Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Исповедь бывшего школьника

Школьный вестник" N9, 2003г

На конкурс <Моя школа>

Эдуард Фурников

Кисловодск

ИСПОВЕДЬ БЫВШЕГО ШКОЛЬНИКА

В курортный город Кисловодск люди приезжают не только отдохнуть и поправить своё
здоровье. Есть среди них те, которые едут сюда учиться. Для них он становится
вторым домом. В Кисловодске находится школа-интернат для слепых и слабовидящих
детей n 18. Я проучился в ней 12 лет.

Положа руку на сердце, признаюсь, что годы учёбы (особенно первые) были нелегки.

До школы я жил в своём мирке, состоящем из слушанья радио и телевизора, прогулок,
еды да сна. Мой мир был прост.

Я подрос, и родители сказали мне, что скоро я пойду в школу. Правда, они не могли
рассказать мне заранее, что из себя представляет эта школа - ведь ни сами родители,
ни наши знакомые об обучении слепых ничего не знали. Помню только, что бабушка
показывала мне, как надо держать руки на парте, и говорила, что дети должны внимательно
слушать учителя на уроках.

И вот 1 сентября 1984 года для нас, первоклассников, прозвенел первый школьный
звонок. Закончилась торжественная линейка, и мы сели за парты: В то время каждый
учебный год начинался с уроков Мира.

Но проучился я в том году лишь до 24 сентября, так как не смог адаптироваться
к новому, школьному миру. Всё, что имело отношение к школе, вызывало у меня протест:
я не хотел учиться, следовать школьным правилам, не хотел считаться со старшими,
отвергал школьную пищу, конфликтовал со сверстниками. И даже начал заикаться,
хотя раньше моя речь была чёткой и быстрой. Помню один вечер. Мы в большой спальне.
Я лежу, укрывшись одеялом с головой, надеясь таким образом уберечься от проказ
хулиганистого мальчишки-одноклассника. Ан нет - тот подскакивает к моей кровати
и внезапно бьёт меня кулаком по голове. Как же я тогда испугался: В общем, жизнь
в интернате казалась мне кошмаром, даже ночью снились сплошные ужасы. Родителям
пришлось забрать меня домой. Я опять обрёл свой прежний мирок - уютный и беззаботный.
Но заикание не проходило, и лечиться от него пришлось долго и упорно:

Помню, как мама занималась со мной математикой, чтобы облегчить мне будущую учёбу
в школе, но я о школе не хотел и слышать - воспоминания о ней вызывали у меня
страх.

И вот наступило следующее 1 сентября. Я снова стал школьником, и снова всё повторилось,
но уже в новом классе. Учительница, конечно, тоже была другая. Трудно, очень
трудно мне было привыкать к школе. Чуть что - очередной нервный срыв... Помню,
как меня пытались приучить к кефиру: его насильно заливали мне в рот, но большая
часть кефира лилась мимо, и в итоге воспитатели <напоили> мои брюки. Так и не
стал я пить ни кефир, ни молоко.

Шрифт Брайля давался мне нелегко, да и всё остальное - тоже. Желания учиться
не было. Однажды на уроке я тихонько прополз на середину класса и, прильнув ухом
к полу, слушал доносившиеся снизу звуки музыки - там репетировал школьный вокально-инструментальный
ансамбль. Когда меня начали усаживать за парту, я возмутился и сказал: <Я же
не мешаю вам ваши точки учить, вот и вы не мешайте мне мою музыку слушать!>

Всё же я одолел первый школьный год. Второй класс дался мне уже легче, но и в
том году всяких историй приключилось немало. До сих пор не забыл я страшное унижение,
которое испытал по вине своего одноклассника. По его просьбе я записал для него
какие-то песни на кассету, а в промежутках между ними - звуковое письмо. В этом
письме я говорил с ним, как с близким другом, а он взял и раструбил содержание
этого письма всему классу и учительнице. Последствия были ужасны: меня ругали
в классе, меня обсмеяли: Другой случай. Я громко рассмеялся на уроке математики,
вспомнив что-то смешное, и меня выгнали из класса. Я встал у двери на колени
и стал молиться Богу, чтобы меня впустили обратно. И меня впустили:

Каждые выходные я уезжал домой - он был в часе езды от Кисловодска. И всё равно
я очень тосковал по дому, а в школе порой воображал себя революционером, который
сослан сюда, как в тюрьму или в ссылку.

Но в тот тяжёлый для меня период случались и <просветы>, о которых я вспоминаю
с тёплым чувством. Я не любил хлеб с маслом, всегда отказывался его есть, и одна
воспитательница как-то сказала: <Если ты его съешь, выглянет солнышко!> А утро
в тот день было пасмурным. Я нехотя съел бутерброд, и - о, чудо! Солнышко и правда
выглянуло, и так ласково светило мне в лицо:

Радостное чувство осталось и после первого в моей жизни концерта, на котором
я играл на фортепиано, когда аккомпанировал детям, танцующим на сцене разные
танцы. В дальнейшем я не раз участвовал в школьных концертах - играл на баяне
и фортепиано, читал стихи.

Четвёртый год в школе можно назвать переломным для меня. Всё более я осознавал,
какую важную роль играет школа в жизни каждого из нас. И учиться стал лучше,
и посещал многие кружки после уроков. Одним из них был кружок, где изучали язык
эсперанто. Я начал понимать, что когда ты занят делом, скука улетучивается.

День 25 мая 1989 года был особым для нас. Мы прощались с нашей первой учительницей
и с начальной школой. Долго и тщательно мы готовились к этому событию: придумывали
стишки, музыкальные номера. Праздник удался.

Шли годы. Я стал участвовать в школьном хоре, в ансамбле баянистов, в вокально-инструментальном
ансамбле. Иногда солировал.

Отличный концерт мы устроили в 1990 году для эсперантистов, приехавших к нам
в школу из Новочеркасска. Мы подружились с этими ребятами. Хочу отметить, что
благодаря языку эсперанто у меня появились и друзья по переписке. С некоторыми
из них я переписываюсь до сих пор.

Последний звонок для меня и моих одноклассников прозвенел 24 мая 1997 года. Тяжело
было расставаться со школой. Перед нами стояла непростая задача - найти своё
место в жизни.

Я стал профессиональным массажистом. Со дня окончания школы прошло уже 6 лет,
но память о школьных годах, о наших педагогах и воспитателях живёт в моём сердце.

Анастасия Ивановна Жукова - преподаватель русского языка и литературы. Замечательной,
доброй души человек. Как хорошо она объясняла нам материал! С каким энтузиазмом
вела кружок языка эсперанто!

Анатолий Иванович Масенко - учитель математики. Мне этот предмет давался нелегко,
но своего учителя я вспоминаю добрым словом. Кстати, читателям <Школьного вестника>
Анатолий Иванович должен быть хорошо известен, ведь он ведёт в журнале рубрику
<Практикум эсперантиста> 24 года.

Виктор Тимофеевич Серженко - учитель музыки. Сколько сил он вкладывает в свою
работу, создавая ансамбли баянистов, народных инструментов, руководя школьным
хором. А особо одарённых ребят Виктор Тимофеевич ежегодно готовит к поступлению
в Курское музыкальное училище.

Валентина Александровна Козловская - учительница немецкого языка. Интересно,
что в кабинете иностранных языков мне довелось побывать ещё до того, как наш
класс начал изучать этот предмет. Заглянув туда, я услышал, как Валентина Александровна
что-то говорит по-немецки. Я замер, с волнением слушая незнакомую речь. Заметив
мой интерес, учительница стала давать мне пластинки с записями уроков немецкого
языка. Я их слушал. А когда наш класс стал изучать немецкий язык, оказалось,
что этот язык мне даётся очень легко.

Марина Васильевна Зайцева - учитель пения, географии и труда. Именно она помогала
нам подбирать песни для выступлений и концертов, а на её уроках труда мы узнавали
много полезного и нужного, что потом очень пригодилось в жизни.

Эрнест Спартакович Кочаров преподавал историю. Он так умел рассказать о событиях
былых времён, что всё это происходило словно бы на наших глазах, с нами.

Обо всех наших замечательных учителях и воспитателях подробно рассказать невозможно.
Добавлю только, что я и сегодня контактирую со школой: звоню, захожу в гости,
если есть время. Мне небезразлично, чем и как живёт моя школа. От всей души и
сердца хочется сказать огромное искреннее спасибо всем, кто учил и воспитывал
нас, за их доброту, труд, терпение, самоотверженность в работе с нами, зачастую
такими непростыми учениками.

Выпуск листа на новом месте: 302

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Thu, 23 Dec 2004 20:23:59 +0300 (#285923)