Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка 8 июня 2005 г


Информационный Канал Subscribe.Ru

      2003-2005, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

    8 июня 2005г
 

isänmesez Duslar!

Ежегодный лагерь татаро-тюркской и финно-угорской молодежи

Историко-экологический и духовно-оздоровительный лагерь «Таңбатыр» в этом году вновь будет проходить в историческом месте Иске Казан (Высокогорский р-н) с 7 по 14 июля, сообщает Оргкомитет лагеря. На форум созываются молодежь и общественные деятели татарского, тюркских и финно-угорских народов. Желающие принять участие могут обратиться на сайт газеты «Безнең юл», где можно ознакомиться с программой и положением лагеря. Заявка на участие принимается по телефонам: 8-917-23-28-403 или (8552) 58-79-11. Email: beznen_yul@mail.ru или yuldashev@bk.ru


Сколько лет Челнам?

Краеведы утверждают: город на Каме - ровесник Казани. Разгорелись с новой силой споры о возрасте и названии Набережных Челнов на научно-практической конференции краеведов, посвященной предстоящему 75-летию автограда.
Наш корреспондент беседует с ее участниками: доцентом КамПИ, кандидатом исторических наук Владимиром ЯРМАКОВЫМ и известным городским краеведом Билялом КАНЕЕВЫМ.

- Владимир Васильевич, некоторые краеведы утверждают, что по возрасту Набережные Челны - ровесник Казани, а на его месте существовал булгарский город. Как вы относитесь к таким заявлениям?
- С большой осторожностью. Я остаюсь сторонником идеи, что Челны основаны в 1626 году. При этом мне хотелось бы сослаться на документы XVII века. Один из них - челобитная уфимского воеводы Пожарского царю Михаилу Федоровичу Романову "О делах в чалнинском починке", датированная 1644 годом. Речь в ней идет о том, что в 1643-1644 годах у челнинских крестьян возникла тяжба из-за пашенных земель и сенных покосов с соседями - жителями чувашских и марийских селений. Стороны обратились за разрешением этой спорной ситуации к властям. Те были вынуждены выяснять, на каком основании челнинцы владеют этими землями. В грамоте разъясняется, что крестьяне дворцового села Елабуга во главе с Федькой Никантиным-Поповым поселились на уфимской стороне возле Камы, промеж двух речек - Челнинка и Мелекеска, на что воеводой Семеном Волынским в 7134 году дана грамота. Если перевести на современное летоисчисление, то получается 1626 год.
- Значит, версию о существовании здесь булгарского города вы отвергаете?
- Упаси Бог, я не против булгарского города! Я бы обрадовался, если бы история нашего города "удлинилась" на несколько веков. Но никаких доказательств, на мой взгляд, не существует. Во-первых, уже из документов видно, что крестьяне пришли на пустое место, которое называлось Дикое Поле. Впрочем, не стоит отрицать очевидного, да и археологи подтверждают, что какие-то фактории булгарских жилищ здесь тоже были. Но они носили временный характер. Это не дает нам повода для того, чтобы менять дату основания Набережных Челнов.
- А какова точка зрения на эту проблему старшего научного сотрудника музея истории Набережных Челнов краеведа Биляла Канеева?
- На мой взгляд, события 1626 года, которые, кстати, никто не подвергает сомнению, - один из этапов истории города. Есть ряд археологических и картографических подтверждений, что Набережные Челны как город существовали еще в 1172 году. Упоминание о них имеется в своде булгарских источников "Джагфар тарихы", а также в Каталонской карте и карте итальянских братьев-путешественников Пицигано, составленных в середине XIV века. В них упоминается город Жар (так звучал на казанском диалекте Яр), который считался столицей побережной области Булгарского государства. На Элеваторной горе находят предметы, относящиеся к Булгарскому периоду. Даже в Татарском энциклопедическом словаре говорится о том, что появление Набережных Челнов произошло примерно в XIII - XIV веках. Это уже не наше мнение, а Института истории АН РТ. Так что, думается, эту тему не стоит считать закрытой для исследований. Надо продолжать поиски.

