Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
>
Завет рабства и призыв к братству
> Истолкование
целей духовной жизни – главная экзегетическая задача учеников Христовых.
Чтобы усвоить различие в понимании целей и средств христианской аскетики,
надо помнить, что пастырской задачей святых отцов не было научно-историческое
восстановление Христовых тезисов. Они решали несколько иные проблемы, в том
числе проблему непонятности и несогласованности текстов Библии. Множество
христиан, которым тексты Нового Завета непонятны, верили, что кому-то они,
должно быть, вполне понятны. Отсюда и стремление святых отцов истолковать
Евангелие так, чтобы оно стало понятным, непротиворечивым.
>
Не сто́ит упускать из виду и различие задач в разные
эпохи: целевые аудитории Христа и святых отцов были разными. Естественным
образом проповедники христианства во все века навязывали проповеди Иисуса
свои (благие и необходимые) пастырские задачи. Тогда как у Иисуса были
Свои пастырские задачи.
> В результате, когда наш современник
читает Нагорную проповедь и ее традиционные толкования, речь Христа
звучит как набор невыносимых банальностей: блаженны хорошие, ибо Бог любит
хороших. Такой тип толкования видит инновацию только в повышении планки
требований: «область запрещаемого законом, сравнительно с Ветхим Заветом,
расширяется» (Еп. Кассиан (Безобразов). Лекции по Новому Завету. Евангелие
от Матфея). Это порождает отношение к тезисам Нагорной проповеди как
к недостижимым идеалам. Те немногие, кто их исполнил, достигли
этого в совершенно искусственных условиях (отшельники, аскеты), что еще больше
убеждает в практической невыполнимости заповедей Нагорной проповеди в духе
перфекционизма.
> Так возник конфликт интерпретаций Христовых
требований и, как следствие, две изначальных и равно укорененных
в Новом Завете модели понимания духовной жизни. Назовем их: «начальник –
исполнитель» и «братство с Богом».
> Моисей дал заповеди,
народ послушно их исполняет. Если Иисус тоже дает заповеди, то, что бы
Он ни сказал, в принципе ничего не меняется, модель «начальник –
исполнитель», в которой человек всего лишь исполнитель повелений, остается.
Сказано: не ешь верблюда и свинью, значит, не будем есть, а если бы
сказано было наоборот, ели бы именно это, сказано: возлюби Яхве, а не Мардука,
значит, будем любить Яхве́.
> Модель «начальник –
исполнитель» основана на бесчувствии человека к Богу и Его мотивации.
Поэтому мотивирующим началом в ней является угроза несчастий и смерти.
Начинающие яхвисты не чувствовали разницы между Ваалом и Яхве на духовном
уровне. Яхве регулярно тысячами вырезал недогадливых поклонников руками Моисея
и его сторонников, и это убедило остальных, что Он благ. В этой
модели предполагается, что исполнитель настолько недогадлив, что даже родителей
своих не стал бы любить без репрессий со стороны Бога, а уж
тем более отличать Бога от идолов, ценить жизнь собратьев и т.п.
Возможно, некоторые люди были гораздо проницательнее целевой аудитории Моисея,
но сама идея контракта с Богом делает их духовность по большому
счету излишней. Всё подано на уровне материализма: исполняй закон, и будет
тебе благо, не исполнишь – смертью умрешь.
>
Христос же, наоборот, делает ставку только на духовность человека, невостребованную
Ветхим Заветом. Он радикально меняет характер отношений Бога и человека,
делает чуждой саму идею контракта (Завета), народу объявляет религию сыновства,
а ученикам – религию братства с Богом. Ведь нормальный отец
не заключает контракта с детьми, а дети – с отцом,
они любят априори.
> Наряду с моделью «начальник –
исполнитель», служащей фундаментом для закона/договора, в Новом Завете
присутствует мощное противопоставление закона и веры. В закон не надо
веровать, его надо исполнять, следуя принципу «раб – господин». Но Иисус
подрывает исходную формулу «божественного диктата»: Я уже не называю
вас рабами… но Я назвал вас друзьями (Ин.15:15). Называя учеников
братьями, Он ставит Себя в равное с ними положение перед Богом:
Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу
вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин.20:17).
Он умывает ноги ученикам, чтобы удалить саму возможность превозношения одного
над другим, даже если один из них – Бог.
>
В этом контексте Нагорная проповедь есть подрыв основ иудаизма и язычества
как общей исконной формулы религиозности. Христос идет таким путем, чтобы слушатель
сам пришел к осознанию: почитаемый закон ему в принципе чужд. Иисус
вскрывает внутренний конфликт законничества, выявляя невозможность полноценного
соблюдения даже самых простых заповедей. (Прием противопоставления формального
и духовного исполнения заповедей известен поздней раввинистической традиции.)
Христос показывает, что самые банальные и, казалось бы, легкие заповеди нарушены
с точки зрения духовности и их исполнение абсурдно. Вы думаете,
что соблюли заповедь «не убий»? Нет, потому что в основании убийства
лежит гнев на брата своего (Мф.5:22). Кто гневается, но не убивает,
тот исполняет закон только формально, а не по существу. Вы исполнили
заповедь «не прелюбодействуй»? Нет, потому что в основе прелюбодеяния –
вожделение, и всякий, кто смотрит на женщину с вожделением,
уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф.5:28).
Но если не смотреть на девушку с вожделением, то как
выбирать себе жену? По общим интересам? Это нонсенс, ведь тогда хороший
друг может вполне заменить жену. То же касается и развода, клятвы и т.д.;
в каждом из примеров слушатель начинал замечать внутреннюю противоречивость
законничества.
> Иисус доводит до абсурда надежду спастись
исполнением закона, чтобы, обесценив достижения праведников, следующих модели
«начальник – исполнитель», дать пространство для принятия
Бога как отца и брата. Если понимать Нагорную проповедь Христа в русле
поновленного закона, то она – недостижимая вершина, если же
понимать ее как переформатирование отношений с Богом, это практическое
требование веры.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое:
прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
Иисус
сказал: "Вы знаете, что было сказано: 'Не нарушай супружескую
верность!' А Я говорю вам: даже тот, кто взглянул на женщину
с похотью, согрешил, нарушив мысленно верность. Если твой
правый глаз тебя вводит в грех, вырви его и отбрось! Для
тебя будет лучше, если часть твоего тела погибнет, а не
всё твое тело бросят в геенну. И если правая рука твоя
вводит тебя в грех, отруби ее и отбрось!
Для тебя будет лучше, если часть твоего тела погибнет,
а не всё твое тело будет в геенне". (Мф.5:27-30/*/)