вып. #2966 *Гнев Божий - что это?* 05-06/VII/13 (пт-сб)
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
05-Jul-2013 13:18
=рассылка *Мысли о
вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
> Гнев Божий — Бог не может благоволить к греху;
Он всегда его искореняет. Гнев Божий познается человеком
в нарушении порядка, в хаосе этого мира (бедствия, войны
и т. д.) как справедливое последствие греха. Кающийся и восстанавливающий
общение со Христом грешник знает, что последнее слово принадлежит
любви Божией, ибо любовь, а не гнев, является сущностью
Бога.
* * *
> <Амос> 5.18. Днем Господним называли, по-видимому,
день, когда явится Бог и принесет славу Израилю. Пророк предупреждает,
что день этот будет не днем торжества, а днем Суда. Встреча
грешника с Богом порождает бурю, которая есть «гнев Божий».
* * *
> Софония выступает в момент кризиса нечестивого режима.
Он выступает с песней о «Дне гнева» — о возмездии.
В каждом реквиеме есть латинский текст о «Дне гнева»,
«Дне суда»: «Deis irae, dies ilia…»
> <...> «День гнева» надо понимать не в нашем смысле
— это не гнев человеческий, а то, что мы условно называем
«гневом Божиим», то есть это соприкосновение нечистого с чистым.
Пример наглядный: когда раскаленная лава ползет с горы и вдруг
низвергается в озеро или реку, происходит почти взрыв, вода
вскипает в мгновение ока. Вот это и есть соприкосновение
нашей ограниченности, нашей злобности, греховности, нашего несовершенства
с Божественным огнем и с чистотой. Тогда происходит
взрыв, и это и есть «Deis irae, dies ilia»…
* * *
> <Апокалипсис> 15.1. <...> еще раз изображается
финал: снова в падший мир приходят казни египетские, на этот
раз — на империю, на царство зверя. Это семь последних язв,
семь апокалиптических, эсхатологических, последних казней, которыми
оканчивается ярость Божья.
> Конечно, для многих слова «ярость Божия» звучат странно,
даже почти кощунственно, но мы должны помнить, что это иносказательное
выражение, обозначающее пересечение двух планов бытия — плана
святости и чистоты и плана греха. От их пересечения возникает
как бы короткое замыкание, то, что мы называем гневом Божьим,
яростью Божьей.
* * *
> <.....> противление воле Божьей ввергает людей в неисчислимые
бедствия, ибо, отпадая от Источника жизни, они оказываются
во власти демонических сил. Гнев Божий есть антропоморфный образ
этой судьбы отпавших.
* * *
> <...> Грех есть сопротивление человека той воле Творца,
которая ему открыта либо через Писание, либо через заповеди церковные,
либо через голос совести.
> Грех — это не просто ошибка, проступок, это именно нарушение
воли Божией. И чем более сознательно это нарушение, чем больше
в нём вызова, неприятия, тем больше в нём оскорбления.
Но не надо воспринимать это оскорбление таким образом, что
Бог может обидеться на человека. Это неправомерное перенесение
наших мелочных чувств на Творца.
> Здесь сравнение должно быть другое. Это как пламя и вода.
Когда вода обрушивается на текущую огненную лаву, она тут же
испаряется. Они не могут быть вместе, рядом. Поэтому Божественная
Любовь не может быть рядом с человеческим злом, скажем,
с человеческой ненавистью. При их соприкосновении возникает
эффект разряда, как бы короткое замыкание. На образном языке
Библии это называется «гнев Божий». Но опять-таки, повторяю:
не следует понимать его как гнев, подобный человеческому.
Это несовместимость Высшей Любви, Высшей Правды, Высшего Священного
Завета с тем, что часто для нас является утверждением
нашего собственного «Я».
> Когда мы просто говорим,
что мы плохи, «гнев Божий» кажется нам варварским предрассудком:
но когда мы видим нашу скверну, он логически
и неизбежно вытекает из благости Божьей.
> В тех местах Священного Писания,
Евангелия, где Бог как будто с гневом обращается
к окружающим, этот гнев выражает предельную боль, он - горячность,
ожог боли, а не ненависть.
Ну, Бердяев-то не богослов, т.ч. он свободнее
в своих размышлениях. "Тому, у кого нет фактов,
с которыми нужно считаться, легко быть простым и доступным" –
писал К. Льюис (П.Х., IV.2, пер. Е. и Т.Майданович).