Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #'23Ki ('23W03/4269) *предвестник очистительной грозы* 14-17/I/23 (сб-вт)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 16-Jan-2023 16:41

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

  Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

Выпуск посвящен евангельскому чтению
воскресенья перед Богоявлением (Крещением) (2/15 января 2023 г.):
 
Мк.1:1-8.

 

 

 

 

> Однажды группа людей, состоявшая из духовенства и книжников, вышла за ворота Иерусалима и отправилась по дороге, ведущей к берегам Иордана. Предпринять путешествие их побудил слух о молодом пустыннике Иоанне. За короткое время о нём стало известно по всей стране. Посольству было поручено выяснить, каковы притязания этого человека, чему он учит и не является ли он опасным возмутителем народа.

> Иоанн называл себя “гласом вопиющего”*1, что само по себе говорило о многом.

> Пять веков назад, когда кончились дни изгнания и иудеи смогли вернуться из Вавилона, великий учитель веры Исайя Второй сложил гимн о Богоявлении. В нём описано пасхальное шествие через бесплодную пустыню, которая расцветает перед лицом Господним, превращаясь в сад. Впереди – глашатай. Он призывает расчистить путь Идущему./1/

> С тех пор мессианские надежды связывались с этим виде́нием. Ожидали, что предтечей Избавителя станет сам пророк Илия, который вновь будет послан на землю.

> Жившие у Мертвого моря ессейские монахи уверяли, что роль глашатаев выпадет именно на их долю./2/ Но им казалось, что мир слишком глубоко погряз в беззакониях и только “Сыны света” достойны встретить Мессию. Обитатели Кумрана смотрели на себя как на единственных избранников. История мира, по мнению ессеев, не удалась, и все, кроме них, обречены. Они жили за стенами своих поселков, пунктуально соблюдая обряды и веря, что только с ними будет заключен Новый Завет, предсказанный пророком Иеремией*2.

> Конечно, и среди сектантов попадались люди, которых заботил жребий “сынов тьмы”. Не каждый из них мог радоваться гибели мира или спокойно примириться с ней. Один из кумранских богословов писал: “Разве не все народы ненавидят Кривду?.. Разве не из уст всех народов раздается голос Истины?”/3/ Но тут же он с горечью признавал, что на деле никто не следует правде Божией. А если так, то рассчитывать грешникам не на что. Святые должны оставаться на страже. Что им за дело, если нечестивцы получат по заслугам?..

> Проповедь Иоанна, вероятно, привела ессеев в замешательство. Им не в чем было упрекнуть его, и тем более не могли они причислить отшельника к “сынам тьмы”. Иоанн вел жизнь аскета, еще более строгую, чем кумранцы. Он одевался в грубую пастушескую власяницу из верблюжьей шерсти, хранил назорейские обеты, то есть не стриг волос и не пил вина. Его пищу составляли сушенная на солнце саранча и дикий мед/4/. Однако этот пустынник не разделял холодного самодовольства ессеев, не отвернулся от мира, а стал проповедовать “всему народу израильскому”.

> Иоанн происходил из священнического сословия. Он рано потерял родителей, и его вырастили чужие люди. Весьма вероятно, что он был усыновлен не кем иным, как ессеями, которые нередко брали сирот на воспитание/5/. Но когда Иоанну  исполнилось  тридцать  лет, Бог призвал его покинуть пустыню. Ему было открыто, что на него возложена миссия стать “гласом вопиющего”, предшественником Избавителя.

> Из пустыни Иоанн пришел в соседнюю с ней долину Иордана, где и начал свою проповедь. “Покайтесь, – говорил пророк, – ибо близко Царство Небесное!” Его слова́ упали на подготовленную почву и сразу же нашли широкий отклик. К реке толпами шли люди из окрестных городов и сел. Шли книжники и солдаты, чиновники и крестьяне. Впечатление от речей и самого облика пророка было огромным. Он говорил о Суде над миром, и, казалось, всё вокруг Иоанна дышало предчувствием близости великих событий.

> Символом вступления в мессианскую эру Иоанн избрал обряд погружения в воды Иордана, реки́, которая издревле считалась рубежом Святой земли. Подобно тому как вода омывает тело, так и покаяние очищает душу. Когда язычник присоединялся к ветхозаветной церкви, над ним совершали тевилу, омовение/6/. Пророк же требовал этого от самих иудеев в знак того, что они родились для новой жизни. Поэтому Иоанна называли “Хаматвилом”, Крестителем*3.

