Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2005-09-19

[TIFLO] С Днем рождения!

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Сегодня Замечательный человек, Высококлассный специалист, помощник и наставник
многих незрячих и слабовидящих по всей огромной России и стран СНГ, сотрудник
ИПТК "Логос" ВОС Сергей Александрович Юрин отмечает юбилей!
Сергей Александрович от имени многочисленных отдыхающих санатория "Машук" и модерирующей
группы поздравляю Вас с Юбилеем!
Желаю Здоровья, Счастья, Любви, долгих лет жизни, деятельной активности и всего
самого светлого и доброго!
С уважением
Ирина Зарубина
email: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1205

   2005-09-19 04:04:12 (#439771)

[TIFLO] МАТ В ТРИ ХОДА

"Школьный вестник" N9, 2005г.

Виктор Першин

МАТ В ТРИ ХОДА

Это было в 1952-м. Перескакивая через двор альма матер, что и доныне стоит и
живёт в Москве, на Моховой, я умерил напористый шаг, раздумывая, куда бы двинуться.
Выйдя из ворот и решив для себя, куда, я повернул направо и устремился в сторону
Волхонки, где в Лебяжьем переулке, в глубочайшем подвале дома N 7, размещался
Московский клуб слепых. Рассказывали, что до революции здесь был дровяной склад
какой-то извозчичьей корпорации. Но, ей Богу, ни тогда, ни теперь я так и не
могу постичь, каким образом на эдакую-то глубину складывали дрова и каким-таким
путём извлекали их обратно? Выходит, что и в те поры наши предки уже умели создавать
себе определённые трудности. Не об этом ли постоянно напоминал оставленный ими,
по-видимому, навеки неистребимый банно-дровяной дух? Ничего другого, как только
преодолевать, не оставалось и нам, спускавшимся в этот подвал.

Зима в том году стояла какая-то сиротская. Едва ли не ежедневный снег с дождём
надоел уже всем, даже московскому бюро прогнозов погоды, которое ругали почему-то
больше, чем слякоть и гололедицу. Происходило это, может быть, оттого, что промозглый
холод и сырость проникали повсюду, заползали в душу, пятная настроение особого
вида угнетённостью и раздражением. К вечеру же подмораживало. Но лёгкий, словно
бы неуверенный в себе мороз, полировавший до чёрного рояльного блеска тротуары,
не успевал подсушить воздух. В нём оставалось что-то вяжущее, терпкое, что-то
неясное и смутное. Я вдыхал этот воздух и он рождал во мне особое состояние предчувствия
то ли весны с неизбежным брожением крови, то ли какого-то, пока неизведанного
мною счастья с обещанием обновления жизни. И оно, это состояние, ещё не было
сколько-нибудь чётко выраженным ожиданием, но именно лишь его предчувствием.
По каким-то неизвестным мне законам бытия хотелось запеть, написать стихи о любви,
появилось желание обаять, поразить чем-нибудь.

Мне шёл тогда всего-то 23-й годик. По неумению я не видел себя со стороны, а
то бы передо мной предстал тощий, бледный и весьма экспансивный юноша. Треух
сбился на затылок, выпустив на божий свет ком спутанных рыжеватых кудрей, лоб
в испарине. Пальто нараспашку, из кармана торчит шарф. В ботинках чмокает вода.
Словом всё - трын-трава: и безденежье постоянное, и суп в университетской столовой,
настолько пустой суп, что его невозможно было есть без максимальной дозы горчицы,
и такой вот внешний - "ну и видок!".

Эта внешняя моя растерзанность отнюдь не была какой-то данью моде и не организовывалась
специально на показ. Теперь я думаю, что она являлась своего рода внешним оформлением
внутренней сосредоточенности и целеустремлённости, которой, кроме как до самой
себя, ни до чего другого не было дела. Просто ни на что другое не хотелось тратить
время и силы.

Главным в моей тогдашней жизни был философский факультет МГУ, мощная тяга к познанию
закономерностей мира окружающего и мира внутреннего. Ученье всегда, с первого
класса школы, давалось мне легко. А занятия в университете, открыв куда большие
возможности для самостоятельности, прибавили интереса. Знания же моя голова впитывала,
как сухая губка воду. Но, правду сказать, и держались они, как вода в набухшей
губке. Стоило только чуть надавить извне, и они тотчас выступали наружу, свидетельствуя,
как мне тогда казалось, о большой, очень большой эрудиции её владельца.

Счастливая пора юности, пора великих надежд и больших ожиданий, смутной тревоги
и неясной тоски по будущему. Каким-то оно станет... Счастливая пора юности, когда
кажется, что уже очень многое постиг. Когда судишь обо всём только со своей колокольни,
считая свою точку зрения единственно оригинальной и непременно независимой. И
вот именно в тот памятный для меня февральский вечер счастливая пора моей юности,
если и не оборвалась совсем, то, во всяком случае, тяжко споткнулась о высокий
порог. Именно в тот памятный для меня февральский вечер впервые, может быть,
я по-настоящему всерьёз задумался о реальности человеческого бытия, о соотношении
между земной очевидностью содеянного и роскошной радугой не приземлённых заблуждений
и мечтаний. У каждого может случиться свой такой вечер или день. И лучше, чтобы
такой вечер был именно у каждого. У меня вышло так.

Открыв обитую ржавым железом дверь, я скатился в глубину клубного подвала. В
зале, под низким, давящим потолком, стояла напряжённая, тугая тишина. Спелёнутая
противоборством человеческих страстей, она ворочалась, вспучивалась то тут, то
там плотными облачками табачного дыма. То тут, то там она взрывалась возбуждёнными
возгласами: "Конь це пять! Слон бьёт!:" То и дело слышались резкие щелчки кнопок
перевода шахматных часов, стрекот грифелей, вдавливающих в плоть перфокарточной
бумаги запись очередного хода. Звучали кого успокаивающие, а кого и нервирующие
предупреждения судьи: "У вас осталось столько-то минут".

Пишу эти строчки, спустя 40 лет, которые пробежали, прямо-таки пронеслись после
того вечера. Но сейчас никак не могу отрешиться, отринуть множество раз пережитое,
ни с чем не сравнимое чувство чистого, незамутнённого корыстью азарта, высочайшее
нервное возбуждение и творческое напряжение духа.

Подобное состояние имеет свои этапы и потому возникает отнюдь не сразу, но по
какому-то Велению Свыше. Сначала оно проходит этап самоорганизации и настройки
на игру. В первую очередь это выбор приятного, когда хорошо знаешь варианты психологически
удобного дебюта - игра в "левой" или в "правой" руке. Это и определение психологических
особенностей характера противника - тугодум он или, напротив, скор в реакции
на шахматную комбинацию, манеры его шахматного мышления и стиля, уровня его знаний
теории шахмат.

А вот переход в миттельшпиль не всегда и заметишь. Однако именно на этой стадии
шахматной партии чаще всего наступает пик нервного творческого накала.

Наконец - развязка, а за ней и разрядка, несущая в себе, в зависимости от результата,
либо подъём бодрости, отодвигающий на какой-то срок нервный спад и усталость,
либо весёлое разочарование во всём, иногда даже в жизни. Такое разочарование,
особенно у людей с повышенной эмоциональностью, может вызвать серьёзную депрессию,
по крайней мере на какое-то время. А Василий Яковлевич Ерошенко был как раз из
таких, эмоциональных. И не для красного словца завёл я этот разговор.

Играя с этим легендарным человеком в шахматных турнирах, я имел возможность много
раз наблюдать его реакцию, когда он выигрывал и когда проигрывал. Надо ли добавлять,
что первое он любил, а второе, разумеется, нет. Но в его отношении к шахматам,
к этому развлечению мудрецов, всегда присутствовало древнее, как мир, ощущение
вечности. Выигрыш партии всегда был для него меньше, чем выигрыш, а проигрыш
- всегда больше, чем проигрыш.

Шахматы он любил беззаветно. Они были для него даже не любовью, а страстью, всеохватной
страстью, опаляющей душу изнутри жарким, негасимым пламенем. Извне, жёстко оценивая
рациональную логику игры в шахматы, он тонко чувствовал, переживал, как играющий
ребёнок, красоту форм движения шахматной мысли.

Василий Яковлевич был тем редкостно одержимым человеком, для которого играть
в шахматы, решить сложную шахматную задачу, найти правильный порядок ходов в
шахматном этюде, - значило жить. Когда он проигрывал, когда решение шахматной
задачи ему никак не давалось, а число ходов в поисках одного, единственно правильного
этюдного варианта оказывалось больше, чем требуется, он всякий раз заново сгорал
до пепла. Тогда-то его посещала и не давала покоя мысль о сходстве партии на
клетчатой доске, завершающейся, разумеется, шахматным матом, с жизнью человеческой,
которая обрывается смертью.

Но когда он выигрывал, когда, как озарение свыше, приходило решение сложной трёхходовки
или изящного этюда, он воспринимал свой выигрыш или единственно правильное решение
как ещё одну, очередную победу над собой, как ещё одну, очередную победу жизни
над смертью. Жаль, что узнал-то я об этом через 15 лет после кончины Василия
Яковлевича, когда прочитал на эсперанто его чукотские сказки.

