Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Не бойся, мы с тобой

Не бойся, мы с тобой
28.10.2010

Олег Паденко

В новом учебном году во всех районах Москвы появились школы инклюзивного (включенного)
образования. В них совместно обучаются здоровые дети и школьники,
имеющие ограниченные физические возможности, а также социальные сироты. Зачем
это делается и как происходит? Ответ корреспондент <КР> нашел в одной из
таких школ - Центре образования N 1441 <Бронная слобода>, что в Большом Козихинском
переулке.

Москва - Кострома

Впервые с <особыми> детьми педагоги центра встретились в Волжском детском доме,
когда начали развивать образовательный проект <Москва - Кострома, жемчужина
России>. Приехав туда с учебными программами, посетили одно из коррекционных
детских учреждений - здесь приняли первых малышей-сирот и ребят, чьи отцы
и матери лишены родительских прав. Всем им как раз и требовалось <особое> образование.

<Мы долго готовились к встрече вместе с нашими школьниками, - рассказывает директор
центра Наталия Кузнецова. - Детский дом еще только сформировался, там
почти ничего не было, а маленьким инвалидам в возрасте от 3 до 8 лет требовалось
повышенное внимание. Привезли игрушки, книжки, одежду, все оказалось кстати>.

Так состоялся первый опыт, ставший поворотным - именно эта встреча определила
отношение коллектива учителей и школьников к инклюзивному обучению. А детдомовцы
увидели, что есть другая жизнь, другие интересы, другие взаимоотношения, другое
детство. <Интересная деталь, - говорит директор. - О некоторых сиротах
даже не было известно, когда они родились. Так вот, именно наша первая встреча
стала датой их рождения. Так и записали в документах>.

Педагоги центра совместно с <Радио России> стали находить для подопечных сирот
приемных родителей. За первые годы дружбы и помощи новых пап и мам нашли
30 детдомовцев. Сейчас их намного больше. <Мы их не забываем, продолжаем отслеживать
судьбы, ведем переписку, - делится Наталия Кузнецова. - Нынешней зимой
на десятилетний юбилей детдома приехали выпускники, которые нашли себя в жизни,
живут не только в Костроме, но и в других городах России, и за рубежом>.

Самое активное участие в работе с воспитанниками Волжского детского дома приняли
школьники с 8 по 11 классы. Каждый год ребята из <Бронной слободы> бывают
в Костроме, затем принимают костромских друзей сами. Учащиеся и педагоги показывают
свою школу, для гостей устраивают экскурсии по Москве, организуют развлечения,
детдомовские ребята всегда возвращаются к себе с подарками. Так в умы и сердца
школьников закладываются базовые человеческие ценности, формируется потребность
оказать помощь тем, кому трудно.

Приняли как своего

В школу в Большом Козихинском переулке ученик с особыми образовательными потребностями
впервые пришел в прошлом году. Саша, сирота при живых родителях,
- ребенок с полным синдромом аутизма. Дети с таким заболеванием замкнуты, очень
остро воспринимают одни стороны жизни и не замечают другие. Самостоятельно
включиться в нормальную жизнь они не могут, к ним нужен особый подход. К учебе
в школе Сашу подготовили в Центре психолого-педагогической реабилитации
и коррекции <Тверской>. Сейчас он в одном классе со здоровыми детьми, но к нему
прикреплен тьютор - педагог, сопровождающий учебный процесс. Директор центра
особо подчеркивает, что воспитанник проходил занятия в индивидуальном порядке
только первые полгода, а когда пришел в класс, дети приняли его как своего.

Недавно в <Бронной слободе> появился еще один социальный сирота с таким же диагнозом.
Миша пока проходит адаптацию, но педагоги уверены, что первый положительный
опыт поможет в работе с ним. <В дальнейшем список инклюзивных учеников будет
расти - мы к этому готовы>, - говорит Наталия Кузнецова.

С первого класса здесь обучаются и четверо круглых сирот. Они имеют опекунов,
хорошо учатся. Одна из них закончила девять классов и решила продолжить образование
в колледже. Другая, Юля Пучкова, готовится получить аттестат зрелости и поступать
в Академию экономической безопасности МВД.

На татами и у плиты

Инклюзивное обучение тесно связано с благотворительностью. В Центре образования
N 1441 такую деятельность ведет Федерация дзюдо Москвы, которой руководят
президент федерации, председатель Мосгордумы Владимир Платонов и вице-президент
федерации Дмитрий Кузнецов. У федерации под опекой два психоневрологических
коррекционных интерната, откуда детей привозят в <Бронную слободу> на занятия,
которые дважды в неделю ведут тренер и врач-реабилитолог. А помогает взрослым
и детям специальная спортивная программа <Доктор дзюдо>. Занимаясь единоборствами,
ребята развивают мышцы, укрепляют костную систему, отрабатывают умение
ориентироваться в пространстве. Именно здесь многие из них начинают вести по-настоящему
активный образ жизни.

Для <особых> дзюдоистов организуются соревнования, на базе центра уже началась
подготовка наиболее перспективных атлетов к паралимпийским играм. Часть из
них вошла в сборную команду страны по дзюдо для слабослышащих.

Кроме того, школа дружит с клубом <Подсолнух>, который объединяет 60 детей с
особыми образовательными потребностями. Ребята увлеченно соревнуются на спортивных
праздниках.

Вообще же в центре практикуют несколько направлений совместного развития детей
с разными показателями здоровья. Помимо учебы и спорта, это занятия в художественно-эстетических
классах, лабораториях, мастерских, в бассейне и даже на школьной кухне. <Из ребят,
получивших инклюзивное образование, могут получиться хорошие парикмахеры,
массажисты, косметологи, флористы, садоводы, швеи, - считает директор центра
Наталия Кузнецова. - Но нужна подготовка специалистов по совместному образованию,
нужны государственные гарантии трудоустройства выпускников таких учреждений>.

Отказа не будет

Похоже, эти пожелания уже услышаны, причем на самом высоком уровне. На заседании
Совета по делам инвалидов президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что в стране
необходимо создать такую систему образования, чтобы дети и подростки с ограниченными
физическими возможностями могли обучаться среди здоровых сверстников.
Это нужно не только им, но и в неменьшей степени всему обществу.

По официальным данным, в России 1,5 миллиона детей имеют отклонения в развитии.
Более 200 тысяч учатся в коррекционных школах, хотя могут учиться в обычных.
А по сведениям столичного департамента образования, в Москве уже сейчас около
50 тысяч детей-инвалидов смогут учиться в образовательных и специальных учреждениях.
Чтобы устроить туда ребенка, родителям нужно обратиться в окружные управления
образования. Отказа не будет.

<Квартирный ряд>

Выпуск листа на новом месте: 5729
количество подписчиков: 239
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Fri, 29 Oct 2010 04:49:50 +0400 (#1260942)