Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4140 *вопрос о вечном аде: святые Востока, самонаказание и всеблагой Бог* 17/I/22 (пн)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 16-Jan-2022 14:07

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

/см. начало в вып. #4133./

 

Оглядываясь назад, я могу сказать, что в тот период я был очень близок к заключению, что христианство в моральном отношении — слишком путанная и невнятная религия, чтобы ей можно было доверять. Возможно, только из-за уважения к глубокой вере моего отца, я не отказался от всего этого ко времени окончания школы. А затем, в последующие несколько лет, когда я изучал мировые религии в университете, беспокойство несколько отступило. /.../ Я познакомился с разнообразными христианскими традициями размышления о судьбе душ. По крайней мере, у меня появилась возможность убедиться, что в рамках этих традиции существовали идеи, которые, судя по всему, осмысляют понятие ада с подлинно моральной точки зрения. С самого раннего возраста меня восточное христианство меня привлекало гораздо сильнее, чем его западные разновидности. Одно из преимуществ воспитания в англиканской традиции "высокой церкви" состоит в том, что там нередко знакомят с отцами Восточной Церкви уже в детстве. Я почему-то очень рано почувствовал, что христианство, возникшее в эллинистических и семитских землях, по всей видимости, при распространении за их пределы не очень преуспело в том, чтобы сохранить свой первоначальный вид. Продолжая затем студентом изучать восточные традиции я в какой-то момент научился находить утешение в идее, которая постоянно встречаеся в восточнохристианской созерцательной традиции, начиная с поздней античности и до наших дней, и которую с особой силой отстаивают такие святые Востока как Исаак Ниневийский {известный как Исаак Сирин} (ок. 613 – ок. 700) и Силуан Афонский (1866–1938): что адское пламя есть не что иное, как слава Божья, которая должна в конце концов, когда Бог приведет к окончательному восстановлению всё сущее, пронизать всю Вселенную, всё творение. Ибо, хотя эта слава и преобразит весь космос, она неизбежно будет переживаться как мучение любой душой, которая намеренно закрывает себя от любви к Богу и ближнему; для такой извращённой и упрямой души божественный свет, который должен войти в неё и преобразить ее изнутри, должен казаться вместо этого пламенем наложенного извне наказания.

Это показалось мне не только утешительным, но и правдоподобным на эмоциональном уровне. В конце концов, в эту версию ада, если достаточно глубоко в нее вдуматься, легко поверить по той простой причине, что все мы уже знаем о его реальности в этой жизни, и значительную часть наших дней мы живем в ее стенах. Ожесточённое {"огрубевшее"} сердце — это уже само по себе наказание, отказ любить или быть любимым, делает любовь других, или даже просто их присутствие, источником страдания и поводом для гнева. Во всяком случае, этот психологический факт знако́м каждому из нас по собственному опыту. И, конечно же, если душа действительно живет после смерти, она должна нести в грядущий мир тот ад, который взрастила в себе. И поэтому, вполне возможно представить себе, что воля, достаточно замкнутая в своем эгоизме, недовольстве и ожесточении, может быть настолько испорчена {"может быть повреждённой настолько"}, что даже будучи полностью открытой божественной славе, ради которой всё было создано, она будет абсолютно ненавидеть вторжение этой преображающей любви и не сможет обнаружить в ней ничего, кроме ужаса и боли. Тогда именно душа, а не Бог, “зажигает” адский огонь, воспринимая приход божественной любви как жестокое нападение на свое ревностно оберегаемое уединение. Я был недолго доволен таким взглядом на вещи. Это, казалось, объясняло всё /.../...

Но, в конце концов, я пришёл к выводу, что даже это объяснение правдоподобно только в определённой степени.  /.../ Если вдуматься в эти аргументы, то можно заметить, что это очень рациональное и психологически правдоподобное понимание ада, всё же не улучшает общее представление о Боге как о творце и искупителе — по крайней мере, если настаивать на необходимости добавить к описываемому здесь состоянию добровольно наложенного на себя страдания определения  "вечное" или "окончательное". Тут мы обнаруживаем, что наши два вопроса остаются без ответа: вторичный вопрос о том, действительно ли для любого разумного существа логически возможно это презрительное отвержение Бога на веки вечные; и первостепенный вопрос о том, может ли Бог, создающий реальность, в которой возможно вечное страдание какого-либо существа, даже если это будет добровольно принятое на себя страдание, действительно быть бесконечно благим Богом любви, каковым его считает христианство. /.../

[ Дэвид Бентли Харт.
Из книги "That All Shall Be Saved. Heaven, Hell, and Universal Salvation", из гл. I.1.I. 
Компиляция из двух переводов на русский: а) за основу взят "сокрещенный перевод" "Все будут спасены. Рай, ад и всеобщее спасение", доступный в эл. виде;
б) "Чтобы все спаслись. Рай, ад и всеобщее спасение" // М.: Эксмо, 2020.
 
Перевод (а) очень далек от совершенства в плане использования русского языка. Некоторые смысловые разночтения двух переводов представлены в фигурных скобках. Выделенный синеватым цветом текст опущен в "сокращенном переводе". Подчеркивание — редактора рассылки.<--> Увеличенный шрифт отражает содержание "врезки" в (б).
  ]

 

 

 

 

см. также:
+++ Н.Т.Райт: Чистилище, рай, небеса, молитва святым
+++ Д.Б.Харт: милостивцы

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое: прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Тогда к Иисусу подослали несколько фарисеев и иродиан, чтобы те поймали Его на слове. Они приходят и говорят:
 – Учитель, мы знаем, что Ты человек прямой, никого не боишься и никому не угождаешь, а прямо и ясно учишь, как надо жить по-Божьи. Скажи, позволительно платить подать цезарю или нет? Платить нам или не платить?
 Иисус, увидев их неискренность, сказал:
 – Что вы Меня испытываете? Принесите Мне посмотреть денарий.
 Они принесли. Иисус спрашивает их:
 – Чье здесь изображение и чье имя?
 – Цезаря, – отвечают они.
Тогда Иисус сказал им:
 – Цезарево отдайте цезарю, а Божье – Богу.
 Они были поражены Его ответом.* (Мк.12:13-17/*/)

*********************************************

/*/ еванг. чтение пн.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4140.htm

 

Поделиться (припросмотре выпуска насайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное