[TIFLO] "СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ".

"СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ".
ЕКАТЕРИНА БАБКОВА, ПОЛИНА СИЛУЯНОВА, АНТОН ФИЛАТОВ
Представители российского бизнеса готовы заботиться о профессиональном образовании.
В свою очередь, Министерство образования и науки РФ разрабатывает схему привлечения
потенциальных работодателей к подготовке кадров. Если интересы бизнесменов и
чиновников совпадут, уже в 2005 году трудоустройство молодых специалистов будет
гарантировано.
неслучайное совпадение
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко одну из главных проблем видит
в отсутствии четко сформулированного заказа экономики в отношении качества подготовки
и количества выпускников. В связи с этим сейчас в Минобранауки обсуждается законопроект,
направленный на привлечение бизнес-сообщества к управлению профессиональным образованием.
Если закон будет принят Документ Согласно документу, объединения работодателей
должны получить право участвовать в мониторинге потребности рынка труда и разработке
госстандартов образования.
К ответственности <за поддержание социальной стабильности в стране> президент
России Владимир Путин призывал бизнесменов еще в 2000 году. Но они прислушались
только после "дела ЮКОСа". В течение последнего года Российский союз промышленников
и предпринимателей (РСПП) пытался вывести для себя универсальную формулу того,
что бизнес должен делать, чтобы считаться социально-ответственным. Эта тема поднималась
Владимиром Путиным и на состоявшемся в середине ноября съезде РСПП. Тогда президент
заявил, что государство ждет от бизнеса, помимо полной уплаты налогов, и более
высокой активности в социальной сфере, науке, образовании и в целом в развитии
"человеческого фактора".
Вчера состоялся международный конгресс <Государство и бизнес: социально ответственное
партнерство>, в рамках которого представители правительства РФ, руководители
министерства образования и науки РФ совместно с предпринимателями обсудили стратегию
партнерства государства и бизнеса в сфере высшего образования.
Газета "Газета" 1 декабря 2004
Выпуск листа на новом месте: 245
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback
Государственное научное учреждение
<Институт коррекционной педагогики Российской академии образования>
Рельефно-точечный шрифт Луи Брайля - основа грамотности слепых и инструмент
познания окружающего мира. Москва 2004
Степанов В.С.
Информационное обеспечение инвалидов по зрению и система Брайля
Я поприветствую всех присутствующих на этой очень важной конференции и
благодарю организаторов и устроителей этого мероприятия за его
своевременность. Замечу, что у нас в Обществе слепых брайлисты всегда были
самой активной, передовой силой в решении различных проблем, в том числе и
проблем информационной реабилитации. Так повелось с тех времен, когда
незрячие студенты объединялись в свои первичные организации ВОС. Многие
специалисты это хорошо знают.
Говорить о роли рельефно-точечного шрифта Брайля в грамотности незрячих, в
получении ими образования сегодня, наверное, нет необходимости. Это всем
совершенно очевидно. Думаю, об этом смогут лучше сказать присутствующие
здесь ученые-тифлологи.
В поддержку системы Брайля я приведу только один пример из своей практики и
практики тех специалистов, которые работают рядом со мной на базовой
организации Общества - ИПТК <Логос>, где комплексно решаются проблемы
информационной реабилитации инвалидов по зрению.
Какие бы технические средства тебя ни окружали (цифровые диктофоны,
кассетная техника, читающие машины и брайлевские дисплеи и т.д.), все равно
рука тянется к грифелю, тянется к клавиатуре брайлевской пишущей машинки, к
<бумажному Брайлю>.
Что означает этот феномен? По этому поводу существуют самые различные
суждения. Кто-то говорит, что это происходит потому, что таким людям как я
система Брайля не просто знакома, она является составной частью его жизни с
7-8 летнего возраста. И действительно мы, истинные брайлисты, думаем по
Брайлю, то есть, когда представляем слова, то они пишутся у нас брайлевским
шрифтом. Хотя я учился сначала в массовой школе и хорошо знаю письменность
нормально видящих, все-таки брайлевский шрифт преобладает в моем восприятии
текстов.
Многие говорят, что у незрячих перегружен слуховой анализатор.