Так уж случается, что многое в жизни мы узнаём, а главное, осознаём слишком поздно,
когда мало что или совсем ничего уже нельзя исправить. А происходит это, видимо,
оттого, что и в зрелые годы, и тем более в юности мы не задумываемся о смерти,
увлекаясь сиюминутным. Не потому ли так остра печаль, ощущение какой-то своей
вины перед каждым человеком, навсегда ушедшим из жизни.

Появление Василия Яковлевича Ерошенко в клубе слепых на Волхонке, его участие
в январско-февральском шахматном турнире подняли, как всегда, волну романтических
разговоров, впрочем, и неромантических, досужих пересудов тоже. Романтики, ошеломлённые
экзотикой его путешествий по странам Востока, чуть не до драки спорили с неромантиками:
правда ли, что он был ловцом жемчуга в Индии, охотился на слонов в Сиаме, лечил
прокажённых в лепрозории где-то в Бирме? Восторженно вспоминали, - кто-то, мол,
рассказывал, - будто в Японии, где-то не то в Иокогаме, не то в Нагое, где в
кафе он пел под аккомпанемент своей шестиструнной гитары, его любила гейша. Судили-рядили,
- правда ли, что в Кушке, где Василий Яковлевич работал директором созданной
им школы-интерната для слепых детей, он пытался перейти через границу в Иран?

А может быть, вправду пытался? Кто знает? Писал же он из Бангкока своему японскому
другу Тории в Осаку, что хотел бы поехать в Аравию, да денег нет. Ведь из Кушки
до Аравии ближе, чем от Бангкока. Но вот уже и деньги у него были, и немалые,
которые он зарабатывал как профессор Пекинского университета. Однако едет он
не в Аравию, а в Европу и Россию. Опять загадка. И вот так всегда. Легенды о
его судьбе произрастали из живых фактов, а правда или полуправда становились
легендой.

С зимы 1949-го, после того, как Василия Яковлевича уволили из Московской школы-интерната
(слух был - за игру в чехарду с нами, учениками), до того февральского вечера
1952-го года я ничего не знал о нём. Говорили, правда, что он собирается пойти
пешком на Чукотку, в Уэлен. Но в это одновременно верилось и не верилось. На
сей раз он появился в Москве проездом из Карелии.

..В турнирном зале раздавались резкие щелчки кнопок переключения шахматных часов.
Заканчивались шахматные партии. Одни - победой и поражением, другие - миром.
Кто-то спросил меня в этом аду страстей:

- Василия Яковлевича видел?

- Разве он здесь? - Обрадовался я.

- О тебе спрашивал.

Я кинулся его разыскивать.

Василий Яковлевич сидел у шахматного столика, опустив лицо в ладони. Я поздоровался.
Он поднял голову, подал руку. Моё энергичное пожатие встретило вялые, чуть влажные
пальцы. Ему явно не здоровилось, дыхание затрудненное. Закашлявшись, он мягко
попросил:

- Хоть бы ты не курил: - Я тут же загасил в пепельнице только что

раскуренную папиросу.

Молодой, энергичный, нахальный, я, не обращая внимания на его угнетённое состояние,
предложил:

- Сыграем? - И, не дожидаясь ответа, принялся расставлять фигуры. Тщеславная
жажда лёгкого выигрыша бурлила во мне, так и подталкивала изнутри. Я уже знал,
что в этом турнире Василий Яковлевич выступает очень успешно - большинство партий
выиграл.

- Вам, конечно, белые? - Подзадоривал я.

- Нет, зачем же? - оживился он. - Разыграем, как положено.

Разыграли цвета. Ему достались-таки белые. Он начал партию, двинув королевскую
пешку на одно поле вперёд. Это был его излюбленный дебют белыми. Так он начал
когда-то и ту памятную для него партию, которую сыграл вничью с великим Александром
Алёхиным. Я знал об этом прямо от него.

- Так-так, маэстро, - с нарочитой надменностью комментировал я, - как и следовало
ожидать, ваша любимая защита Колле. Да ведь она абсолютно несовременна и безнадёжно
устарела, - с нажимом на "безнадёжно" продолжал я вещать.

- Так ли уж безнадёжно? - отозвался он.

- Ну, раз так, - держитесь! - Я ведь вам не Алёхин. Ничьей не будет.

Ох, тот безнадёжно пошлый мой тон, переросший из юношеского апломба в очевидную
грубость... Нет, чтобы тогда же откусить себе язык. Не откусил ведь. Что ж, сколько
не жалей теперь - вчерашнего не вернуть.

Слов нет, защита Колле - довольно крепкое шахматное сооружение. Но, как и всякая
крепость, она заранее обречена лишь на пассивную оборону. Я же тогда играл, не
боясь никаких осложнений, легко и напористо, да ещё в острокомбинационном стиле.
Стремясь запутать противника, не жалея, жертвовал ради атаки любыми фигурами.
Больше надеясь на интуицию, чем на расчёт, в шахматах я был агрессивен, любил
риск. И рисковал охотно, не очень-то задумываясь о возможных последствиях затеянной
комбинации. Мне больше нравилось разрушать чужие и создавать свои комбинации,
нежели размышлять над ходом партии в целом. Меня увлекала возможность реализовать
красоту в шахматной тактике и не увлекала строгая логика стратегии. И это,кажется,
теперь особенно нелепым, ведь был-то я студентом философского факультета, учился
на отделении логики. Такие вот случаются парадоксы.

За шахматной доской, если удавалось как следует настроиться и всё шло, как надо,
я переживал почти физически осязательно-зрительное ощущение пульсации паутинной
сети мыслей противника. Тогда меня целиком, без остатка захватывал поиск такого
решения, которое позволило бы каким-нибудь одним, тонким тактическим ударом скомкать
и разорвать эту сеть хитросплетений его замыслов; растерзать разломать, разметать
его позицию. Если комбинация удавалась, я навязывал обескураженному партнёру
свою волю, вёл его, как говорят шахматисты, к форсированному проигрышу.

Удачлив бывал редко, только когда удавалось создать, вылепить позицию, где всё
летит к чёрту, где боем "висят" сразу несколько фигур да ещё и пешка. Та самая,
особенно лакомая пешка, которую так хочется "съесть", "взять". Но вот её-то,
малую, брать никак нельзя, иначе - немедленная гибель.

В такие минуты редкостного воспарения воображения я представлял себя кем-то вроде
хирурга, смело и уверенно проникающего во что-то упруго-живое целительным скальпелем,
совершающим где-то внутри свою красивую, очистительную и жестокосердную работу.
Но куда чаще представлял себя поэтом-художником, творящим немыслимой красоты
произведение шахматного искусства. И ни капли тщеславия, но зато была неуёмная
жажда прекрасного, чего-то по-гомеровски звучного, как музыка высших сфер. И
уже совсем другие чувства владели мною, бередили душу. Главным среди них была
неудовлетворённость самим собой, сострадание к самому себе, доходившее порой
до острой боли самоотчаяния.

Творя беспощадную красоту, я задумал всеразрушительную комбинацию. Под напором
фигур позиция белых уже начала терять присущую защите Колле устойчивость, дрогнула,
зашаталась. Пожертвовав пешкой, я вскрыл центр, всеми тяжёлыми фигурами навалился
на королевский фланг. Последовала, как пишут журналисты, жертва качества и от
форсированного мата в три хода никакой защиты уже не было. Мне удалось-таки навязать
своему партнёру разрешение шахматной задачи, но только с проигрывающей стороны.
В эту последнюю атаку я вложил всю страсть, какая сгустилась во мне. Ведь мне
так хотелось выиграть! И волна морозящего душу торжества обдала меня от висков
до лопаток. Но из привычного у шахматистов уважения к противнику ставить неотвратимый,
как смерть, мат я не стал. Я не знал тогда ещё об особом, мистическом отношении
Василия Яковлевича к игре в шахматы.

- Мат в три хода, - как можно более безразличным голосом

объявил я. Он молчал, видимо, просчитывая в уме возможные варианты опровержения.
Вынул из гнезда и положил на доску своего короля. Жест, что называется, старомодный,
но чем-то меня печально тронувший. Он подал прямо через шахматный столик руку.
Пожатие было чуть заметным. Длинные, тонкие пальцы, пальцы профессионального
скрипача и гитариста, слабо подрагивали. Во рту у меня как-то сразу стало сухо
и горько.

Я ухватил его за эти слабо подрагивающие пальцы и повлёк из

турнирного зала в фойе. Присели на диван. Тут-то, казалось бы, и начаться душевному
разговору. Ведь не виделись года три, но я же, как получужому, задал учителю
традиционно пошлый вопрос:

- Ну, как жизнь?

Василий Яковлевич не опустился до традиционного ответа. Как это было здорово!
Стал рассказывать о Ташкенте, о поездке к младшему брату Ивану. О том, что Новый
год встретил в большой компании - человек восемнадцать, и было там весело, приятно.
Вскользь упомянул, что Рождество справлял у родственников. А я даже не поинтересовался,
не спросил, где. Он почувствовал, что слушаю я вполуха, и замолчал.

Впрочем, говорил он в несвойственной ему манере. Вяловато, что

ли. А я, не остыв ещё от пережитого возбуждения, продолжал мысленно анализировать
движение шахматной партии. Размышляя, убеждался в том, что на двадцать седьмом
ходу мог сыграть ещё красивее. Моё разыгравшееся воображение выдавало и выдавало
фантастические по красоте комбинации. Память из глубин сама выносила наверх и
прокручивала ту прекрасную комбинацию в стиле Яновского, с жертвой ферзя, которую
я задумал и провёл. Однако, в конечном счёте, перепутав от волнения естественный
порядок ходов, мысленно проиграл стоявшую на выигрыш партию. Кто знает, почему
она лезла, а точнее сказать, не вылезала из головы?

Так мы и сидели, думая каждый о своём. Разговор, тот самый, единственный, не
клеился, не получался.

Я встал. Поднялся и Василий Яковлевич.

- Будь счастлив, - сказал он, прощаясь. Не забывай английский -

пригодится в жизни.

- Когда увидимся?

В ответ он только крепче сжал и тут же отпустил мою руку.

Турнир кончился. Его окружили, затормошили, забросали вопросами. А я пошёл к
выходу. Надевая пальто, услышал тихий, в полголоса разговор:

- Слышал? У Василия Яковлевича рак желудка.

- Да не болтай зря!

- Он сам сказал. Вот тебе и не болтай! - обиделся вестник

недоброго.

Из насквозь прокуренного подвала я выбрался на свежий воздух. С челюстным лязгом
захлопнулась обитая железом дверь, заставив меня вздрогнуть. На сердце, как в
заброшенной церкви, было не прибрано, голо и уныло. А память всё вновь и вновь
высвечивала одно и то же слово "CANCER" - "КАНЦЕР". Откуда же было знать врачу,
произнесшему этот смертный приговор, что его пациент свободно владеет не только
латынью, но ещё древнегреческим и, кроме того, двумя десятками иностранных языков...

Я шёл, физически ощущая, как город обледенелыми мостовыми и тротуарами неторопливо-равнодушно
уходил, уплывал в чёрную даль ночи. Не тогда ли впервые и всерьёз затронул мне
душу исконно философский вопрос: "Зачем мы живём?"

Москва,
1967 - 1990 гг.

Выпуск листа на новом месте: 1204

   2005-09-19 04:04:10 (#439770)

[TIFLO] Славянская школа

"Школьный вестник" N9, 2005г.

Н. В. Котляров, директор школы

Е.В. Козлова, секретарь педсовета

СИЛЬНЫЕ ДУХОМ

<Славянская специальная общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих
детей...> Прочитав эту вывеску на здании школы, многие воспринимают её как приговор
тем, кто учится в её стенах, и с невольным чувством жалости и сострадания представляют
себе ущербных, обездоленных, полностью зависимых от окружающих людей ребят.

У тех же, кто хоть раз побывал в этой школе или столкнулся с её учащимися, чувство
жалости непременно сменяется уважением и даже восхищением перед силой духа этих
детей. Каждый из них, преодолевая свой недуг, обретает уверенность в себе, живёт
полнокровной, интересной, социально значимой жизнью. Все они овладевают знаниями
в объёме общеобразовательной школы, все они по-своему талантливы.

Школа-интернат для слепых и слабовидящих детей - это действительно уникальное
учреждение образования, существующее с 1948 года в Славянске, небольшом курортном
городке Донецкой области. Интернат находится во второй санитарной зоне Славкурорта,
вблизи живописных целебных озёр, благотворно влияющих на здоровье детей.

Сегодня в школе обучается около 150 учащихся с глубоким нарушением зрения из
Донецкой, Днепропетровской и Луганской областей Украины. Для каждого из них создаются
максимально комфортные условия пребывания в интернате. В педагогическом коллективе
школы, возглавляемом отличником образования Н.В. Котляровым, трудятся люди высокой
профессиональной квалификации, преданные своему делу.

Среди 63 высококвалифицированных педагогов интерната - заслуженный работник физкультуры
и спорта Украины, 7 отличников образования Украины, 8 учителей высшей категории,
22 - первой категории, учителя-методисты, старшие учителя, доцент кафедры коррекционной
педагогики Славянского государственного педагогического университета и его аспиранты.

С первых дней пребывания в школе незрячий ребёнок получает установку: <Нет! -
иждивенчеству. Отсутствие зрения - не приговор. Не жди снисходительного отношения
к себе. Учись всё для себя делать самостоятельно. Помогай тем, кто в этом нуждается,
дари радость окружающим. Учись, трудись, дерзай, укрепляй своё здоровье, занимайся
любимым делом, развивай свои таланты - и тогда тебя будут ценить, уважать, ты
станешь востребованным, успешным и по-настоящему счастливым человеком>.

