Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2004-12-02

[TIFLO] Значение системы Брайля в современных

Государственное научное учреждение
<Институт коррекционной педагогики Российской академии образования>
Рельефно-точечный шрифт Луи Брайля - основа грамотности слепых и инструмент
познания окружающего мира. Москва 2004

Пилюгин О.Н.

Значение системы Брайля в современных

условиях

Я не читал букварь с конца пятидесятых годов (именно в те годы я учился в
начальных классах). Не знаю как теперь, а тогда в букваре был один маленький
замечательный рассказ. Назывался он "У кого глаза на пальцах". Этот рассказ
мне очень запомнился. Речь в нем шла о слепом дедушке. Вокруг него в
деревне собирались ребята и с интересом слушали сказки, которые дедушка им
читал по Брайлю. Вот у него-то и были глаза на пальцах.

Одна девочка, читая рассказ, расплакалась (<Все нас дразнят косыми,
слепыми>), а все остальные ученики класса ощутили какую-то гордость: <Вот
какие мы необыкновенные! У всех глаза на глазах, а у нас на пальцах!>

Недавно я спросил у своей внучки, есть ли подобный материал в ее нынешнем
букваре (она как раз первый класс закончила). Оказалось, что теперь этого
материала нет. Очень жаль. Этот рассказ был не только в букваре для слепых
(ведь для незрячих детей издается рельефно-точечным шрифтом букварь массовой
школы). Значит, он просто был в букваре для зрячих детей, которые с детства
узнавали о том, что такое Брайль, и как именно читают слепые. Это
воспитывало с детства уважение к незрячим.

Теперь я процитирую последнее упоминание о Брайле, которое я встретил в
популярной художественной литературе (в повести <Апофигей> известного
писателя Юрия Полякова): "Когда я раздел ее, то кожа у нее оказалась вся в
пупырышках, как книга для слепых". После такой <пропаганды> системы Брайля
какого же понимания наших проблем от общества мы хотим?!

Что спрашивать со зрячих, если многие из председателей наших местных
организаций, вы меня простите, до сих пор путают Брайля с бройлером.
Плохо, когда мы закрываем глаза на реально существующие явления. Еще хуже,
если это делают сами слепые. Дело в том, что сейчас в самом Обществе слепых
происходит уменьшение роли Брайля, и умаление роли Брайля. Я думаю, что
разница между этими словами всем понятна.

Уменьшение числа людей, владеющих системой Брайля, уже и в процентах
подсчитывают, но оно (это уменьшение) уже всем очевидно, а умаление - это
какая-то сознательная тенденция, которая проявляется в разном понимании
того, каковы же перспективы Брайля.

Это умаление проявляется и в бытовых спорах, и в противоречивых
управленческих решениях, и в комплиментарных научных дискуссиях, когда
непонимающему человеку покажется, что вот-вот спор перейдет во всеобщее
целование, хотя речь идет о вещах достаточно противостоящих друг другу.

Давайте не будем решать проблемы, связанные с системой Брайля, на уровне
<нравится - не нравится>. Наверно нравится тому, кто пользуется, и чья
работа связана с использованием системы Брайля. Не нравится тому, кто не
пользуется рельефно-точечным шрифтом и поэтому не понимает ущерба для слепых
умаления роли владения системой Брайля. Давайте лучше встанем на научную
основу.

Попытаемся классифицировать сегменты того информационного поля, которое
окружает в жизни нынешнего инвалида по зрению. Для простоты уберем
остаточное зрение. Я понимаю, что это важный момент, но пока давайте
уберем. Итак, остаются слух и осязание. Благодаря этим органам чувств мы
можем воспринимать телевидение, радио, чтение вслух, "говорящую" книгу,
брайлевскую книгу, компьютер (либо с синтезом речи, либо с рельефным
дисплеем). Вот оно наше информационное поле.

Теперь давайте проанализируем по разным критериям. С точки зрения
доступности проще всего радио и телевидение. Достаточно включить кнопку -
все шумит, гремит, играет. Немножечко сложней с "говорящей" и с брайлевской
книгами.

