Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #3324 *страсти душевные и телесные.* / 13-15/VIII/15 (чт-сб)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).    Будьте внимательны!

Отправлено: 15-Aug-2015 11:05

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

 

> У Отцов обычно принято делить страсти на два вида: душевные и телесные. Телесные — это все виды плотоугодия, всё, что ведет к оземленению человека. К душевным страстям Отцы относят: забвение, леность, неведение, осуждение, гнев, памятозлобие, зависть, тщеславие, гордость, лицемерие, ложь, ересь, неверие, любостяжание, уныние, малодушие, неблагодарность, ропот, высокомерие, любоначалие, человекоугодие, насмешливость, двоедушие и т. д. О борьбе с душевными страстями преп. Ефрем Сирин пишет так: «Сколько стараемся охранять от явных грехов внешнего человека, т. е. тело как храм Божий, столько же нужно иметь старательности и подвига к охранению внутреннего человека, т. е. души от всякого лукавого помысла, по сказанному: «<Оберегай свое сердце пуще сокровищ, потому что оно — источник жизни>» (Притч.IV,23). В сем очищении сердца преуспеем мы, если всегда будем противоборствовать и противоречить лукавым помыслам — тщеславия, ненависти, кичения, лести, похоти, соперничества, любоначалия и преп., со всею строгостию испытывая самих себя и сохраняя ум свой от союза и согласия с тайными душевными страстями» (ДП–366).

> В Апостольском учении мы не найдем этого разделения страстей на телесные и душевные: и те и другие — совокупность «те́ла смерти». По Апостолу, плотским человек будет не только в грехе чревоугодия или прелюбодейства, но и в грехах гордости, зависти, вражды и во всех прочих грехах мысли и сло́ва.

> «Дела плоти известны, — пишет Апостол, — они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал.V,19-21). Из всех перечисленных Апостолом «дел плоти» мы обычно по крайней мере десять никогда не относим к разряду «плотских». Тот же самый принцип неделения на категории, а объединения их в единой совокупности «дел плоти» проводится и в других Апостольских и Евангельских текстах. Даже деление учеников по принципу учительской школы или духовного руководства Апостол называет плотским делом: «Когда один говорит: "Я — Павлов", а другой: "Я — Аполлосов", то не плотские ли вы?» (1Кор.III,4).

> Это очень для нас важный факт. Часто, особенно в монашеском быту, люди, начавшие какой-то подвиг и уже успевшие что–то о себе возомнить, с пренебрежением говорят о других как о «плотских». Ведь злых недоразумений здесь очень много и много глаз ими затуманено. В прежнее время иные монахи, читая аскетику и уже считая себя на «Лествице», говорили иногда про чтение Евангелия: «Это для мирских». Не в обличение ли их Достоевский показал Смердякова читающим Исаака Сирина? Есть в душе темнота, которую может рассечь только меч Слова Божия. Апостольское неделение страстей утверждает их равнозначимость, их единство в «теле смерти», оно ставит перед человеком во всём ужасе правды единую и неделимую Смерть, т. е. благодаря этому способу определения разоблачается коварство врага и гордость как первоисточное зло и все душевные страсти, из него вытекающие, уже никуда теперь не спрячутся: все они в едином потоке духовного гниения человека. Всякий тщеславный или высокомерный, или завистливый, или лукавый — плотский человек, человек «тела смерти». Именно в свете этого Апостольского учения получает свет наше недоумение, когда мы, подходя к лицам внешне духовным, не чувствуем в них при всём нашем желании никакой духовности. В них нет ее, как и в нас самих, ее ищущих и наполненных «душевными» страстями. Мы плотские, хотя, может быть, не пьем водки и не прелюбодействуем.

> Введение Отцами двойной категории страстей очевидно имело ту цель, чтобы показать даже еще большую пагубность для человека страстей душевных.

> «Иные страсти суть телесные, и иные душевные. Кто первые из них отревает, а о вторых никакой заботы не имеет, тот подобен человеку, для защиты от зверей построившему себе высокую и прочную ограду, а птицам охотно попускающему клевать славные грозды мысленного винограда» (преп. Илия пресвитер, Д III,440). «Поскольку душа несравненно выше тела… постольку душевные пороки тяжелее и пагубнее телесных… хотя, не знаю почему, ускользает сие от разумения многих. Пьянства, блуда, воровства и близких к сим пороков… боятся и избегают, но равнодушно смотрят на пороки гораздо важнейшие, как душевные: зависть, злопамятство, высокомерие, лукавство и корень всех зол сребролюбие, и подобные сим» (преп. Ефрем Сирин, ДП–376).

> «Все грехи мерзостны перед Богом, но мерзостнее всех гордость сердца» (преп. Антоний Великий, Д 1–58). Сказал авва Пимен (Великий): «человека согрешающего и кающегося предпочитаю человеку не согрешающему и не кающемуся. Первый имеет мысль благую, признавая себя грешным, а второй имеет мысль ложную и душепагубную, признавая себя праведным» (От.417). «Грешный и ленивый человек, (но) сокрушенный и смиренный сердцем, угоднее Богу человека, делающего много добрых дел и зараженного по причине их самомнением» (авва Федор Фермейский, От.450).

> «Горделивый праведник есть грешник, не видящий своей греховности» (еп. Игнатий Брянчанинов).

> «Гордость есть начало и корень всех зол в роде человеческом и поистине есть гибель или смерть души» (преп. Амвросий Оптинский, АМ–201). «Помышляя о внешних своих делах благочестия, что они хороши у них, они думают, что достигли уже совершенства и, возгордеваясь от этого, начинают осуждать других. После сего нет уже возможности, чтобы кто-либо из людей обратил таковых, кроме особого Божия воздействия. Удобнее обратится на добро явный грешник, нежели скрытный, укрывающийся под покровом видимых добродетелей» (преп. Никодим Святогорец, Н–15).

> «Писание диавола называет нечистым за то, что с самого начала отверг он благое сокровище смиренномудрия и возлюбил гордость» (преп. Исихий Иерусалимский, ДП–171). «Не блуд только сквернит предающихся ему, но и гордость, даже последняя гораздо больше» (свт. Иоанн Златоуст, ВЛ–187).

> Как трудно нам, внешним, понять это «гораздо больше!». Нам всё кажется, что подобные слова сказаны в стиле какой-то литературной гиперболы, к которой можно не относиться серьезно. Мы так пропитаны душевными и тягчайшими пороками, мы, неся их нечистоту, чувствуем себя такими нравственно чистыми людьми, что только после какого-то большого душевного страдания бываем способны хотя отчасти понять страшную реальность слов святых Отцов о нечистоте душевных страстей.

> Вот почему Отцы настойчиво учат, что телесный подвиг — пост, сокращение сна и т. д., служащий средством главным образом для борьбы с телесными страстями, несмотря на всю его важность, есть подвиг всё же второй по значению в сравнении с «внутренним деланием», с внутренним очищением человека от его душевных пороков: только очищение души может надежно изгнать не только душевные, но и телесные страсти.

> «Пимен Великий, — пишет еп. Игнатий Брянчанинов, — посвятил всего себя разумному монашескому подвигу — деланию душевному, дав значение подвигу телесному настолько, насколько он необходим для содействия подвигу душевному, отнюдь не в ущерб второму, отнюдь не для собственного его достоинства» (От.388).

> «Пост, хотя как орудие благоустрояющее хотящих целомудрия, имеет цену, но не перед Богом. Почему подвижникам благочестия не до́лжно высокоумствовать по поводу его, но от единой веры в Бога чаять достижения своей цели» (блаж. Диадох, Д III–34).

> Веру все святые понимали, конечно, по-Апостольски, т. е. как силу, действующую любовью и доказывающую себя в святости духа.

> «Определив (плоти) подвиг по силе ее, весь ум свой обрати на внутреннее. Ибо телесное обучение мало полезно, а благочестие на всё полезно (1Тим.4,8). Пребывающий внутри и заботящийся непрестанно о внутреннем целомудрствует, долготерпит, милосердствует, смиренномудрствует; и не только это, но и созерцает, богословствует и молится. Сие то и есть, то, что разумеет Апостол, говоря: «Духом ходи́те» (преп. Максим Исповедник, Д III–239,240).

> «Хорошее дело пост, бдение, странническая жизнь, однако это только труды наружной благой жизни, но чин христиан есть более внутренний» (св. Марк–подвижник, Д 1-515).

> «Невозможно тому, кто предается злым помыслам, быть чисту от грехов по внешнему человеку» (преп. Филофей Синайский, Д III–459).

> «Какая польза тело соблюдать девственным, когда душа блудодействует с бесом непослушания» (блаж. Диадох, Д III–32).

> «Всегда борющийся с плотью и в одних телесных деланиях упражняющийся, при всём злострадании причиняет сам себе великий ущерб в вещах высших, не замечая того, как непостигший цели божественной воли. Ибо по св. Павлу, телесное упражнение мало полезно (1Тим.4,8), пока перстное мудрование плоти не будет поглощено потоками покаянных слез, и в тело не войдет животворная мертвость духовная, и закон духа не воцарится в мертвенной плоти нашей. Благочестие же душевное, которое под действием божественных помышлений созерцается как древо жизни в мысленном делании ума, везде и во всём полезно, как чистоту сердца созидающее, …как всякую доброту духовную с собою вводящее» (преп. Никита Стифат, Д 5–146,147).

[ Сергей Иосифович Фудель. Из кн. "Путь отцов", из гл. 4 ]

Аудиоверсия книги

 

С пятницы, 14/1 августа в Православной церкви начался Успенский пост (до 28/15 августа).

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки        mailto:alr_pol0@mtu-net.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Мы знаем: Тот, кто поднял Господа Иисуса из мертвых,
 и нас поднимет вместе с Иисусом
 и поставит перед Собою, рядом с вами. ...
 Вот почему мы не падаем духом.
 Даже если наша внешняя оболочка ветшает,
 то наша внутренняя сущность обновляется с каждым днем.
 Страдания наши легки и мимолетны,
 а приносят они нам огромную, полновесную, вечную славу,
 которая многократно перевешивает страдания.
 Мы устремляем взор не на видимое, а на невидимое.
 Ведь видимое - временно, невидимое - вечно.*
                                        (2Кор.4:14,16-18/+/)

                                * * *

Иисус сказал:
"Словно молния, что рассекает
 всё небо с востока до запада, -
 таким будет возвращение Сына человеческого. ...
 Так смотр`ите же, не смыкайте глаз!
 Ведь вам неизвестно, в какой день придет Господин ваш.
 Знайте, если бы хозяину дома было известно,
 в какой час ночи придет вор,
 он не спал бы и не дал бы вору забраться в дом.
 Поэтому будьте и вы готовы:
 в час, когда вы не ждете, придет Сын человеческий.
 Будьте такими, как верный и разумный управитель,
 которого хозяин может смело поставить над всей прислугой
 и поручить ему в положенное время выдавать их паек.
 Счастлив тот слуга, которого хозяин, вернувшись, застанет за делом.
 Говорю вам, он отдаст ему под начало всё свое имущество.
 Но если негодный слуга тот скажет в душ`е:
 'Не скоро вернется хозяин',
 и начнет бить других слуг, а сам есть и пьянствовать с дружками,
 хозяин того слуги вернется в день, когда тот не ждет его,
 и в час, о котором не ведает,
 и, наказав его люто,
 станет обращаться с ним как с человеком двуличным -
 и будет он рыдать и скрежетать зубами". (Мф.24:27,42-45/++/)

* * *

*Милость вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа!
 Я всегда благодарю Бога моего за вас,
 потому что вам дан великий дар Его доброты через Христа Иисуса,
 благодаря которому Бог обогатил вас всеми сокровищами слова и знания
 и тем подтвердил для вас истинность нашего свидетельства о Христе.
 И теперь у вас нет недостатка ни в одном из благодатных даров,
 пока вы дожидаетесь, когда явится Господь наш Иисус Христос.
 Это Он укрепит вас до конца,
 чтобы вы предстали непорочными в День Господа нашего Иисуса Христа.
 Потому что верен Бог,
 призвавший вас к общению
 со Своим Сыном, Иисусом Христом, Господом нашим.* (1Кор.1:3-9/&/)

             *********************************************

/+/ из апостольского чтения пятницы.
/++/ из евангельского чтения пятницы.
/&/ апостольское чтение субботы.
В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/015/3324.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm


В избранное