Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка 25 ноября 2004г


Информационный Канал Subscribe.Ru

      2003-2004, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

    25 ноября 2004г
 


isänmesez duslar!

Татары и женщины составляют в республике большинство

    Во вторник руководитель Госкомстата РТ Валерий Кандилов огласил очередные результаты Всероссийской переписи населения 2002 года.
    В его выступлении впервые публично прозвучали данные о национальном составе населения Татарстана.
    На первом месте, как и прогнозировалось - татары, которых в республике 52,9 процента. Таким образом, опасения ряда политиков о том, что татар может оказаться меньше половины, и это может поставить под вопрос сам факт существования Татарстана как национальной республики, оказались напрасными.
    На втором месте - русские, доля которых снизилась со времен предыдущей переписи с 43,3 процентов до 39,5. Как и прежде, русское население преобладает в Зеленодольске, Бугульме, Елабуге, Чистополе и некоторых районах РТ. А в Набережных Челнах, Лениногорске и в районах - Зеленодольском, Нижнекамском, Новошешминском и Тетюшском - татары и русские проживают в равных пропорциях. Сюда можно отнести и Казань, где разница между двумя нациями составляет всего 1 процент в пользу русских.
    Интересный факт зафиксирован в Аксубаевском районе Татарстана. Его основное население - не русские и не татары, а чуваши. Здесь процентное соотношение между ними выглядит так: первых - 16,6, вторых -38,5, третьих - 44,3.
    Г-н Кандилов привел и другие данные. По итогам переписи-2002, население Татарстана составляет 3 миллиона 779 тысяч человек. Более половины из них (2 миллиона с хвостиком) - женщины. Они преобладают даже в Менделеевском районе, где соотношение мужчин и женщин (1000 к 1047) считается наиболее благоприятным.
    При этом утешают показатели состояния в браке. Судя по ним, мужей и жен в Татарстане поровну - по 900 тысяч человек. Но эта цифра не соответствует количеству официальных браков. Дело в том, что в 2002 году статисты впервые подсчитали людей, которые не зарегистрировали свое семейное положение. Оказалось, что 139 тысяч татарстанцев выбрали гражданский брак.
    Говоря о демографических изменениях, специалисты отмечают ряд отрицательных моментов. В первую очередь - это сокращение численности населения, продолжение которого ожидается аж до 2025 года. На столь неприятный прогноз не повлиял даже рост татарстанского населения за межпереписной период (на 137,6 тысяч человек). Увеличение числа жителей республики объясняется прежде всего миграцией, но, по словам специалистов, она компенсирует только две трети естественной убыли.
    По итогам переписи-2002, больше всех удивили азербайджанцы и турки. Начиная с 1989 года, численность последних в республике выросла в 32 раза! А вот азербайджанцев, постоянно проживающих в РТ, сейчас насчитывается почти 10 тысяч (против 3915 человек в 1989-м). Теперь они вплотную приблизились к восьмерке лидеров, куда входят татары, русские, чуваши, удмурты, украинцы, мордва, марийцы и башкиры.

Гульгена САТТАРОВА
"Восточный экспресс" № 74/47 (228), 25 ноября 2004


Рафик Мухаметшин: Ваххабиты есть, но умеренные
Казанский исламовед о кризисе мусульманского образования РТ и исламской столице

    К сожалению, осень этого года для мусульман республики запомнилась не столько священным Рамазаном и уразой, сколько скандалами вокруг системы мусульманского образования и ДУМ РТ.
    Так, силовые структуры, духовенство и СМИ республики разом заявили о существовании в Татарстане представителей ваххабизма - течения, которое обвиняют в распространении идей экстремизма и терроризма. Громкие скандалы вокруг ДУМ РТ породили слухи о возможных кадровых перестановках в структурах официального духовенства. О своем видении происходящих событий корреспонденту "Восточного экспресса" рассказал заведующий отделом исламоведения Института истории АН РТ, доктор политологии Рафик МУХАМЕТШИН.

    - О существовании ваххабитского подполья с одной стороны заявляют представители МВД и ФСБ, с другой - первый заместитель председателя ДУМ РТ объясняет появление нетрадиционных мусульманских общин благодаря коррупции во власти...

    - Прежде чем обсуждать ваххабизм, необходимо внести ясность, что под этим термином подразумевают силовики, ДУМ и СМИ. Когда представители МВД или ФСБ говорят о том, что здесь в ряде районов РТ существует благодатная почва для распространения ваххабизма, то они таким образом пытаются доказать, что это учение является теоретической и идеологической основой для распространения экстремизма и терроризма.
    Когда же критика в адрес приверженцев этого учения следует со стороны официального духовенства, то в этом следует видеть больше богословскую полемику. Для первого заместителя муфтия РТ Валиуллы хазрата Якупова ваххабизм - это форма мусульманского сектантства. А так как по уставу ДУМ РТ придерживается учения иного богослова - Абу Ханифы, то присутствие в структурах духовного управления сторонников Абдульваххаба (основоположник ваххабизма) является нарушением этого устава.

    - В чем принципиальное различие между учениями Абу Ханифы и Абдульваххаба?

    - Ислам к татарам пришел в понимании богословов ханафитской правовой школы, названной так по имени своего основателя - богослова VIII века Абу Ханифы. Если речь заходит о возрождении ислама в Татарстане, то оно невозможно без обращения к многовековой традиции ханафизма. Интересно, что этот толк ислама признает источником права даже народные традиции и обычаи. Ханафитская школа - одна из немногих позволяющих обеспечить мирные отношения ислама со средой, где преобладают иные конфессии. В то время как учение Абдульваххаба, наиболее ярко выраженное в Саудовской Аравии, придерживается достаточно жестких установок в отношении иноверцев. Также ваххабиты являются активными борцами с народной традицией. Часто в таких городах, как Альметьевск или Челны, муллы отказываются посещать меджлисы - собрания, устраиваемые на третий, седьмой или сороковой день после смерти кого-либо из родственников. В советские времена подобные собрания были единственным связующим звеном с религией для татар. Для Саудии же это бидгат, недозволенное новшество. Может, оно и языческое по происхождению, но теперь эта традиция работает только на ислам.

    - Что происходит в татарстанских медресе? Какая богословская школа господствует здесь?

    - Сегодня можно говорить о том, что в системе мусульманского образования РТ царит богословско-правовая чехарда. Процесс возрождения духовного образования до 1999 года был связан с деятельностью иностранных мусульманских благотворительных фондов. Основными преподавателями были иностранцы. В их деятельности не следует искать следы идеологической диверсии. В большинстве случаев зарубежными миссионерами двигало искреннее служение своей религии. После событий в Дагестане в 1999 году финансирование из-за рубежа прекратилось.
    Несмотря на то что сегодня преподаватели в религиозных мусульманских учебных заведений РТ - татары, большинство из них их обучалось в Мекке и Медине в духе религиозных традиций Саудовской Аравии. Поэтому не удивительно, что во время социологического опроса большинство татарстанских имамов возрождение ислама в России связывают не с традиционной для татар правовой школой Абу Ханифы.
    Хотя Татарстан был первым регионом России, где разработали единый образовательный стандарт для системы религиозного образования в конце 90-х, он так и не был внедрен. Причина этого - в нехватке финансовых и людских ресурсов ДУМ РТ. Отсутствие собственных учебников для медресе -лучшая иллюстрация кризиса богословской традиции в РТ.

    - Сегодня республиканские СМИ активно создают образ Казани как исламской столицы России?

    - Если не брать во внимание регион Северного Кавказа, то сегодня Казань действительно является образовательным исламским центром в России. Татарстанские медресе имеют достаточно продолжительную историю для постсоветского периода. Первое медресе в Казани появилось в 1990 году. Сейчас во всех учебных заведениях РТ обучаются около тысячи шакирдов. Такой концентрации нет ни в каком другом регионе России. Российский исламский университет - это первый университет, получивший общегосударственную лицензию на преподавание исламской теологии.

    - Сегодня в среде официального духовенства России все больше говорят об усиливающейся роли ДУМ РТ. Существуют ли предпосылки для его роста до уровня центрального духовного правления, объединяющего несколько региональных ДУМ?

    - Сегодня территорию России условно между собой по сферам влияния делят около сорока ДУМ. Между двумя центральными муфтиатами - Советом муфтиев России под руководством Равиля Гайнетдина и ЦДУМ во главе с Талгатом Таджутдином установилась негласная договоренность о сохранении сложившейся ситуации. Поэтому любой муфтий, попытавшийся нарушить установившееся равновесие сил, может попасть под перекрестный огонь.
    Ряд региональных ДУМ, соседних с Татарстаном, не прочь перейти под юрисдикцию Казани. Так, к примеру, несколько татарских районов Кировской области уже активно работают с ДУМ РТ. Сегодня власти республики, к сожалению, не до конца оценивают роль ислама в консолидации татар России. Если даже в РТ национальное движение угасло и реально действуют ДУМ РТ и Всемирный конгресс татар (которые даже между собой тесно не сотрудничают), то в других регионах главную объединяющую роль играет мусульманское духовенство.
    С одной стороны, ограниченность ДУМ РТ в финансах не дает возможности вести активную работу с региональными духовными управлениями, с другой - нет сильной политической поддержки со стороны республики.

Арслан МИНВАЛЕЕВ
"Восточный экспресс" № 74/47 (228), 25 ноября 2004


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA
Барда районы. Пермь татарлары
Башкортстан татарлары

"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
http://mubrik.tk - Татарские песни в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт
Сайт знакомств "Юлдаш"
Ырбишча авылы (Рыбушкино)
Xacitarxan - Астраханские татары


Архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru
   
2003-2004, "Татарская рассылка"

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.tatarlar
Отписаться

В избранное