Я сам пользуюсь компьютером и без него жизни себе теперь не представляю. Но
это, господа, некий московский центризм. Я никого не хочу обижать, но, когда
люди живут в одной среде, им, естественно, сложнее представить себе другую.

Многие вопросы упираются сейчас в техническое решение проблем
информатизации. Во многих местах нашей глубинки не слышали о
компьютеризации. С точки зрения доступности на первом месте радио и
телевидение, на последнем месте компьютер. С этим трудно спорить.

С точки зрения свободы получения нужной тебе информации картина
противоположная. Если мы включаем радио и телевизор, то получаем совсем не
ту информацию, которую ждем, так как за исключением редких программ и редких
передач там идет полукриминальная, полухулиганская тусовка и политические
разговоры.

Компьютер же открывает неограниченные возможности тому, кто имеет к нему
доступ, так как то, что есть в ASKI-кодах, мы можем перевести и в
рельефно-точечный шрифт (с помощью брайлевского дисплея) и в синтез речи.
Значит здесь они на противоположных полюсах.

Теперь давайте рассмотрим проблему с точки зрения эффективности получения
информации и последствий для того, кто ее получает. Радио и телевидение
брать не будем.

Для начала возьмем <говорящую> книгу, чтение вслух и брайлевскую книгу.
Здесь мы имеем два способа восприятия информации: самостоятельное чтение и
слушание. Оба важны и нужны. Не скрою, что я лицо заинтересованное. Мое
издательство называется <Чтение>. Мне представляется, что чтение - это
активный способ получения информации, а слушание - пассивный. Есть научные
исследования, которые говорят о том, что среднему человеку трудно воспринять
и усвоить правильно фразу, которая содержит более семи слов. И это так для
многих.

В процессе слушания книги мы имеем дело с невольным навязыванием диктором
своего отношения к читаемому тексту. При этом совершенно неважно,
осуществляется ли чтение компьютером (без всякой интонации, без всякого
ударения, с полным механическим отношением к прочитанному) или диктором
(например, Герасимовым, который великолепно читает <говорящую> книгу,
увлекается, входит в роль, но при этом мешает тебе, если ты серьезный
читатель и информацию хочешь пропустить через себя). И синтезатор речи
компьютера, и диктор как бы навязывают тебе нечто свое.

Сама структура информации представлена в слушании и чтении несколько
различными способами. В слушании мы не имеем знаков препинания, если не
установить соответствующую программу на компьютере, чтобы он произносил
<запятая>. Точно также при слушании мы не имеем абзацев, кавычек и еще
очень многих знаков. Например, мы не всегда понимаем, когда кончилась
сноска и пошло продолжение текста. Кроме того, слушание не дает нам
никакого понятия об орфографии данного текста. Я встречал незрячих людей,
которые по разным причинам не пользуются системой Брайля. Они вполне
уважаемые, культурные люди, имеют высшее образование. Однако сейчас,
когда в современную жизнь входит много новых слов, они либо неправильно
употребляют многие слова, либо стараются их избегать, так как не могут
самостоятельно прочитать новые слова, а только слышат их по радио, по
телевидению, на <говорящей книге>. Ну не мог мой один очень уважаемый
пожилой знакомый сказать слово <дистрибьютер>. У него получалось что-то
такое неприличное, что он вообще перестал пытаться его произносить.

О скорости чтения. Конечно, есть плавная регулировка звука у магнитофона, но
это совсем не то, что собственное чтение. При собственном чтении ты можешь
задуматься, потом вернуться назад, а потом, наоборот, от интереса начинаешь
читать все быстрее и быстрее, сам того не замечая. Таким образом,
совершенствуется твоя личная техника чтения.

Безусловно, самым удобным источником информации для слепого является
компьютер, снабженного тактильной строкой. Придумать что-нибудь лучше,
наверное, трудно. Но, когда эта техника будет у каждого слепого, я
представления не имею. Следовательно, остается <говорящая> книга и
брайлевская книга, каждая из которых должна занять свое место, но ни в коем
случае не вытеснять друг друга, потому что без чтения нет грамотности.
Грамотность по своему значению в языке - это умение читать и писать, а не
говорить и слушать. Поэтому нужно издавать книги по Брайлю. Я полностью
согласен со Степановым Владиславом Сергеевичем (см. раздел <Сведения об
авторах>), что эра электроники и компьютеризации заставляет нас думать о
способах хранения информации. И с тех пор, как издательство <Чтение>,
использует компьютерные программы, естественно мы все храним в электронном
каталоге. Но мне, в этой идее не все нравится. Иметь (создавать) литературу
только в электронном каталоге, а потом через библиотеки предлагать ее
читателям на выбор (рассылать дискеты или диски, распечатывать по
индивидуальным заказам) не получится. Давайте мы сначала издадим книгу,
чтобы она появилась на полках, чтобы люди почувствовали ее как книгу, чтобы
она сама себя прорекламировала. А потом, когда эта книга либо устареет, либо
потребуется ее дополнительный тираж, тогда будем пользоваться нашим
электронным фондом.

Я пробовал издавать серию книг на дискетах. Это гораздо быстрее. Тут я не
связан с бумажной полиграфией. Мы рассылали рекламу по всем библиотекам. Все
они снабжены <Эверестами>. Но я вынужден был прекратить выпуск этой серии по
двум причинам. Во-первых, эта серия закупалась у нас 10 библиотеками.
Во-вторых, когда мы провели массовое анкетирование среди наших читателей, то
выяснилось, что о существовании этой серии знал только один человек из
более 200 респондентов. Вот это заставило меня не тратить, что называется,
силы зря. Но я надеюсь, что мы еще к этому вернемся.

И еще две проблемы, к которым мне хочется привлечь ваше внимание.

Первая - это пропаганда системы Брайля в школах для детей с нарушением
зрения. Я просто бью в колокол тревоги. Если дело упирается только в деньги,
то все понятно. Но мы взяли полный список школ, разослали им наш
издательский план, предложив те произведения, которые издаем именно для
школьников. Предложили школам мотивированно написать, что у них нет
материальных средств для заказа литературы, объяснив, что в таких случаях
мы сами пробиваем бюджетные деньги на финансирование и высылаем эти книги
бесплатно. Сколько школ откликнулось, как вы думаете? Семь!

Вторую проблему я только затрону, потому, что она достаточно
скользкая. Сергей Николаевич Ваньшин упомянул о том, что я председатель
региональной организации. Как председатель я занимаюсь тем, что выполняю
директивное, экономически правильное решение Центрального правления ВОС,
заставляя библиотеки слепых арендовать те помещения, те здания, которые они
у ВОС имели просто так. Причем арендовать по рыночным ценам! В какое
положение мы ставим библиотеки? У нас в Санкт-Петербурге прекрасная
библиотека, прекрасный руководитель, с которым у меня хорошие отношения. Она
говорит: <Ну какие-то деньги мы можем достать. Но поймите в Питере у меня 11
пунктов в разных местах рассредоточено. Это какая бухгалтерия будет мне
нужна, чтобы каждому платить аренду. И потом меня не понимают в Министерстве
культуры. Я делаю затраты на приобретение тех же компьютеров, читающих
машин, бесплатно предоставляю чтецов. Мы уже давно не ставим вопрос, как
ставили раньше, о закупке библиотечного фонда, <говорящих> и брайлевских
книг. Все делаем на свои деньги. А вы нам сейчас говорите, что надо платить
еще и за аренду. Простите, но я тогда, наверное, уволюсь>. Боюсь, что она
не отречется от своих слов. А у меня сердце разрывается

С одной стороны, я - председатель региональной организации, а с другой -
издатель. А брайлевские книги как раз занимают громадные пространства. И уж
если придется арендовать помещения, то будут думать об их сокращении. И тех
километров полок, заставленных брайлевскими книгами, о которых мы слушали в
предыдущем выступлении, их уже не будет, потому что <говорящую> книгу мы
где-нибудь соберем, а брайлевскую, простите, уже не получится.

Я этого боюсь, и надо принимать решения взвешенно и сообща так, чтобы
экономически и нравственно было все правильно. Центральное правление право,
в том плане, что с него, с наших предприятий налоговая инспекция сосет пени
и штрафы за то, что помещения используются как бы не по назначению, т.е. за
упущенную выгоду. Они, видите ли, подозревают, что библиотеки нам взятки
дают за то, что мы им бесплатно предоставляем помещения.

Да, я понимаю Центральное правление ВОС. Оно действует правильно, но мы
заходим в тупик, в частности, даже у себя в Санкт-Петербурге.

Однажды я в своей статье назвал, и мне кажется удачно, брайлевскую точку
точкой зрения. Давайте помнить о том, что именно она нам зрение и
возвращает.

Выпуск листа на новом месте: 247

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   "отдел по связям собщественностью КСРК В 2004-12-02 16:45:18 (#273772)

[TIFLO] Информационное обеспечение инвалидов по зрению и система Брайля

Государственное научное учреждение

<Институт коррекционной педагогики Российской академии образования>

Рельефно-точечный шрифт Луи Брайля - основа грамотности слепых и инструмент
познания окружающего мира. Москва 2004

Степанов В.С.

Информационное обеспечение инвалидов по зрению и система Брайля

Я поприветствую всех присутствующих на этой очень важной конференции и
благодарю организаторов и устроителей этого мероприятия за его
своевременность. Замечу, что у нас в Обществе слепых брайлисты всегда были
самой активной, передовой силой в решении различных проблем, в том числе и
проблем информационной реабилитации. Так повелось с тех времен, когда
незрячие студенты объединялись в свои первичные организации ВОС. Многие
специалисты это хорошо знают.

Говорить о роли рельефно-точечного шрифта Брайля в грамотности незрячих, в
получении ими образования сегодня, наверное, нет необходимости. Это всем
совершенно очевидно. Думаю, об этом смогут лучше сказать присутствующие
здесь ученые-тифлологи.

В поддержку системы Брайля я приведу только один пример из своей практики и
практики тех специалистов, которые работают рядом со мной на базовой
организации Общества - ИПТК <Логос>, где комплексно решаются проблемы
информационной реабилитации инвалидов по зрению.

Какие бы технические средства тебя ни окружали (цифровые диктофоны,
кассетная техника, читающие машины и брайлевские дисплеи и т.д.), все равно
рука тянется к грифелю, тянется к клавиатуре брайлевской пишущей машинки, к
<бумажному Брайлю>.

Что означает этот феномен? По этому поводу существуют самые различные
суждения. Кто-то говорит, что это происходит потому, что таким людям как я
система Брайля не просто знакома, она является составной частью его жизни с
7-8 летнего возраста. И действительно мы, истинные брайлисты, думаем по
Брайлю, то есть, когда представляем слова, то они пишутся у нас брайлевским
шрифтом. Хотя я учился сначала в массовой школе и хорошо знаю письменность
нормально видящих, все-таки брайлевский шрифт преобладает в моем восприятии
текстов.

Многие говорят, что у незрячих перегружен слуховой анализатор.
Действительно, при отсутствии зрения, мы вынуждены широко опираться в
восприятии окружающего мира на слух. Поэтому нам подчас не хочется брать в
руки диктофон, пусть даже цифровой, обеспечивающий легкую форму фиксации и
поиска информации в большом массиве. Но иногда хочется уйти от слухового
восприятия к осязательному, разгружая слух, также как это стремятся подчас
сделать зрячие люди.

Приведенные примеры еще раз подтверждают, что даже при наличии
огромного и постоянно увеличивающегося разнообразия современных технических
средств, которые постоянно совершенствуются и становятся все более
доступными, мы, истинные брайлисты, все-таки остаемся преданными
рельефно-точечному шрифту Брайля. Мы предпочитаем сидеть за своим рабочим
местом, заваленном брайлевскими материалами, а у себя в квартирах страдать
от нехватки площади, потому что книги и тетради с брайлевским шрифтом
занимают очень много места, но все равно пользоваться Брайлем, т.е. писать и
читать самостоятельно. Все это говорит о том, что система Брайля необходима,
отказываться от нее рано, ее следует развивать, совершенствовать и внедрять
в среду незрячих людей.

В связи с этим остановлюсь на некоторых, на мой взгляд, важных моментах.

Во-первых, развитие системы Брайля сегодня невозможно без внедрения
современных информационных технологий реабилитации инвалидов по зрению. Эта
точка зрения существует сегодня не только у нас в России, в частности, на
<Логосе>. Я являюсь членом технической комиссии Европейского союза слепых и
знаю, что этой точки зрения придерживаются специалисты всех развитых стран,
работающих над проблемами информационной реабилитации.

Здесь можно говорить о необходимости привлечения большего внимания к
<безбумажному Брайлю>, то есть чтению по Брайлю с применением брайлевского
дисплея. Можно говорить о более широком внедрении шестиклавишной клавиатуры.
Речь идет о том, что мы можем получать информацию и с помощью слуха, но
фиксировать ее с помощью шести клавиш, то есть с помощью брайлевского
шрифта. При этом происходит оригинальное сочетание брайлевского шрифта и
звуковой информации. Классикой здесь является аппарат, который был впервые
выпущен в США, это <Брайлонspeek>. Сейчас много таких аппаратов. Они
дополнительно к синтезу речи оснащены брайлевскими строками. Я еще раз хочу
подчеркнуть: шестью клавишами, то есть я ввожу информацию в компьютер с
помощью брайлевского шрифта, а затем получаю эту информацию с помощью
синтеза речи на звуковой основе.

Во-вторых, среди брайлистов широко обсуждается проблема хранения брайлевских
материалов, их накопления, концентрации у нас в стране. Дело в том, что
сегодня подготовка брайлевских материалов осуществляется с применением
компьютерных средств, т.е. с помощью электронно-цифровых средств
(компьютеров). Поэтому по существу сегодня все оригиналы брайлевских
материалов могут храниться на дисках, на современных компьютерных носителях.

Сегодня у нас огромная проблема с хранением брайлевских фондов. Нехватка
площадей, затраты на сохранность брайлевских книг в хорошем состоянии,
проблема в штатах, обслуживающих бумажные брайлевские фонды и т.д.

Проблема была бы решена, если бы вся эта информация хранилась в виде
дисков, т.е. в цифровой форме, а при необходимости по заказу читателя она
распечатывалась на брайлевских принтерах, которых в России не так мало.

Брайлевскими принтерами оснащены все библиотеки слепых. По нашей статистике
сегодня в России используется около 250 малых брайлевских принтеров и 6-7
мощных, промышленных брайлевских принтеров. Если учесть, что на каждом
принтере можно напечатать в год около тысячи средней толщины брайлевских
книг, то фактически эффективное использование даже этого арсенала
компьютерных технических средств способно удовлетворить потребности
сегодняшних брайлистов.

Мои оппоненты говорят: <Что же нам собрать все брайлевские книги и сжечь?>
Конечно, нет. Речь идет о том, что необходимо думать, а может быть в
ближайшее время уже принять соответствующую программу, чтобы брайлевские
фонды хранились в электронно-цифровой форме. При этом необходимые книги
печатались по заказу незрячих читателей на брайлевских принтерах в
библиотеке, куда обращается читатель. Такие заказы можно было бы выполнять
и в рамках межбиблиотечного абонемента.

С удовлетворением могу сказать, что у нас есть определенный прорыв: мы
смогли разработать и запустить в мелкосерийное производство впервые в мире
брайлевский сканер. Это устройство, в которое вводится брайлевская книга,
сканер считывает рельефно-точечный шрифт, переводя его в обычные символы на
компьютере. Таким образом, этот сканер позволяет получить брайлевскую книгу
в электронном виде, с которого затем всегда можно распечатать этот материал
по Брайлю.

Мы на ИПТК <Логос> получили заказы от ряда европейских стран, в частности,
от швейцарской и голландской библиотек для слепых на перевод в электронную
форму нот, которые имелись в их фондах в очень больших количествах. Сегодня
мы полностью перевели в электронную форму нотный отдел швейцарской
библиотеки. Они присылают нам книги контейнерами. Мы их переводим в
электронную форму. И сегодня вся нотная библиотека Женевы располагается на
нескольких CDR-омах, стоит в шкафу и при необходимости люди получают ноты по
Брайлю, распечатанные с этих дисков на брайлевских принтерах.

Мы перевели сотни тысяч листов нот для Амстердамской библиотеки слепых,
работа с которой продолжается. Теперь голландцы пошли по пути перевода
всех своих фондов в электронный вид. Они нам сказали: <Мы вам присылаем
книги, вы возвращаете нам их на дисках, а то, что вы перевели в электронную
форму можете просто выбросить>. Мы не выбрасываем книги, а раздаем их нашим
музыкантам. В электронной форме все их книги у нас тоже сохранились,
сегодня мы можем воспользоваться этими нотами, распечатав их по Брайлю на
принтере для наших незрячих читателей. Информацию об этом в ближайшее время
мы хотим распространить через РГБС.

Наш брайлевский сканер мы установили в Марбургской типографии, которая
издает книги рельефно-точечным шрифтом. Это одна из ведущих брайлевских
типографий Европы, в которой книги печатаются с конца XIX века. Там
накопились сотни тонн металлических матриц. Встал вопрос дальнейшего
хранения: где и как?

После установления брайлевского сканера, мы обучили специалиста работе на
нем. В течение последних двух лет, работая с применением этой техники, они
смогли избавиться от десятков тонн металлических матриц, отправленных на
переплавку, но сохранили в электронной форме весь материал и имеют
возможность при помощи машины <Пума> воспроизводить его на металлических
матрицах или распечатывать на соответствующем брайлевском принтере.

Таким образом, говоря о развитии системы Брайля, мы должны в обязательном
порядке иметь в виду общие фундаментальные процессы, которые происходят в
системе информационного обеспечения людей вообще. Накопление и хранение
информации в электронно-цифровой форме - это сегодня общий путь для всех и
мы, незрячие, не должны отставать. Естественно, мы не должны принимать
радикальных решений без их глубокой проработки, но решать эту проблему
постепенно в такой форме нас просто заставит жизнь. При этом совершенно
очевидны выгоды от подобного подхода к решению проблемы хранения фондов
брайлевской литературы. Здесь и экономия площадей, и экономия бумаги, потому
что далеко не всегда нашему читателю нужна целая брайлевская книга. Из нее
может быть нужны всего лишь 20-30 страниц, поэтому можно распечатать на
принтере только нужный материал.

Кроме того, эта форма накопления брайлевских материалов предполагает
возможность резкого увеличения брайлевских фондов. Этими фондами можно
проще делиться с теми, кто не читает по Брайлю, а пользуется
воспроизведением информации с помощью качественного синтезатора речи.

Таким образом, сегодня переплетаются проблемы внедрения современных
технологий и проблемы, стоящие перед читателями-брайлистами. Объясняется
это тем, что современные технологии - это красная линия в развитии
брайлевской печати.

Однако (в-третьих) необходимо иметь в виду, что мы еще долго не сможем
отказаться от традиционных брайлевских средств: грифеля, прибора,
современных пишущих машинок и т.д. Мне кажется, что здесь надо обратить
внимание на резкое и немедленное повышение качества этих средств. В
1975-1977 годах в ВОС была впервые создана служба тифлотехники. На работу в
эту службу были призваны очень сильные специалисты во главе с В.А.Усиком. В
те годы я был работником этой службы. Службой были проведены очень серьезные
исследования по повышению качества простейших средств, обеспечивающих
возможность пользования системой Брайля незрячими. Были разработаны
оптимальной формы грифели, как для детей, так и для взрослых. Стенд с
образцами этих грифелей, одобренных сотнями незрячих, мы сохранили до сих
пор.

Был разработан даже оптимальный угол заточки грифеля для скорописи - 60-65
градусов. На ИПТК <Логос> очень часто выполняются заказы школ и частных лиц
по приведению в порядок этого простейшего, но незаменимого средства письма
по Брайлю на основе этих исследований.

Нужно обратить внимание на приборы для письма по Брайлю. Наши приборы
обладают наиболее оптимальными параметрами, но качество их изготовления
оставляет желать лучшего. А ведь эта продукция выпускается в рамках Общества
слепых. К сожалению, по разным причинам мы пока не можем добиться высокого
качества изготовления приборов. В первую очередь дело тормозят финансовые
причины, так как нет средств на новые пресс формы и новые штампы, которые
сегодня являются дорогостоящим оборудованием. Тем не менее, мне кажется, в
вопросах реабилитации инвалидов пора отказываться от погони за дешевизной и
помнить, что скупой платит дважды. Необходимо также принять соответствующее
решение, выделить средства и повысить качество простейших средств
брайлевской письменности.

Многие знают, что, когда отделилась Прибалтика, мы потеряли поставку
перфокарточной бумаги для письма по Брайлю. Начались поиски новой бумаги.
Оптимальным вариантом бумаги для брайлевского письма оказалась бумага,
предназначенная для первых ЭВМ. Такой бумагой пользуются не только у нас,
но в и других развитых европейских странах.

В дальнейшем на основе рецепта отечественной перфокарточной бумаги,
используя рецепты турецкой, немецкой и чешской бумаги, мы разработали рецепт
своей собственной (российской) бумаги. На <Логосе> мы ее используем в
течение трех лет, как для брайлевской печати, так и для распространения в
виде листов для брайлевских принтеров и тетрадей для школ.

К сожалению, несмотря на очень высокие качества этой бумаги, почему-то при
работе с брайлистами (в том числе в школах и библиотеках) специалисты не
обращают внимания на то, что эта бумага является действительно
российским достижением и что она действительно эффективна, что необходимо
пропагандировать.

Подчас бывает так, что тетрадочки из нашей бумаги в школе складывают на
особый случай, а дети пишут чуть ли не в рисовальных альбомах. И только
тогда, когда другой бумаги не хватает, начинают использовать нашу, хотя мы
ее выпускаем достаточно, чтобы удовлетворить потребности брайлистов, как
детей, так и взрослых.

Система Брайля, естественно, требует осязательного восприятия. Но если мы
говорим об осязательном восприятии, то почему мы не говорим о
рельефно-графических изображениях. Замечательно, что сегодняшнюю конференцию
мы посвятили брайлевской письменности и ее роли в информационной
реабилитации незрячих. Но если посмотреть шире, то эта конференция посвящена
возможностям незрячего человека, получать различную информацию, используя
осязание. Здесь целесообразно говорить о сочетании рельефно-точечного
шрифта Брайля с рельефно-графическими иллюстрациями. Подчас никаким
брайлевским словом нельзя дать ту информацию, которую легко можно передать
с помощью простейшей картинки. Мне кажется, этот фактор нельзя
недооценивать. Сегодня нужно более широко говорить о том, в каких именно
формах осязательное восприятие компенсирует наш недостаток в зрении, т.е. не
только с помощью рельефно-точечного шрифта Брайля, но и в его сочетании с
рельефно-графическим рисунком.

К большому сожалению, рельефная графика не имеет такой популярности среди
незрячих, на какую она могла бы рассчитывать. Далеко не все брайлисты
склонны учиться познавать мир с помощью рельефных изображений. Кроме того,
далеко не у всех реабилитологов существует понимание этой проблемы. Нам
представляется, что педколлективам школ и дошкольных учреждений для детей с
нарушением зрения на это нужно обратить особое внимание, так как навыки,
сформированные именно в детские годы, остаются нашим достоянием на всю
жизнь.

Выпуск листа на новом месте: 246

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   "отдел по связям собщественностью КСРК В 2004-12-02 15:23:54 (#273698)