Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка 30 июня 2005г


Информационный Канал Subscribe.Ru

      2003-2005, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

    30 июня 2005г
 

isänmesez Duslar!

Обращение съезда Национально-культурной
автономии татар Башкортостана к президенту
Республики Татарстан М.Ш. Шаймиеву

   Уважаемый Минтимер Шарипович!

    Татары Башкортостана с нескрываемым воодушевлением ждут и готовятся к одной из самых знаменательных дат в истории нашего народа - празднованию 1000-летия Казани. Мы благодарны Вам за то, что Вы признали целесообразным и приняли решение пригласить на официальные торжества самую большую и представительную делегацию именно из Башкортостана, где проживает самая значительная по численности часть татар за пределами Татарстана.
    Предстоящий юбилей Казани, которая является одной из признанных культурных столиц мира, имеет международное значение. Татары, в каком бы уголке земного шара они ни жили, своей исторической и духовной столицей считают именно Казань. Поэтому для нас это не только большой праздник, а прежде всего символ возрождения и единения всего татарского народа.
    Мы уверены, что в августе с.г. в официальных торжествах по случаю славного юбилея примут участие патриоты и друзья татарского народа, истинные, а не мнимые сторонники дружбы между народами.
    Татары Башкортостана, находящиеся в положении изгоев на своей родной земле, считают Казань своим духовным ориентиром, где искренне радуются нашим успехам, разделяют наши чаяния, с болью относятся к тем невзгодам, с которыми сталкиваемся мы.
    Нам стало известно, что официальную делегацию Башкортостана по случаю этой даты собирается возглавить господин Муртаза Рахимов. Татары Башкортостана восприняли это известие с недоумением. За 15-летний период нахождения у власти М. Рахимова он сформировал в республике семейно-клановый и авторитарный режим националистического толка, который осуществляет откровенно дискриминационную политику по отношению к нетитульным народам республики и прежде всего - к татарам.
    Мы с башкирским народом - как два крыла одной птицы. У нас единые корни, много общего в истории, языке, культуре. И участие Рахимова, которой пытается вбить клин между нашими народами, в столь торжественном и знаковом форуме вызывает у нас непонимание и протест.
    Уважаемый Минтимер Шарипович!
    Съезд Национально-культурной автономии татар Башкортостана просит Вас воздержаться от приглашения этого человека на юбилей Казани. Тот, кто так много сделал и продолжает делать для унижения татарской культуры и языка в Республике Башкортостан, не имеет права участвовать в официальных торжествах. Его присутствие на этих мероприятиях будет откровенно воспринято многими как издевательство не только над татарским народом, но и над Российским государством и его гражданами.

   Уфа, 22 июня 2005 г.

    "Звезда Поволжья" №25 (277) 30 июня 2005г


В мире нет подобной ей
Через 50 лет мечеть Кул Шариф понравится всем

   В Казани проходит международный симпозиум "Изучение исламской цивилизации в европейском регионе", на который съехались именитые востоковеды из России, США, а также стран Европы и ближнего зарубежья.
    Профессор Юлай ШАМИЛЬ ОГЛУ - один из гостей семинара. Американец татарского происхождения представляет Висконсинский университет США. Несмотря на то что его доклад был посвящен историческому аспекту - исламу в Российской империи и СССР, тенденции, о которых говорил профессор, сегодня особенно актуальны.
    - Одним из явлений империализма было то, что востоковеды придерживались идеи, будто все мусульмане - фанатики, - заявил он в интервью корреспонденту "Восточного экспресса". - В XIX веке у мусульман в России были разные течения. Но востоковеды в Российской империи этого не поняли, не разобрались в разных движениях. Им казалось, для того чтобы объяснить жизнь, политику и культуру мусульман, достаточно знать, что они - мусульмане. То есть религия объясняет все. Это неправильно. Согласитесь, невозможно объяснить политику, например, в Италии, Германии или Испании только через христианство. Сегодня мы сталкиваемся с тем же самым явлением, когда говорят, скажем, о ваххабитах. Но недостаточно объяснять все исламом. И в Америке сегодня существует такое мнение: если мы понимаем ислам, мы понимаем террористов. Это невозможно.
    - Вы уже не первый раз приезжаете в Казань. Вам нравятся перемены, которые происходят в столице Татарстана?
    - На мой взгляд, есть очень большие изменения. Мне кажется, многие стали жить лучше. Я вижу на улицах, что люди стали богаче: они лучше одеваются, появилось больше машин. В городе очень много красивых зданий. А метро - это очень важно для будущего города.
    - Какое впечатление на вас произвела мечеть?
    - Да. Я уже видел ее снаружи. Наверное, можно сказать, что это новый татарский тип мечети. Она уникальна, в мире нет ничего подобного. Я думаю, в будущем она может стать моделью для других мечетей. Но это не традиционная мечеть. Немного похожа на европейскую или русскую церковь, но с мусульманскими элементами. Можно сказать, что это европейский вариант. В будущем, может, ее так и назовут - европейская мечеть. Лично мне, как татарину из Америки, Кул Шариф очень понравилась. Но я слышал, что есть люди, которые не удовлетворены, потому что это не классический тип татарской мечети. С другой стороны, когда строили Эйфелеву башню, французам тоже не нравилось. Я думаю, что лет через двадцать или пятьдесят Кул Шариф точно понравится всем.
    - Как вы смотрите на проблему латиницы?
    - Латиница может стать очень хорошей вещью для будущего татарского языка с точки зрения технологий. Можно сказать, что татары этого хотят, все татары, с которыми я говорил. Но сегодняшняя латиница, которая употребляется, скажем, в Интернете, - это просто повторение кириллицы латинским шрифтом. Это неудобно, и орфографически это не настоящая латиница. Вы знаете, мой отец родился в 1916 году, и он как-то сказал, что когда в 20-х годах прошлого столетия перешли на латиницу, одно поколение выросло неграмотным. Потом, когда опять переходили на кириллицу, еще одно поколение выросло неграмотным. Лично я этого боюсь. Если будет еще одно поколение, которое не умеет читать или писать на татарском, это станет большой проблемой. Поэтому я не могу сказать, что я за латиницу на сто процентов. Я понимаю, что есть много проблем. Я - за, но у меня есть сомнения.

    Ирина БЕГИМБЕТОВА
    "Восточный экспресс" №115/26 (367) 30 июня 2005г


Исламские парадоксы
Турки и японцы о татарах, литературе и демократии

   Что знают иностранцы о татарах? Ответ на этот вопрос прозвучал на II Международном симпозиуме "Исламская культура в Вол го-Уральском регионе", который состоялся в конце прошлой недели.
    Участники симпозиума представили результаты своих научных исследований. Они любопытны хотя бы потому, что проблемами татар занялись иностранцы. К примеру, профессор университета Сакарьи (Турция) Азми Озджан. По мнению ученого, татары - уникум мусульманского мира. Они пронесли свои традиции, обряды, обычаи через десяток веков, несмотря на взятие Казани, насильственную христианизацию, смешение разных культур, ассимиляцию. Конечно, исторические переломы оставили отпечаток в сознании народа, но... не более того!
    Пафосный рассказ об истории татар плавно перешел ко дню нынешнему. По словам Азми Озджана, сегодня господство одних народов над другими сменилось новой проблемой: мир ориентируется на Запад. Не исключение - казанские татары. Как не увлечься Западом сверх меры и сохранить свою идентичность? Самое элементарное, но необходимое - знание родного языка, считает ученый. А на более высоком уровне проблема должна решаться путем сотрудничества мусульманских народов.
    Соотечественник Озджана - Юджель Огурлы из университета Ататюрк - исследует татарские образы в русской классической литературе. По его мнению, мусульмане и особенно татары выглядят в ней неприглядно.
    - Гоголь, Достоевский рисуют их простыми слугами, ямщиками. Другие - грабителями. Но это ошибочно! - эмоционально подчеркивает Огурлы. - Сегодня русскую классику нужно читать критически. Иначе очерняется портрет мусульман. Признаюсь, очень сложно воспринимать своих предков с точки зрения некоторых русских писателей...
    Впрочем, ошибки нашлись и в турецкой литературе. По словам Джихана Окуюджу, профессора из Стамбула, писатели-турки XIV -XIX веков нередко упоминали о набегах, разбоях татар. Причина - в прошлом под словом "татары" обобщались многие азиатские народы, в том числе воинственные.
    Японский профессор Кимитака Мацузата высказал мнение, что ислам - демократизирующий фактор для общества. Он привел парадоксальный пример.
    - В Дагестане общины строят мечети, выбирают имамов и платят им зарплату. А в Центральной Азии, Волго-Уральском регионе, на северо-западном Кавказе этими же делами занимаются либо государство, либо бизнесмены, - сказал Мацузата. - Самый архаичный ислам в Дагестане поощряет самостоятельность местного самоуправления, тогда как либеральный ислам превратился в инструмент светских властей.
    Конечно, мысли заморских ученых - не истина в последней инстанции. Но не повод ли взглянуть на себя по-новому?

    Гульгена САТТАРОВА
    "Восточный экспресс" №115/26 (367) 30 июня 2005г


Житель Татарстана судится с США

   Иск американским властям предъявил бывший заключенный Гуантанамо, являющийся гражданином России. Житель Татарстана Айрат Вахитов выступил с заявлениями, способными вызвать новую волну антиамериканского протеста в мусульманских странах, сообщает "Газета.ru".
    В иске, находящемся сейчас на рассмотрении в одном из гражданских судов США, Айрат Вахитов требует не только признания властями негуманных способов обращения с заключенными в лагере Гуантанамо, но и того, что большинство содержащихся там узников на самом деле ни в чем не виноваты. Как утверждает Вахитов, пытки, которым он подвергался в Гуантанамо, были изощренными в плане психологического давления. "Ни на секунду нельзя было остаться одному, - сказал он. - Мы боролись за то, чтобы завешивать одеялом унитаз. Устраивали голодовку из-за того, что военные топтали, рвали, кидали в санузел Коран". Как сообщает РИА "Новости", узников, по словам Вахитова, держали в клетках площадью около двух квадратных метров, в которых находились лишь санузел и нары. Душ заключенным разрешали принимать два раза в неделю. Выходить на прогулку также полагалось дважды в неделю, на пятнадцать минут.
    Вахитов попал на базу Гуантанамо из Афганистана летом 2002 года и содержался там до февраля 2004 года, когда вместе с шестью другими гражданами России был выдан российским властям. В России с него были сняты все обвинения в причастности к терроризму.

    Мария СКАТОВА
    "Восточный экспресс" №115/26 (367) 30 июня 2005г


Опоздавшее 1000-летие

   На днях Институт истории РТ получил окончательный отказ от Академии наук республики на участие в конкурсе на Государственную премию РТ за 2005 год. Ирония в том, что институт претендовал на премию с научным открытием -1000-летием Казани - в год 1000-летия...
    У института не приняли заявку под предлогом того, что мэр города Камиль Исхаков задержал на полтора дня свои документы. Его вклад в этом открытии тоже есть, пусть не научный, но организационный. Всего в заявке значилось восемь человек - два петербуржца, мэр Казани и наши археологи. Потом мне сказали: нехорошо, что есть два петербуржца и нет вас - директора института истории. Убрали питерского коллегу и вписали меня. В ответ из академии пришло письмо: вы задержали подачу документов на полтора месяца, такая задержка неприемлема... И вообще, ваше открытие не может участвовать в конкурсе, поскольку не прошло апробацию. В данном случае, видимо, имелся в виду предстоящий праздник. С нашей легкой руки пятый археологический слой считается в России археологическим открытием, где бы он ни вскрылся. Мы доказали, что пятый слой - это 1000 лет, можно даже дальше не копать. И отделение истории РАН проголосовало за то, что пятый слой является научным открытием, а сама методика была рекомендована по всей России для того, чтобы более точно определять возраст городов. На это открытие есть положительные отзывы всех ведущих профильных российских институтов истории и археологии, не говоря уже об иностранных. Я не знаю, есть ли еще такие прецеденты. Какая еще нужна апробация? АН РТ все последние годы в годовых отчетах отмечает 1000-летие как главное свое достижение. Благодаря этому открытию столько миллиардов закачали в республику и в Казань! Если бы институт истории имел с этого процент, он был бы процветающей фирмой. Думаю, вокруг академии вообще сложилась очень странная ситуация. Ее недееспособность проявилась и в истории с премией. В год 1000-летия не дать ее за само открытие, считая, что не прошла апробацию, - по-моему, это выходит за всякие рамки.
    Наверное, нужно дождаться праздников. Если они пройдут без эксцессов, то апробация будет считаться успешной. И в 2006 году 1000-летие выдвинут на Госпремию... Непонятно, почему нужно отказывать в участии в конкурсе в этом году? Почему используется мелкий формальный предлог? Остаются странные ощущения по поводу этой премии. Сдается, реальная проблема в том, что мы каждый год выдвигаемся на Госпремию и у нас есть шанс каждый год ее получать. Институт истории в этом не виноват, у него такой стиль работы - сотрудничать с лучшими учеными мира. Получается, нам или не выдвигаться, или не работать? Нам говорят: вы в прошлом году уже получили Госпремию за книгу "Татары". А чем она плоха? В этом году мы выдвинули 1000-летие. А чем оно не достойно? Нам говорят: институт и так все время получает премии. Получает не сам институт, а коллектив, который работал над атласом или открытием. Там есть университетские, петербургские, московские, зарубежные коллеги. Мы, конечно, можем подавать заявки хотя бы через год, но проблема же не в этом. Пусть другие так же работают с учеными всего мира, будем конкурировать реально, в итоге поднимется вес науки. Мы в обиде не будем.

    Рафаэль ХАКИМОВ,
    государственный советник при президенте РТ по политическим вопросам
    "Восточный экспресс" №115/26 (367) 30 июня 2005г


Сабантуй - он и в Германии Сабантуй!

    Яркое солнце заливало своим золотым светом все окрестности и отражаясь в воде озера, тихо шелестели деревья, приветствуя гостей парка, а вокруг лилась татарская мелодия. Пришедшие в Литцензеепарк местные жители с удивлением смотрели на непривычное зрелище: на берегу озера творилось что-то невероятное. Ставился шест с платками, натягивались палатки, располагался буфет, устанавливалась аппаратуры, играли баян и аккордеон, бегали люди в незнакомых национальных костюмах с радостными, светлыми лицами. Так начинался в Берлине Сабантуй-2005.
    ...Гости начали прибывать в столицу Германии еще накануне. Приехали из Йены, Магдебурга, к ночи стали подъезжать из Касселя, Дармштадта, Баварии. Далеко за полночь приехал Бари Дианов из Франкфурта на Майне - лидер татар в западной части Германии, привезя с собой целую группу соплеменников. Утром прямо на майдан приехали соотечественники из Тюрингии, Гамбурга, Саксонии, Кёльна, пришли турецкие, немецкие, русские, азербайджанские, узбекские друзья. Уже крутились вездесущие репортеры с радио и телевидения, бегали операторы, журналисты с микрофонами только успевали брать интервью. Цветные шары украшали поляну, и на ветру гордо развевался флаг Татарстан рядом с прекрасно выполненным плакатом, посвященным Казани, над которым потрудились наши художники Джамиля Гергенредер и Михаил Устаев. А на деревьях красовались рисунки детей, также посвященные Сабантую, Татарстану и тысячелетней Казани.
    Организаторы праздника немного нервничали, так как всем хотелось, чтобы праздник удался. И вот над лужайкой понеслись звуки гимна Татарстана, затем воздух зазвенел от переборов баяна, зазвучали детские голоса, рассказывавшие на татарском языке стихи и певшие песни, посвященные Сабантую. Как и полагается, праздник проходил на двух языках: татарском и немецком. Посетители парка подходили, чтобы посмотреть, что же здесь происходит, и оставались, чтобы принять участие в задорных состязаниях, посмотреть на музыкальные номера, повеселиться вместе со всеми.
    Состязательную программу открыли дети, побежав в мешках. Потом их сменили взрослые. Не раз на деревьях лопались от взрывов хохота воздушные шары. Кто-то скакал словно кенгуру - метровыми прыжками, кто-то старался катиться кубарем как заяц, а иные, приноровившись, семенили мелкими шажками.
    Бег с яйцами в ложке - одна из любимейших забав, вот уж где умение аккуратно бежать пригождается! Видимо, очарованный одной из маленьких участниц с огромным бантом на голове, художник Михаил Устаев решил помочь ей в этом серьезном занятии, и приклеил яйцо в ее ложке клейкой лентой, так что маленькая озорница неслась по полянке как белочка.
    Смотреть без смеха на прелестные детские лица, измазанные катыком во время поиска монетки, просто невозможно. Вот этот возит нос и лоб по всей чашке, стараясь выловить вожделенный пятачок, а этот по грудь окунулся в белую массу, и ничего, что рубашка испачкана - главное, самому нравится. А третий оказался самый смышленный: пока его соперники старательно возили лицо в чашках, он просто за это время успел выпить половину катыка и поймать-таки денежку.
    Битье горшков - серьезное занятие: горшки нынче крепкие делают, и попасть по нему мало, надо еще и разбить его. Тут не было равных Равилю Закирову: он так огрел горшок палкой, что и от горшка, и от палки остались только воспоминания.
    Бег с коромыслами был не только интересным, но и достаточно экзотичным. В Германии давно уже не помнят, что такое коромысла и как они выглядят, тем больше было желающих попробовать здесь свои силы. Бегали не только женщины, но и мужчины. А победительницей оказалась очаровательная турчанка, кокетливо закутанная в нарядный платок: она не только грациозно пробежала с коромыслами, практически не пролив ни одной капли воды, но и опередила свою свекровь, которая была ее соперницей в этом виде состязаний.
