[TIFLO] Без ограниченных возможностей

Без ограниченных возможностей
05.11.2010
Развитие инклюзивного образования в республике
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями в развитии на
образование в соответствии с действующим законодательством Казахстана - одна
из важнейших задач государственной политики, основное условие для их успешной
социализации, эффективной самореализации в различных видах профессиональной
и социальной деятельности.
Гарантии этого права закреплены в Конституции РК, законах "О правах ребенка в
Республике Казахстан", "Об образовании", "О социальной и медико-педагогической
коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями", "О социальной защите
инвалидов в Республике Казахстан", "О специальных социальных услугах".
Процесс интеграции детей с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательную
среду вместе с нормально развивающимися сверстниками получает в
республике дальнейшее развитие. При этом существуют различные модели интеграции.
Первая - обучение таких детей в специальных (коррекционных) классах при
общеобразовательных школах. Сегодня в 1 098 специальных классах обучаются 8 506
учеников с ограниченными возможностями в развитии, из них свыше 5,2 тысячи
детей с задержкой психического развития, более 2,5 тысячи умственно отсталых,
остальные - с физическими недостатками. Вторая - интегрированное (инклюзивное)
образование, когда обучение детей с ограниченными возможностями ведется в одном
классе с детьми, не имеющими нарушений развития. Такой опыт работы успешно
внедрен в общеобразовательных школах и детских садах Актюбинской, Восточно-Казахстанской,
Карагандинской и Костанайской областей, а также Астаны.
Развитие инклюзивного образования следует рассматривать как одно из наиболее
важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей
с ограниченными возможностями в развитии. Организация их обучения в учреждениях
образования общего типа, расположенных по месту проживания ребенка и его
родителей, позволяет не помещать детей на длительный срок в интернат, создать
условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное
общение с нормально развивающимися сверстниками. В целом это способствует эффективному
решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Исследования показывают, что интегрированное обучение в виде полного включения
в образовательный и воспитательный процессы может быть эффективным для части
детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует
возрастной норме или близок к ней. Но оно оказывается нецелесообразным
для детей с интеллектуальной недостаточностью. По отношению к ним речь, прежде
всего, должна идти о совместном пребывании в организации образования, совместном
проведении досуга в различных внешкольных мероприятиях.
В соответствии с законом "О социальной и медико-педагогической коррекционной
поддержке детей с ограниченными возможностями" неуклонно расширяется сеть новых
видов специальных организаций образования, которые обеспечивают коррекционно-педагогическую
поддержку детей, обучающихся в школах, и включение в образовательный
процесс тех, кто считался ранее "необучаемыми". Необходимость создания таких
организаций обусловлена разнообразием видов нарушений, что не позволяет всем
детям без исключения получать адекватную коррекционно-педагогическую поддержку
в имеющихся типах специальных (коррекционных) учреждений. Их сеть состоит
из 156 кабинетов коррекции и инклюзивного образования, 123 кабинетов психолого-педагогической
коррекции, 15 реабилитационных центров и 345 логопедических
пунктов.
Сегодня для республики оптимальным вариантом является сохранение и совершенствование
существующей сети коррекционных организаций образования с параллельным
развитием интегрированного (инклюзивного) образования. При этом коррекционные
организации выполняют функции учебно-методических центров, обеспечивающих
оказание методической помощи педагогам общеобразовательных школ, консультативной
и психолого-педагогической коррекционной помощи обучающимся и их родителям.
Для обучения детей с ограниченными возможностями по специальным образовательным
программам действует дифференцированная сеть специальных коррекционных организаций
по восьми основным видам: 37 специальных детских садов и 240 групп при детских
садах с охватом около 10 тысяч детей дошкольного возраста; 101 специальная
школа и 1 098 специальных классов при общеобразовательных школах для 25 тысяч
детей; около 10 тысяч детей-инвалидов обучаются на дому; свыше 16 тысяч детей
интегрированы в общеобразовательную среду с созданием специальных условий в 769
школах для 12 584 учащихся и 395 - для 4 000 детей дошкольного возраста.
Приоритетным направлением этой деятельности является выявление недостатков в
развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие
нарушения, на максимально раннем этапе. В этих целях действуют 56 психолого-медико-педагогических
консультаций.
Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном
возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии
ребенка к моменту начала обучения на уровне начального образования, подготовить
его к обучению в общеобразовательной школе.
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями в образовательных учреждениях общего типа является
создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и
личностную самореализацию в образовательном учреждении.
В организации образования общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические
условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного
доступа детей с ограниченными возможностями развития в здания и помещения образовательного
учреждения, включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные
учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование
и т. д.
Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями в развитии,
в том числе обучающихся в обычном классе школы, должны осуществляться по образовательным
программам, разработанным на базе учебных программ с учетом психофизических особенностей
и возможностей таких обучающихся. К примеру, дети, уровень психофизического
развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут обучаться по общеобразовательной
учебной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими
нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения. При
этом число детей с ограниченными возможностями в развитии, обучающихся в
обычном классе, как правило, не должно превышать трех.
Для детей, уровень развития которых не позволяет им осваивать учебный материал
в одинаковых условиях с нормально развивающимися, может быть организовано
обучение в коррекционном классе общеобразовательной школы. В этом случае рекомендуется
обеспечивать участие всех детей с ограниченными возможностями в
развитии, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с
нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных,
спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Педагогические работники должны знать основы коррекционной педагогики и специальной
психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического
развития детей с ограниченными возможностями в развитии, методиках и технологиях
организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями в развитии
в полном объеме образовательных учебных программ, а также коррекции недостатков
их физического и (или) психического развития в штатном расписании организаций
образования общего типа должны быть предусмотрены учитель-дефектолог, педагог-психолог,
социальный педагог.
Вопросы деятельности организации образования общего типа, касающиеся организации
обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии, должны
быть регламентированы уставом образовательного учреждения.
В качестве эффективного средства организации образования детей с ограниченными
возможностями в развитии, особенно детей, имеющих трудности в передвижении,
целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы их обучения с использованием
современных информационно-коммуникационных технологий.
Значительное внимание должно уделяться созданию условий для получения детьми
с ограниченными возможностями в развитии начального, среднего и высшего профессионального
образования как важного звена в системе их непрерывного образования, значительно
повышающего возможности их последующего трудоустройства.
Важными аспектами являются информирование населения о проблемах детей данной
категории, формирование в обществе толерантного отношения к детям с недостатками
в физическом и психическом развитии. Следует организовать сотрудничество в решении
этих проблем со средствами массовой информации, а также с негосударственными
структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями
родителей детей с ограниченными возможностями в развитии.
Баглана Халыкова,директор Национального научно-практического центра коррекционной
педагогики, Алматы
<Экспресс К>
Выпуск листа на новом месте: 5750
количество подписчиков: 238
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru