Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Жизнь заставляет вносить

"Наша жизнь" N2, 2005г.

Жизнь заставляет вносить

изменения в Закон N 122

В 12 номере <НЖ> было опубликовано Открытое письмо Свердловской областной организации
ВОС, направленное в адрес Президента РФ и депутатов Государственной Думы, в котором
поднимались проблемы, ожидающие инвалидов по зрению в Новом году в связи с принятием
ФЗ N 122.

Массовые январские митинги протеста и пикеты продемонстрировали глубочайшую озабоченность
и возмущение широкой российской общественности принятием антисоциального закона,
благие намерения авторов которого не подкреплялись абсолютно обязательным учетом
социального положения и законных интересов инвалидов по зрению и других категорий
граждан.

Публикуем интервью председателя Свердловской РО ВОС М.А. Юдиной, данное редакции
журнала <Наша жизнь>.

Агеев: С какими проблемами в первую очередь столкнулись инвалиды по зрению Свердловской
области в связи с монетизацией льгот?

Юдина: Конечно же, первая и самая насущная проблема, с которой мы столкнулись
уже в новогодние праздники, - это проезд наших инвалидов на городском муниципальном
транспорте и в пригородных автобусах. С инвалидов по зрению стали брать деньги
за проезд. На сегодняшний день льготы на проезд инвалидов в городском муниципальном
транспорте сохранились лишь в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле до 31 марта; Новоуральске,
Каменск-Уральском разрешен бесплатный проезд до 15.00 и после 19.00 часов, т.е.
кроме часов пик. В остальных городах Свердловской области проезд в городском
транспорте платный. На пригородном автотранспорте инвалиды по зрению теперь льгот
так же не имеют. В Свердловской области более 1000 инвалидов по зрению ездят
на работу и учебу в близлежащие города. Специализированные предприятия для инвалидов
по зрению есть только в четырех городах области. Многие инвалиды для того, чтобы
обеспечить себя и семью, вынуждены каждый день ездить на работу за пределы своего
города. Инвалидам I группы нужен еще и сопровождающий. Расходы таких инвалидов
на проезд до места работы и обратно составят в среднем от 2000 до 3000 рублей
в месяц (например, только из Ревды на работу в Екатеринбург ездят 23 инвалида
по зрению), к ним прибавляются еще 8 студентов-инвалидов. Ежедневно проезд в
пригородном автобусе обходится им в 60 рублей (по 30 руб. туда и обратно), да
еще проезд на внутригородском транспорте - как минимум 20 рублей каждый день.
Итого в месяц (в среднем 22 рабочих дня) - не менее 1800 рублей. Для инвалида
по зрению I группы такая же сумма выходит и на сопровождающего. Выдаваемая государством
денежная компенсация даже наполовину не перекрывает расходы таких инвалидов.
Они будут вынуждены либо тратить на дорогу часть своего и без того небольшого
заработка, либо бросать работу и жить с семьей на выдаваемую государством пенсию
и компенсацию. Аналогичным образом обстоят дела и со студентами-инвалидами, большинство
из которых ежедневно ездят на учебу в другие города. При этом проезд на пригородных
электропоездах, которые возят наших инвалидов бесплатно, не всегда удобен, т.
к. электрички ходят значительно реже автобусов и часто не могут обеспечить своевременный
проезд на работу и учебу. В создавшихся условиях инвалиды думают о том, чтобы
бросить работу, т.к. затраты на проезд сводят на нет их заработную плату и делают
бессмысленным их желание трудиться.

Вопрос: А как теперь будет строиться работа председателей местных организаций,
групоргов и членов бюро ВОС, которым приходится часто выезжать в другие города
и населенные пункты для работы с инвалидами?

Ответ: Это еще одна серьезная проблема, которая встала перед нашей организацией
в Новом году. Действительно, председатели местных организаций и групорги ВОС
часто выезжают в другие населенные пункты для проведения собраний, работы с членами
ВОС, посещения больных. В связи с монетизацией льгот эти поездки нужно будет
оплатить. В бюджете ВОС на 2005 год средства на эти цели не предусмотрены. Председатели
и групорги отказываются за свои деньги выполнять общественную работу. Многие
председатели и групорги в таких условиях вообще ставят вопрос об уходе.

Вопрос: Известно, например, что в Ярославской и Челябинской области сохранены
все льготы для инвалидов за счет средств субъекта федерации. В вашей области
вы проводите работу в этом направлении?

Ответ: Работу, направленную на сохранение существующих льгот, мы начали вести
с мая 2004 года: обращались с письмами в Правительство РФ, к депутатам Государственной
Думы РФ, в Свердловскую областную Думу, Комитет по социальной политике при Свердловской
областной Думе, а также наши инвалиды обращались к Министру здравоохранения и
социального развития РФ М. Ю. Зурабову. В этих письмах мы разъясняли на конкретных
примерах, что замена существующих льгот денежной компенсацией приведет лишь к
уменьшению социальных льгот и гарантий для инвалидов со стороны государства,
сделает инвалидов еще более незащищенным слоем населения и отодвинет их за черту
бедности. Говорили о том, что компенсация не может быть одинаковой для всех,
т.к. инвалиды в разной мере пользуются существующими льготами, и не может быть
единого для всех подхода в этом вопросе. Тем не менее, закон о монетизации льгот
все же был принят. После его принятия нами было написано то самое Открытое письмо,
которое было опубликовано в <НЖ>, а также в газете <Комсомольская правда>. В
нем мы, уже ссылаясь на конкретные статьи нового Закона, показали, насколько
ухудшилось положение инвалидов, и выразили свое негодование и возмущение в связи
с принятием этого Закона.

Кроме того, мы проводим работу по восстановлению льгот для инвалидов по зрению
на местном уровне. Мы обратились к губернатору, в правительство и Законодательное
собрание Свердловской области с просьбой сохранить льготы для инвалидов по зрению
на проезд в муниципальном транспорте и пригородном автотранспорте. Также председателям
всех наших местных организаций мы рекомендовали обращаться к главам администраций
муниципальных образований с ходатайствами о сохранении льготного проезда. К сожалению,
только в четырех городах такая льгота на определенный период сохранена. Нужно
сказать, что в правительстве Свердловской области в настоящее время рассматривается
вопрос о возможном введении льготных проездных билетов для федеральных льготников.
Но пока такое решение не принято.

Более того, еще в октябре 2004 года мы обращались к главам администраций всех
муниципальных образований, входящих в состав Свердловской области, с просьбой
рассмотреть возможность за счет средств местных бюджетов сохранить для инвалидов
по зрению льготу на внутригородской транспорт, а также на оплату радио и телефона.
К сожалению, пока только в двух городах области для инвалидов по зрению была
сохранена 50-процентная льгота на оплату радио.

Вопрос: Как в вашей области реализуется право инвалидов на санаторно-курортное
лечение? Какая работа проводится в этом направлении?

Ответ: Реализация права инвалидов на санаторно-курортное лечение - это, наверное,
единственный вопрос в новом Законе, который на сегодняшний день более или менее
ясен. Уже около 1000 инвалидов по зрению (из них более 500 - члены ВОС) на сегодняшний
день подали заявление о нуждаемости в санаторно-курортном лечении в отделения
Фонда социального страхования Свердловской области. Мы среди своих инвалидов
проводим разъяснительную работу о том, что нужно делать для того, чтобы реализовать
свое право на санаторное лечение. Я думаю, что количество инвалидов по зрению
Свердловской области, подавших заявку о нуждаемости в таком лечении, в дальнейшем
будет расти.

Вопрос: А как в Новом году обстоят дела с трудоустройством инвалидов по зрению
и созданием новых рабочих мест для них?

Ответ: В своем Открытом письме мы уже говорили о том, что Закон n 122 внес существенные
изменения в вопросы занятости и трудоустройства инвалидов. Эти изменения коснулись,
прежде всего, нормы о квотировании рабочих мест для инвалидов. Если раньше ст.
21. ФЗ <О социальной защите инвалидов в РФ> предусматривала, что в случае неисполнения
или невозможности исполнения квоты по приему на работу инвалидов, работодатель
ежемесячно должен был вносить в бюджет субъекта федерации обязательную плату
за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты, то в новой
редакции Закона вообще нет нормы об ответственности работодателей за неисполнение
квоты по приему на работу инвалидов. В Свердловской области механизм действия
нормы о квотировании рабочих мест для инвалидов был уже отработан: работодатели,
не бравшие на работу инвалидов, отчисляли в бюджет области определенную сумму,
затем эти деньги Министерство экономики и труда области распределяло по конкурсу
между специализированными предприятиями, использующими труд инвалидов. Эти деньги
шли на создание новых рабочих мест и трудоустройство инвалидов. Так, в 2004 году
предприятия для инвалидов по зрению получили 39 миллионов рублей на создание
новых рабочих мест. Эти деньги позволили обеспечить работой уже работающих инвалидов
и трудоустроить новых. Теперь старая схема действия нормы о квотировании работать
не будет. Нового механизма еще нет. Каким образом будет работать эта норма, совершенно
неясно. Ведь до тех пор, пока законодательно не будет установлена ответственность
за неисполнение нормы, она исполняться не будет. Надеяться на сознательность
работодателей совершенно бессмысленно. От этой смены механизмов квотирования
пострадают только специализированные предприятия инвалидов и сами инвалиды. К
тому же нет гарантий, что даже если новый механизм будет создан, он сразу продуктивно
заработает. Придется многое сделать, в том числе и нашей организации, для того,
чтобы заставить норму о квотировании работать именно в интересах инвалидов. Пока
ещё в этом году Министерство экономики и труда Свердловской области продолжает
по старой схеме собирать деньги с работодателей-должников, не выполнивших квоту
в 2004 году. В этом году наши предприятия еще получат средства на создание новых
рабочих мест для инвалидов по зрению. Каким образом этот вопрос будет решаться
в дальнейшем - покажет время.

Кроме того, ст. 22. Закона <О социальной защите инвалидов в РФ> ранее четко устанавливала,
за счет каких средств создаются специальные рабочие места для инвалидов (средств
федерального бюджета, средств бюджетов субъектов федерации или за счет средств
работодателей). Пункт 21 ст. 63 ФЗ n 122 исключает эти нормы. В новой редакции
совершенно непонятно, за счет кого будут создаваться специальные рабочие места
для валидов. А если это четко не прописано в законе, то никто добровольно не
возьмет на себя эту обязанность.

В проблеме занятости инвалидов есть

ще один немаловажный аспект. В новой редакции из ФЗ <О социальной защите инвалидов

Если раньше инвалид мог состоять на учете в Центре занятости, получать пособие
по безработице и мог надеяться на то, что ему подберут подходящую работу, то
теперь у него такой возможности нет. Государство сняло с себя обязанность подыскивать
инвалидам подходящую работу через Службы занятости. То есть инвалид практически
лишается конституционного права на труд. Государство не просто не хочет обеспечить
инвалидам достойную жизнь, но даже не хочет дать им возможность самостоятельно
заработать себе средства на такую жизнь. Оно просто отвернулось от нас и наших
проблем.

Политики заявляют, что они строят общество, в котором инвалиды будут обеспечены
всем. На самом же деле чиновники выталкивают инвалидов из жизни общества. Таким
образом, по их мнению, происходит <строительство нового цивилизованного государства>.

* * *

Буквально перед сдачей этого номера журнала в печать, в редакцию из Свердловской
РО ВОС сообщили, что решением правительства области инвалидам предоставлено право
бесплатного проезда пока на внутригородском транспорте.

Выпуск листа на новом месте: 510

Ответить   Wed, 16 Feb 2005 07:22:00 +0300 (#316955)