Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2005-09-18

[TIFLO] проект "Лучик надежды"

13.09.2005 НОВОДВИНСК

Основная цель проекта "Лучик надежды" - социальная реабилитация детей-инвалидов

и интеграция их в общество. Он реализуется в Новодвинске в течение трех лет при

поддержке Европейского фонда "Паритет" и Ассоциации по защите детей-инвалидов

(Германия). Участники проекта - специальные педагоги и члены Ассоциации
родителей по защите прав детей-инвалидов Новодвинска. В нем задействованы 12

детей: шесть посещают специализированный класс, с остальными педагоги
занимаются на дому.

Яковлева Ольга телефон: (81252) 4-31-39
Агентство социальной информации

Выпуск листа на новом месте: 1201

   2005-09-18 08:22:33 (#439237)

[TIFLO] специализированная смена для инвалидов

В Нижнем Новгороде началась специализированная смена для инвалидов по зрению

14.09.2005 НИЖНИЙ НОВГОРОД

Смена в доме отдыха "Лесной курорт" организована Департаментом по труду и
социальной защите населения городской администрации. 13 сентября на городском

торжественном собрании по случаю празднования Дня города и 80-летия со дня
образования Всероссийского общества слепых, горадминистрация вручила 24 путевки

активистам городских организаций ВОС. В Нижнем Новгороде работают три
общественные организации, объединяющие 1653 инвалида по зрению (Нагорная,
Приволжская, Приокская). Члены общественных организаций - в основном пожилые

люди, из них более 80% - труженики тыла, участники и инвалиды Великой
Отечественной войны, получившие боевые ранения и увечья. В этом году в доме
отдыха отдохнули более 500 ветеранов войны и труда, 12 членов Нижегородской

региональной общественной организации родителей детей-инвалидов по зрению
"Перспектива", 48 инвалидов-колясочников и опорников; прошли смены "Мать и
дитя" для 50-ти семей с детьми-инвалидами. Организация бесплатного загородного

отдыха социально незащищенных категорий граждан предусмотрена "Комплексом мер

по социальной поддержке населения в 2006 году", утвержденным распоряжением
главы администрации Нижнего Новгорода от 27.04.05 N1286-р. На эти цели из
городского бюджета выделено 3700 тыс. рублей.

телефон: (8312) 19-62-02

Агентство социальной информации

Выпуск листа на новом месте: 1200

   2005-09-18 08:22:22 (#439236)

[TIFLO] Оплата жилых помещений

С 2006 года, в соответствии с постановлением Правительства РФ, вводится
100-процентная оплата жилых помещений и коммунальных платежей. Для семей, чьи

доходы ниже прожиточного минимума, планка платежей повысится до 22%. "Моя
многолетняя борьба за установление максимально допустимой доли расходов
малоимущих семей на оплату коммунальных платежей не увенчалась успехом", -
констатировала сегодня на пресс-конференции в "РИА-Новости" депутат Госдумы РФ,

член Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному

законодательству Галина Хованская. По ее мнению, для этой категории граждан
плата за коммунальные платежи не должна превышать 15%. С обращением о
недопустимости повышения расценок в адрес Правительства РФ обратились и две
палаты - Госдумы РФ и Совета Федерации. Однако оно осталось без ответа. От
этого решения могут пострадать в первую очередь незащищенные категории граждан,

считает Г.Хованская. "Речь идет об эффективности адресной помощи, - подчеркнула

депутат. - Если доход семьи составляет 2 тыс. долларов в месяц, им ничего не

будет стоить оплатить всю стоимость своего жилья. А что такое отдать четверть
и
так небольшой пенсии пожилому человеку? Ему придется урезать расходы на другие

жизненно необходимые вещи - лекарства и питание". Но есть норма, которая не
позволяет требовать от малоимущих граждан платить больше, чем они могут.
Жилищный кодекс РФ разрешает снизить долю расходов на жилищно-коммунальные
услуги семьям, чей доход меньше прожиточного минимума, сообщила Г.Хованская.

Насколько будет снижена ставка, регионы будут решать сами. Но, как отметила
Галина Хованская, для них введение подобных субсидий невыгодно. Согласно
новому Жилищному кодексу, выплачивать их регионы должны будут из собственного

кармана. Единственный выход для граждан - опираясь на Жилищный кодекс,
отстаивать свои права на субсидию в суде, подчеркнула Хованская.
Агентство социальной информации

Выпуск листа на новом месте: 1199

   2005-09-18 08:21:40 (#439235)

[TIFLO] Остров гуманизма

"Школьный вестник" N8, 2005г.

Галина Иванова, зав. Приемной по обращениям граждан АУ ВОС,

ответственный секретарь Совета по работе со слепоглухими при ЦП ВОС




Остров гуманизма

У всех народов и во все времена слепота всегда считалась тяжелым недугом. Не
имея возможности победить ее медицинским путем, люди старались компенсировать
связанные с нею многочисленные проблемы социальными мерами. Но такой человек
чувствует себя увереннее по сравнению со слепоглухим, так как потеря двух сенсорных
анализаторов делает положение человека в обществе еще более сложным.

Вопросами всесторонней помощи инвалидам по зрению и слуху Всероссийское общество
слепых занимается с первых лет своего существования и решает их по возможности
своими силами.

В подавляющем большинстве инвалиды по зрению и слуху - это члены ВОС. Общество
занимается их реабилитацией, трудоустройством, иногда с предоставлением общежития,
содействием в решении жилищных вопросов, получении образования, оказанием помощи
в решении социально-бытовых проблем и др.

В России инвалид по зрению и слуху не имеет статуса слепоглухого, как, например,
в Германии, Финляндии и других странах западной Европы, хотя это уникальная инвалидность.
Не существует порядка, при котором инвалиду с учётом его заболеваний и нарушений
здоровья со стойким расстройством функций организма может быть установлено две
или несколько групп инвалидности. В соответствии с этими документами могла бы
составляться индивидуальная программа реабилитации инвалида. То, что не установили
медсоцэксперты, дорабатывают и устанавливают специалисты общества слепых.

В связи с ужесточением государственной политики по отношению к инвалидам в справках
МСЭ указывается не только группа инвалидности, но и степень ограничения трудоспособности,
как правило, вторая или третья, что снижает доплаты к пенсии, но не помогает
инвалидам в трудоустройстве. Так государство наказывает инвалидов за стремление
быть образованными, работоспособными, реабилитированными.

Разумеется, ВОС выступает против такой политики. На основе нашего опыта составляются
предложения в законы РФ и субъектов РФ, касающиеся положения инвалидов, и в программы
их социальной поддержки. Ведётся работа с государственными структурами. Центр
реабилитации слепых в г. Волоколамске, где реабилитируются слепоглухие, и институт
профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС <РЕАКОМП>, где готовят
специалистов по работе с ними, являются учреждениями ВОС. Сотрудники аппарата
управления ВОС проводят занятия со слушателями. Организации ВОС являются связующим
звеном между слепоглухими и их семьями, с одной стороны, и учреждениями и организациями,
работающими со слепоглухими, - с другой.

Большую роль в оказании адресной помощи инвалидам по зрению и слуху могут сыграть
не только региональные и местные организации ВОС, но и члены советов по работе
со слепоглухими при Центральном и региональных правлениях ВОС, особенно на выездных
заседаниях.

В 2004 году такое заседание проводилось в Сергиево-Посадском детском доме слепоглухих.
Это уникальное учреждение находится на окраине города, на улице Пограничной.

Первое, на что обратили внимание мои зрячие коллеги, - это улыбающиеся лица воспитанников,
встречающих гостей. К гостям здесь привыкли. Детский дом посещают журналисты,
участники совместных программ по обучению слепоглухих детей, сотрудники научных
учреждений. Воспитанники сами убирают территорию, носят белье в прачечную, дежурят
по столовой, работают в производственных мастерских. За выполненную работу им
начисляются выплаты. На заработанные деньги можно купить себе понравившуюся вещь,
посетить школьное кафе, где воспитанники успешно справляются с ролью официантов.
Так в игровой форме старшеклассники обучаются рабочим профессиям, учатся распоряжаться
деньгами, приобщаются к сфере обслуживания.

Дети проходят трудовую реабилитацию. В гончарной, ткацкой и других мастерских.
Гордостью директора Галины Константиновны Епифановой является оранжерея, где
трудятся воспитанники и компьютерный класс, где они осваивают современную технику.
Ко всем этим навыкам ребята проявляют неподдельный интерес. Однако развить его
бывает очень трудно.

Дети, поступающие в детдом, как правило, имеют множественные дефекты. У многих,
помимо слепоглухоты, нарушен интеллект или психика, сказываются последствия ДЦП
или других тяжелых заболеваний. Многочисленные отклонения в физическом и умственном
развитии детей с множественной патологией приводит к необходимости индивидуального
обучения и занятий малыми группами (два-три человека) с детьми, имеющими примерно
одинаковый уровень развития. Разрабатываются индивидуальные программы обучения.
Первое, с чего начинает учитель, - это изучение интересов учащихся.

Мы посетили эти занятия. Один из учащихся любит заниматься с водой. Программа
его реабилитации основана на этой склонности. Ребенок и учитель погружают руки
в теплую воду, отрабатываются движения стирки белья, мытья посуды и др. Снова
игра. Стишки-приговорки <Мама с сыночком стирали платочки>, <Мама с сыночком
сушили платочки> и т.д. Движения становятся более уверенными, развивается мелкая
моторика рук. Моторика развивается и при работе в ткацкой мастерской. Работа
на станке развивает координацию движений. Дети изготавливают придверные коврики.
Продукция простая, недорогая, но она реализуется. Дети зарабатывают деньги, учатся
ими пользоваться.

К детям, особенно младшим, со стороны педагогов проявляется доброе теплое отношение,
даже если ребенок не способен понять, что педагог от него добивается. Сначала,
чтоб достигнуть взаимопонимание, на помощь приходят самые простые бытовые предметы.
Педагог составляет календарь-план. Утром, встав с постели, ребенок находит на
календаре плане мыло. Значит, надо умыться. Потом ложку - значит надо идти на
завтрак, варежки - идти на прогулку и т. д. Наконец, на календаре-плане воспитанник
находит подушку. Значит, пора идти спать.

Далее начинается учеба. Дети учатся письму и чтению по системе Брайля, изучают
дактиль, письмо на ладони печатным шрифтом. Обучение ведется по специальным программам.
Много пособий для детей изготовлено руками педагогов. Составляются простенькие
книжечки с рельефными рисунками или наклеенными аппликациями и легкими, доступными
пониманию, текстами. Одну такую книжку под названием <Котенок, который забыл,
как просить есть>, я прочитала сама.

Детей учат самообслуживанию. Группа находится в обособленном помещении с отдельным
выходом на улицу. Каждый воспитанник имеет свое учебное место в классной комнате
и отдельное место в спальне, где у него есть кровать, тумбочка и стул. Он учится
размещать свои вещи и ухаживать за ним. Медицинская помощь таким детям оказывается
круглосуточно. При детском доме работает поликлиника. Лечение проводится с учетом
диагностики.

Когда мы прошли по этому хорошо оборудованному и отделанному комплексу, нам захотелось
сказать много теплых благодарных слов директору Епифановой Галине Константиновне,
которая с большим умом и тактом, добротой и сердечностью относится к тяжело больным
детям. Я бы назвала Галину Константиновну смелым педагогом, потому что она собрала
вокруг себя сплоченный педагогический коллектив. Среди педагогов трудится ее
дочь Светлана Владимировна, а также бывшие воспитанники детского дома, которые
стали педагогами. Это люди, по-настоящему преданные своему делу. Их девиз - нет
не обучаемых детей, каждого ребенка можно чему-то научить. И учат. В школе занималась
группа слабовидящих глухонемых детей. Педагоги добились того, что дети стали
говорить. Возникла новая трудность - найти учебное заведение, где эти дети смогли
бы продолжать образование и развивать речевые способности. Других трудностей
тоже не мало. Ведь из бюджета ассигнуются средства на выплату заработной платы
персоналу и питание воспитанников. Все остальное приходится приобретать, используя
спонсорскую помощь и совместные программы обучения слепоглухонемых детей, в которых
участвуют представители Германии, Голландии, США и других стран.

Периодически педагоги детского дома принимают участие в научно-практических конференциях,
где обмениваются опытом работы с зарубежными специалистами. Особенно интересно
проходят конференции, посвященные основоположнику отечественной тифлосурдопедагогики
И.А. Соколянскому, педагогические идеи которого хорошо знают за рубежом. О роли
слова и жеста в развитии слепоглухих, о том, что должно преобладать в их обучении,
ведутся дискуссии специалистов. Но его методы развития ребенка актуальны и в
настоящее время. Сначала ребенок рассказывает о себе, потом об окружающих людях,
наконец, об абстрактных героях, читает адаптированные тексты. Этот метод оправдал
себя. Воспитанниками Соколянского были Ольга Скороходова, Юлия Виноградова, Сергей
Сироткин. Их имена известны далеко за пределами России.

Важность печатного слова давно осознали сами слепоглухие. С 2003 года издается
информационный бюллетень <Поддержка>. Там печатаются статьи слепоглухих и о слепоглухих.
От всей души хочу пожелать, чтобы в Сергиево-Посадском детском доме желанным
гостем стал журнал <Школьный вестник>, который рассматривает актуальные проблемы
современной незрячей молодежи. Журнал издается как рельефно-точечным, так и плоскопечатным
шрифтом. Читая <Школьный вестник>, можно узнать много интересного и полезного
и обрести новых добрых друзей.

Выпуск листа на новом месте: 1198

   2005-09-18 07:34:09 (#439228)

[TIFLO] В.Г. Першин

"Школьный вестник", N9, 2005г.

В. Г. Першин

(1930 - 2002)

Виктор Герасимович Першин родился 19 сентября 1930 года в Москве, в семье рабочего.
В 1937 году после тяжёлой болезни потерял зрение. Природные способности и труд
позволили ему получить хорошее образование.

Он поступил в Московскую среднюю школу-интернат N 1 для слепых детей, которую
окончил в 1950 году с золотой медалью. В том же году успешно сдал вступительные
экзамены на философский факультет Московского государственного университета им.
М. В Ломоносова. В студенческие годы, наряду с изучением научных дисциплин, Виктор
Герасимович самостоятельно прошёл все ступени реабилитации, позволившей ему в
дальнейшем занять достойное место в жизни.

Окончил МГУ В. Г. Першин в 1955 году и по распределению был направлен в город
Барнаул Алтайского края для работы в лекционном бюро. Но вакантных мест не оказалось,
он возглавил Специальную библиотеку N 9 для членов Всероссийского общества слепых.
Здесь Виктор Герасимович проявил незаурядные организаторские способности. Ему
удалось добиться в Министерстве культуры Российской Федерации разрешения на улучшение
санитарных норм библиотеки. Так, он сумел получить более просторное помещение,
были установлены стеллажи, где разместили брайлевские книги и другие издания,
ранее лежавшие прямо на полу.

В 1956 году В. Г. Першин перешёл на работу в учебно-производственные мастерские
N 12 Московского областного отделения ВОС в городе Дмитрове на должность заместителя
директора по воспитательной работе. Благодаря его помощи и поддержке многие незрячие
стали участвовать в повседневной общественно-политической жизни.

А в 1959 году Виктор Герасимович был переведён в город Тушино на должность директора
учебно-производственного предприятия Московского областного отделения ВОС.

На должность главного редактора журнала "Жизнь слепых" В. Г. Першина пригласили
в 1960 году. На страницах журнала публиковались материалы обо всём новом и передовом,
что зарождалось в организациях, учреждениях и на предприятиях ВОС. Своими публикациями
о незрячих, сумевших добиться успехов в учёбе, на производстве, в науке, искусстве
и литературе, журнал помогал читателям найти своё место в жизни. На страницах
журнала появились новые имена: журналистов, поэтов, писателей. Часто рассматривались
проблемные вопросы, волновавшие незрячих людей. Например, в1963 году на их суд
была вынесена статья Ф. Шоева, М. Фёдорова и В. Першина "Краткопись как лингвистическая
проблема", получившая благоприятный отклик читателей.

Немало усилий было вложено В.Г. Першиным в издание сборника "Краски не меркнут"
(1965 г.), составленного из очерков, рассказов и стихов незрячих авторов.

С 1968 по 1976 гг. В.Г. Першин работал младшим научным сотрудником Института
востоковедения Академии наук СССР. Им была подготовлена и защищена в 1974 году
диссертация на тему "Некоторые проблемы формирования национальной концепции планирования
и индустриализации в Индии". Он стал кандидатом экономических наук.

По приглашению Всероссийского общества слепых в 1976 году В. Г. Першин перешёл
на работу в лабораторию научной организации труда УПП N 4 Московского городского
правления ВОС на должность начальника, а в 1978 году был выдвинут на должность
директора Центрального полиграфического учебно-производственного предприятия
МГП ВОС.

Работая в системе ВОС, Виктор Герасимович придавал большое значение образованности
незрячих, обязательному знанию ими брайлевской грамоты, владению той или иной
профессией, а также непрерывному, всестороннему обогащению духовного мира и физическому
развитию. Он размышлял о путях приобщения незрячих к восприятию кино. Этому посвящены
его статьи "Для тех, кто не видит (Поиск, исследование, эксперимент)" (1979 г.),
"Звучащий фильм"(1979 г.), "Кино для тех, кто не видит" (1980 г.), "Эврика и
ещё раз эврика!" (1981 г.).

Першин был одним из инициаторов создания фильмов для незрячих. В 1979 году в
лаборатории рельефно-графических пособий Центрального правления ВОС на основе
фильма Сергея Бондарчука по роману Михаила Шолохова "Они сражались за Родину"
был создан экспериментальный фильм для незрячих. На плёнку записали фонограмму
кинофильма и подробный словесный комментарий к происходящему на экране действию.
Эти пояснения по времени как раз укладывались в промежутки между репликами персонажей.
В планах лаборатории был серийный выпуск фильмов для незрячих.

В 1981 году Виктор Герасимович ушёл с работы, чтобы завершить теоретическое исследование
по разработке рельефно-графических пособий (рельефных карт и объёмно-пространственных
иллюстраций по скульптуре и архитектуре) и их использованию в процессе социально-трудовой
реабилитации, обучения и эстетического воспитания незрячих. Результаты исследования
были обобщены им самим в статье "От "чтения"рельефно-графических пособий - к
восприятию скульптуры и живописи"(1983 г.) и в методическом пособии "Рельефная
наглядность в системе обучения и эстетического воспитания лиц с нарушениями зрения"
(1985 г.). Он стал автором ряда научных статей и изобретений по проблеме ориентировки
слепых в пространстве.

В 1984-1987 гг. В. Г. Першин был старшим преподавателем на кафедре политической
экономии и научного коммунизма в Московском институте инженеров геодезии, аэрофотосъёмки
и картографии. Он стал одним из составителей методических указаний к контрольным
работам по курсу "Политическая экономия. Капиталистический способ производства"(1986
г.).

С 1961 года Виктор Герасимович Першин - член Союза журналистов СССР, выступал
в печати со статьями и очерками, где освещал широкий круг вопросов о жизни и
деятельности незрячих в России. Выдающемуся незрячему писателю и путешественнику
Василию Яковлевичу Ерошенко посвящены статьи В.Г. Першина "Новое о В. Я. Ерошенко"
(1964 г.) и "Портрет на шёлке" (1998 г.). К 100-летию со дня рождения В. Я. Ерошенко,
в 1991 году, была подготовлена и издана книга "Импульс Ерошенко", одним из авторов-составителей
которой стал и Виктор Герасимович.

Виктор Герасимович сотрудничал на Всесоюзном радио.

С 1962 года он - член Всесоюзного общества "Знание" и с 1986 по 1989 гг. систематически
читал лекции по вопросам экономики и идеологии в обществе "Знание" МГП ВОС.

Виктор Герасимович активно участвовал в общественной жизни ВОС. Был членом Центрального
правления ВОС, председателем Комиссии по социально-трудовой реабилитации Московской
городской организации ВОС. Был ветераном Московской организации ВОС.

Участвовал в "Ерошенковских чтениях", посвящённых 110-летию со дня рождения В.
Я. Ерошенко и состоявшихся в феврале 2000 года в Российской государственной библиотеке
для слепых, где выступил с воспоминаниями о нём.

В 2001 году издательско-полиграфическое объединение <Репро> выпустило первый
том книги В.Г. Першина <Белая магия шеститочия>, посвященную великому Луи Брайлю.

Умер Виктор Герасимович Першин 7 октября 2002 года.

Выпуск листа на новом месте: 1197

   2005-09-18 07:32:48 (#439226)

[TIFLO] Подписка на Журнал

"Школьный вестник" N8, 2005г.

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!

УВАЖАЕМЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ ШКОЛ И СПЕЦИАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК!

С 1 сентября 2005 года во всех почтовых отделениях связи началась подписка на
периодические издания.

<Школьный вестник> обращается к вам, как обращаешься к другу в трудной ситуации:
помоги, поддержи! Подпишись на журнал! Подписной индекс - 71546 (на год), 70864
(на первое полугодие

Тираж <ШВ> снизился: часть наших читателей была вынуждена отказаться от подписки,
так как местные отделения связи брали завышенную плату за доставку на дом журнала
<Школьный вестник>.

Мы сделали всё, чтобы решить эту проблему. Редакция обратилась к замести-телю
Генерального директора Федерального Государ-ственного Унитарного Предприятия
<Почта России> Котову Г.И. Публикуем письмо, направленное всем по-чтовым отделениям
Российской Федерации 30 марта 2005 г. по вопросу доставки секограмм.

Директорам УФПС филиалов

ФГУП <Почта России>

Копия: Главному редактору журнала

<Школьный вестник>

Ю.И. Кочеткову

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Настоящим сообщаю, что в соответствии с подпунк-том <б> пункта 137 Правил оказания
услуг почтовой связи, утверждённых постановлением Правительства РФ от 26.09.2000
г. N 725, на всей территории Российской Федерации <операторы почтовой связи принима-ют,
обрабатывают, пересылают и доставляют без оплаты внутренние и международные секограммы,
пересылаемые наземным транспортом>.

Действие этого пункта распространяется также на жур-нал <Школьный вестник>, который
издаётся рельефно-точечным шрифтом Брайля (издание для слепых), то есть в местную
цену этого издания может включаться только тариф за приём и обработку заказов
по подпис-ке, а пересылка и доставка журнала <Школьный вестник> должна осуществляться
бесплатно.

Заместитель

Генерального директора

ФГУП <Почта России>

Г. И. Котов

Исп. Горбатова Галина Алексеевна

(095) 956-20-67 доб.18-80

Поддержите журнал!

Подпишитесь на <Школьный вестник>!

Выпуск листа на новом месте: 1196

   2005-09-18 07:31:47 (#439225)