    Резвые "иноходцы" вышли на старт. Сначала был пробный забег, разминали мышцы, наездники посматривали друг на друга с гордостью, каждый был уверен, что его "конь" самый лучший. Потом был финальный забег, и все "тулпары" пришли, дыша практически в затылок друг другу: это были папы со своими детишками на спинах.
    Много разных потех и забав было приготовлено для этого замечательного дня. Не менее интересной и замечательной была и культурно-развлекательная программа: наши девушки показали мастер-класс, станцевав татарский танец на подносах, дробно отбивая каблучками ритм, так что стоявшие рядом турки стали с удовольствием приплясывать. Фарида Рахимьянова, Ляйля Герасимова и Катя Пупышева лукаво и лихо отплясали "Вдоль по Питерской", Галия Амирова порадовала всех зажигательными узбекскими танцевальными мелодиями, маленькая турчанка Сельма очаровала турецким танцем, а Наиля Мукменова сорвала шквал аплодисментов, околдовав публику зрелищем арабского танца, выйдя еще потом на бис. Гузель Гурфинкель, уроженка Самары, проникновенно спела татарские песни - когда-то в Самаре Гузель пела в профессиональном татарском коллективе, принимала участие в конкурсах, и вот теперь ее голос зазвучал в Берлине. Настоящим сюрпризом для всех стало выступление на Сабантуе двух замечательнейших татарских музыкантов: Айдара Гайнуллина и Мусы Маликова. Оба музыканта раньше не были знакомы, и тем отраднее было, что берлинский Сабантуй-2005 не просто подружил этих славных ребят, но и дал возможность сыграть и спеть им дуэтом. Когда исполнялись всеми любимые народные песни, подпевал весь майдан: Кубэлегэм, Аерылмагыз, Былбылым и многие другие песни лились как бальзам на душу истосковавшихся по родине, по родному языку и родным мелодиям людей.
    Веселым дополнением к программе оказалась русская народная сказка "Репка" в театральной татарской интерпретации "Шалкан": рассказанная и показанная по-татарски с немецким переводом, она приобрела новый колорит и новое звучание.
    Не раз прозвучал вопрос, заданный местными жителями: "Когда будет еще раз такой праздник?" Смеясь, мы отвечали, что через год.
    После нескольких часов, проведенных на майдане, праздник татар на этом не закончился. После небольшой передышки все приехавшие в гости татары и берлинские хозяева праздника собрались в помещении турецкого центра, которое было любезно предоставлено для этой цели турецкими друзьями. На столах всех уже ждало угощение: родные, знакомые с детства запахи и названия блюд, кругом татарская речь, татарская музыка... веселились, пели, плясали от души, отбив все полы и каблуки, насмеявшись, наговорившись, перезнакомившись. Затаив дыхание, слушали татарские песни и мелодии в исполнении Айдара и Мусы, стихи Виктора Гергенредера - немца по крови, но истинного татарина в душе. Земфира Гизатуллина, доктор биологических наук, вышла на середину зала и сказала, обращаясь ко всем: "Великое дело было задумано и сделано: Сабантуй! Мы все здесь живем поодиночке, иногда не подозревая о существовании друг друга. Но душа просит родного, и здесь мы все собрались, перезнакомились. Как замечательно, что нас собрал Берлин на этот поистине великий татарский праздник, потому что никакой другой праздник не заставит татар собраться вместе, ехать за три девять земель, чтобы станцевать "Эпипэ", поесть эчпочмаков и спеть "Туган авылым". Давайте держаться вместе!"
    Разошлись все ближе к полуночи, но и после этого долго не могли успокоиться разбередившиеся души. Сабантуй закончился, но, уезжая домой, все думали уже о Сабантуе, который будет через год. И опять соберутся все вместе, приехав издалека...

