Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2005-02-18

[TIFLO] Экзамены в Москве: опять по новым правилам

Экзамены в Москве: опять по новым правилам

Текст: Ирина Резник.
Новой реформы системы образования в стране не намечается. Несмотря на реорганизацию
министерства и замену в прошлом году министра Филиппова на министра
Фурсенко, "продолжаются начатые прежней командой преобразования".

По крайней мере, так считает руководитель московского департамента образования
Любовь Кезина. О чем она и сообщила журналистам 16 февраля на своей пресс-конференции.

Журналисты, многие из которых думают по-другому, в свою очередь, попытались выяснить,
успевают ли городские власти реагировать на происходящие буквально
каждый день изменения и какие еще новшества ожидают московских школьников в ближайшее
время.

Из ответов Кезиной на вопросы журналистов удалось выяснить следующее.

Большие новости ожидают московских одиннадцатиклассников, причем за три месяца
до экзаменов.

В прошлом году московские выпускники добровольно сдавали единый экзамен по пяти
предметам. В этом году департамент образования планировал увеличить это
число до 10. До сих пор на официальном сайте департамента висит информация о
том, что выпускникам "в 2004--2005 учебном году предоставляется право добровольного
выбора сдачи итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена по
следующим предметам: математика, русский язык, физика, химия, биология, литература,
история России, обществознание, география, иностранный язык". Однако, как сказала
Кезина,

буквально перед пресс-конференцией ее департаментом было принято решение ограничиться
двумя дисциплинами - историей и русским языком.

Связаны такие метания, по словам Кезиной, с изменениями в правилах приема в вузы.

Согласно приказу Министерства образования и науки, в этом учебном году вузы должны
выделить 50% специальностей, зачисление на которые будет производиться
по результатам ЕГЭ. Сдавать экзамены на эти специальности в традиционной форме
абитуриент сможет только в том случае, если в его регионе экзамены по профильным
предметам в форме ЕГЭ вообще не проводились. "Мы решили обезопасить большинство
наших ребят, - сказала Кезина, - поэтому максимально сократили число предметов".

Тем выпускникам, кого интересуют специальности, попадающие в "нехороший список"
из 50% специальностей выбранного вуза, и для кого русский язык и история
- профильные предметы, придется сдавать ЕГЭ в обязательном порядке.

Если кто-то своевременно этого не сделает, у него все же останется еще одна,
но уже последняя возможность попасть в желаемый вуз. В Москве создается государственная
экзаменационная комиссия, которая будет принимать экзамены по истории и русскому
в форме ЕГЭ в июле месяце.

Кстати, как быть тем, кто собирается подавать документы в несколько вузов (у
которых, естественно, будут разные "нехорошие списки"), тоже пока не понятно.

"Нехороших" списков специальностей пока еще не существует - по этому вопросу
17 февраля руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования Виктор
Болотов собирает проректоров и ученых секретарей вузов.

Как предполагает Кезина, окончательное решение по этому вопросу будет принято
через 2 недели.

Журналисты не обошли вниманием и заявление председателя Совета федерации Сергея
Миронова о том, что основы начальной военной подготовки (НВП) станут обязательным
школьным предметом, сделанное спикером в этот же день, 16 февраля.

Кезина назвала это заявление "непродуманным".

"В Московских школах для преподавания НВП нет материальной базы, - заявила Кезина,
- и в наш бюджет на это не заложено ни копейки. Кроме того, никто не
предлагает решения главной проблемы - кадровой. Начинать надо с подготовки преподавателей.
Сейчас небольшой аналогичный раздел есть в школьной программе
ОБЖ, и преподают его женщины. И это только компрометирует предмет".

Были заданы вопросы и про введение в школах основ православной религии.

"Введение такого предмета, - сказала Любовь Кезина, - в московских школах не
планируется". Полемика о том, преподавать ли в школе основы православия и если
да, то в каком виде, возобновляется регулярно. Кое-где даже проводятся эксперименты
и обсуждаются их результаты. Но "мы стоим на том, чтобы давать детям
знания по истории и основам всех мировых религий, - сказала Кезина. - Сейчас
соответствующий учебник готовит по заказу департамента образования академик
Александр Чубарьян. Преподаваться этот предмет будет только факультативно".
gazeta.ru 16 ФЕВРАЛЯ 2005 21:52

Выпуск листа на новом месте: 521

   2005-02-18 09:28:51 (#318467)

[TIFLO] Комитет общественных связей города Москвы подвел итоги работы за 2004 го

Комитет общественных связей города Москвы подвел итоги работы за 2004 год
МОСКВА, 15 февраля. Собрание актива Комитета общественных связей города Москвы
было посвящено вопросам взаимодействия общества и власти, создания общественных
советов, а также подведению итогов работы комитета за 2004 год и определению
задач по развитию общественных и социально-трудовых отношений в столице Москве
на 2005 год. Председатель Комитета общественных связей города Москвы Татьяна
Васильева считает одним из главных направлений его деятельности взаимодействие
органов власти с общественностью столицы и их поддержку. По ее мнению, успешно
реализуется программа "Партнерство для развития территорий", направленная на
поддержку общественных объединений города. В 2004 году при комитете был создан
Общественный совет территорий и местного самоуправления. На ежегодный конкурс
НКО на лучший общественно значимый проект было подано 300 заявок. Около 200 организаций
получили поддержку на общую сумму 15 млн рублей. Также комитет рассмотрел 79
проектов, направленных на создание рабочих мест для молодежи и инвалидов. В результате
их реализации создано более 4 тыс. рабочих мест для молодежи и 1 608 - для инвалидов.
Т.Васильева подчеркнула, что одним из приоритетных направлений 2005 года станет
подготовка к празднованию 60-летия Победы в ВОВ. По мнению участников встречи,
исследовательская и аналитическая работа по определению состояния общественного
сектора столицы, форм и характера деятельности общественных организаций могла
бы быть более интенсивной. Руководитель программ по социальной безопасности,
президент международного центра "Будущее женщины" Александра Очирова предложила
создать при мэре Москвы отделение Общественной палаты. Приоритетными направлениями
комитета на текущий год были признаны: укрепление социального партнерства между
государственными и общественными структурами, привлечение НКО к реализации социально
значимых городских программ, повышение уровня жизни москвичей, сдерживание безработицы,
совершенствование законодательства в области труда и социальной защиты. Предполагается
также разработать и представить на рассмотрение Правительства Москвы программу
общественного развития на 2005-2007 годы и ряд других законопроектов по взаимодействию
власти с общественными объединениями столицы.

Контакт:Пресс-служба Комитета общественных связей города Москвы телефон: (095)
290-75-46, e-mail: mokro***@k*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 520

   2005-02-18 07:13:25 (#318414)

[TIFLO] "оторвать голову и показать всей стране"

"оторвать голову и показать всей стране"

ПАВЕЛ АПТЕКАРЬ, АНДРЕЙ ЛИТВИНОВ

Дума готова обсудить обращение к премьеру Михаилу Фрадкову об отставке министра
здравоохранения и соцразвития Михаила Зурабова. Проект соответствующего обращения
депутата-единоросса Бориса Резника будет рассмотрен в начале марта. Однако, по
мнению экспертов, Газеты, Кремль не "сдаст" министра, который не перекладывает
ответственность на коллег и принимает на себя все недовольство законом о монетизации
льгот.

"иначе сметут!"
Реализация закона о монетизации льгот вызвала массовое недовольство пенсионеров
и ветеранов, и резкое падение авторитета власти. Рейтинг Владимира Путина упал
с 49 до 42% - рекордно низкий уровень за 5 лет его пребывания в должности. Протестные
настроения пыталась использовать оппозиция. Полторы недели 5 депутатов "Родины"
во главе с Дмитрием Рогозиным голодали, требуя отставки правительства и, в
первую очередь, министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова,
но успеха не добились.

Выдержав паузу, за Зурабова взялись единороссы-одномандатники. Их лидер, вице-спикер
Думы Олег Морозов при обсуждении вопроса о недоверии правительству поддержал
мнение "Единой России" о том, что министрам надо дать два месяца для исправления
ситуации. Но пригрозил правительству: "Иначе вас сметут вместе с нами".

Теперь депутат от Хабаровского края Борис Резник потребовал отставки Михаила
Зурабова. Главная причина обращения по версии депутата - плохое обеспечение края
лекарствами для льготников. Впрочем, как полагает эксперт фонда Карнеги Андрей
Рябов обращение могли инициировать страховые и фармацевтические компании, отлученые
Зурабовым от участия в обеспечении лекарствами.

Борис Резник сообщил Газете, что уполномоченная фармацевтическая компания за
месяц поставила в край медикаменты всего на 16 миллионов рублей при месячной
потребности в 30-35 миллионов. При этом почти 70% лекарств оказались несертифицированными.
Две недели назад Борис Резник подготовил проект обращения Думы об отставке Михаила
Зурабова к Владимиру Путину. Однако против его принятия выступило правовое управление
Думы, указавшее, что обращение надо адресовать главе правительства. Именно он
по закону вносит президенту
представление об отстранении министра от должности. Борис Резник согласился с
доводами парламентских юристов и внес новый проект на утверждение Совета Думы.

"Зурабов - самый циничный врун"
"Я бы отправил в отставку многих членов правительства, но Зурабов - самый циничный
врун. Он обманывал страну, когда говорил, что обеспечил всю страну лекарствами,
потом врал, что люди купили в аптеках шестимесячную норму лекарств", - пояснил
Газете свои требования Борис Резник.

Совет Думы вчера только отложил обсуждение постановления на начало марта. Это,
по словам Бориса Грызлова вызвано необходимостью соблюдения регламента - свое
заключение на проект должен дать профильный комитет по труду и социальной политике.
Впрочем, это не означает, что Дума отложит постановление в долгий ящик. Глава
комитета Андрей Исаев сообщил Газете, что проект обсудят уже на его сегодняшнем
заседании. Борис Резник убежден, что Дума поддержит постановление. "Пора прекратить
порочную практику безнаказанности
высокопоставленных чиновников. Надо оторвать голову одному и показать всей стране,
чтобы остальным было неповадно!", - заявил он Газете.
Газета "Газета" 18 февраля 2005 г.

Выпуск листа на новом месте: 519

   2005-02-18 06:31:03 (#318401)

[TIFLO] Третий съезд тифлопедагогов России

"Наша жизнь" N2, 2005г.

Третий съезд тифлопедагогов России

Первое учебное заведение для слепых в России было создано по указанию Императора
Александра I в Санкт-Петербурге в 1807 году. Развитие же широкой тифлопедагогической
практики в нашей стране началось в последней трети XIX века. Итогом этого первоначального
этапа развития стал состоявшийся в 1901 году I съезд тифлопедагогов России.
Участники съезда даже не предполагали возможности близких и грозных потрясений
основ российской государственности. А между тем именно революция 1905 года отодвинула
намеченный на этот год II съезд тифлопедагогов. Состоялся он только в 1909 году.
Запланированный на 1917 год III съезд по понятным историческим причинам был
отброшен на неопределенный срок. Минуло без малого 100 лет, и вот в ноябре 2004
года в Санкт-Петербурге собрались участники III съезда тифлопедагогов России.
Проведение его совпало с 75-летием единственной в России кафедры тифлопедагогики
факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.

За время, прошедшее между вторым и третьим съездами, отечественная тифлопедагогика
совершила гигантский рывок по пути прогресса. Развивая на практике идеи доступности
слепым общего образования, возможности их профессиональной подготовки и трудоустройства,
тифлопедагогическая наука и практика в советское время создали целостную систему
обучения и воспитания инвалидов по зрению, социальной реабилитации. Причем в
деле реабилитации взрослых слепых решающая роль принадлежала Всероссийскому обществу
слепых. Об этом прекрасно знают тифлопедагоги и читатели <НЖ>.

По инициативе Российского государственного педагогического университета им. А.И.
Герцена, школы-интерната для слепых и слабовидящих детей N 1 им. К.К. Грота,
при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации 2-4 ноября
2004 года в Санкт-Петербурге состоялся Третий Всероссийский съезд тифлопедагогов
<Модернизация политики в области образования лиц с нарушениями зрения>. Соучредителями
съезда были: Министерство образования и науки РФ, Комитет по образованию Администрации
Санкт-Петербурга, Институт коррекционной педагогики РАО, Петербургская региональная
организация ВОС, школа-интернат для слепых и слабовидящих детей N 1 им. К.К.
Грота.

В работе съезда приняли участие 635 делегатов из 42 регионов России, гости из
Белоруссии, Украины, Германии, Польши, Эстонии. Среди них: учителя и воспитатели
школ для слепых и слабовидящих, учителя и воспитатели классов охраны зрения общеобразовательных
учреждений, тифлопедагоги дошкольных учреждений, реабилитологи, представители
ВОС, офтальмологи, тифлопедагоги психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций,
преподаватели высших учебных заведений, представители федеральных и региональных
органов управления образованием, а также представители Института коррекционной
педагогики РАО.

В докладах подчеркивалось, что в Российском обществе XXI века необходимо создать
условия для формирования из числа лиц с нарушениями зрения всесторонне развитой
личности, способной к самоопределению, обладающей всеми гражданскими правами,
в том числе и правом на получение образовательных и реабилитационных услуг с
учетом специфики социальной адаптации данного контингента.

Обсуждались актуальные проблемы современного состояния тифлологической теории
и практики, вопросы модернизации политики в области образования лиц с нарушениями
зрения: состояние дел и модернизация политики в области дошкольного воспитания;
школьного обучения; управления и организации образовательного процесса в коррекционно-образовательных
учреждениях 3 и 4 вида; подготовка тифлопедагогов в вузе и проблемы их постдипломного
образования; модернизация политики в области реабилитационной работы с инвалидами
по зрению.

Обращалось внимание на то, что реализация программы модернизации в области образования
лиц с нарушениями зрения с учетом сложившейся социо-культурной и экономической
ситуации в России при сохранении лучших традиций отечественного образования требует
осмысления новых подходов в подготовке тифлопедагога, повышения его квалификации,
разработки социальных программ, направленных на поддержку и развитие новых ценностных
ориентаций в выборе профессии тифлопедагога.

Отмечались положительные тенденции в современном образовании лиц с нарушениями
зрения: установка на развитие активной, творческой личности, способной к саморазвитию
и самореализации; реализация принципа вариативности содержания и методов преподавания
в дошкольных, школьных и реабилитационных учреждениях соответствующего вида;
создание и реализация новых технологий обучения, воспитания и реабилитации; усиление
диагностической, профилактической и просветительской работы; создание классов
охраны и развития зрения при общеобразовательных и специальных школах; создание
основ для реализации непрерывной психолого-педагогической и медико-социальной
поддержки учащихся.

Указывалось также на наличие тревожных тенденций в отношении государства и общества
к уровню и содержанию образования лиц с нарушениями зрения; к кадровому, материально-техническому
и методическому оснащению педагогического процесса в специализированных учреждениях;
к нормативно-правовой базе образования; к социальному статусу тифлопедагога.

По мнению выступавших, нуждается в изменении статусное положение специальных
школ для слепых и слабовидящих, в наименовании которых появилось определение
<дети с нарушениями развития>, что привело к отрицательному отношению родителей
к учреждениям данного вида, а также к трудностям, порой и непреодолимым препятствиям,
при переходе в другие школы и при поступлении в высшие и средние учебные заведения.

Ораторы сетовали на то, что в большинстве учреждений соответствующего вида отсутствует
необходимая материально-техническая база, отвечающая специфическим образовательным
и реабилитационным потребностям, что приводит к снижению уровня специальной подготовки
современного выпускника.

Крайне тревожит наличие низкого процента специалистов-тифлопедагогов от общего
числа преподавателей, работающих в учреждениях 3 и 4 вида; отсутствие у большинства
преподавателей возможности повышения квалификации в области тифлопедагогики
за счёт получения второго высшего тифлопедагогического образования и прохождения
тифлопедагогических курсов усовершенствования, что приводит к снижению уровня
социальной адаптации выпускников; отсутствие тифлопедагогической подготовки у
представителей администрации школ приводит к резкому снижению контроля над соблюдением
во вверенных им учреждениях тифлопедагогических основ обучения и воспитания,
к отсутствию преподавания ряда учебно-коррекционных курсов, предусмотренных нормативными
документами, регламентирующими содержание образования в этих учреждениях; отсутствие
учебников по общеобразовательным предметам, соответствующих современным требованиям
и выполненных с учетом особенностей познавательной и учебной деятельности слепых,
слабовидящих, приводит как к снижению зрительных возможностей учащихся, возникновению
утомляемости, отрицательно влияющей на состояние зрительной системы и всего организма
обучающихся, так и снижению уровня их общеобразовательной подготовки; отсутствие
программ, учебников и учебных пособий по коррекционным учебным дисциплинам, предусмотренных
учебным планом учреждений 3 и 4 вида, негативным образом сказывается на уровне
реабилитированности и социальной адаптации выпускников, имеющих нарушения зрения.

Учитывая традиционную роль ВОС в воспитании и реабилитации инвалидов по зрению,
на съезде были высказаны предложения об активизации этой работы, имея в ввиду
формирование Республиканской межведомственной комиссии по делам тифлопедагогов
и незрячих учителей, которая продолжила бы работу соответствующей секции при
ЦП ВОС.

Съезд счел необходимым рекомендовать Правительству РФ пересмотреть утвержденную
в 1968 и подтвержденную в 1976 году ставку секретаря-переводчика незрячего педагога
и определить ее в соответствии с современными условиями; Комитету по печати РФ
и ООО <ИПТК "Логос" ВОС> - расширить выпуск литературы по проблемам коррекции,
реабилитации и интеграции детей и взрослых с глубокими нарушениями зрения.

Для выполнения основных рекомендаций съезд предложил определить состав Координационного
совета, составить план его работы на межсъездовский период и рекомендовать проведение
следующего Всероссийского съезда тифлопедагогов в 2009 году в Москве.

Сознавая ответственность тифлопедагогической науки и учителей-тифлопедагогов
за обучение, воспитание и реабилитацию лиц с нарушениями зрения, важность модернизации
системы специального образования и высшего тифлопедагогического образования,
отмеченных в докладах, III съезд тифлопедагогов России внес соответствующие
предложения Правительству РФ, Министерству образования и науки РФ и региональным
органам управления образованием.

Выпуск листа на новом месте: 518

   2005-02-18 00:31:59 (#318281)