Интернат работает под девизом <Здоровье! Духовность! Интеллект!>.

Материальная база школы-интерната позволяет незрячим детям овладевать фундаментальными
знаниями на самом современном уровне. В школе 17 классных комнат и кабинетов,
оснащённых лингафонным оборудованием, приборами программированного контроля знаний,
ТСО. Электронные телеувеличители текста дают возможность детям с минимальной
остротой зрения читать плоскопечатный текст. При обучении ребят, пользующихся
рельефно-точечным шрифтом Брайля, применяются приборы прямого чтения, различные
тифлотехнические, рельефно-графические наглядные пособия и средства оптической
коррекции.

В достаточном количестве в интернате имеются специальные современные компьютеры,
адаптированные для незрячих пользователей (все установленные на них программы
и выполняемые операции озвучиваются). Слепые дети, приобретая навыки работы с
компьютером, становятся более самостоятельными в получении, сохранении и использовании
информации, что значительно расширяет диапазон познания (ведь в памяти школьных
компьютеров заложено свыше 10000 озвученных книг и пособий из различных отраслей
знаний), облегчает процесс социализации, дальнейшего обучения и трудоустройства
выпускников.

В процессе освоения факультативного курса <Машинопись> дети с глубоким нарушением
зрения в совершенстве овладевают техникой печатания, что также расширяет их возможности
(письма домой, обращения в различные инстанции и т.д.) и делает их более конкурентоспособными
на рынке труда.

Школа располагает специальным принтером для печатания рельефно-точечным шрифтом
Брайля самых современных учебников и пособий. Это повышает уровень информированности
ребят и улучшает качество их образования.

Высокие интеллектуальные способности выпускников интерната подтверждаются их
блестящей учёбой в ведущих вузах страны. Многие из них неоднократно побеждали
на международных студенческих научных конференциях, отмечены именными стипендиями
и званием <Студент года>.

Школа по праву гордится своими выпускниками: А.С. Майдановым, доктором философских
наук, ведущим специалистом НИИ философии АН России; И.А. Зеленским, кандидатом
философских наук, доцентом кафедры философии, социологии и права СГПУ; А.И. Метыженко,
программистом, предпринимателем, руководителем НПО <СКУТ>, постоянным спонсором
интерната; Л.И. Горобцом, заслуженным работником культуры Украины, председателем
облсовета первичных организаций УТОС; А.И. Ткаченко, директором Славянского УПП
УТОС, членом центрального правления УТОС, поэтом и композитором, и многими другими.

В школе проводится серьёзная профориентационная работа. Учащиеся осваивают азы
профессии массажиста, редактора брайлевского текста, овладевают приёмами работы
в системе УТОС, прикладными видами труда (вязание, ковроплетение, макраме, флористика,
вышивка), навыками реставрации обуви, ухода за жильём, приготовления пищи.

Художественное совершенство работ незрячих мастеров вышивки и макраме не раз
потрясало даже искушённых членов жюри международных и всеукраинских выставок
<Это мы можем>.

Развивать интеллектуальные и организаторские способности учащихся, наполнить
их духовную жизнь радостью вдохновения и творчества позволяет кружковая работа.
В интернате действует более 40 кружков (<Иностранный язык>, <Литературная гостиная>,
<Музыка>, <Вокал>, <Шахматы>, <Макраме>, <Умелые руки> и др.)

Многие ребята стали победителями областных и всеукраинских конкурсов детского
творчества, а ученица 12 класса Яна Сушнарёва выпустила в свет авторские поэтические
сборники <Мне в этой жизни интересно всё> и <Мир моей души>.

Особое внимание в школе-интернате уделяется музыке. Дети овладевают навыками
игры на баяне, фортепиано, гитаре и духовых инструментах, в школе имеется духовой
оркестр. Во время школьных, городских и областных праздников свои таланты демонстрируют
юные вокалисты. Учащиеся Ю. Михейкина, Т. Пешкова, Э. Смоляков, Я. Кушнарёва
- неоднократные победители областных и всеукраинских конкурсов детского творчества
<Поверь в себя> и <Зажги свою звезду>.

Под руководством педагога-организатора высшей категории А.И. Ванек в интернате
действует школьная республика (президент - ученик 11 класса В. Спицын).

Первостепенное внимание в интернате уделяется вопросам охраны и укрепления здоровья
учащихся, пропаганде здорового образа жизни. Проводятся коррекционные занятия
ЛФК, ритмики, логопедии. Школа имеет прекрасно оснащённый диагностическим и лечебным
офтальмологическим и физиотерапевтическим оборудованием медблок. В стенах интерната
дети получают амбулаторно-курсовое лечение для улучшения зрительных функций и
общего состояния здоровья, витаминотерапию, физиопроцедуры.

В школе постоянно работает высококвалифицированный психолог.

На занятиях факультативного курса <Лечебно-оздоровительный массаж> (9-11 классы)
незрячие старшеклассники не только изучают анатомию, приёмы профилактики и лечения
многих заболеваний, но и оказывают практическую помощь тем учащимся, которым
рекомендован массаж. Таким образом, ребята получают дополнительный заряд бодрости
и укрепляют здоровье.

Крайне важно, что после окончания этого факультатива выпускники получают соответствующее
свидетельство, дающее им право работать массажистами или продолжать обучение
по этой специальности в медучилищах страны. Для многих выпускников интерната
массаж стал профессией, основой финансового благополучия их семей.

Школа имеет давние спортивные традиции.

Выпускник А.И. Мохер - чемпион по лёгкой атлетике Паралимпийских игр в Сеуле,
многократный чемпион Европы и мира. Его рекорд в беге на 100 м, установленный
в 1986 году, до сих пор ещё никем не превзойдён. Помимо спортивных достижений,
Александр Иванович имеет незаурядный талант менеджера и большие организаторские
способности, что позволило ему стать генеральным директором Артёмовского УПП
УТОС <Заря>.

Яркий пример невероятного мужества и целеустремлённости показали нынешние учащиеся
интерната, воспитанники школы олимпийского резерва по плаванию под руководством
Андрея Викторовича и Светланы Михайловны Казначеевых. Подобного не знала история
не только отечественного, но и мирового паралимпийского движения.

На XII Паралимпийских играх в Афинах (2004 г.) из 55 медалей различного достоинства,
полученных спортсменами Украины, 18 медалей, половина из которых золотые, завоевали
учащиеся школы-интерната, заслуженные мастера спорта Украины Александр Мащенко,
Виктор Смирнов и Сергей Клипперт. Эти незрячие юноши наделены настоящим спортивным
характером, и о них нельзя говорить без восхищения и гордости.

Саша Мащенко, 1985 года рождения, приехал в Славянскую школу-интернат из Иловайска.
Рос он, как и все мальчишки, непоседливым и любознательным ребёнком. Заборы,
деревья, чердаки - сколько всего интересного! Но однажды случилась трагедия.
Тот страшный день Саша не забудет никогда. Они с другом возились в гараже с гремучей
смесью. Вдруг огненная струя полоснула по глазам. В память отчётливо врезалась
яркая вспышка, после которой наступила абсолютная темнота... Больницы, осмотры,
консультации, 9 операций под общим наркозом, почти 2 года безуспешного стационарного
лечения, одышка при подъёме даже на 2-ой этаж...

Утратив надежду вернуть ребёнку зрение, после двух пропущенных лет школьных занятий,
родители привозят Сашу в Славянскую школу-интернат. Истосковавшийся по книгам
и урокам мальчик в течение месяца освоил алфавит Брайля, казавшийся вначале непостижимой
наукой, и быстро стал одним из лучших учеников школы. Это была первая победа
ребёнка над собой.

В апреле 1998 года инструктор ЛФК А.В. Казначеев, тогда ещё студент факультета
физвоспитания СГПУ, впервые взял Сашу в бассейн. Это был второй трудный шаг к
победе над собой, ведь когда-то, в возрасте пяти лет, мальчик едва не утонул.

Молодой тренер сразу оценил незаурядные способности своего ученика, его колоссальную
работоспособность и самоотдачу. Спустя полгода, после первых побед в областных
и всеукраинских соревнованиях, перед Сашей была поставлена цель стать членом
паралимпийской сборной команды Украины, а затем новая цель - победить.

Уже в 2000 году 14-летний мастер спорта международного класса Александр Мащенко
стремительно ворвался в мировую спортивную элиту, став чемпионом XI Паралимпийских
игр в Сиднее, кавалером ордена <За заслуги> II ступени.

В 2001 году юный спортсмен стал четырёхкратным чемпионом Европы (Чехия), в 2002
году - четырёхкратным чемпионом мира (Аргентина). А на XII летних Паралимпийских
играх в Афинах Александр завоевал две золотые и бронзовую медали. Причём этот
результат не отражает реальных возможностей пловца, так как накануне стартов
Саша заболел.

Сегодня Александр Мащенко - многократный чемпион Украины, восьмикратный чемпион
Европы, четырёхкратный чемпион и рекордсмен мира, трёхкратный чемпион и призёр
двух Паралимпийских игр, полный кавалер ордена <За заслуги>.

Вспоминается бесконечно мудрая мысль Конфуция: <Тот, кто победил себя, непобедим>.

В своих успехах талантливый спортсмен видит заслугу тренеров Андрея Викторовича
и Светланы Михайловны Казначеевых. Однако с не меньшей благодарностью вспоминает
Саша всех педагогов школы. Они вселяли в потерявшего зрение ребёнка уверенность
в своих силах, всем миром собирали в первые международные поездки, провожали
на ответственные старты.

Крёстным отцом Саши стал настоятель Свято-Воскресенского храма Славянска протоиерей
отец Виталий, который на торжественных молебнах в стенах школы всегда благословляет
его на новые спортивные победы.

Этот статный, красивый, уверенный в себе юноша с ослепительной улыбкой - прекрасный
собеседник, обаятельный, открытый и очень надёжный человек с разносторонними
интересами.

Несмотря на напряжённый график тренировок, поездок на соревнования и сборы, Саша
успевает слушать классическую, детективную и изотерическую литературу, увлекается
историей, музыкой, интересуется экономикой и политикой, <на ты> с компьютером,
готовится к поступлению в вуз.

Можно с уверенностью сказать, что Саша не только сам состоялся как спортсмен
и как личность, но и стал примером для многих незрячих ребят.

Когда в 2001 году о спортивных победах Мащенко узнал юноша из Донецка Виктор
Смирнов (1986 года рождения), он тут же перешёл на учёбу в Славянскую школу-интернат.
За плечами Вити - своя, не менее печальная история. В девятилетнем возрасте он
решил разобрать шахтный самоспасатель и остался без глаз. Плавать учился уже
после трагедии, посещал бассейн, но никаких спортивных достижений не имел, пока
не попал в руки Казначеевых.

С этого времени начался его головокружительный взлёт. Уже в 2002 году он выигрывает
чемпионат Украины, в этом же году становится шестикратным чемпионом мира, в 2003
году -четырёхкратным призёром первенства Европы. А на XII Паралимпийских играх
в Афинах Виктор стал поистине легендарной личностью: на его счету 5 золотых,
1 серебряная и 1 бронзовая награды.

Сегодня восемнадцатилетний учащийся Славянской школы-интерната для слепых и слабовидящих
детей Виктор Смирнов - заслуженный мастер спорта Украины, мастер спорта международного
класса, кавалер ордена <Золотая звезда>, Герой Украины.

Самым юным чемпионом XII Паралимпийских игр в Афинах стал ещё один воспитанник
интерната, девятиклассник Сергей Клипперт. Он завоевал две золотых и серебряную
медали, стал заслуженным мастером спорта.

Чемпионы-паралимпийцы - настоящие кумиры для десятков воспитанников школы, которые
стремятся покорить свою спортивную высоту в лёгкой и тяжёлой атлетике.

Спортсмены-тяжелоатлеты двенадцатиклассник Владимир Пищ и семиклассница Василиса
Козырева стали чемпионами, а Александр Стольников - серебряным призёром чемпионата
Украины по пауэрлифтингу 2004 года.

Многие учащиеся интерната стали победителями областных и всеукраинских соревнований
по плаванию, лёгкой и тяжёлой атлетике. В течение многих лет они показывают стабильно
высокие результаты и награждаются поездками в международный оздоровительный центр
<Артек>.

Немногим более года ребята под руководством тренера И.В. Одинченко занимаются
мини-футболом, но уже в 2005 году школьная команда завоевала первое место в областных
соревнованиях по футзалу среди взрослых команд.

Спортивные достижения учащихся Славянской школы очень весомы. Но главная победа
каждого инвалида по зрению состоит в том, чтобы найти своё место в жизни, реализовать
себя в профессиональной деятельности, обрести семью, занять достойное место в
обществе.

Отметим, что 90% выпускников 2003 года и 75% - 2004 года поступили в вузы Украины.
За годы существования школу закончили более 1200 выпускников, которые успешно
трудятся в различных сферах науки, культуры и экономики страны.

Выпуск листа на новом месте: 1203

   2005-09-19 04:04:00 (#439769)

[TIFLO] Поздравление

Здравствуйте.

От всей души поздравляю сегодняшнего юбиляра, неутомимого труженика, Сергея

Александровича Юрина!
Желаю бодрости духа, здоровья и всего всего самого наилучшего.

Андрей.
Калининград.

Выпуск листа на новом месте: 1202

   2005-09-19 02:11:09 (#439754)