[TIFLO] Значение системы Брайля в современных
Государственное научное учреждение
<Институт коррекционной педагогики Российской академии образования>
Рельефно-точечный шрифт Луи Брайля - основа грамотности слепых и инструмент
познания окружающего мира. Москва 2004
Пилюгин О.Н.
Значение системы Брайля в современных
условиях
Я не читал букварь с конца пятидесятых годов (именно в те годы я учился в
начальных классах). Не знаю как теперь, а тогда в букваре был один маленький
замечательный рассказ. Назывался он "У кого глаза на пальцах". Этот рассказ
мне очень запомнился. Речь в нем шла о слепом дедушке. Вокруг него в
деревне собирались ребята и с интересом слушали сказки, которые дедушка им
читал по Брайлю. Вот у него-то и были глаза на пальцах.
Одна девочка, читая рассказ, расплакалась (<Все нас дразнят косыми,
слепыми>), а все остальные ученики класса ощутили какую-то гордость: <Вот
какие мы необыкновенные! У всех глаза на глазах, а у нас на пальцах!>
Недавно я спросил у своей внучки, есть ли подобный материал в ее нынешнем
букваре (она как раз первый класс закончила). Оказалось, что теперь этого
материала нет. Очень жаль. Этот рассказ был не только в букваре для слепых
(ведь для незрячих детей издается рельефно-точечным шрифтом букварь массовой
школы). Значит, он просто был в букваре для зрячих детей, которые с детства
узнавали о том, что такое Брайль, и как именно читают слепые. Это
воспитывало с детства уважение к незрячим.
Теперь я процитирую последнее упоминание о Брайле, которое я встретил в
популярной художественной литературе (в повести <Апофигей> известного
писателя Юрия Полякова): "Когда я раздел ее, то кожа у нее оказалась вся в
пупырышках, как книга для слепых". После такой <пропаганды> системы Брайля
какого же понимания наших проблем от общества мы хотим?!
Что спрашивать со зрячих, если многие из председателей наших местных
организаций, вы меня простите, до сих пор путают Брайля с бройлером.
Плохо, когда мы закрываем глаза на реально существующие явления. Еще хуже,
если это делают сами слепые. Дело в том, что сейчас в самом Обществе слепых
происходит уменьшение роли Брайля, и умаление роли Брайля. Я думаю, что
разница между этими словами всем понятна.
Уменьшение числа людей, владеющих системой Брайля, уже и в процентах
подсчитывают, но оно (это уменьшение) уже всем очевидно, а умаление - это
какая-то сознательная тенденция, которая проявляется в разном понимании
того, каковы же перспективы Брайля.
Это умаление проявляется и в бытовых спорах, и в противоречивых
управленческих решениях, и в комплиментарных научных дискуссиях, когда
непонимающему человеку покажется, что вот-вот спор перейдет во всеобщее
целование, хотя речь идет о вещах достаточно противостоящих друг другу.
Давайте не будем решать проблемы, связанные с системой Брайля, на уровне
<нравится - не нравится>. Наверно нравится тому, кто пользуется, и чья
работа связана с использованием системы Брайля. Не нравится тому, кто не
пользуется рельефно-точечным шрифтом и поэтому не понимает ущерба для слепых
умаления роли владения системой Брайля. Давайте лучше встанем на научную
основу.
Попытаемся классифицировать сегменты того информационного поля, которое
окружает в жизни нынешнего инвалида по зрению. Для простоты уберем
остаточное зрение. Я понимаю, что это важный момент, но пока давайте
уберем. Итак, остаются слух и осязание. Благодаря этим органам чувств мы
можем воспринимать телевидение, радио, чтение вслух, "говорящую" книгу,
брайлевскую книгу, компьютер (либо с синтезом речи, либо с рельефным
дисплеем). Вот оно наше информационное поле.
Теперь давайте проанализируем по разным критериям. С точки зрения
доступности проще всего радио и телевидение. Достаточно включить кнопку -
все шумит, гремит, играет. Немножечко сложней с "говорящей" и с брайлевской
книгами.
Я сам пользуюсь компьютером и без него жизни себе теперь не представляю. Но
это, господа, некий московский центризм. Я никого не хочу обижать, но, когда
люди живут в одной среде, им, естественно, сложнее представить себе другую.
Многие вопросы упираются сейчас в техническое решение проблем
информатизации. Во многих местах нашей глубинки не слышали о
компьютеризации. С точки зрения доступности на первом месте радио и
телевидение, на последнем месте компьютер. С этим трудно спорить.
С точки зрения свободы получения нужной тебе информации картина
противоположная. Если мы включаем радио и телевизор, то получаем совсем не
ту информацию, которую ждем, так как за исключением редких программ и редких
передач там идет полукриминальная, полухулиганская тусовка и политические
разговоры.
Компьютер же открывает неограниченные возможности тому, кто имеет к нему
доступ, так как то, что есть в ASKI-кодах, мы можем перевести и в
рельефно-точечный шрифт (с помощью брайлевского дисплея) и в синтез речи.
Значит здесь они на противоположных полюсах.
Теперь давайте рассмотрим проблему с точки зрения эффективности получения
информации и последствий для того, кто ее получает. Радио и телевидение
брать не будем.
Для начала возьмем <говорящую> книгу, чтение вслух и брайлевскую книгу.
Здесь мы имеем два способа восприятия информации: самостоятельное чтение и
слушание. Оба важны и нужны. Не скрою, что я лицо заинтересованное. Мое
издательство называется <Чтение>. Мне представляется, что чтение - это
активный способ получения информации, а слушание - пассивный. Есть научные
исследования, которые говорят о том, что среднему человеку трудно воспринять
и усвоить правильно фразу, которая содержит более семи слов. И это так для
многих.
В процессе слушания книги мы имеем дело с невольным навязыванием диктором
своего отношения к читаемому тексту. При этом совершенно неважно,
осуществляется ли чтение компьютером (без всякой интонации, без всякого
ударения, с полным механическим отношением к прочитанному) или диктором
(например, Герасимовым, который великолепно читает <говорящую> книгу,
увлекается, входит в роль, но при этом мешает тебе, если ты серьезный
читатель и информацию хочешь пропустить через себя). И синтезатор речи
компьютера, и диктор как бы навязывают тебе нечто свое.
Сама структура информации представлена в слушании и чтении несколько
различными способами. В слушании мы не имеем знаков препинания, если не
установить соответствующую программу на компьютере, чтобы он произносил
<запятая>. Точно также при слушании мы не имеем абзацев, кавычек и еще
очень многих знаков. Например, мы не всегда понимаем, когда кончилась
сноска и пошло продолжение текста. Кроме того, слушание не дает нам
никакого понятия об орфографии данного текста. Я встречал незрячих людей,
которые по разным причинам не пользуются системой Брайля. Они вполне
уважаемые, культурные люди, имеют высшее образование. Однако сейчас,
когда в современную жизнь входит много новых слов, они либо неправильно
употребляют многие слова, либо стараются их избегать, так как не могут
самостоятельно прочитать новые слова, а только слышат их по радио, по
телевидению, на <говорящей книге>. Ну не мог мой один очень уважаемый
пожилой знакомый сказать слово <дистрибьютер>. У него получалось что-то
такое неприличное, что он вообще перестал пытаться его произносить.
О скорости чтения. Конечно, есть плавная регулировка звука у магнитофона, но
это совсем не то, что собственное чтение. При собственном чтении ты можешь
задуматься, потом вернуться назад, а потом, наоборот, от интереса начинаешь
читать все быстрее и быстрее, сам того не замечая. Таким образом,
совершенствуется твоя личная техника чтения.
Безусловно, самым удобным источником информации для слепого является
компьютер, снабженного тактильной строкой. Придумать что-нибудь лучше,
наверное, трудно. Но, когда эта техника будет у каждого слепого, я
представления не имею. Следовательно, остается <говорящая> книга и
брайлевская книга, каждая из которых должна занять свое место, но ни в коем
случае не вытеснять друг друга, потому что без чтения нет грамотности.
