Две стаи голубей, черных и белых, взмыли вчера в небо в то мгновение, когда
впервые открылись двери мечети Кул Шариф.
Что символизировали выпущенные в небо птицы? То черное и белое, что было за
четыре с половиной столетия на месте, где теперь расположилось белокаменное
здание с минаретами.
Наверное, еще никогда Минтимер Шаймиев не говорил так много и глубоко о вере,
как в этот день. В ответ на вопрос прессы о том, насколько он сам является верующим,
президент Татарстана рассказывал о сложном отношении к религии в своей семье,
где были и потомки мулл, и убежденные коммунисты. Наверное, так было в советские
времена в большинстве семей, и потому многие люди живут между верой и безверием.
Что возьмет верх? Очевидно, что президент Татарстана свой выбор сделал: хотя
он и не знает, как правильно молиться (в чем президент признался журналистам),
но главное в своей жизни богоугодное дело он совершил. Всем ясно, что вчера
в Казани не просто была открыта самая большая мечеть в Европе - произошло событие,
несущее в себе гигантскую энергию исторической справедливости.
...Ярмарочная площадь стала заполняться ближе к половине одиннадцатого утра.
Меры безопасности были предприняты беспрецедентные - тем, кому посчастливилось
в этот день побывать в мечети, пришлось пройти кордоны с придирчивыми милиционерами
и металлоискателями, да и то при наличии пригласительного. С одной стороны,
это было похоже на очередную милицейскую репетицию 1000-летия Казани, а с другой
- исламская тема - один из главных нервов российского общества, и не факт, что
нет в стране людей, которым не хотелось бы омрачить праздник.
Перед самым открытием у мечети выстроились VlP-nepсоны: многие с удивлением
для себя увидели экс-президента Ингушетии Руслана Аушева, министра регионального
развития РФ Владимира Яковлева, приехал даже муфтий Талгат Таджутдин, как известно,
находящийся в неоднозначных отношениях с татарстанским духовенством. Мелькали
кавказские папахи, арабские платки.
Звучат речи на татарском, русском, турецком и арабском языках. Приехавший из
Москвы муфтий Равиль Гайнутдин награждает Шаймиева орденом совета муфтиев России.
Генеральный секретарь организации Исламская конференция Экмеледдин Ихсаноглу
называет новую мечеть звездой исламского мира и обещает рассказать о ней всем
единоверцам.
Когда людской поток наконец хлынул в мечеть, многие, войдя вовнутрь, останавливались
в изумлении. Убранство поражало не роскошью (ничего яркого и кричащего здесь
нет), а сдержанной величественностью. Главное украшение - 99 имен Аллаха на
стенах, имена всех пророков - от Адама до Мухаммеда, суры из Корана.
Мечеть, несмотря на свою величину, едва вместила людей, совершавших пятничную
молитву.
Увы, именно из-за большого количества желающих побывать в мечети многим пришлось
остаться на площади перед ней, а большинству созерцать действо на четырех видеоэкранах
на Ярмарочной площади. Бабаи в тюбетейках и бабушки в платках, несмотря на непогоду,
"приросли" к скамейкам, установленным напротив видеоэкранов.
Группа ярко наряженных женщин бойко общается между собой. "Мы из ЖКУ "Дубравная",
дворники, - говорит старшая. - Работу успели сделать рано утром, спешили сюда,
на открытие мечети!" Разговор поддерживает эффектная дама бальзаковского
возраста: "Знаете, я мусульманка. Открытие главной мечети республики расцениваю
как символ утверждения ислама здесь, в Татарстане".
Холод уже сковывает скулы. Но согревает речь Шаймиева: "После каждого посещения
храма, будь то мечеть или церковь, душа человека очищается". До меня доносятся
робкие аплодисменты. Так реагируют на выступление мальчишки, стоящие справа
от меня. "Я Марат, он - Ильгиз, - представляются они. - С преподавателем
арабского мы приехали из деревни Старые Какерли Дрожжановского района. Здесь
столько интересного..."
Из толпы доносится иностранная речь. Преподаватель КГУ немка Марион Скалл пришла
не случайно: "Я была во многих странах, но нигде не видела, чтобы в русском
кремле открывали мечеть. Это пример мирного сосуществования различных конфессий".
Кстати, менее чем через месяц такой же большой праздник будет и у православных:
21 июля после реставрации откроется Благовещенский собор.
Ринат БИЛАЛОВ, Наталья ВЯТКИНА
Кул Шариф в цифрах
Высота купола мечети - 39 метров
Высота минаретов - 57 метров
Площадь основания мечети - 22 на 22 метра
Самая большая люстра в мечети весит 1800 кг, в ней 300 лампочек
В конкурсе на лучший проект мечети участвовало 16 вариантов этого сооружения
Место для мечети выбирали 86 экспертов, направление на Мекку определяли астрономы
КГУ
Стоимость строительства мечети - более 400 млн. рублей
Свои пожертвования в строительство мечети, помимо организаций, внесли 35 тысяч
человек
"Восточный экспресс" №113 (365) 25 июня 2005
Сюда может прийти каждый
Что сказал Минтимер Шаймиев, открывая Кул Шариф
Уважаемые татарстанцы и гости нашей республики!
Сегодня здесь мы являемся свидетелями воплощения в жизнь
заветного желания нашего народа - воссоздания мечети Кул Шариф. Именно нам выпала
честь более чем через 450 лет соединить прерванную духовную нить истории нашего
народа. Девять лет назад, в феврале 1996 года, согласно указу президента Республики
Татарстан "О концепции сохранения, развития и использования ансамбля Казанского
кремля" здесь, на месте будущей мечети Кул Шариф, был торжественно заложен
памятный знак. Одновременно в том же указе было принято решение о реставрации
Благовещенского собора. Это был жест восстановления исторической справедливости
и согласия между религиями. В этом историческом деянии воплотился благородный
дух нашего народа.
От имени Государственного Совета, правительства Республики
Татарстан и себя лично рад приветствовать вас в Казанском кремле по случаю торжественного
открытия мечети Кул Шариф.
Это знаменательное событие в жизни многонационального народа
республики проходит в преддверии юбилея столицы нашей республики - Казани, история
которой бережно хранит память выдающегося общественного и религиозного деятеля,
имама мечети Казанского кремля Кул Шариф. Поэт, воин и мыслитель, сеид Кул Шариф
погиб, обороняя город вместе со своими учениками, дервишами и суфиями. В одной
из работ он написал: "Я не тот, который, повернувшись спиной, уйдет с поля
битвы". Он так и погиб, как писал, он не повернулся спиной, а стоял до
конца, защищая свою мечеть.
В том же году был объявлен открытый конкурс на лучший проект
возрождения мечети, победителями которого стали архитекторы Шамиль Латыпов,
Искандер Сайфуллин, Айвар Саттаров и Михаил Сафронов. Они учли исторические
свидетельства об облике мечети, мировой опыт, а также местные традиции. Благодаря
их труду мечеть органично вписалась в ансамбль кремля.
Своим появлением здание изменило не только градостроительную
композицию кремля и художественный образ всего исторического центра Казани,
но и обозначило поворот в сознании жителей Татарстана. Появление этого уникального
по своей значимости архитектурного сооружения в Казанском кремле позволяет по-новому,
более пристально и вдумчиво взглянуть на нашу историю, на наше духовное и материальное
наследие.
Мечеть Кул Шариф - это не просто мечеть и даже - не просто
главная мечеть столицы нашей республики. Это новый символ Казани и Татарстана,
притягательный центр для всего татарского мира. Это своего рода мост, соединяющий
через настоящее наше прошлое и будущее. Когда-то Кул Шариф писал:
Диво! Место увеселения в мире этот город Казань,
В мире нет больше такого города, дающего кров.
В мире нет нигде такого
цветущего города, как Казань.
В Казани еду-питье найдут всегда - таков он город
Вселенной".
Он и сегодня мог бы повторить свои стихи, увидев возрождающийся
кремль.
Мечеть Кул Шариф стоит рядом с Благовещенским собором, и
в этом есть глубокий смысл, связанный с чаяниями многонационального народа республики
жить в мире и дружбе. Они стоят рядом как символ взаимопонимания двух ведущих
конфессий страны. Храмы республики должны привлекать внимание не только своим
обликом, но и образованными имамами, священнослужителями, несущими свет веры
и оберегающими наши исконные традиции. Храмы важны как центры духовного сплочения
людей, нравственного воспитания молодежи. Если после каждого посещения храма
душа очищается, а нравственность укрепляется, значит, мечеть, церковь и другие
религиозные храмы превращаются в важное звено в становлении цивилизованного
демократического общества.
Мечеть Кул Шариф станет местом, куда может зайти любой человек,
интересующийся религией, чтобы, задав волнующий его вопрос, получить достоверный
и исчерпывающий ответ. Вместе с тем мечеть Кул Шариф - не рядовое место для
молитвы, а музейный комплекс, причем со своей спецификой. Наша задача - не только
показать историю ислама в республике, но его мирный, толерантный характер. Мечеть
Кул Шариф должна стать местом, призывающим людей к миру, спокойствию и взаимоуважению.
Она должна стать исламским музеем мира.
Строительство мечети стало поистине всенародным делом и прежде
всего я хотел бы отметить вклад жителей села, которые первыми сделали свой весомый
взнос зерном. В народе хлеб всегда считался святым, и его дали на святое дело.
Это очень символично. Мечеть трудно было бы построить без помощи Татнефти и
других организаций и предприятий, пожертвований частных граждан, а также ряда
иностранных государств: Иран подарил ковры, Арабские Эмираты сделали денежное
пожертвование, Турция участвовала в строительстве мечети. Все, кто внес свой
посильный вклад, их имена будут увековечены в памятной книге "Изгелек".
Хотел бы выразить особую благодарность также строителям и сотрудникам фонда.
Убежден, что каждый из вас достоин самой высокой похвалы, земного и небесного
воздаяния.
Дорогие татарстанцы! Уважаемые гости! От всей души поздравляю
вас со знаменательным событием - открытием воссозданной мечети Кул Шариф! Надеюсь,
что будущая судьба мечети окажется счастливой, ибо с ними в нашу жизнь возвращается
вера, крепнет дух нашего народа и на земле воцаряется милосердие.
Желаю вам крепкого здоровья, душевного спокойствия и непоколебимости
веры. Пусть наша мечеть своей духовной силой, светом веры притягивает к себе
народ, а ее слава как центра мира, дружбы и науки распространится далеко за
пределы Татарстана. Верю, что так оно и будет!
"Восточный экспресс" №113 (365) 25 июня 2005
Мотивы любви в трактовке Тинчуринского театра
Последние прогоны нового спектакля идут в эти дни в театре драмы и комедии им.Тинчурина.
Знаменитую "Легенду о любви" по пьесе турецкого поэта и драматурга
Назыма Хикмета ставит главный режиссер театра Рашид Загидуллин. Премьера назначена
на 29 июня - и она станет прощальной точкой в нынешнем театральном сезоне тинчуринцев.
Тема любви из тех, о которых говорят - стара как мир. И было бы удивительно,
если бы татарский театр с его огромной силой эмоционального воздействия на людей
не посвятил этому чувству за свою многолетнюю историю десятки замечательных
спектаклей. Не исключение - Тинчуринский театр. За последние десять лет здесь
не было ни одного сезона, чтобы в репертуаре не значилось несколько спектаклей,
в которых влюблялись, расставались и вновь встречались бы любящие и любимые.
Но в этой летописи постановок о любви нынешняя премьера Татарского театра драмы
и комедии, вероятно, займет особое место. Причиной тому, думается, не только
имя Назыма Хикмета, олицетворяющее собой и тонкую философию Востока, и изысканные
сюжетные коллизии, и прекрасный поэтический слог. Произведение уже отмечено
звездными именами театральных режиссеров, ставивших его и на балетной сцене,
и на оперной. А это накладывает определенную ответственность на постановщика.
- "Легенда о любви" - материал многослойный, - объясняет свой выбор
режиссер Рашид Загидуллин.- Тем интереснее было за него браться. В пьесе заложено
раздумье о сущности жизни, смысле и нравственном богатстве чувства любви. Любовь
преподносится автором не только как любовь мужчины к женщине, но и к родине,
к родному человеку. Назым Хикмет заложил в свое произведение, как минимум, три
мотива, каждый из которых очень важен: мотив самопожертвования в любви, мотив
соперничества и мотив приоритета социального - "служения народу" -
над личным счастьем.
Магия театра переносит нас во дворец шаха Селима, где и разыграется полная трагических
перипетий драма. Прекрасной дочери шаха Мехмене Бану предстоит решить: сможет
ли она во имя спасения жизни своей сестры пожертвовать собственной красотой.
Перед нами богатейшая гамма переживаний - и слезы беспомощности, и ужас бессилия,
и трепетное отношение к больной Ширин, и внезапные вспышки гнева. Мехмене решается
на жертву, превращаясь в один миг в безобразную и нежеланную. "Ты умеешь
любить, дочь шаха Селима..." -говорит о ней Незнакомец. Казалось бы, завязка
сюжета вполне сказочная, а значит, в какой-то степени условная, но проблемы,
которые встают перед героями, вполне реальные и не ограниченные рамками исторической
эпохи. Это и делает драму Назыма Хикмета близкой и понятной для нас, живущих
сегодня.
Сохранить аромат поэтического языка Хикмета - такая непростая задача стояла
перед Луарой Шакирзяновой, которая сделала, на взгляд Рашида Загидуллина, удачный
перевод пьесы на татарский язык. Надо сказать, слово в новом спектакле тинчуринцев
играет особую роль, поэтому режиссер пригласил для работы с актерами над текстом
консультанта-репетитора по художественному слову из театрального училища.
Оригинальны и красочны выполненные художником Наилей Кумысниковой костюмы, в
которых отразилась и средневековая эпоха, и современные тенденции. Такой же
органичный синтез характерен и специально написанной для спектакля Ченгизом
Абызовым музыке. Что касается актерского ансамбля, оценку ему, видимо, даст
зритель. Но уже на репетициях было видно, что задействованные в спектакле артисты
(а это в основном молодежь труппы) буквально захвачены высоким романтическим
духом пьесы.
Резеда ДАУТОВА
"Восточный экспресс" №113 (365) 25 июня 2005
Красуется Казанский кремль на почтовых марках и конвертах
Не раз и не два запечатлевался на знаках почтовой оплаты главный
архитектурный памятник Казани.
Первый раз в июне 1970 года, когда отмечалось 50-летие образования Татарской
АССР и Министерство связи СССР выпустило почтовую марку. На ней были изображены
герб республики и здание правительства (ныне президентский дворец). До 1917
года в нем располагалась резиденция казанского губернатора. Построенное в псевдовизантийском
стиле известным архитектором Тоном (автором Большого Кремлевского дворца в Москве)
в 40-е годы XIX века, это здание стало первым кремлевским объектом, появившимся
на почтовой марке. Только через 10 лет в связи с 60-летием ТАССР на марке среди
других символов Казани была изображена Спасская башня.
Самым интересным памятником кремля, несомненно, является башня Сююмбике, взметнувшаяся
ввысь на 57 метров и придающая силуэту города особый колорит. Недаром она используется
как архитектурная эмблема Казани. Это стройное семиярусное сооружение невольно
привлекает взор соразмерностью и гармоничностью линий. Башня интересна еще и
тем, что от первоначального положения она с годами отклонилась более чем на
полтора метра, и сейчас это седьмая падающая башня в мире после знаменитой Пизанской.
В начале XX века архитектор Щусев, строивший Казанский вокзал в Москве, использовал
ее пропорции.
В 1953 году почтовая служба СССР начала выпуск художественных маркированных
конвертов, и один из них (№88) в 1955 году открыл список выпусков, посвященных
не только Казанскому кремлю, но и столице республики. Этим изображением стала
башня Сююмбике (а на почтовых марках она появлялась дважды уже в российские
времена - в 2000 и 2005 годах). С тех пор не раз выходил в свет не один десяток
конвертов с видами столицы Татарстана и многие из них - с видами кремля. К 1000-летию
Казани Министерство связи России выпустило четыре конверта, на которых изображены
мечеть Кул Шариф, Благовещенский собор, Тайницкая башня, панорама Кремля со
стороны реки Казанки. Сюда же можно отнести и еще одну эмиссию, конкретно не
связанную с нашей республикой. В 1974 году 200-летию Крестьянской войны Емельяна
Пугачева почта СССР посвятила марку и два конверта, и на всех как фон - силуэт
Казанского кремля.
Рашит ЗАРИПОВ
"Восточный экспресс" №113 (365) 25 июня 2005