   Венера Вагизова,
    Руководитель инициативной группы
    По проведению Сабантуя в Германии
    Берлин


Праздник без чак-чака
Как испортить Сабантуй

   Грандиозным зрелищем обернулся в этом году Сабантуй в парке "Крылья Советов" Авиастроительного района. Обширные парковые территории задействовали на все сто процентов. На месте любительского футбольного поля возле теннисного корта развернули майдан. Разноцветные таблички возвещали о множестве забавных конкурсов: "Достань монету из катыка", "Бег в мешках" и так далее. Дети столпились возле ведущих в надежде получить приз. Желающих побегать наперегонки, держа во рту деревянную ложку с искусственным яйцом, или в паре с привязанными друг к другу ногой, оказалось так много, что участников приходилось строго отсеивать. Я тщетно пыталась найти в многочисленных торговых палатках, расставленных по всему парку, изделия татарской кулинарии. На прилавках лежали только булочки, обычные коржики и кексы. Наше внимание привлекли разноцветные шатры возле аттракциона "Самолетики" от КАПО им. Горбунова. Увидев внутри огороженной площадки под навесом стол, где вокруг самовара стояли вазочки с густо обсыпанным сахарной пудрой хворостом, чак-чаком и другой выпечкой, я направилась к нему. Однако меня ожидало жестокое разочарование. Оказалось, что все эти вкусности не продаются. На моих глазах их снесли в отдельный закрытый шатер, видимо, для избранных, которые и наслаждались лакомствами.
    - Где же у вас национальная выпечка? - возмутилась я.
    - Посмотрите в шатре, - отрезала женщина, уносившая блюда со стола.
    В большом темно-синем шатре я, наконец, купила коробочку с хворостом и пошла в другой шатер за горячим чаем. Но выяснилось, что мужчина, стоящий передо мной, забрал последние пять одноразовых стаканчиков дымящегося напитка. Женщины по ту сторону прилавка объявили, что теперь ждать, пока закипит вода, придется очень долго - напряжение в сети маленькое. "Приходите к нам в КАПО, обслужим по полной программе, а тут уж не обессудьте", - добавили они, показывая на хитросплетения проводов, ведущих к плитке с чайником. Расположившись поблизости за столиком, мы решили ждать до победного конца. Люди подходили и, получая от ворот поворот, уходили ни с чем, кроме... солидного мужчины, с брюшком в костюме и при галстуке. Своим официальным видом он резко выделялся на фоне пестрой разношерстной толпы. Решив, по-видимому, что это важная "шишка", дамы решили не искушать судьбу и нацедили ему чаю. К сожалению, слишком силен в народе трепет перед чиновником, который, ободренный таким преклонением, и сам начинает считать, что ему все позволено.

    Евгения ЧЕРНОУСОВА
    "Восточный экспресс" №114/26 (366) 28 июня 2005г


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - сайт рассылки
Xacitarxan - Астраханские татары
Башкортстан татарлары
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
http://mubrik.tk - Татарские песни в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт
Сайт знакомств "Юлдаш"
Ырбишча авылы (Рыбушкино)
Барда районы. Пермь татарлары

Форум
Старый архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru
   
2003-2005, "Татарская рассылка"

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.tatarlar
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное