Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Остров гуманизма

"Школьный вестник" N8, 2005г.

Галина Иванова, зав. Приемной по обращениям граждан АУ ВОС,

ответственный секретарь Совета по работе со слепоглухими при ЦП ВОС




Остров гуманизма

У всех народов и во все времена слепота всегда считалась тяжелым недугом. Не
имея возможности победить ее медицинским путем, люди старались компенсировать
связанные с нею многочисленные проблемы социальными мерами. Но такой человек
чувствует себя увереннее по сравнению со слепоглухим, так как потеря двух сенсорных
анализаторов делает положение человека в обществе еще более сложным.

Вопросами всесторонней помощи инвалидам по зрению и слуху Всероссийское общество
слепых занимается с первых лет своего существования и решает их по возможности
своими силами.

В подавляющем большинстве инвалиды по зрению и слуху - это члены ВОС. Общество
занимается их реабилитацией, трудоустройством, иногда с предоставлением общежития,
содействием в решении жилищных вопросов, получении образования, оказанием помощи
в решении социально-бытовых проблем и др.

В России инвалид по зрению и слуху не имеет статуса слепоглухого, как, например,
в Германии, Финляндии и других странах западной Европы, хотя это уникальная инвалидность.
Не существует порядка, при котором инвалиду с учётом его заболеваний и нарушений
здоровья со стойким расстройством функций организма может быть установлено две
или несколько групп инвалидности. В соответствии с этими документами могла бы
составляться индивидуальная программа реабилитации инвалида. То, что не установили
медсоцэксперты, дорабатывают и устанавливают специалисты общества слепых.

В связи с ужесточением государственной политики по отношению к инвалидам в справках
МСЭ указывается не только группа инвалидности, но и степень ограничения трудоспособности,
как правило, вторая или третья, что снижает доплаты к пенсии, но не помогает
инвалидам в трудоустройстве. Так государство наказывает инвалидов за стремление
быть образованными, работоспособными, реабилитированными.

Разумеется, ВОС выступает против такой политики. На основе нашего опыта составляются
предложения в законы РФ и субъектов РФ, касающиеся положения инвалидов, и в программы
их социальной поддержки. Ведётся работа с государственными структурами. Центр
реабилитации слепых в г. Волоколамске, где реабилитируются слепоглухие, и институт
профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС <РЕАКОМП>, где готовят
специалистов по работе с ними, являются учреждениями ВОС. Сотрудники аппарата
управления ВОС проводят занятия со слушателями. Организации ВОС являются связующим
звеном между слепоглухими и их семьями, с одной стороны, и учреждениями и организациями,
работающими со слепоглухими, - с другой.

Большую роль в оказании адресной помощи инвалидам по зрению и слуху могут сыграть
не только региональные и местные организации ВОС, но и члены советов по работе
со слепоглухими при Центральном и региональных правлениях ВОС, особенно на выездных
заседаниях.

В 2004 году такое заседание проводилось в Сергиево-Посадском детском доме слепоглухих.
Это уникальное учреждение находится на окраине города, на улице Пограничной.

Первое, на что обратили внимание мои зрячие коллеги, - это улыбающиеся лица воспитанников,
встречающих гостей. К гостям здесь привыкли. Детский дом посещают журналисты,
участники совместных программ по обучению слепоглухих детей, сотрудники научных
учреждений. Воспитанники сами убирают территорию, носят белье в прачечную, дежурят
по столовой, работают в производственных мастерских. За выполненную работу им
начисляются выплаты. На заработанные деньги можно купить себе понравившуюся вещь,
посетить школьное кафе, где воспитанники успешно справляются с ролью официантов.
Так в игровой форме старшеклассники обучаются рабочим профессиям, учатся распоряжаться
деньгами, приобщаются к сфере обслуживания.

Дети проходят трудовую реабилитацию. В гончарной, ткацкой и других мастерских.
Гордостью директора Галины Константиновны Епифановой является оранжерея, где
трудятся воспитанники и компьютерный класс, где они осваивают современную технику.
Ко всем этим навыкам ребята проявляют неподдельный интерес. Однако развить его
бывает очень трудно.

Дети, поступающие в детдом, как правило, имеют множественные дефекты. У многих,
помимо слепоглухоты, нарушен интеллект или психика, сказываются последствия ДЦП
или других тяжелых заболеваний. Многочисленные отклонения в физическом и умственном
развитии детей с множественной патологией приводит к необходимости индивидуального
обучения и занятий малыми группами (два-три человека) с детьми, имеющими примерно
одинаковый уровень развития. Разрабатываются индивидуальные программы обучения.
Первое, с чего начинает учитель, - это изучение интересов учащихся.

Мы посетили эти занятия. Один из учащихся любит заниматься с водой. Программа
его реабилитации основана на этой склонности. Ребенок и учитель погружают руки
в теплую воду, отрабатываются движения стирки белья, мытья посуды и др. Снова
игра. Стишки-приговорки <Мама с сыночком стирали платочки>, <Мама с сыночком
сушили платочки> и т.д. Движения становятся более уверенными, развивается мелкая
моторика рук. Моторика развивается и при работе в ткацкой мастерской. Работа
на станке развивает координацию движений. Дети изготавливают придверные коврики.
Продукция простая, недорогая, но она реализуется. Дети зарабатывают деньги, учатся
ими пользоваться.

К детям, особенно младшим, со стороны педагогов проявляется доброе теплое отношение,
даже если ребенок не способен понять, что педагог от него добивается. Сначала,
чтоб достигнуть взаимопонимание, на помощь приходят самые простые бытовые предметы.
Педагог составляет календарь-план. Утром, встав с постели, ребенок находит на
календаре плане мыло. Значит, надо умыться. Потом ложку - значит надо идти на
завтрак, варежки - идти на прогулку и т. д. Наконец, на календаре-плане воспитанник
находит подушку. Значит, пора идти спать.

Далее начинается учеба. Дети учатся письму и чтению по системе Брайля, изучают
дактиль, письмо на ладони печатным шрифтом. Обучение ведется по специальным программам.
Много пособий для детей изготовлено руками педагогов. Составляются простенькие
книжечки с рельефными рисунками или наклеенными аппликациями и легкими, доступными
пониманию, текстами. Одну такую книжку под названием <Котенок, который забыл,
как просить есть>, я прочитала сама.

Детей учат самообслуживанию. Группа находится в обособленном помещении с отдельным
выходом на улицу. Каждый воспитанник имеет свое учебное место в классной комнате
и отдельное место в спальне, где у него есть кровать, тумбочка и стул. Он учится
размещать свои вещи и ухаживать за ним. Медицинская помощь таким детям оказывается
круглосуточно. При детском доме работает поликлиника. Лечение проводится с учетом
диагностики.

Когда мы прошли по этому хорошо оборудованному и отделанному комплексу, нам захотелось
сказать много теплых благодарных слов директору Епифановой Галине Константиновне,
которая с большим умом и тактом, добротой и сердечностью относится к тяжело больным
детям. Я бы назвала Галину Константиновну смелым педагогом, потому что она собрала
вокруг себя сплоченный педагогический коллектив. Среди педагогов трудится ее
дочь Светлана Владимировна, а также бывшие воспитанники детского дома, которые
стали педагогами. Это люди, по-настоящему преданные своему делу. Их девиз - нет
не обучаемых детей, каждого ребенка можно чему-то научить. И учат. В школе занималась
группа слабовидящих глухонемых детей. Педагоги добились того, что дети стали
говорить. Возникла новая трудность - найти учебное заведение, где эти дети смогли
бы продолжать образование и развивать речевые способности. Других трудностей
тоже не мало. Ведь из бюджета ассигнуются средства на выплату заработной платы
персоналу и питание воспитанников. Все остальное приходится приобретать, используя
спонсорскую помощь и совместные программы обучения слепоглухонемых детей, в которых
участвуют представители Германии, Голландии, США и других стран.

Периодически педагоги детского дома принимают участие в научно-практических конференциях,
где обмениваются опытом работы с зарубежными специалистами. Особенно интересно
проходят конференции, посвященные основоположнику отечественной тифлосурдопедагогики
И.А. Соколянскому, педагогические идеи которого хорошо знают за рубежом. О роли
слова и жеста в развитии слепоглухих, о том, что должно преобладать в их обучении,
ведутся дискуссии специалистов. Но его методы развития ребенка актуальны и в
настоящее время. Сначала ребенок рассказывает о себе, потом об окружающих людях,
наконец, об абстрактных героях, читает адаптированные тексты. Этот метод оправдал
себя. Воспитанниками Соколянского были Ольга Скороходова, Юлия Виноградова, Сергей
Сироткин. Их имена известны далеко за пределами России.

Важность печатного слова давно осознали сами слепоглухие. С 2003 года издается
информационный бюллетень <Поддержка>. Там печатаются статьи слепоглухих и о слепоглухих.
От всей души хочу пожелать, чтобы в Сергиево-Посадском детском доме желанным
гостем стал журнал <Школьный вестник>, который рассматривает актуальные проблемы
современной незрячей молодежи. Журнал издается как рельефно-точечным, так и плоскопечатным
шрифтом. Читая <Школьный вестник>, можно узнать много интересного и полезного
и обрести новых добрых друзей.

Выпуск листа на новом месте: 1198

Ответить   Sun, 18 Sep 2005 07:24:47 +0400 (#439228)