Грамотность по своему значению в языке - это умение читать и писать, а не
говорить и слушать. Поэтому нужно издавать книги по Брайлю. Я полностью
согласен со Степановым Владиславом Сергеевичем (см. раздел <Сведения об
авторах>), что эра электроники и компьютеризации заставляет нас думать о
способах хранения информации. И с тех пор, как издательство <Чтение>,
использует компьютерные программы, естественно мы все храним в электронном
каталоге. Но мне, в этой идее не все нравится. Иметь (создавать) литературу
только в электронном каталоге, а потом через библиотеки предлагать ее
читателям на выбор (рассылать дискеты или диски, распечатывать по
индивидуальным заказам) не получится. Давайте мы сначала издадим книгу,
чтобы она появилась на полках, чтобы люди почувствовали ее как книгу, чтобы
она сама себя прорекламировала. А потом, когда эта книга либо устареет, либо
потребуется ее дополнительный тираж, тогда будем пользоваться нашим
электронным фондом.
Я пробовал издавать серию книг на дискетах. Это гораздо быстрее. Тут я не
связан с бумажной полиграфией. Мы рассылали рекламу по всем библиотекам. Все
они снабжены <Эверестами>. Но я вынужден был прекратить выпуск этой серии по
двум причинам. Во-первых, эта серия закупалась у нас 10 библиотеками.
Во-вторых, когда мы провели массовое анкетирование среди наших читателей, то
выяснилось, что о существовании этой серии знал только один человек из
более 200 респондентов. Вот это заставило меня не тратить, что называется,
силы зря. Но я надеюсь, что мы еще к этому вернемся.
И еще две проблемы, к которым мне хочется привлечь ваше внимание.
Первая - это пропаганда системы Брайля в школах для детей с нарушением
зрения. Я просто бью в колокол тревоги. Если дело упирается только в деньги,
то все понятно. Но мы взяли полный список школ, разослали им наш
издательский план, предложив те произведения, которые издаем именно для
школьников. Предложили школам мотивированно написать, что у них нет
материальных средств для заказа литературы, объяснив, что в таких случаях
мы сами пробиваем бюджетные деньги на финансирование и высылаем эти книги
бесплатно. Сколько школ откликнулось, как вы думаете? Семь!
Вторую проблему я только затрону, потому, что она достаточно
скользкая. Сергей Николаевич Ваньшин упомянул о том, что я председатель
региональной организации. Как председатель я занимаюсь тем, что выполняю
директивное, экономически правильное решение Центрального правления ВОС,
заставляя библиотеки слепых арендовать те помещения, те здания, которые они
у ВОС имели просто так. Причем арендовать по рыночным ценам! В какое
положение мы ставим библиотеки? У нас в Санкт-Петербурге прекрасная
библиотека, прекрасный руководитель, с которым у меня хорошие отношения. Она
говорит: <Ну какие-то деньги мы можем достать. Но поймите в Питере у меня 11
пунктов в разных местах рассредоточено. Это какая бухгалтерия будет мне
нужна, чтобы каждому платить аренду. И потом меня не понимают в Министерстве
культуры. Я делаю затраты на приобретение тех же компьютеров, читающих
машин, бесплатно предоставляю чтецов. Мы уже давно не ставим вопрос, как
ставили раньше, о закупке библиотечного фонда, <говорящих> и брайлевских
книг. Все делаем на свои деньги. А вы нам сейчас говорите, что надо платить
еще и за аренду. Простите, но я тогда, наверное, уволюсь>. Боюсь, что она
не отречется от своих слов. А у меня сердце разрывается
С одной стороны, я - председатель региональной организации, а с другой -
издатель. А брайлевские книги как раз занимают громадные пространства. И уж
если придется арендовать помещения, то будут думать об их сокращении. И тех
километров полок, заставленных брайлевскими книгами, о которых мы слушали в
предыдущем выступлении, их уже не будет, потому что <говорящую> книгу мы
где-нибудь соберем, а брайлевскую, простите, уже не получится.
Я этого боюсь, и надо принимать решения взвешенно и сообща так, чтобы
экономически и нравственно было все правильно. Центральное правление право,
в том плане, что с него, с наших предприятий налоговая инспекция сосет пени
и штрафы за то, что помещения используются как бы не по назначению, т.е. за
упущенную выгоду. Они, видите ли, подозревают, что библиотеки нам взятки
дают за то, что мы им бесплатно предоставляем помещения.
Да, я понимаю Центральное правление ВОС. Оно действует правильно, но мы
заходим в тупик, в частности, даже у себя в Санкт-Петербурге.
Однажды я в своей статье назвал, и мне кажется удачно, брайлевскую точку
точкой зрения. Давайте помнить о том, что именно она нам зрение и
возвращает.
Выпуск листа на новом месте: 247
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback