Игнорирование инцидентов, особенно тех, которые классифицируются как «низкоприоритетные» или «неподтверждённые», может показаться оправданным шагом ради сохранения ресурсов. Однако отсутствие реагирования — это путь к накоплению технического долга в области ИБ. Каждый необработанный инцидент — это потенциальное окно для злоумышленника, упущенный шанс выявить сложную целевую атаку, ослабление нормативного и аудиторского контроля, повышение риска репутационных и финансовых потерь. В условиях растущего количества источников главная задача — не отказаться от реагирования, а сделать его управляемым, масштабируемым и автоматизированным. Современные инструменты позволяют минимизировать участие человека в рутинных процессах реагирования. Вот как это реализуется:
AM (Asset Management) в составе решений Security Vision позволяет построить ИТ-ландшафт и определить цели для первостепенного реагирования на основе ресурсно-сервисной модели. Такая модель не только строится по принципам ITAM/CMDB (поиск ИТ-активов и инвентаризация с управлением), но и учитывает бизнес-сущности и требования компаний для помещений, поставщиков, информационных систем и процессов.
SOAR-платформы (Next Generation Security Orchestration, Automation and Response) позволяют автоматически анализировать контекст события (локализация, принадлежность пользователя, тип активности), выполнять действия (блокировка IP, изоляция узла, уведомление, постановка в тикет-систему).
Сценарии реагирования или простые регламенты с автоматизированными скриптами (на Power Shell, Bash, Python) выполняют стандартные действия по заранее утверждённому сценарию. В рамках Security Vision SOAR такие плейбуки собираются динамически в зависимости от источников, доступных СЗИ, окрестности киберинцидентов.
При этом для ИБ-команды сохраняется принцип: «меньше не значит слабее». Небольшая команда может быть эффективной при условии централизации информации (в одном окне, по модели single pane of glass с helicopter view), автоматизации корреляции, фильтрации и приоритизации, интеграции с CMDB и ITSM (или встроенные SD) и использования облачных сервисов и MSSP (Managed Security Services), если нет ресурсов для поддержки собственной инфраструктуры. Так, например, AM, SOAR и TIP Security Vision имеют самое большое покрытие по провайдерам услуг.
Отдельное внимание в реагировании стоит уделить решениям класса EDR (или компоненту в составе Security Vision SOAR), который позволяет расширить возможности стандартного аудита ОС за счёт перехвата системных событий (перехват осуществляется через хуки пользовательского пространства на хостах, а также на уровне драйвера ядра как Windows, так и Linux) и проактивной блокировки (которая автоматически останавливает недоверенные приложения при попытке выполнения опасных операций). Стоит подобрать систему так, чтобы она легко интегрировалась с другими СЗИ, например, для отправки подозрительных файлов в песочницу (такие интеграции через конструкторы, например, можно выполнять даже без участия вендоров).
ИИ — НЕ ТРЕНД, А ИНСТРУМЕНТ
Третий шаг в эффективной защите с уменьшением действий по реагированию — анализ больших данных. Применение ИИ — не просто тренд, а инструмент, освобождающий аналитиков от рутины и помогающий не пропустить ни единой попытки взлома. Поведенческие модели на основе машинного обучения позволяют вычленять настоящие аномалии (UEBA) и подавлять «шум» (это снижает объём инцидентов, требующих внимания вручную), а использование TIP поможет вовремя сверяться с базами IOC и проводить анализ киберугроз. Представьте: небольшая компания получает тревогу о возможном фишинге. SOAR-система сверяет отправителя с известными фидами, находит подтверждение и блокирует домен в почтовом шлюзе без участия специалиста.
Рассмотрим, как эти этапы на самом деле работают в компаниях разного масштаба:
Компании с ограниченными ресурсами (один-два аналитика, иногда совмещающих функции ИБ и администрирования) физически не могут обрабатывать весь объём поступающей информации. Возникает вопрос: а нужно ли вообще реагировать на каждый инцидент? Security Vision предлагает использовать такие системы совместно либо за счёт внедрения единой платформы для интеграции систем от различных вендоров, либо как модули в рамках собственной экосистемы, в которой, например, модуль NGSOAR (Next Generation Security Orchestration, Automation and Response) имеет встроенные SIEM-и EDR-компоненты, а модуль UEBA отвечает за поиск аномалий в активности пользователей и устройств. Всё это работает так, чтобы обнаружение было автоматизировано на максимум, а технологии ИИ использовались для снижения ложноположительных срабатываний и анализа инцидентов для быстрого подбора подходящего вердикта.
Компании с большими ресурсами для обнаружения инцидентов сталкиваются с другой проблемой — недостаточной эффективностью коммуникации внутри команды или сложностью согласований и передачи ответственности. На этот случай продукты Security Vision не только выполняют роль тикетинг-системы, но и включают чаты как внутри команд, так и с ML-инструментами (LLM-модели всё чаще используются как способы обогащения данными и поиска советов «что делать»). Встроенные внутренние ИИ-помощники и интегрированные в решения GhatGPT, YangexGPT, DeepSeek и другие внешние инструменты обеспечивают возможность анализа данных в рамках единого окна.
СОВЕТЫ ОТ ЭКСПЕРТОВ
В завершение статьи приведём ещё несколько советов от экспертов:
Не пытайтесь обрабатывать всё — внедрите приоритизацию, так как в реальности до 95% событий ИБ — ложные срабатывания или низкоуровневые аномалии.
Внедрите систему классификации инцидентов по критичности (например, CVSS + бизнес-значимость). Необязательно реагировать на всё, нужно реагировать на важное.
Автоматизируйте всё, что повторяется: обогащение инцидентов (IP reputation, геолокация), уведомления и маршрутизацию тикетов, типовые действия (блокировка IP, изоляция хоста, отключение учётки) и сценарии реагирования.
Упростите мышление через стандарты и шаблоны, разработайте простые сценарии (или чек-листы) для 5–10 типовых инцидентов или внедрите SOAR с динамическими плейбуками.
Учите не только ИБ-специалистов, но и пользователей (осведомлённые сотрудники — первая линия защиты) при помощи внутренних рассылок и симуляций атак (например, фишинга).
Централизуйте логи (даже в Excel, если нет возможности использовать SIEM/SOAR), введите базовый журнал инцидентов (интегрированный или хотя бы в таблице), с ключевыми полями. Системность важнее идеала: лучше простая таблица, чем хаотичная переписка в Telegram.
Интеграция лучше, чем новая покупка, часто можно добиться результата за счёт интеграции уже имеющихся систем (почтовый шлюз + SIEM, антивирус + UEBA, AD + CMDB и т. д.).
Рассмотрите MSSP или облачные SOC, если невозможно выстроить внутреннюю ИБ-функцию. Не бойтесь делегировать, современные MSSP предлагают реагирование 24/7, доступ к TI и аналитикам, гибкие ценовые модели (по инциденту, по подписке), что особенно эффективно для малого бизнеса и стартапов.
Делайте постанализ инцидентов хотя бы один раз в месяц, чтобы понять не только «что произошло», но и почему и что изменить (простой формат: что произошло, почему не отреагировали раньше (если поздно), какие выводы, какие изменения внести). SV SOAR предлагает для этого встроенных ИИ-помощников, ведь регулярный постмортем даже для одного-двух инцидентов в месяц — колоссальный рост зрелости ИБ.
Реагирование — это не «героизм по звонку ночью», а управляемый процесс, который должен масштабироваться, быть воспроизводимым и прозрачным, а главное — жить без «звезды»-аналитика.
Реагировать нужно, но — по-умному.
Отказ от реагирования сегодня — это высокий риск взлома завтра. Однако реагирование не обязательно означает сотни часов рутинной аналитики. Благодаря автоматизации и новым подходам даже команды из одного-двух человек могут выстроить эффективную модель реагирования и защитить компанию от большинства угроз. Вопрос не в том, реагировать или нет, а в том, как сделать реагирование доступным и устойчивым при любых ресурсах.
Реклама. ООО «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ», ИНН: 7719435412, Erid: 2VfnxyEKFUC