовидящих детей. Если так, то у меня конкретной информации нет,
зато могу сказать, что в моем подмосковном городе Лыткарино до сих пор
существует и успешно функционирует обычная вечерняя школа. Когда я впервые
узнал об этом учебном заведении, то подумал о нем не очень хорошо. Дескать,
какой нормальный человек будет учиться вечером, разве что вечный двоечник,
которого надо дотащить до аттестата о неполном среднем образовании. Однако
мое соображение оказалось ошибочным. Названный выше контингент в нашей
вечорке, конечно, имеется, но по словам учителей там немало людей более
целеустремленных, чем в дневных школах. Группы (так в вечерней школе
именуются классы) небольшие - по 10 человек, а большинство преподавателей
вечорке работает в колледже, так что квалификация у них достаточно высокая.
К тому же по зарплате это учебное заведение нисколько не проигрывает дневным
школам, и отбоя от желающих там преподавать нет. Однажды даже было судебное
разбирательство по поводу незаконного увольнения учителя-пенсионера,
которого сократили, чтобы увеличить ставку другим преподавателям. А учитывая
такие благоприятные условия обучения, полагаю, что в вечорку могли бы взять
и незрячего школьника, если такой в нашем городе отыщется.

С уважением, Максим Чардымский.

Выпуск листа на новом месте: 176

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   "Максим Чардымский" Wed, 10 Nov 2004 11:01:47 +0300 (#260480)