Действительно, при отсутствии зрения, мы вынуждены широко опираться в
восприятии окружающего мира на слух. Поэтому нам подчас не хочется брать в
руки диктофон, пусть даже цифровой, обеспечивающий легкую форму фиксации и
поиска информации в большом массиве. Но иногда хочется уйти от слухового
восприятия к осязательному, разгружая слух, также как это стремятся подчас
сделать зрячие люди.
Приведенные примеры еще раз подтверждают, что даже при наличии
огромного и постоянно увеличивающегося разнообразия современных технических
средств, которые постоянно совершенствуются и становятся все более
доступными, мы, истинные брайлисты, все-таки остаемся преданными
рельефно-точечному шрифту Брайля. Мы предпочитаем сидеть за своим рабочим
местом, заваленном брайлевскими материалами, а у себя в квартирах страдать
от нехватки площади, потому что книги и тетради с брайлевским шрифтом
занимают очень много места, но все равно пользоваться Брайлем, т.е. писать и
читать самостоятельно. Все это говорит о том, что система Брайля необходима,
отказываться от нее рано, ее следует развивать, совершенствовать и внедрять
в среду незрячих людей.
В связи с этим остановлюсь на некоторых, на мой взгляд, важных моментах.
Во-первых, развитие системы Брайля сегодня невозможно без внедрения
современных информационных технологий реабилитации инвалидов по зрению. Эта
точка зрения существует сегодня не только у нас в России, в частности, на
<Логосе>. Я являюсь членом технической комиссии Европейского союза слепых и
знаю, что этой точки зрения придерживаются специалисты всех развитых стран,
работающих над проблемами информационной реабилитации.
Здесь можно говорить о необходимости привлечения большего внимания к
<безбумажному Брайлю>, то есть чтению по Брайлю с применением брайлевского
дисплея. Можно говорить о более широком внедрении шестиклавишной клавиатуры.
Речь идет о том, что мы можем получать информацию и с помощью слуха, но
фиксировать ее с помощью шести клавиш, то есть с помощью брайлевского
шрифта. При этом происходит оригинальное сочетание брайлевского шрифта и
звуковой информации. Классикой здесь является аппарат, который был впервые
выпущен в США, это <Брайлонspeek>. Сейчас много таких аппаратов. Они
дополнительно к синтезу речи оснащены брайлевскими строками. Я еще раз хочу
подчеркнуть: шестью клавишами, то есть я ввожу информацию в компьютер с
помощью брайлевского шрифта, а затем получаю эту информацию с помощью
синтеза речи на звуковой основе.
Во-вторых, среди брайлистов широко обсуждается проблема хранения брайлевских
материалов, их накопления, концентрации у нас в стране. Дело в том, что
сегодня подготовка брайлевских материалов осуществляется с применением
компьютерных средств, т.е. с помощью электронно-цифровых средств
(компьютеров). Поэтому по существу сегодня все оригиналы брайлевских
материалов могут храниться на дисках, на современных компьютерных носителях.
Сегодня у нас огромная проблема с хранением брайлевских фондов. Нехватка
площадей, затраты на сохранность брайлевских книг в хорошем состоянии,
проблема в штатах, обслуживающих бумажные брайлевские фонды и т.д.
Проблема была бы решена, если бы вся эта информация хранилась в виде
дисков, т.е. в цифровой форме, а при необходимости по заказу читателя она
распечатывалась на брайлевских принтерах, которых в России не так мало.
Брайлевскими принтерами оснащены все библиотеки слепых. По нашей статистике
сегодня в России используется около 250 малых брайлевских принтеров и 6-7
мощных, промышленных брайлевских принтеров. Если учесть, что на каждом
принтере можно напечатать в год около тысячи средней толщины брайлевских
книг, то фактически эффективное использование даже этого арсенала
компьютерных технических средств способно удовлетворить потребности
сегодняшних брайлистов.
Мои оппоненты говорят: <Что же нам собрать все брайлевские книги и сжечь?>
Конечно, нет. Речь идет о том, что необходимо думать, а может быть в
ближайшее время уже принять соответствующую программу, чтобы брайлевские
фонды хранились в электронно-цифровой форме. При этом необходимые книги
печатались по заказу незрячих читателей на брайлевских принтерах в
библиотеке, куда обращается читатель. Такие заказы можно было бы выполнять
и в рамках межбиблиотечного абонемента.
С удовлетворением могу сказать, что у нас есть определенный прорыв: мы
смогли разработать и запустить в мелкосерийное производство впервые в мире
брайлевский сканер. Это устройство, в которое вводится брайлевская книга,
сканер считывает рельефно-точечный шрифт, переводя его в обычные символы на
компьютере. Таким образом, этот сканер позволяет получить брайлевскую книгу
в электронном виде, с которого затем всегда можно распечатать этот материал
по Брайлю.
Мы на ИПТК <Логос> получили заказы от ряда европейских стран, в частности,
от швейцарской и голландской библиотек для слепых на перевод в электронную
форму нот, которые имелись в их фондах в очень больших количествах. Сегодня
мы полностью перевели в электронную форму нотный отдел швейцарской
библиотеки. Они присылают нам книги контейнерами. Мы их переводим в
электронную форму. И сегодня вся нотная библиотека Женевы располагается на
нескольких CDR-омах, стоит в шкафу и при необходимости люди получают ноты по
Брайлю, распечатанные с этих дисков на брайлевских принтерах.
Мы перевели сотни тысяч листов нот для Амстердамской библиотеки слепых,
работа с которой продолжается. Теперь голландцы пошли по пути перевода
всех своих фондов в электронный вид. Они нам сказали: <Мы вам присылаем
книги, вы возвращаете нам их на дисках, а то, что вы перевели в электронную
форму можете просто выбросить>. Мы не выбрасываем книги, а раздаем их нашим
музыкантам. В электронной форме все их книги у нас тоже сохранились,
сегодня мы можем воспользоваться этими нотами, распечатав их по Брайлю на
принтере для наших незрячих читателей. Информацию об этом в ближайшее время
мы хотим распространить через РГБС.
Наш брайлевский сканер мы установили в Марбургской типографии, которая
издает книги рельефно-точечным шрифтом. Это одна из ведущих брайлевских
типографий Европы, в которой книги печатаются с конца XIX века. Там
накопились сотни тонн металлических матриц. Встал вопрос дальнейшего
хранения: где и как?
После установления брайлевского сканера, мы обучили специалиста работе на
нем. В течение последних двух лет, работая с применением этой техники, они
смогли избавиться от десятков тонн металлических матриц, отправленных на
переплавку, но сохранили в электронной форме весь материал и имеют
возможность при помощи машины <Пума> воспроизводить его на металлических
матрицах или распечатывать на соответствующем брайлевском принтере.
Таким образом, говоря о развитии системы Брайля, мы должны в обязательном
порядке иметь в виду общие фундаментальные процессы, которые происходят в
системе информационного обеспечения людей вообще. Накопление и хранение
информации в электронно-цифровой форме - это сегодня общий путь для всех и
мы, незрячие, не должны отставать. Естественно, мы не должны принимать
радикальных решений без их глубокой проработки, но решать эту проблему
постепенно в такой форме нас просто заставит жизнь. При этом совершенно
очевидны выгоды от подобного подхода к решению проблемы хранения фондов
брайлевской литературы. Здесь и экономия площадей, и экономия бумаги, потому
что далеко не всегда нашему читателю нужна целая брайлевская книга. Из нее
может быть нужны всего лишь 20-30 страниц, поэтому можно распечатать на
принтере только нужный материал.
Кроме того, эта форма накопления брайлевских материалов предполагает
возможность резкого увеличения брайлевских фондов. Этими фондами можно
проще делиться с теми, кто не читает по Брайлю, а пользуется
воспроизведением информации с помощью качественного синтезатора речи.
Таким образом, сегодня переплетаются проблемы внедрения современных
технологий и проблемы, стоящие перед читателями-брайлистами. Объясняется
это тем, что современные технологии - это красная линия в развитии
брайлевской печати.
Однако (в-третьих) необходимо иметь в виду, что мы еще долго не сможем
отказаться от традиционных брайлевских средств: грифеля, прибора,
современных пишущих машинок и т.д. Мне кажется, что здесь надо обратить
внимание на резкое и немедленное повышение качества этих средств. В
1975-1977 годах в ВОС была впервые создана служба тифлотехники. На работу в
эту службу были призваны очень сильные специалисты во главе с В.А.Усиком. В
те годы я был работником этой службы. Службой были проведены очень серьезные
исследования по повышению качества простейших средств, обеспечивающих
возможность пользования системой Брайля незрячими. Были разработаны
оптимальной формы грифели, как для детей, так и для взрослых. Стенд с
образцами этих грифелей, одобренных сотнями незрячих, мы сохранили до сих
пор.
Был разработан даже оптимальный угол заточки грифеля для скорописи - 60-65
градусов. На ИПТК <Логос> очень часто выполняются заказы школ и частных лиц
по приведению в порядок этого простейшего, но незаменимого средства письма
по Брайлю на основе этих исследований.
Нужно обратить внимание на приборы для письма по Брайлю. Наши приборы
обладают наиболее оптимальными параметрами, но качество их изготовления
оставляет желать лучшего. А ведь эта продукция выпускается в рамках Общества
слепых. К сожалению, по разным причинам мы пока не можем добиться высокого
качества изготовления приборов. В первую очередь дело тормозят финансовые
причины, так как нет средств на новые пресс формы и новые штампы, которые
сегодня являются дорогостоящим оборудованием. Тем не менее, мне кажется, в
вопросах реабилитации инвалидов пора отказываться от погони за дешевизной и
помнить, что скупой платит дважды. Необходимо также принять соответствующее
решение, выделить средства и повысить качество простейших средств
брайлевской письменности.
Многие знают, что, когда отделилась Прибалтика, мы потеряли поставку
перфокарточной бумаги для письма по Брайлю. Начались поиски новой бумаги.
Оптимальным вариантом бумаги для брайлевского письма оказалась бумага,
предназначенная для первых ЭВМ. Такой бумагой пользуются не только у нас,
но в и других развитых европейских странах.
В дальнейшем на основе рецепта отечественной перфокарточной бумаги,
используя рецепты турецкой, немецкой и чешской бумаги, мы разработали рецепт
своей собственной (российской) бумаги. На <Логосе> мы ее используем в
течение трех лет, как для брайлевской печати, так и для распространения в
виде листов для брайлевских принтеров и тетрадей для школ.
К сожалению, несмотря на очень высокие качества этой бумаги, почему-то при
работе с брайлистами (в том числе в школах и библиотеках) специалисты не
обращают внимания на то, что эта бумага является действительно
российским достижением и что она действительно эффективна, что необходимо
пропагандировать.
Подчас бывает так, что тетрадочки из нашей бумаги в школе складывают на
особый случай, а дети пишут чуть ли не в рисовальных альбомах. И только
тогда, когда другой бумаги не хватает, начинают использовать нашу, хотя мы
ее выпускаем достаточно, чтобы удовлетворить потребности брайлистов, как
детей, так и взрослых.
Система Брайля, естественно, требует осязательного восприятия. Но если мы
говорим об осязательном восприятии, то почему мы не говорим о
рельефно-графических изображениях. Замечательно, что сегодняшнюю конференцию
мы посвятили брайлевской письменности и ее роли в информационной
реабилитации незрячих. Но если посмотреть шире, то эта конференция посвящена
возможностям незрячего человека, получать различную информацию, используя
осязание. Здесь целесообразно говорить о сочетании рельефно-точечного
шрифта Брайля с рельефно-графическими иллюстрациями. Подчас никаким
брайлевским словом нельзя дать ту информацию, которую легко можно передать
с помощью простейшей картинки. Мне кажется, этот фактор нельзя
недооценивать. Сегодня нужно более широко говорить о том, в каких именно
формах осязательное восприятие компенсирует наш недостаток в зрении, т.е. не
только с помощью рельефно-точечного шрифта Брайля, но и в его сочетании с
рельефно-графическим рисунком.
К большому сожалению, рельефная графика не имеет такой популярности среди
незрячих, на какую она могла бы рассчитывать. Далеко не все брайлисты
склонны учиться познавать мир с помощью рельефных изображений. Кроме того,
далеко не у всех реабилитологов существует понимание этой проблемы. Нам
представляется, что педколлективам школ и дошкольных учреждений для детей с
нарушением зрения на это нужно обратить особое внимание, так как навыки,
сформированные именно в детские годы, остаются нашим достоянием на всю
жизнь.
Выпуск листа на новом месте: 246
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback