Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Чтение вслепую

Чтение вслепую
25.10.2010

Татьяна Головченко

Катастрофический дефицит книг для незрячих людей показывает: украинское государство
предпочитает не смотреть на слепых, живущих в нашей стране. Фонды литературы
шрифтом Брайля уже много лет не обновляются. В специализированных библиотеках
все чаще прибегают к аудиокнигам, в интернатах для детей с проблемами зрения
всю информацию школьники получают из уст преподавателей. Но при постоянном восприятии
информации на слух элементарно снижается грамотность. И это лишь
одна из проблем. Незрячим людям очень тяжело социализироваться в нашем обществе.
И не потому, что они этого не хотят, а потому что им не дают возможность
реализовать себя.

Этой осенью киевские студентки Елизавета Олейник и Евгения Вятчанинова выпустят
уже третью аудиокнигу украиноязычной поэзии для незрячих людей. Голоса студенткам-добровольцам,
взявшимся начитывать стихотворения, ставили профессиональные актеры. Средства
для финансирования проекта девушки получили на конкурсе студенческих инициатив
Национального университета имени Тараса Шевченко. Выпускники вуза создали специальный
фонд, и экспертная комиссия ежегодно выделяет из него небольшие суммы
на самые многообещающие идеи. Свой первый диск, вышедший весной прошлого года,
студентки решили посвятить творчеству Богдана-Игоря Антонича. <Его поэзия
яркая, красочная, жизнеутверждающая - поэтому именно с нее хотелось бы начать
проект для невидящих>, - объясняет свой выбор Елизавета. Второй диск был
посвящен футуристам Михайлю Семенко, Костю Буревию, Гео Шкурупию, Олексе Слисаренко
и Олексе Влызько. Выбор поэтов не случаен. <Мы обратились в Центральную
библиотеку для слепых им. Островского и узнали, что им не хватает авторов, к
которым советская власть относилась враждебно, - неоклассиков, футуристов,
писателей эпохи Расстрелянного возрождения>, - говорит Елизавета. И вот в ноябре
выйдет еще один диск с сочинениями уроженца Черновцов, немецкоязычного
еврейского поэта Пауля Целана - как в оригинале, так и в переводе Василия Стуса.
Поэзия сопровождена музыкальными композициями Валентина Сильвестрова.
Его музыка, по мнению девушек, очень похожа на поэзию Целана - она так же порой
аритмична, алогична, медиативна и чувственна.

Одна из волонтерок - Надежда Федорова - принимала участие в записи всех трех
аудиокниг: <Поначалу все воспринималось как-то отстраненно. Для меня это был
шанс окунуться в мир украинской поэзии, попробовать себя в начитке. Осознание
того, что наша инициатива значит для людей с проблемами зрения, пришло позже,
уже после выхода первой аудиокниги. Пришедшие на презентацию незрячие люди рассказали
о нехватке материалов в библиотеках, о своем стремлении познавать.
Я сама очень люблю читать и меня ужаснула мысль о том, что слепые люди не могут
просто скачать текст в Интернете, купить или взять в библиотеке любую заинтересовавшую
их книгу. Им приходится выбирать из очень ограниченного списка доступной литературы>.

<После того как мы выпустили первый диск, позвонил дедушка из Краматорска, поблагодарил
за аудиокнигу и попросил записать <что-нибудь историческое о Западной
Украине>, - добавляет Елизавета. - Конечно, отзывы слушателей - это самое приятное
в нашем проекте>.

<Говорящие> книги

В целом ситуация с литературой для слепых в Украине плачевна. Незрячие люди могут
либо читать шрифтом Брайля, либо слушать аудиокниги. С развитием компьютерных
технологий появились еще и синтезаторы речи, которые воспроизводят появившийся
на экране текст. Один из таких синтезаторов стоит на столе у директора Центральной
киевской библиотеки для слепых им. Островского Юрия Вишнякова. <Мы стараемся
помочь каждому. Таких библиотек, как наша, в стране 79. Иногда книги Брайля
рассылаем по почте даже в самые забытые поселки>, - сообщает Юрий Николаевич.
Он на ощупь открывает ящичек в столе и достает статистику посещений - листки,
испещренные рельефно-точечным шрифтом. Документация в библиотеке печатается шрифтом
Брайля, ведь многие сотрудники не могут видеть. Всего в фондах библиотеки
около 212 тыс. книг, из них шрифтом Брайля 80 тыс., озвученных - еще 85 тыс.,
в электронном формате - до двух тысяч. Фонды пополняются в основном за счет
частных подарков и пожертвований.

На столе у Юрия Вишнякова газета для слепых <Проминь>, напечатанная рельефно-точечным
шрифтом. Это большая тетрадь толщиной два сантиметра, хотя та же информация
обычными буквами умещается на двух листах формата А2. Роман <Война и мир> Льва
Толстого шрифтом Брайля занимает 36 томов. <Некоторые ходят в библиотеку
за общением, ведь это я свободно езжу по городу, а бывает, люди боятся даже на
улицу выйти. Жалко, что страдают слепые дети, ведь без литературы они не
могут получить нормальное образование>, - рассказывает о буднях незрячих Юрий
Вишняков.

Ребенку с проблемами зрения в Украине трудно получить образование. У нас всего
пять школ для слепых детей - в Харькове, Киеве, Львове, Одессе и Славянске,
и еще около 30 интернатов для слабовидящих. Если ребенок совсем не видит, ему
нужны учебники шрифтом Брайля, а они не переиздавались уже многие годы. В
одесском интернате преподаватели, отчаявшись, вручную обшили контуры границ на
обычных географических картах, чтобы дети имели хоть какое-то представление
о мире.

Слабовидящим детям не хватает книг крупным шрифтом. <Мы девятилетнюю программу
растягиваем на 10 лет, чтобы дети не сильно уставали. Ведь помимо проблем
со зрением они часто страдают и от других заболеваний, - сетует Валентина Петровна,
заместитель директора боярской специализированной школы-интерната для
слабовидящих. - Нашим детям нужны тетради с очень жирной линией. В продаже таких
нет, и для тех, кто видит совсем плохо, мы чертим тетради вручную. Еще
мы рисуем на ступеньках желтым цветом - это самый яркий цвет, - чтобы дети могли
хорошо видеть, куда ступают>. Учителя сами, как могут, пытаются помочь
своим подопечным, а отсутствие литературы компенсируют повышенным вниманием.

В Украине существует всего две типографии, способные печатать <брайлевские> книги:
и обе из них сегодня не работают. Харьковская типография N27 издательства
<Освита> ранее выпускала учебники для специальных школ-интернатов для слепых
детей, но сейчас по финансовым причинам эта деятельность приостановлена. Киевский
Дом звукозаписи, ежегодно издававший 12-14 наименований книг, с июля прошлого
года также прекратил выпускать литературу из-за нехватки средств. Правда,
заместитель главы Украинского общества слепых (УТОС) Александр Осадчий говорит,
что в конце сентября организация прошла тендер в Фонде защиты инвалидов:
<Надеюсь, этой осенью мы уже снова начнем печатать, но немного - в нашем распоряжении
всего 446 тыс. грн, притом что брайлевская печать дороже обычной>.

Слепое государство

Выпускник харьковской школы для слепых Сергей Васин считает, что главной
проблемой в таких интернатах является не отсутствие учебников, а недостаточный
уровень подготовки детей к жизни. Сам он потерял зрение в раннем детстве, но
руки не опустил - получил высшее образование, в 1994-м возглавил Учебно-информационный
компьютерный центр УТОС, в 1998-м стал вице-чемпионом по игре в шахматы среди
слепых. В своей жизни Сергей столкнулся со многими трудностями. В советское
время его не хотели принимать на учебу в университет: по тогдашнему законодательству
незрячих выпускников дневных отделений обязаны были трудоустраивать
по месту жительства, а нанимать незрячих специалистов на работу не хотели. Тем
не менее Сергей поступил в вуз и даже защитил кандидатскую диссертацию по
проблемам экономики ФРГ. В 90-х годах он работал экономическим обозревателем
в газете <Независимость>, сейчас помогает другим слепым осваивать компьютерную
науку в центре информационных технологий УТОС.

<Задача педагогов в том, чтобы ребенок вышел из школы самостоятельным человеком.
Нужно показать, как правильно входить в троллейбус и выходить из него,
как переходить дорогу, ведь, сколько ни рассказывай, без практики ничего не получится.
И так во всем, - рассуждает Сергей. - Одна воспитательница в интернате
требовала, чтобы мы сами гладили брюки. Нужно правильно намочить тряпку, правильно
нагреть утюг. Сколько раз эти брюки пережигаются, прежде чем все получится!
И навыки социального поведения нужны - например, незрячих надо учить говорить
не все, что думаешь:>

<Нельзя создавать совершенно льготные условия для слепых, потому что если человеку
что-то достается без напряжения, он думает, что так и надо. Учителя в
школах для слепых не должны приучать детей, что им на блюдечке все преподнесут,
ведь за свое место нужно бороться>, - продолжает тему Александр Осадчий.
Другое дело, что государство должно предоставить возможность полноценного образования:
напечатать специальные учебники, художественную литературу шрифтом
Брайля, подготовить педагогов для работы с такими детьми и т. д. Поскольку в
любом случае на рынке труда незрячие люди поблажек не получат.

Частные инициативы и международные гранты понемногу сдвигают дело с книгами для
слепых с мертвой точки, но без продуманной государственной политики у незрячих
людей могут опуститься руки. Особенно это касается детей, которые зачастую происходят
из неблагополучных семей, имеют иные, кроме слепоты, серьезные заболевания
и нуждаются в особой опеке. Без специализированной литературы они не могут получить
нормальное образование. Есть множество профессий, в которых слепой
смог бы себя полноценно реализовать. В советское время в КПИ даже был преподаватель
по начертательной геометрии, практически ничего не видевший. Важно
помочь таким людям поверить в себя.

<Профиль>

Выпуск листа на новом месте: 5724
количество подписчиков: 238
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Tue, 26 Oct 2010 10:07:29 +0400 (#1256691)