> Многих израильтян задевало, что им предлагают пройти через омовение, словно они – новообращенные иноверцы. Разве принадлежность к народу Божиему не освящает сама по себе? Но Креститель, не колеблясь, объявил подобный взгляд заблуждением. Когда он увидел на берегу книжников, он заговорил с ними резко и сурово: «Отродье змеиное! Кто указал вам бежать от будущего гнева? И не думайте говорить сами  себе:  “Отец  у  нас Авраам”, ибо говорю вам, что может Бог из камней этих воздвигнуть Себе детей Авраама»./7/ Не рождение делает сынами Завета, а верность заповедям Господним.

> Иоанн упрекал в легкомыслии и тех, кто рассчитывал, что одного обряда тевилы уже достаточно для прощения грехов. Он требовал переоценки всей жизни, искреннего раскаяния. Перед крещением люди “исповедовали грехи свои”/8/. Но и этого было мало. Нужны были реальные результаты внутренней перемены. “Сотворите, – говорил пророк, – достойный плод покаяния!.. Уже топор лежит при корне деревьев; итак, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубается и бросается в огонь”/9/.

> Чего же хотел Иоанн? Призывал ли он народ бежать от мира и запереться в монастырских стенах? Это звучало бы вполне естественно в устах аскета. Но Креститель хотел большего: чтобы люди, оставаясь там, где живут, сохраняли верность слову Божию.

> По свидетельству Иосифа Флавия, Иоанн учил народ “вести чистый образ жизни, быть справедливыми друг к другу и благоговейными к Предвечному”/10/. Подчеркивая важность этических норм Закона, Креститель тем самым следовал традиции древних пророков. Мало говоря о ритуалах, он ставил на первое место нравственный долг человека: “У кого две рубашки, пусть поделится с неимущим, у кого есть пища, пусть так же поступает”/11/. Пророк не предлагал солдатам бросать свою службу и говорил, что для них важнее избегать насилия и наушничества. Ко всеобщему изумлению он не осудил даже презираемое ремесло сборщиков налогов – мытарей,  но  требовал только, чтобы они не вымогали больше положенного.*4

> В то же время по отношению к сильным мира сего Иоанн вел себя настолько независимо, что скоро вызвал недовольство. По преданию, Креститель однажды посетил Иерусалим и там выступил против членов Совета. Когда его спросили, кто он и откуда, Иоанн сказал: “Я человек, и жил там, где водил меня Дух Божий, питая меня кореньями и древесными побегами”. На угрозу расправиться с ним, если он не перестанет смущать толпу, Иоанн ответил: “Это вам надо перестать творить ваши низкие дела и прилепиться к Господу Богу своему”. Тогда оказавшийся в собрании ессей по имени Симон презрительно заметил: “Мы ежедневно читаем священные книги, а ты ныне вышел из леса, как зверь, и смеешь учить нас и соблазнять людей своими мятежными речами”/12/. После этого Креститель больше никогда не приходил в столицу.

> Иоанн обычно жил близ Бетании, или Бетавары, – речной переправы, где и крестил приходящий к нему народ./13/ Вскоре вокруг него образовалась община, которой Иоанн дал свои правила и молитвы. По имени мы знаем только двух из учеников Крестителя – Андрея из Вифсаиды и юношу Иоанна, сына Зеведеева. Оба были рыбаками и пришли с берегов Галилейского моря./14/

> Как смотрели иоанниты на учителя? Скорее всего, они видели в нём эсхатологического Пророка, чей приход ожидался многими./15/ Но у некоторых сложилось убеждение, что сам Креститель и есть обетованный Мессия.

> Влияние Иоанна возрастало с каждым днем. В своих речах он стал затрагивать и Ирода Антипу, которому принадлежала Иорданская область. В результате, пишет Флавий, тетрарх “начал опасаться, как бы власть Иоанна над массами не привела к каким-нибудь беспорядкам”/16/.

> Был встревожен и Синедрион, и именно поэтому на Иордан был отправлены священники с полномочиями от него.

> – Кто ты? Не Мессия ли? – задали они вопрос Крестителю.

> – Я не Мессия, – отвечал тот.

> – Что же? Ты Илия?

> – Я не Илия.

> – Пророк?

> – Нет.

> – Тогда кто же ты, чтобы дать нам ответ пославшим нас? Что ты говоришь о самом себе?

> – Я глас вопиющего: “В пустыне выпрямьте дорогу Господу”, как сказал пророк Исайя.

> – Что же ты крестишь, – спросили его, – если ты не Мессия, и не Илия, и не Пророк?

