Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Чего ждать от реформы образования

Чего ждать от реформы образования

Текст: Егор Зимин, по материалам Минобразования РФ, специально для "Газеты.Ru".
На сегодняшнем заседании правительства министр образования и науки РФ Андрей
Фурсенко рассказал о приоритетных направлениях развития образовательной системы
РФ. Исполнительная власть предложения главы Минобрнауки одобрила. Что будет дальше
- покажет время.

Основные задачи, которые поставили перед собой реформаторы системы образования,
- обеспечение его доступности, повышение качества профессионального образования,
а также ресурсная обеспеченность всей образовательной системы. Именно об этом
заявил министр Фурсенко, выступая сегодня с докладом "Приоритетные направления
развития образовательной системы РФ", и именно эти приоритеты поддержало правительство
во главе с Михаилом Фрадковым. ("Газета.Ru" уже предложила своим читателям
подробный анализ
основных положений программы Минобразования. - ред.).

Чего ждать от российского образования после принятия программы его развития?
На этот вопрос попытались ответить ученые, руководители образовательных учреждений
и представители бизнеса.

Евгений Сабуров, член Ученого совета ГУ-ВШЭ:
Очень своевременно поднят вопрос об образовательных кредитах и государственных
возвратных субсидиях. Уверен, они будут играть огромную роль, как везде в
мире. Но вряд ли кредитование образования будет широко распространено и эффективно
уже завтра. Человека интересуют 4 вещи: его старость, здоровье, образование
и жилье. Все остальное - мелочи по сравнению с этими монстрами потребностей.
И это поле во всем мире самое денежное, самое мощное. Мы пока младенцы в этом.

Технические подробности образовательных кредитов - на сколько лет, под какие
проценты - не так уж важны. Главное - надежность кредитных институтов, развитость
инфраструктуры и наличие "длинных" денег у населения. И еще одно очень важное
соображение: высшее образование должно быть выгодно для его получателей.
У нас до 1990 года оно было не выгодно, в списке факторов, определяющих доходы
человека, занимало пятое место. Сейчас - устойчивое второе. Это можно считать
большой победой. Начнется, очевидно, с кредитов на краткосрочные курсы, на дополнительное
профессиональное образование. Уже сегодня корпорации оплачивают
такое обучение своих работников. Это, конечно, дополнительное, а не высшее образование,
но все же это явления одного порядка.

Борис Титов, председатель "Деловой России":
Сегодня мы предлагаем Минобрнауки совместную работу в сфере образования. Одна
из основных проблем образования сегодня в том, что бизнес предъявляет одни
требования к специалистам, а государственная система производит других - и по
качеству, и по количеству. Потому и эффективность профессионального образования
сегодня мы, работодатели, оцениваем крайне низко. Решение проблем образования
возможно только в частно-государственном партнерстве. Необходимо, на наш
взгляд, изменить и систему финансирования вузов, которые, получая бюджетные деньги,
должны ориентироваться на конечный результат - количество и уровень
подготовки специалистов. С принятием программы приоритетных направлений развития
образования мы связываем надежды, что эти проблемы будут решены.

Владислав Кучма, директор НИИ гигиены детей и подростков:
Думаю, должно измениться предшкольное обучение. Оно должно выровнять подготовку
детей, приходящих в первые классы. Дети очень индивидуальны, и это необходимо
учитывать. Предшкола и вообще 12-летнее образование разгрузят и начальную школу,
и общую нагрузку.

Бытует мнение, что медики категорически против раннего начала образования. Это
не так. Главное - чтобы нагрузки соответствовали возможностям детей. Педагог
должен быть готов к работе с детьми этого возраста. В середине 80-х мы уже проводили
такой эксперимент. Замечу, что он был успешен там, где были учтены
все санитарно-гигиенические требования и возможности детей. По этой причине и
сейчас вводить предшкольное образование надо с медиками, под контролем, учитывая
то, как это влияет на здоровье ребенка.

Анатолий Пинский, директор школы N 1050:
Хорошая идея "деньги следуют за учеником" была провозглашена в законе еще 12
лет назад, но до сих пор в реальности ее нет. Мы уже давно поняли, что государство
не в состоянии прилично профинансировать школу. Деньги надо не ждать и не собирать,
как грибы, а зарабатывать. Почему-то для массовой школы это пока не
понятно. Поэтому очень хорошо, что вводятся такие понятия, как базовый школьный
план и дополнительное образование. Первое - это обязательный минимум знаний,
который школа обязана давать бесплатно. Второе - то, что дети смогут получить
сверх нормы. Но за деньги. Потребитель - семья - будет платить за то, что
он ценит. Например, второй иностранный язык. Или углубленное изучение химии.
Нужно понимать, что ценится родителями и как с учетом социального фактора
- малообеспеченных, многодетных семей и т. п. - придать этому товарную форму.

Эдуард Никитин, ректор Академии повышения квалификации работников образования:
Мне нравится сам пафос принятого документа: "Экономика должна быть образованной".
Сырьевая экономика - не экономика. Экономика должна быть оплодотворена
интеллектом. Образование рассматривается как ресурс новой экономической политики.
Поэтому ревизуется содержание образования: нужно выстраивать стандарты,
обозначая при этом цели. По новой концепции школа принимает на себя задачи, которых
раньше не было вовсе: во-первых, учить зарабатывать на жизнь; во-вторых,
учить обихаживать, в первую очередь, себя, а значит, и страну; в-третьих, уметь
учиться всю жизнь.

Новые задачи лишены былого пафоса, зато прагматичны. Но пока понятно далеко не
все. Очень нужна предшкола - для выравнивания стартового уровня детей. Но
где должен быть этот предкласс - в школе, в детском саду? Это разные источники
финансирования, разные кадры. Очень важно, что новые поправки четко разводят
уровень ответственности за разные уровни образования, возлагая часть из них на
регионально-муниципальные власти. Но хочу заметить, что нельзя разрывать
образовательное пространство.

Революционной можно назвать попытку внутриотраслевого повышения уровня зарплаты
педагогов. Фонд зарплаты делится на части: обязательный для всех федеральный
базовый компонент - 70--75% от общего учебного времени - и оставшиеся 25--30%
определяются местными органами власти. Таким образом, предполагается повысить
зарплату педагогов: прежняя оплата остается за федеральным бюджетом и теперь
будет распространяться на эти федеральные 75%. Если сейчас ставка - 18 часов,
то при новых условиях произойдет общее снижение нагрузки до 14 часов. А те, у
кого 18 часов, будут зарабатывать больше. Откуда будут оплачиваться оставшиеся
"местные" 25--30%? Хорошо бы из местного бюджета. Но, если денег нет, что вполне
вероятно, это могут взять на себя и родители. По желанию. Главное - это
то, что федерального стандарта должно быть достаточно для поступления в вуз,
а оставшиеся 25--30% - это своего рода дополнительное образование.
3084/001001

Выпуск листа на новом месте: 271

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Sat, 11 Dec 2004 08:24:24 +0300 (#278800)