Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено: 14-Apr-2021 15:47
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Душа
моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается! И тогда смутишься.... Воспрянь
же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! (кондак
Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)
*
1 марта 2021 г. ст.ст., среда 5-й седмицы Великого
Поста.
> IV. Lectio
divina, чтение Библии
> «Пусть восходящее солнце
застает тебя с Библией в руках». {Зерцало иноков
и инокинь, IV (Увещание к девственнице).}
Это восклицание Евагрия хорошо выражает предание отцов. 19-й канон
Трулльского собора предписывает священникам побуждать верных к наибольшей
близости с Библией. Св. Иоанн Златоуст решительно настаивает: «Я не монах, –
говорят некоторые из вас… Но вы ошибаетесь, полагая, что читать
Писание подобает одним только монахам, тогда как оно еще более необходимо
вам, живущим в миру. Еще хуже, чем не читать Писания, –
считать такое чтение излишним», – вот «сатанинский обычай!» –
восклицает он. {Беседы на Мф,
II,5.}
> «Возвратясь из церкви, муж пусть повторит
то, что было прочитано в храме; и приготовьте два стола: один –
с трапезой из яств, другой – с трапезой духовной».
{Беседы на Быт VI, 2.} Святой также советует изучать дома тот отрывок,
который будут читать в церкви, и заботиться о том, чтобы дети были
приучены к внимательному и ежедневному чтению Священного писания.
{Беседы на Ефес XXI,2–3}
>
Согласно Оригену,{} чтение не прилагается к жизни
как простое упражнение, но составляет органическую часть духовной жизни,
претворяя обыденность в живое чтение Слова, в место, где Глагол
звучит непрестанно. Оно дает направление подвигу и возрастанию души, которая
через это чтение становится anima ecclesiastica, {Душой
церковной (лат.) – Прим. пер.}
и человек, по слову Климента Александрийского, {Строматы,
I,20.} становится theodidact’ом. {Аллюзия на 1Фес.4:9.
Греч. theodidactoi переводится как "научены Богом". –
Прим. ред. рассылки.}
> В «Уставе» св.
Пахомия говорится, что Писание должно питать ум монахов весь день. В часы
работы они поют и читают из него наизусть, а вечером все собираются
вместе для слушания толкований. Чтение Писания наизусть было обычным делом.
Для св. Нила <Синайского> жажда Писания есть мера нашей духовной
жизни,{} а для св. Исаака «постоянное размышление
над Словом есть свет для души». {Поучения,
XXX.}
> Но от всех подвижников исходит согласное
предостережение – не профанировать Сло́ва, делая из него
объект спекуляции или познания ради познания, ведь «понимать читаемое есть
благодать Божия». {Св. Симеон. Беседа о Писании.
PG 120,385.} Ерм учит, что аскеза и молитва подобны
вопрошанию, на которое Господь отвечает откровением смысла Писания.
{Пастырь. Видения,II,1–4.}
Тропарь Девятого часа гласит: «Между двух разбойников Крест Твой возвышается как
весы правосудия: один склоняется ко аду под тяжестью хулы, другой же,
освобождаясь от грехов, возносится к познанию божественного слова».
{«Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму
во ад тяготою хуления, другому же, легчащуся от прегрешений, к познанию
богословия. Христе Боже, слава Тебе» (великопостные тропари Девятого часа).
– Прим. пер.}
> Чтение предполагает
«молитвенное состояние», в котором созревают слова: «Молитва приводит к тому,
что Бог озаряет разум, дабы позволить ему постичь читаемое». Бог стал человеком,
«чтобы быть нам ближе самой души», чтобы мы «имели мысли Христовы» (Флп 2:5),
дабы мы могли внимать Его собственному, единственно верному, прочтению Евангелий.
Вот почему, согласно Николаю Кавасиле, «Евангелие изображает Христа",
{Изъяснение Божественной Литургии,
XX,1; XXII,2.} т. е. позволяет Христу Самому говорить о Себе, побуждая
нас насытить глаза́ и сердца́ «Тем, Кто влечет к Себе
одному и с Собой одним соединяет». {Семь слов о жизни
во Христе. PG 150,501A.} По св. Иустину,
{Диалог с Трифоном иудеем XCI,94.} Писание производит решительную
встречу, и всякий мученик свидетельствует о верном прочтении своей смертью.
>
Основной метод чтения Писания, согласно Никодиму Святогорцу, – это идти
«от слова писанного к Слову воплощенному», и в этом переходе,
решающем в духовной жизни, святоотеческие комментарии предстают надежными
проводниками.
> Отцы Церкви жили Библией, думали и говорили
Библией с тем восхитительным проникновением, которое идет до отождествления
бытия с самой сущностью Библии. Если пройти их школу, быстро понимаешь,
что Слово, прочитанное или услышанное, всегда ведет к живой Личности
Глагола. Св. Иоанн Златоуст так молится перед чтением Писания: «Господи Иисусе
Христе, открой очи сердца моего, дабы я понял и исполнил волю Твою…
просвети очи мои Твоим светом», а св. Ефрем советует: «Прежде чем читать,
молись и проси Бога, чтобы Он открылся тебе». Св. Афанасий утверждает:
«В словах Писания находится Господь, присутствия Которого не могут терпеть
бесы». {Послание к Марцеллину об истолковании Псалмов,
33 (PG 27,45).}
> Можно сказать, что для святых
отцов Библия есть Христос, ибо каждое ее слово знакомит нас с Ним:
«Его ищу я в книгах», – признается бл. Августин.
{Исповедь, II,2.}
>
Уже Климент Александрийский учит, что надо питаться семенами жизни, заключенными
в Библии, подобно тому, как мы это делаем в Евхаристии;
{Строматы, I,1.} но только Ориген
впервые определенно говорит о вкушении Писания,{}
и это вошло в предание: мы «евхаристически» вкушаем «слово, таинственно
преломленное». {Толкование на Мф,
LXXXIV (PG 13,1734).} Так и бл. Иероним
утверждает: «Мы едим Его Плоть и пьем Его Кровь не только
в Божественной Евхаристии, но и в чтении Писания».{}
>
Св. Григорий Назианзин уподобляет чтение вкушению пасхального Агнца.
>
Это евхаристическое отношение к «вкушению» Слова подразумевает эпиклезу
{Т.е. призывание Свяого Духа. – Прим. ред. рассылки.
См. например, молитву перед чтением Евангелия в литургии апостола Марка:
«Фимиам приносим пред святою славою Твоею, Боже, принимающий (его) на святой
и вышенебесный Твой жертвенник. Воздай нам ниспосланием благодати Святого
Твоего Духа; ибо Ты благословен. Ты пошли славу Твою…» –
Прим. пер.} при каждом чтении. Слово живо пребывающим
в нём Духом, снисшедшим на Сына в Богоявлении, и читать Слово
следует в измерении Параклета (Утешителя), измерении Тела Христова, Церкви,
Предания, в котором говорит Слово. Бог пожелал, чтобы Христос составил
Тело, в котором Его слова звучали бы как слова́ жизни, и значит –
во Христе, в Его глубине, в Церкви, следует читать и слушать.
Только Церковь хранит Слово, ибо в ней живет Дух, его продиктовавший, –
учит Ориген. {На Матфея, XIV.}
>
Народ собирается на Литургию, чтобы сначала слышать, а затем вкушать
присутствующее Слово. Слушание созидает народ Божий, формирует евхаристический
синтаксис, готовит к вкушению Слова, вхождению в сущностное общение
с Ним.
> В Евангелии от Луки говорится, что Христос
«отверз ум» (Лк 24:45)
Своих учеников, показывая, как следует читать Библию, чтобы находить в ней
«всё, написанное о Мне»: «И начав от Моисея и от всех
Пророков, истолковал им во всех Писаниях то, что относится к Нему» (Лк 24:27).
Так Господь «раскрыл смысл Писаний», открыв нам, что Библия –
вся целиком – есть словесная икона Христа.
>
Читая Писание, можно различить смыслы: прообразовательный, типологический, и исполнение
пророчеств в мессианские времена пришествия Христова. Можно также уловить
смыслы исторический и эсхатологический и исполнение Истории, ведущее
к Царству. Но именно литургия дает церковный подход к размышлению, где
Слово возвещено, воспето, вымолено и пережито. Литургия продолжается в жизни
верных в виде ежедневного lectio
divina, которое остается формой молитвы и причастия. Здесь Бог говорит,
входя в жизнь каждого человека, приглашая его отправиться в путь в сопровождении
ангелов и апостолов. Это чтение лежит у истока бытия и является
его исполнением. Согласно св. Иоанну Златоусту, чтение Писаний есть
священнодействие мирян, ведущее их к святости.
> Вот почему
во всяком чтении и размышлении над текстом следует избегать иссушающего
умствования, но также преодолевать и всякую эмоциональную мечтательность.
Легко сделать труп из текста, но мы не можем сами дать ему жизнь,
она исходит от присутствия Божия.
> Можно читать
Библию последовательно в течение года, можно выбрать одну книгу или прослеживать
какую-то тему во всех книгах; можно размышлять над стихом, над одним-единственным
словом. Любой способ хорош, если только чтение питает нашу духовную жизнь. К пониманию
прибавляется созерцание. Описание затрагивает исторические события, в созерцании
же открывается их безмолвная глубина. Отталкиваясь от Истории, всякое настоящее
чтение созерцает Икону Царства.
> Так чтение открывает
доступ к жизни Божией, {Ерм. Пастырь. Подобия VIII,6,7.}
но оно также обязывает передать другим полученное откровение.
{Там же. X,4.} Lectio divina ведет к апостольству, ибо «слово, –
согласно апостолу Павлу, – в явлении Духа и силы» (1Кор 2:4).
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. Как это можно
сделать, описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
*Мудрый
сын радует отца, / а
глупец позорит мать. Тешится дурью скудоумный, /
а разумный ступает прямо. Нет совета – не будет
успеха в деле,
а если советников достаточно – всё выйдет. Радостно, если
можешь ответить,
и как хорошо уместное слово! Разумный поднимается по дороге жизни,
прочь от глубин Шеола. Дома гордецов ГОСПОДЬ
сметет, / но надел вдовы Он защитит. Мерзки ГОСПОДУ
злые замыслы,
а добрые слова
пред Ним чисты. Стяжатель на свой дом навлекает беду,
а
кто взяток не терпит – будет жить. Праведное сердце подскажет
ответ,
а уста нечестивые изрыгают
зло. Далек ГОСПОДЬ от нечестивцев,
но молитву праведников
слышит. Светлый взор радует сердце, / добрая весть укрепляет кости.
Кто внемлет здравым упрекам, неразлучен
будет с мудрецами. Кто отвергает наставления – себе повредит,
а кто внемлет упрекам, обретает разум. Страх ГОСПОДЕНЬ
научит мудрости,
славе
предшествует смирение. Сердце человека вынашивает замыслы, но
решение – от уст ГОСПОДНИХ. Каждый
считает свой путь непорочным,
но
ГОСПОДЬ испытывает души. Вверяй ГОСПОДУ
свои дела – / и замыслы твои свершатся.
Всё создано ГОСПОДОМ для своей цели,
и нечестивец – для дня беды. Надменное сердце –
мерзко ГОСПОДУ,
ни за что не уйти ему от
наказания. Вера и правда искупают вину, / страх ГОСПОДЕНЬ
отводит беду. Если угодны ГОСПОДУ пути человека,
Он примирит с ним даже врагов. Лучше малость, да с праведностью,
чем
богатая прибыль, да с беззаконием. Человек избирает свой путь,
но
твердость шагам придает ГОСПОДЬ.* (Пр.15:20-16:9/*/)