Эльвира МУХАМЕТДИНОВА
"Восточный экспресс" №84 (336) 13 мая 2005г


Юбилейная разруха

На прошлой неделе депутаты горсовета Казани заявили на сессии, что власти республики накануне юбилея города обращают недостаточно внимания на его проблемы и выделают слишком мало бюджетных средств.
Я думаю, обижаться им грешно - Казань никогда не получала столько внимания и финансов. Проблемы столицы Татарстана, на мой взгляд, сегодня заключаются в другом. Казань - тысячелетний город, со сложившейся определенной средой, к которой мы привыкли. Центр города для многих коренных казанцев и для меня лично - это родина. И когда люди видят, что она бездумно разрушается, они сильно переживают. Да, город должен меняться. Но делать это совершенно непродуманно, отдав все на откуп частным лицам, не имея генплана - неправильно. Недопустимо.
Вся прелесть Казани - в старых улочках, может быть, не самых выдающихся архитектурных сооружениях. Есть понятие "среда" - что-то близкое для души, комфортное. И сохранять ее очень важно, ведь она в нашем городе складывалась столетиями. Но сегодня в Казани все это сносят, и непонятно, чего же хотят при этом достичь? В Москве гуляет такой анекдот: два человека разрушили Казань - Иван Грозный и Камиль Исхаков. Многие разрушения совершенно неоправданны. Трудно понять позицию городских властей: неужели для них главное - просто разрушить старые дома и раздать городские земли? И чем ближе 1000-летие, тем меньше верится в то, что ситуацию удастся выправить. Казань могла обратиться к опыту других стран и городов, которые всеми силами стремятся сохранить свое архитектурное наследие. Например, Варшава была разрушена фашистами до основания. Но поляки восстановили город по старым чертежам. Мы же разрушаем то, что уже есть, безо всяких фашистов. Зачем? Я смотрю на Казань и думаю: "Почему мы живем, как в Грозном? Как можно разрушать свой родной город и при этом заявлять в прессе, что мы идем к юбилею? В чем тогда смысл 1000-летия? В том, чтобы мы покрасили фасады, как в Петербурге?" Казань - не рядовой город. Она вполне может претендовать на звание третьей столицы наравне с Москвой и Санкт-Петербургом. У нее есть свое лицо, функции, возможности. Мы можем легко работать и с Россией, и с Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном... Но сегодня Казань не может решить даже проблему разбитых дорог и разрушенных зданий. У нас приняли хорошие законы: если это историческое здание, оно должно сохраняться, реставрироваться. Но наши археологи не могут работать в городе. Потому что археологические находки задерживают строительство. Это непонятно для бизнесмена. Какая там еще история? Он вложил бабки, и вдруг задержка! Начинается давление на институт истории через прокуратуру. Это же легко - опечатать наши компьютеры, наши кабинеты. И все. Дальше идет бульдозер. Можно принять ситуацию, когда разрушили, но что-то создали взамен. Но что получаем мы вместо загубленной древней архитектуры?
Если здание имеет ценность - культурную, архитектурную, историческую, то его нужно реставрировать. Другого решения быть не может. К сожалению, непонятно чем занимается Союз архитекторов, ведь он должен следить за этим. Даже деревянные, убогие на первый взгляд здания Казани уникальны с точки зрения мировой архитектуры. К нам приезжают архитекторы из Европы, восторгаются деревянными домами и говорят: неужели это все уйдет? В наш институт истории каждое лето приезжает из Флориды знаменитый архитектор Брумфельд. Это, пожалуй, единственный человек, который снимает город не просто как фотограф, а как архитектор. Благодаря ему, я думаю, мы сохраним образ Казани. И через полвека начнем восстанавливать ее в том виде, в каком она была. По-другому нельзя. Мы не можем ориентироваться только на рынок, когда речь идет о высокой культуре. В Казани сегодня происходит самая настоящая трагедия. И за это полностью ответственны городские власти. Их поведение непонятно. Каким образом раздаются земли, устанавливаются правила восстановления и разрушения зданий? Почему на месте разрушенных домов образуется свалка? На мой взгляд, многие проблемы города связаны с фигурой его мэра. Для того чтобы навести в Казани элементарный порядок, не нужно много денег, нужно желание людей. Жизнь состоит из мелочей. Позор, что мы не смогли вычистить наши улицы и начали рассуждать о 1000-летии.

Рафаэль ХАКИМОВ,
государственный советник при президенте РТ по политическим вопросам

"Восточный экспресс" №71/16 (323) 21 апреля 2005г


Собрал профессор ... башню Сююмбике
и развенчал ее мифы

Вчера я держала на ладони символ Казани - башню Сююмбике.
Как это возможно? Дело в том, что моя башня была не из камня и железа, а из раскрашенной бумаги. И в сотни раз меньше своего оригинала...
Башня Сююмбике - один из тех архитектурных памятников столицы РТ, вокруг которого много легенд, гипотез и предположений. Вспомнить хотя бы трагическое сказание о царице Сююмбике. Однако далеко не все они верны и вписываются в исторический контекст той эпохи. Чтобы раз и навсегда развенчать мифы знаменитой башни, замдиректора по науке Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "Казанский кремль", доктор архитектуры, профессор Нияз Халитов издал недавно весьма оригинальную книгу. Ее пилотный тираж - всего 2000 экземпляров. Книга эта с секретом.
В середине - вкладыш, на котором нарисованы составляющие детали. Если их вырезать, согнуть по контурам и склеить, то получится миниатюрная копия башни. Готовая модель стоит сейчас на столе в кабинете автора. Ее собрал сын профессора. Возможно, скоро татарстанские школьники будут собирать такие башни на уроках труда. Сейчас этот вопрос обсуждается в Минобразе РТ. И не только насчет башни. Еще есть идея использования на уроках истории модели ханского двора с мечетью, гаремом, казармами, конюшней и другими постройками.
Но вернемся к книге. На последней странице в несколько рядов расположились прямоугольные обложки будущих изданий, подобных книге о башне Сююмбике, с цветными изображениями мечети Кул Шариф, оперного театра, Благовещенского собора, Храма всех религий и других наиболее примечательных зданий Казани. Книга о башне - лишь первая ласточка задуманной Халитовым серии "Архитектурные шедевры Казани". Правда, суждено ли остальным книгам увидеть свет, большой вопрос. Чтобы выпустить первый тираж лишь одного труда, профессору пришлось собирать 76000 рублей по родственникам и знакомым. Полтора года сверстанный Халитовым вариант книги ждал своего часа. Когда профессор понял, что ни одно из ведомств, куда он обращался за поддержкой, не выделит на издание ни копейки, он решил издать его на собственные средства.
В книге подробно описывается история постройки башни, как она называлась и для чего предназначалась. По словам автора, в этой области в обществе бытует немало заблуждений.
- К примеру, известно ли всем, что башня Сююмбике не может быть мусульманской постройкой? - спрашивает Нияз Халитов. - Это образец русской архитектуры. А если хорошенько присмотреться, даже итальянской. Кроме того, она построена практически на усыпальнице ханов. На основании разрушенной мечети XV века. И называлась первоначально "проездная башня оберкомендантского дома со шпицем". Ее татарское название Xan manarasi. Лишь в первой половине XIX века она стала называться башней Сююмбике.
Что касается ее современного внешнего вида, то, по словам ученого, он практически не отличается от первозданного. Разве что раскрашенная штукатурка, покрывавшая кладку, потрескалась, осыпалась и впоследствии была полностью счищена.
Когда я спросила, возможно ли сделать башню объектом паломничества туристов с подъемом наверх, Халитов ответил, что это не проблема. Но подобное вряд ли осуществимо. Особенно сейчас, когда принимаются усиленные меры в борьбе с терроризмом. Ключи от башни хранят суровые стражи президентской охраны и выдают их далеко не каждому.

Евгения ЧЕРНОУСОВА
"Восточный экспресс" №71/16 (323) 21 апреля 2005г


Былтыр из Интернета
научился татарскому языку благодаря газетам

Пользователям татарского Интернета он известен как Былтыр.
Все понимают, что здесь не обошлось без Тукая, назвавшего этим именем своего героя, перехитрившего Шурале. Легендами обросла за несколько лет своего существования и загадочная личность этого создателя сайтов, считающегося своего рода законодателем моды в области национального Интернета. Былтыр, он же Азат САЙФУТДИНОВ, сегодня в гостях у "Восточного экспресса".
- Наверное, в свое время я мало отличался от своих сверстников, живущих в Казани, - говорит он. - Например, к школьным урокам татарского языка относился с безразличием. Более того, в 7 классе, когда у мальчишек обычно начинается трудный возраст, у меня были проблемы в общении с отцом. Отец болел душой за все, что было связано с татарским народом, национальной культурой и историей. И пытался пробудить эти чувства во мне. А я почему-то видел в этом насилие над моей личностью.
- Азат, что же за метаморфоза с вами случилась?
- В 1988 году умер отец. И я как-то сразу повзрослел. Во мне вдруг проснулся комплекс вины. Мне уже никто не сможет говорить то, что я слышал от отца. Тогда я решил первым делом выучить татарский язык. Как это сделать? Стал ежедневно читать татарские газеты. Кстати, потом многие удивлялись моему необычному, газетному лексикону.
- А каким образом к вам пришла идея создания своих сайтов?
- По образованию я инженер-радиоэлектронщик, закончил КАИ. Работал сначала на авиационном заводе, затем в сотовой компании. Сейчас тружусь на кабельном телевидении. В конце 90-х я открыл для себя татарские сайты, увлекся тем, что стал искать любой материал, касающийся татарских вопросов. Потом появилась идея создания электронной "Татарской рассылки", в которой собирались бы все публикации о татарах. Оказалось, что я попал в точку! В декабре 2004-го "Татарская рассылка" вошла в сайт http://tatarica.yuldash.com, теперь ею занимается и мой двоюродный брат, студент КГТУ (КАИ) Марат Гареев. В августе нашей рассылке исполнится два года.
- Очень удобная вещь! Кстати, мы с удивлением обнаружили, что немалая часть рассылки состоит из материалов "Восточного экспресса". Но неужели все эти статьи вы набираете на компьютере сами?
- Что вы! Я не набираю их, а сканирую.
- Сколько на сегодняшний день подписчиков у "Татарской рассылки"? Можете нарисовать обобщенный портрет ее пользователя?
- Подписчиков уже более 600. В день на сайт заглядывают до 100 пользователей, многие общаются друг с другом на форуме. В основном это люди 30 - 40 лет - жители практически всего земного шара. Много подписчиков из Москвы. Татарстан - на втором месте. Затем идут подписчики из регионов. Многие пишут письма. Самые "больные", проблемные приходят из Украины и Средней Азии. Читать их равнодушно невозможно. Многие просят помочь им вернуться на историческую родину. "Это единственное место, напоминающее мне, что я татарин", - написал один человек.
- Азат, но ведь ваши сайты - на русском языке?
- Кто хочет, пишет по-татарски и даже на латинице. Но русский язык мы оставили, поскольку очень важно, чтобы людей, не владеющих родным языком, не отпугивал этот момент. Я все больше и больше убеждаюсь: многие татары, живущие за пределами Татарстана, потеряли язык, но не потеряли самосознания, потребности знать о своем народе и общаться со своими соплеменниками. Именно поэтому и рождаются в самых разных уголках России татарские сайты. Они нередко выходят с нами на связь. Мы получаем информацию из самых разных стран мира о существующих там татарских культурных центрах, обществах. Пишут целыми семьями.
- Вы имеете отношение к нескольким татарским интернет-ресурсам, в частности, сайту татар Пермской области, который в прошлом году занял второе место в фестивале "Звезды Татнета" в номинации "Лучший сайт татарской общины".
- Сайт Бардымского района Пермской области появился из-за моей особой симпатии к ее жителям. Это население с самобытным вольным характером, интересным диалектом. На их примере мне просто захотелось показать, каким полезным может быть общение через Интернет для татар, проживающих в других регионах. Этот сайт я хотел бы передать в надежные руки кого-нибудь из числа местных жителей.
Я занимаюсь этим, потому что мне далеко не безразлично будущее моего народа. Сейчас вынашиваю новую идею - хочу создать виртуальную энциклопедию татарских деревень...

Рада ВАГИЗОВА
"Восточный экспресс" №85 (337) 14 мая 2005г

Примечания Былтыра:
Признаюсь, что меня в статье отчасти причесали, приукрасили, залакировали и убрали острые углы. И я немного не совсем себя узнал.
Беседа происходила в начале зимы, сейчас я уже не занимаюсь сайтом татар Пермской области. Эту работу продолжают мои друзья из Бардымского района.
Хочется поблагодарить газету "Восточный экспресс" за проявленный ко мне интерес и, что еще особенно важно для меня, за разрешение и дальше в рассылке использовать материалы из газеты.
И теперь многие читатели рассылки знают мое имя.


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - сайт рассылки
Xacitarxan - Астраханские татары
Башкортстан татарлары
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
http://mubrik.tk - Татарские песни в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт
Сайт знакомств "Юлдаш"
Ырбишча авылы (Рыбушкино)
Барда районы. Пермь татарлары

Форум
Старый архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru
   
2003-2005, "Татарская рассылка"

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.tatarlar
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное