Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Кто такой настоящий лидер в современном обществе? Интервью Павла Вербняка с Михаилом Молокановым.



Кто такой настоящий лидер в современном обществе? Интервью Павла Вербняка с Михаилом Молокановым.
2015-07-09 07:35 Павел Вербняк

Кто такой настоящий лидер в современном обществе?

 

Сейчас множество людей задается вопросом — как стать лидером? Темой для интервью послужил личный путь становления лидером Михаила Молоканова, успешного бизнес-тренера, а ныне HR директора Группы Компаний «НМЖК». С одной стороны, кажется, что каждый может стать лидером, стоит только приложить усилия, с другой стороны – мало кто знает, с чего нужно начинать, как изменить стереотипную систему мышления. Никто не будет спорить, что лидерство — важный навык для людей, работающих в сферах, которые напрямую взаимодействуют с людьми.

 

Павел Вербняк: Михаил, доброе утро. Вы признанный эксперт по лидерству, автор книг, бизнес-тренер со стажем. Расскажите, как Вы к этому пришли? Как Вы стали тем, кем являетесь сейчас?

 

Михаил Молоканов: Уже в школе мне была интересна психология. Я читал книги (в том числе и университетские пособия), проводил социально-психологические эксперименты на своих одноклассниках, чтобы сделать их совместную работу более эффективной. Но, опять же, из книг, я понимал, что интерес к психологии может быть возрастным. Поэтому выбрать ее как профессию будет не надежно в силу внутренних причин. Любовь к математике была, несомненно, бескорыстной, поэтому я пошел на математику. Я все равно продолжал заниматься психологией. На старших курсах психологи пригласили меня помогать обрабатывать тесты. Я ассистировал им проводить тренинги. Потом стали приезжать зарубежные специалисты с разными тренингами, я их стал переводить. Через какое-то время обнаружил, что я один перед группой и мне никто не нужен.

 

Павел Вербняк: Какая Ваша любимая тема? Только ли лидерство или Вы обучаете компании, людей по другим направлениям?

 

Михаил Молоканов: Любимая тема та, которой я занимаюсь сейчас. То, во что выкладываюсь, то и любимое. В разные моменты жизни это могут быть и навыки презентации, публичного выступления. Что угодно. Если ты вложился в эту тему, то она остается одной из любимых. В целом, как у бизнес тренера, у меня специализация не по темам, а по аудитории. Моя аудитория — собственники, топы.

 

Павел Вербняк: Каждый ли может стать бизнес-тренером? Или это дано не всем?

 

Михаил Молоканов: Если только проводить тренинги, то может стать каждый. Дальше вопрос: кто и сколько на этом будет зарабатывать.

 

Павел Вербняк: Вы много обучаетесь: в России, за рубежом. Кто в наибольшей степени повлиял на ход Вашего развития? Вы можете назвать учителей, наставников, повлиявших на Ваше мировоззрение?

 

Михаил Молоканов: На мое мировоззрение повлияли родители, бабушка с дедушкой. Сильное влияние оказал мой научный руководитель кандидатской диссертации, Николай Александрович Аминов. Именно ему я стал ассистировать в проведении тренингов. Но и, как говорится, любой прохожий может стать вашим учителем. Проходите осознанно через взаимодействие с людьми, не бойтесь конфликтов – учителей будет много. Первый бизнес-тренер, который оказался мне очень близким и запал в душу, сочетал в себе здравый ум, структурированный подход и способность заинтересовать аудиторию – Керк Ректор (Kirk Rector).

 

Павел Вербняк: Есть много исследований, что важно иметь цели и люди, которые их записывают, достигают значительно больших результатов. Сразу ли Вы поняли, чем хотите заниматься, были ли у вас цели? Что Вас движет вперед?

 

Михаил Молоканов: На самом деле, таких исследований мало и сложно найти ссылку на первоисточник. Любые исследования в этой области требуют перепроверки. Часто оказывается известно, что условия проведения соблюдались не так точно, как должны. Например, известный эксперимент, когда испытуемых разделили на группы заключенных и тюремщиков и стали проявляться страшные вещи, оказался проведен “нечисто”. Проводящий эксперимент вмешивался и подсказывал тюремщикам, как вести себя по отношению к заключенным.

Да, наша психика работает так, что если хорошо представить конечный результат, то его легче будет достичь. Достаточно сконцентрироваться на цели, и тогда наше сознание сконцентрируется на выполнении именно этого, отсекая все лишнее. Так работает наш мозг. Но в этом таится и опасность — когда мы сильно сосредотачиваемся на одном предмете, мы перестаем замечать остальное происходящее вокруг. Именно поэтому мультизадачность не эффективна. Цель — это описание конечного результата. Если вы точно знаете, чего хотите добиться, то вам действительно будет легче достигнуть ее.

Но если просто поставить цель, которую вы никогда не достигали, и от ее постановки вас колбасит, то толку будет мало. Возможно, вам придется продумать задачу. Задача — это последовательность шагов и необходимые ресурсы для достижения цели. Формулировка только цели хороша при достижении незначительных результатов. Когда вы ставите запредельную цель, вас начинает колбасить. Из-за этого становится еще труднее ее достичь. Если вас колбасит, нужно продумать задачи.

На самом деле, есть много успешных людей, которые не волнуются по поводу цели. Иногда спрашиваю собственника, как он достиг такого результата, и в ответ получаю: “Так пошло, открыл один магазин, он оказался прибыльным, и я открыл второй. Потом третий. А потом создал логистический центр…” или “не было у меня цели, надо было чем-то заниматься”. Теперь этот человек известен всем.

Другого спрашиваю, как вы добились успеха? И он говорит не о задачах, а об эмоциональных состояниях. “А мне прикольно было”. Кто-то говорит о ценностях: “мне не важно было чем заниматься, хотел что-то хорошее сделать, а из этого бизнес получился”. У меня тоже нет и не было особых целей.

Что касается меня лично. Конечно, иногда я планирую. Но в целом. я выбираю из того, что нравится делать то, за что я могу получить больше денег. Но мне, действительно, многое что нравится. Так что выбор есть.

Это беда молодого поколения — многие не знают, чего они хотят, что им нравится. А мне нравится и перед аудиторией выступать, и научные исследования проводить, слушать людей, помогать им развиваться, открывать то, что они сами о себе не знают, достигать чего-то. Другой вопрос, что в этой сфере тоже надо совершенствоваться. Надо развиваться.

 

Павел Вербняк: У каждого на пути к достижению результата возникают какие-то сложности, неудачи. Были ли у Вас они? Какие Вы можете назвать самые запоминающиеся? Как Вы относитесь к сложностям, трудностям, проблемам?

 

Михаил Молоканов: Слово «неудачи» появляется, когда у вас есть жесткая цель. Если ее нет, то неудач не бывает. Когда ты живешь ценностями, ты можешь найти способ реализовать их по-другому. Есть замечательный подход, как действовать, если что-то случилось. Посмотрите все возможные объяснялки этому. При этом важно не зацикливаться на пессимистичных объяснялках, не разрушать себя. Настоящий оптимист не тот, кто думает, что все будет хорошо. Это идиот, а не оптимист. Оптимист — это тот человек, который в каждой ситуации находит, где была доля его успеха. Если произошло что-то плохое, он не накручивает всю вину на себя. Вот это оптимист. Потому что про будущее мы ничего сказать не можем, оно непредсказуемое. Если вы пытаетесь прогнозировать будущее, вы идиот. Или ловкий мошенник. Поэтому единственный способ успеха в работе с проблемой — это поисковая активность. У вас должно быть ощущение, представление того, чего вы хотите. Оно должно быть достаточно размытым. А дальше вы пробуете пути его достижения. Отслеживаете, что происходит, и вовремя отказываетесь от того, что вас не устраивает.

Если вы жестко концентрируетесь на какой-то цели, подчиняете ей свою жизнь, что будет, когда вы ее достигнете? Депрессия и все остальное. Именно поэтому многие люди не могут уйти из бизнеса. Они ставили цель, достигали ее. И что? Карфаген должен быть разрушен, Москва — захвачена. А дальше что? Жизнь закончилась? Нет, она продолжается. Но для этого вы должны быть более сложным человеком, чем достигатель цели.

Достигатель цели — примитивный человек. Вижу цель — вперед. Но, наверное, в этой жизни существует что-то большее. Все наставления по целям и разговоры — очень манипулятивная штука, чтобы большие корпорации крупных фирм управляли людьми. В корпорациях нужно контролировать, а по задачам особо не проконтролируешь. По эмоциональному состоянию — это надо быть суперпсихологом и много разговаривать с людьми. Это скучно. По ценностям тем более. Надо быть очень внимательным к людям. По целям проще всего контролировать. Иногда люди с гордостью говорят: “Я достигаю цели. Я достигаю цели”. Поздравляю, вы попали в матрицу. Вами будет очень легко управлять.

 

Павел Вербняк: Михаил, Вы очень востребованы в своей профессии, ездите, путешествуете. Как проходит Ваш обычный день: рабочий, вне работы? Есть ли у Вас привычки, повторяющиеся ритуалы, которые Вы делаете изо дня в день?

 

Михаил Молоканов: Я ночью стараюсь поспать хотя бы полтора часа. Все ритуалы очень банальны: я чищу зубы, принимаю периодически витаминки. Я стараюсь физически подвигаться: йога или просто руками помахать. Все на уровне здравого смысла. Ничего особенного. Иногда я активно работаю, иногда бездельничаю. Иногда и читаю. Иногда с интересом смотрю фильмы. Иногда тупо смотрю фильмы. Все что угодно. Общаюсь с близкими. Никакой системы.

 

Павел Вербняк: Каким чертами должен обладать бизнес-тренер? Что необходимо, чтобы стать успешным, востребованным, как Вы?

 

Михаил Молоканов: Как я? Моими чертами. Бизнес-тренер — это не профессия, успешным можно стать с самыми разными чертами. Другое дело, если человеку стремно выдерживать взгляды других людей на себе. От него потребуется больше усилий. Но это не значит, что он не станет успешным бизнес-тренером. Если вдруг возникла фантазия стать бизнес-тренером, то нужно сперва пообщаться с другими, с наставниками, выяснить все про эту профессию, поучится, попробовать это делать, узнать, что не получается. Если не пойдет, то пробовать себя в других сферах.

 

Павел Вербняк: Если была бы возможность стать опять двадцатилетним Михаилом Молокановым, стали бы вы делать что-то по-другому? Как бы происходила Ваша жизнь, если бы вы тогда знали то, что знаете сейчас.

 

Михаил Молоканов: Есть два момента. Есть действительно серьезные события. У меня был неуспешный первый брак. Вымученные отношения и брак быстро закончился. У меня замечательная дочка от него. В этом плане я рад. Если бы я вернулся в то время, то я знал бы, что и чем закончится. Но, обладая нынешними знаниями, я прекрасно понимал бы, что я все равно вляпался бы в подобные отношения или во что-то другое. Если бы я не прошел через этот болезненный эмоциональный опыт, я не окреп.

 

Павел Вербняк: Какие черты характера вы цените в себе и в людях?

 

Михаил Молоканов: Черты характера я не ценю в себе никакие. Я ценю стремление к осознанности. Мне приятно работать головой, сознанием.

 

Павел Вербняк: Хорошо, можно переформулировать. Что вы цените в себе и в людях?

 

Михаил Молоканов: В себе я ценю осознанность. Опять же, надо понимать, что такое “ценю”. Ценно для чего? Мне нравится моя осознанность. А может это такая психологическая защита от очень глубоких, эмоциональных проблем. Поэтому для меня это ценно. В других людях я особенно ничего не ценю. Зависит от того, что у меня с этим человеком. Я могу сказать, что я ценю в конкретном человеке. Я ценю в себе непривязанность к обстоятельствам. Все относительно.

 

Павел Вербняк: Вы отдельно остановились на осознанности. Что такое осознанность в Вашем понимании? Были ли Вы рождены с этим качеством или его можно натренировать?

 

Михаил Молоканов: Конечно, его можно натренировать. Для меня осознанность — понимание разных сторон в контексте. Осознание происходящего. Осознать причины поведения других людей, подумать об этом. Подумать о своей роли в этой ситуации, что мной движет.

 

Павел Вербняк: Михаил, заключительное слово. Вы можете дать совет людям, которые только начинают свой путь и не понимают, что еще надо, чем они хотят заниматься. Просто заключительное Ваше слово.

 

Михаил Молоканов: Пробуйте. Просто пробуйте. Работайте над собой с точки зрения понимания, что именно ваше. Если вы умный, то идите по карьере умного. Если красивый — то по карьере красивого. Хорошо поработайте с психотерапевтом, приведите себя в порядок, чтобы более осознанно и полноценно реагировать в жизни.

Если совсем глобально, помните, что единственный ваш актив — это дети. Дом, машина, работа- все можно потерять. Оставайтесь в контакте со своими детьми. Вы должны быть примером социального интеллекта для них, потому что все остальное они могут сами найти в интернете. А без взаимодействия с людьми в современном мире крайне сложно проявить сильные стороны.

 

Павел Вербняк: Михаил, спасибо большое за искреннюю беседу. За то, что поделились своими мыслями, опытом, со мной и нашими зрителями и читателями. Я еще раз вас благодарю. Мы созвонились в 6 утра, вы так рано встаете и много делаете. Это каждый раз Вы так встаете утром или какие-то задачи нужно сегодня решать.

 

Михаил Молоканов: Сейчас я работаю директором по персоналу группы компаний, это около 4000 человек. Без пятнадцати восемь за мной приходит машина, чтобы везти меня в офис, поэтому ложусь я пораньше и встаю тоже раньше.

 

Павел Вербняк: Успехов Вам и до новых встреч!

 



В избранное