> И тогда они услышали ответ, полный смирения и веры, который ясно определил призвание Иоанна как Предтечи Христа:

> – Я крещу водою, посреди же вас стои́т Тот, Кого вы не знаете, Идущий за мною, Который впереди меня стал, Кому я недостоин развязать ремень обуви Его... Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницы, а мякину сожжет огнем неугасимым./17/

> Все поняли, что́ это значит. Мир должен пройти через огонь правды Божией, Иоанн же – лишь предвестник очистительной грозы.


> *1 Т.е. голосом глашатая, вестника.
>
*2 См. Пролог.
> *3 Слово “тевила”, – по-гречески βάπτισμα – означает погружение, омовение; по-русски оно обычно переводится как крещение.
>
*4 Собирая имперскую подать, мытари обычно наживались за счет населения.

> 1 Ис 40,3.
> 2 См.: Кумранский устав, VIII, 12-14.
> 3 Книга Тайн, 8-11.
> 4 Мф 3,4; Мк 1,6; св. Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 88; св. Епифаний. Панарион, 30. См. также славянскую версию “Иудейской войны” Иосифа Флавия, II,2. Назореями, или назиритами, назывались в древности лица, которые посвящали себя Богу и давали обет воздерживаться от вина и не стричь волос. (См. Числ 6,1-21; Суд 13.) С названием г. Назарета (евр. Ноцерат) слово “назорей” (назирит) не имеет ничего общего.
> 5 Флавий И. Иудейская война, II,8. О связи Иоанна с ессеями см.: еп. Михаил (Чуб). Иоанн Креститель и община Кумрана. – ЖМП, 1958, N 8;
Danieèlou J. Jean-Baptiste, teèmoin de l’Agneau. Paris, 1964, p.42.
> 6 Мишна, Песахим, VIII,8.
> 7 Мф 3,7-9. Здесь игра слов “банайя” и “абнайя” – сыновья и камни.
> 8 Мф 3,6.
> 9 Мф 3,8,10.
> 10 Флавий И. Арх. XVIII,5,2.
> 11 Лк 3,10 сл.
> 12 См. славянскую версию “Иудейской войны” Флавия, II,2. Присутствие ессея на Совете было вполне возможным. Некоторые из них жили в городах и пользовались влиянием. Ирод покровительствовал им. Одного из ессеев, Менахема, он даже сделал главой раввинского Совета (Флавий И. Арх. XV,10,5; Мишна, Хагига, II,2).
> 13 Название Бетавара (Вифавара, ср. Суд 7,24) означает “Место переправы”, а Бетания (Вифания), как этот поселок назван в древнейших рукописях Ин, означает “Место корабля” (или лодки) – Ин 1,28. Не смешивать с Вифанией (Бетани), которая находилась около Иерусалима: название ее, по-видимому, означает “Дом бедняка”.
> 14 См.: Ин 18,15. Очевидно, Креститель выделял Андрея и Иоанна из числа своих учеников; см.: Ин 1,38.
> 15 См.: Втор 18,15. Об этом пункте иудейской эсхатологии см.: Трубецкой С. Учение о Логосе в его истории. М., 1906, с.282-284.
> 16 Флавий И. Арх. XVIII,5,2.
> 17 Ин 1,19 сл.; Лк 3,16-17; Мф 3,11-12.

прот. Александр Мень. Из кн. "Сын Человеческий", из гл. 3 ]

 

см. тж.:
 + + + Н.Т.Райт: голос, пробуждающий соплеменников от сна
 + + + Маркус Борг: Иоанн Креститель – наставник Иисуса?
 + + + митрополит Сурожский Антоний: Образ Иоанна Крестителя
 + + + Том Райт: народный пророк-вождь, предтеча Иисуса (+ссылки)
 + + + В.Н.Кузнецова: Иоанн Креститель и Сын Бога (+ссылки)
 + + + свящ. Яков Кротов: Прямые пути и... претензии к Откровению
 + + + его же. Др. размышления о Мф.3:3//Мк.1:3
 + + + Ив Рагэн: «Тот, Кто должен прийти»
 + + + архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Беседа о Мк.1:1–13
 + + + прот. Вячеслав Рубский. Беседа о Мк.1:1-11 (видео)
 + + + он же отвечает на вопрос: "Мне показалось, что о. Вячеслав выразил такую мысль: Бог мог воплотиться в любой культуре, а Ветхий Завет - иудейская книга, которая к христианам имеет мало отношения. Не противоречит ли это тому, что Ветхий Завет - "детоводитель ко Христу", и Бог готовил Израиль к Своему пришествию?" (аудио)
 + + + он же: требовать покаяния от окружающих? (+ссылки)
 + + + он же: покаяния как цельного акта не существует (+ссылки)
 + + + он же: покаяние как самостоятельная практика благочестия
 + + + он же: грех как неразумие (+ссылки)
 + + + он же: положительное понимание покаяния
 + + + он же: непрестанное покаяние как форма богообщения
 + + + он же: беседа "Иисус не Мошиах" (18.03.2021, видео)

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Да, бесспорно, велика тайна истинного богопочитания:
  Тот, кого Бог явил в человеческом теле,
    кого Дух оправдал,
  кого видели ангелы,
    о ком возвестили народам,
  в кого поверили в мире
    и кто вознесен был во славе.* (1Тим.3:16/&*/)

* * *

*А ты обо всём суди трезво, умей переносить тяготы,
 делай свое дело — возвещай Радостную Весть,
 в совершенстве исполняй свое служение.
 Что же касается меня, жизнь моя уже на алтаре, как возлияние.
 Приближается время ухода.
 Я хорошо провел бой, я пробежал весь забег, я был верен правилам.
 И теперь меня дожидается приз — венок праведности,
 который вручит мне Господь в тот День, а Он — праведный Судья.
 И Он вручит его не только мне,
 но и всем, кто с любовью ждет Его возвращения.* (2Тим.4:5-8/&&&/)

* * *

*Что пользы, братья мои, если человек говорит,
 что у него есть вера, но если дел у него нет?
 Может ли такая вера спасти его?
 Если брату или сестре нечего надеть на себя
  и нет пищи на день,
 а кто-то из вас скажет им:
 "Ступайте с миром, погрейтесь и поешьте досыта!",
 а сам не даст им того, в чём нуждается их тело, –
 то какая от этого польза?
 Так и вера, если у нее нет дел, сама по себе мертва.
 Но, предположим, кто-то скажет:
  "У тебя есть вера, а у меня – дела".
 Покажи мне свою веру без дел –
  и я покажу тебе свою веру через дела!
 Ты веришь, что Бог – один. Хорошо делаешь!
  Бесы тоже верят и трепещут.
 А знаешь ли ты, пустой человек, что вера без дел напрасна?!
 Разве наш праотец Авраам был оправдан не по делам,
 когда принес своего сына Исаака на жертвенник?
 Ты видишь, что вера содействовала его делам
 и благодаря делам его вера стала совершенной.
 Так исполнились слова Писания:
 "Авраам поверил Богу, и Бог признал это за праведность",
 и Авраам был назван другом Бога.
 Видите, Бог оправдывает человека за дела,
  а не за одну только веру.
 Так было и с проституткой Раав.
 Разве она, которая приняла у себя разведчиков
 и направила их по другой дороге, была оправдана не за дела?
 Ведь точно так же как тело без духа мертво,
 и вера без дел мертва.* (Иак.2:14-26/@/)

* * *

*Братья, не стремитесь все стать учителями!
 Знайте, что нас, учителей, будут судить более строго.
 Ведь все мы много грешим.
 Кто не грешит словами,
 тот уже человек зрелый, способный держать в узде всё тело.
 Так, вложив лошади в рот удила, чтобы подчинить ее себе,
 мы управляем всем ее телом.
 Или вот, к примеру, корабли:
 они такие огромные, ими движут могучие ветры,
 а направляет их воля кормчего
  с помощью такого маленького руля.
 Так и с языком: это совсем небольшой орган в теле,
 а какие непомерные у него претензии!
 Или возьмем огонь: сколько дерева он сжигает!
 И язык – это тоже огонь.
 Среди остальных органов нашего тела
 он воплотил в себе весь неправедный мир
  и оскверняет всё тело.
 Он воспламеняет всё течение жизни,
  а его самого воспламеняет геенна!
 Каких только зверей, птиц, змей, морских животных и рыб
 не укротил уже или не укрощает человеческий род!
 А язык не дано укротить никому из людей.
 Это необузданное зло, полное смертоносного яда!
 Языком мы благословляем Господа и Отца,
 и тем же языком проклинаем людей,
  созданных по подобию Бога.
 Из одного и того же рта исходит
  и благословение, и проклятие!
 Братья, такого не должно быть!
 Может ли из одного родника
  бить струя и пресной, и соленой воды?
 Братья, может ли смоковница приносить маслины
 или виноградная лоза — смоквы?
 Скорее соленый источник даст пресную воду!* (Иак.3:1-12/@@/)

* * *

*Пастухи вернулись назад, прославляя и восхваляя Бога
 за всё, что им довелось увидеть и услышать:
 всё было так, как сказал им ангел.
 Через восемь дней, когда наступило время обрезать ребенка,
 Ему дали имя Иисус —
 имя, которым назвал Его ангел еще до зачатия. ...
 Ребенок рос, набирался силы и мудрости.
 На Нём было Божье благословение.
 Каждый год родители Иисуса
 отправлялись в Иерусалим на праздник Пасхи.
 Когда Ему исполнилось двенадцать лет,
 они пошли на праздник, как обычно.
 После праздника они отправились домой,
 а мальчик Иисус остался в Иерусалиме.
 Родители об этом не знали,
  полагая, что Он в толпе путников;
 они прошли день пути,
 а потом стали искать Его среди родственников и знакомых.
 Не найдя Его, они вернулись в Иерусалим
  и стали искать Его там.
 Через три дня они нашли Его в Храме.
 Он сидел посреди учителей, слушая их и задавая вопросы.
 Все, кто слышал Его, изумлялись Его уму и ответам.
 Родители, увидев Его, были поражены. Мать сказала Ему:
 "Сынок, почему Ты так с нами поступил?
  Видишь, как мы с Твоим отцом исстрадались,
   пока Тебя искали".
 Он ответил:
 "Зачем вы Меня искали?
  Разве вы не знали, что Я должен быть в доме Моего Отца?"
 Но они не поняли того, что Он им сказал.
 Иисус пошел с ними;
  Он вернулся в Назарет и во всём их слушался.
 А мать Его хранила всё это в памяти.
 Иисус рос,
  и вместе с годами возрастали Его мудрость и любовь,
 которую Он снискал у Бога и людей.* (Лк.2:20-21,40-52/*/)

* * *

*В те дни в Иудейской пустыне появляется Иоанн Креститель.
 Он возвещает: "Вернитесь к Богу! Ведь Царство Небес уже рядом!"
 Ведь он был тот, о котором сказал пророк Исайя:
        "Голос глашатая в пустыне:
           Проложите путь Господу,
        прямыми сделайте Его тропы".
 Этот самый Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса
 и подпоясывался кожаным поясом,
 а пищей ему была саранча и дикий мед.
 К нему приходили все жители Иерусалима,
 а также всей Иудеи и окрестностей Иордана.
 Они признавались в грехах, а он омывал приходивших в реке Иордане.
 Увидев, что приходят к нему для омовения многие фарисеи и саддукеи,
 он сказал им:
    — Змеиное отродье! Кто внушил вам мысль,
    что вы избежите грядущего возмездия?
    Докажите на деле, чего стоит ваше обращение!
    Только не вздумайте говорить в душе: "Наш отец — Авраам!"
    Говорю вам, Бог из этих камней может сделать детей Аврааму.
    Уже лежит наготове топор у ствола деревьев:
    дерево, которое не приносит хороших плодов,
    срубают и бросают в огонь.
    Я омываю вас всего лишь водой в знак возвращения к Богу,
    но Тот, кто идет за мной, сильнее меня,
    я недостоин даже сандалии Его нести.
    Он омоет вас Духом Божьим и огнем.
    У Него в руках лопата, Он провеет зерно на току:
    пшеницу соберет в закрома,
    а мякину сожжет в огне неугасимом.* (Мф.3:1-12/&&/)

* * *

*Но когда увидите "кощунственную мерзость"
 там, где ей быть не до́лжно
 (пусть тот, кто читает, поймет!), –
 тогда те, кто в Иудее, пусть бегут в горы;
 кто на крыше, пусть ни за чем не спускается в дом;
 кто будет в поле, пусть домой не идет за плащом.
 Го́ре беременным и кормящим грудью в те дни!
 Моли́тесь, чтобы не случилось это зимой.
 Будут те дни полны такой скорби,
 какой не было в мире со дня, когда сотворил его Бог,
 доныне не было и не будет!
 И если бы Господь не сократил тех дней,
 ничто живое не спаслось бы.
 Но ради избранных, ради тех, кого Он избрал,
 Он сократил те дни.
 Если вам скажут тогда:
 "Смотри, Помазанник здесь!" или "Он там!" –
 не верьте!
 Потому что появятся лжепомазанники и лжепророки,
 знаки явят и чудеса,
 чтобы, если удастся, ввести в обман даже избранных.
 Но вы будьте бдительны –
 Я всё вам сказал заранее.* (Мк.12:18-23/**/)

             *********************************************

/*/ евангельское чтение праздника Обрезания.
/**/ рядовые еванг. чтений вт.
/&&/ включает еванг. чтение субботы пред Богоявлением.
/&&&/ апостольское чтение воскр. перед Крещением.
/&*/ из апост. чтения субботы перед Богоявлением.

/*/ апост. чтение понедельника.
/**/ включает апост. чтение вторника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/023/_23Ki.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное