Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2005-02-22

[TIFLO] Самая читающая страна страдает от безграмотности

Самая читающая страна страдает от безграмотности

Подростки получают фундаментальные знания, но не умеют применять их в жизни

Не так давно состоялась масштабная 9-я Международная конференция по психологии
и педагогике чтения <Грамотность без границ>. Она проходила сначала в Москве
(14-15 января), затем в Санкт-Петербурге (22 января) и снова в столице - в виде
юбилейного заседания (4 и 5 февраля), посвященного 120-летию Московского
психологического общества и 250-летию МГУ. На конференции состоялся <круглый
стол> <Почему качество чтения в России падает?>, на котором были оглашены
тревожные данные: по уровню грамотности наша страна занимает непрезентабельное
место в мировом рейтинге.

Грамотность в данном случае - не просто умение читать и писать. С этим у нас
пока все в порядке: по оценкам ЮНЕСКО, в России всего 0,4% неграмотных взрослых
людей. На конференции речь шла о таком качестве, как <функциональная грамотность>
(этот термин употреблял академик А.А.Леонтьев), то есть способность человека
использовать приобретаемые знания для решения жизненных задач.

Эту способность у школьников разных стран изучает международная программа ПИЗА
(PISA, Programme for International Student Assessment). Ключевой вопрос исследования:
<Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование,
знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования
в обществе?> Осуществляет программу ПИЗА международный консорциум, которым руководит
Австралийский совет педагогических исследований. В России ПИЗА проводилась
второй раз Центром оценки качества образования Института содержания и методов
обучения РАО (координатор - к. п. н. Галина Сергеевна Ковалева) при активном
участии Министерства образования и науки. Всего в программе принимали участие
23 миллиона детей из 41 страны. В России проверяли свои знания 5974 ученика
из 212 образовательных учреждений 46 регионов - школьники, учащиеся колледжей,
техникумов и ПТУ.

Тинейджерам давали задания по математике, естествознанию, чтению и <решению проблем>
(возникающих в реальных ситуациях). За каждую группу заданий ставили
отдельную оценку по 1000-балльной шкале. Вопросы были разных уровней сложности.
По математике для самого низкого 1-го уровня нужно (в частности) было <прочесть>
данные на графике или в таблице, использовать обменный курс при обмене валюты,
для среднего - 3-го и 4-го - использовать масштаб карты для нахождения расстояния,
вычислить скорость движения, для высшего - 5-го и 6-го - разобраться в незнакомой
диаграмме. Для заданий по чтению первым уровнем сложности считалось распознание
темы в тексте, вторым - умение сделать вывод из прочитанного, третьим - соотнесение
информации с повседневными знаниями, четвертым - критический анализ
текста, пятым, высшим, - отделение лишних или неправдоподобных сведений, свободное
формулирование гипотез и выводов. В области естествознания самые простые
задания были на воспроизведение формул, те, что посложнее, - на толкование отдельных
явлений, в самых сложных надо было объяснять явления на основе их
моделей. В <решении проблем> для низшего уровня достаточно было понять суть вопроса
и найти информацию для его решения, для среднего надо было уметь рассуждать
и принимать решения, для высшего - учитывать много условий и обосновывать свое
мнение.

Самые успешные страны (Финляндия, Республика Корея и Гонконг) заработали не больше
550 баллов (в среднем в каждой области). По уровню <математической грамотности>
российские подростки оказались на 28-31-м месте (средний балл - 468, такой же,
как у Латвии, США, Португалии и Италии). По уровню <грамотности чтения>
у нас 442 балла, примерно как у Турции и Уругвая, и 32-34-е место. По <естественно-научной
грамотности> мы заработали 489 баллов (столько же у Латвии,
чуть больше у Австрии, чуть меньше у Испании) и 20-30-е место. При проверке компетентности
в <решении проблем> мы заняли 25-30-е место (479 баллов, на
3 меньше, чем у Испании, на 2 больше, чем у США). Любопытно сравнить эти результаты
с данными первой ПИЗА в 2000 году. За три года у наших школьников возросла
естественно-научная грамотность, а вот результаты по чтению ухудшились. В 2000
году не смогли справиться даже с заданиями первого уровня 9% российских
подростков, а в следующий раз - уже 13%. Тех, кто выполнил задания самого сложного
уровня, стало меньше: 1,7% против 3% в прошлый раз. - Это не отменяет
правильности утверждения, что Россия - самая читающая страна, - объясняет Галина
Ковалева, заведующая Центром оценки качества образования ИСМО РАО. Из
ее уст и прозвучали на конференции данные ПИЗА. - Наши дети по-прежнему много
читают, но в основном художественную литературу. При работе с привычными
литературными текстами они показали высокие результаты. А вот обращаться с жизненно
необходимыми расписаниями, объявлениями, анкетами, инструкциями они
умеют хуже. В школах не учат работать с разными типами текстов, обращают мало
внимания на особенности функциональных стилей (публицистического, официально-делового
и т. п.). У нас почти не учат сопоставлять разные точки зрения, обращаться за
сведениями к книгам по другим наукам. Наша система образования действительно
дает фундаментальные знания, но не тренирует применять их в жизни. Учителя должны
развивать умение адаптироваться в сложных современных условиях, а для
этого на уроках надо предлагать тексты разных стилей и жанров, моделировать нестандартные
ситуации.

К выводам ПИЗА можно относиться по-разному, но следует прислушаться к соображению
Ирины Владимировны Усачевой, ведущей конференции, президента Ассоциации
исследователей чтения, директора Международного института чтения имени А. А.
Леонтьева: <Даже если оценки грамотности спорны, нельзя равнодушно отнестись
к тому, что результаты по ним падают>. Для исправления ситуации на конференции
было предложено: масштабное повышение квалификации педагогов (скажем, в
Международном институте чтения); введение курсов психологии и педагогики чтения
в программу педвузов и психфаков; повышение квалификации школьных библиотекарей
по специализации <библиотекарь-педагог>; открытие на базе школьных библиотек
интеллектуальных клубов <Учись учиться>; разработка рекомендаций по созданию
учебников нового поколения; устройство родительского портала в интернете. Особую
надежду организаторы конференции возлагают на сеть инновационных учебных
заведений, таких, как Московский морской кадетский корпус имени героев Севастополя,
столичная школа n1239 и НОУ <Наследник> и 86-я гимназия в Нижнем Тагиле.
Предлагается также ввести элементы заданий ПИЗА в ЕГЭ по разным предметам.

Были сформулированы и более простые меры, которые могут быть применены безо всяких
затрат здесь и сейчас. Наталья Колесникова, заведующая кафедрой русского
языка Новосибирского государственного технического университета, посоветовала
почаще задавать старшеклассникам писать рефераты. Это дисциплинирует мышление:
в такой работе надо изложить основные идеи по заданной теме, сгруппировать источники
по точкам зрения, высказать солидарность с одной из них и объяснить
выбор. Найти примеры разных типов изложения для урока русского языка тоже просто:
достаточно подсказать детям, что описание часто используется в том учебнике
химии, что лежит в их портфелях, рассуждение - в учебнике математики, повествование
- в учебнике истории...

Также нужно наладить связь между школьной и районной библиотеками, местным управлением
образования и научно-методическим центром (идея Ирины Владимировны
Усачевой и Татьяны Ивановны Поляковой, заведующей информационно-библиотечным
центром Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования).
Пусть эти четыре учреждения сообща формируют планы работы и каждое по крайней
мере оповещает своих посетителей о том, что происходит в других местах. Это
делается в Люберцах, Кронштадте и Тотьме, которые вошли в российский проект <Город,
где процветает грамотность>.

Мария РАЕВСКАЯ

Версия для печати
Постоянный адрес статьи:
http://www.ug.ru/?action=topic&toid=8337

"Учительская газета"

Выпуск листа на новом месте: 534

   2005-02-22 08:03:35 (#320892)

[TIFLO] Незрячие прочтут Тургенева

Незрячие прочтут Тургенева

В специализированной библиотеке для незрячих Саранска радость: за минувший год
в ее фонд поступило около 2 тысяч экземпляров книг.

Среди новинок - 671 говорящая книга и 60 изданий, написанных азбукой Брайля,
в частности произведения Куприна и Тургенева. Кроме того, библиотека приобрела
22 диска. На них записаны сборники русской литературы, шедевры мировой классической
музыки, репетиторские издания по общеобразовательным предметам. Также
на дисках представлены мир русской живописи, литература, посвященная 60-летию
Победы в Великой Отечественной войне, и энциклопедии для детей и взрослых.
Слепые смогут услышать не только классику вроде Островского, но и современные
хиты продаж, например Устинову. Пополнился библиотечный фонд художественными,
научно-популярными и философскими журналами <Радуга>, <Эпоха>, <Хочу все знать>,
а также изданием <Социальные реабилитации для незрячих>.

Дина МОРЕВА

Версия для печати
Постоянный адрес статьи:
http://www.ug.ru/?action=topic&toid=8342

"Учительская газета"

Выпуск листа на новом месте: 533

   2005-02-22 06:02:32 (#320852)

[TIFLO] Спорт

Алтайские спортсмены-инвалиды завоевали призовые места на чемпионате России
по лыжным гонкам

БАРНАУЛ, 21 февраля. Татьяна Ильюченко из Бийска заняла первое место в
гонке на дистанции 5 км среди слабовидящих спортсменов и второе место в
спринте. Барнаулец Игорь Кузнецов финишировал вторым в спринтерской гонке
среди инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Артемов Евгений (алтайский краевой физкультурно-оздоровительный клуб
"Инваспорт") телефон: (3852) 61-89-86
Источник: Агентство социальной информации

Выпуск листа на новом месте: 532

   2005-02-22 05:18:52 (#320847)