Рассмотрим как использовать в работе Видение и кто формулирует егов организации.
Если в организации поставлена система стратегического планирования, то вопрос решается процедурно. На стратегических сессиях последовательно проводится ситуационный анализ, формулируются цели и разрабатываются стратегии. Формулирование видения является одним из этапов цикла планирования. Все формализовано в регламентах.
Но в большинстве компаний отсутствует стратегическое планирование. Кто должен взять на себя функции по выработке видения, формулированию стратегических целей и разработки стратегии.
Инициатором может быть маркетолог, кто-то из ТОП менеджеров или сам владелец бизнеса. Важно начать.
Любое изменение в организации проходит в насколько этапов, первый этап – это когда начинают говорить о необходимости что-то менять, затемпоступают предложения - что необходимо сделать, на этом этапе еще не сформирована критическая масса мнений, поддерживающих изменения. Инициатора не должно это останавливать, gродолжайте, поскольку наступит следующий этап – когда Вас поддержат и возможно Вы возглавите этот процесс.
Видение на уровне подразделения. Бывает полезно сформулировать видение на уровне подразделения, которое может сформулировать линейный руководитель компании. Каким должно стать Ваше подразделение в перспективе. Оцените сегодняшнее состояние – определите желаемое.
Умение оценить сегодняшнее состояние, подвести итоги, наметить цели и определить пути достижения – в этом и состоит стратегический подход. А откуда возникают цели мы уже знаем, - из видения.
Видение возможно формулировать и для себя лично. Как Вы видите себя в будущем. Но это отдельная тема – к ней я вернусь в последующих выпусках.
Таким образом мы определили кто может инициировать процесс формулирования видения. Как происходит сам процесс ?
1. Оценка текущего состояния. Опишите сегодняшнее состояние впараметрах:
- динамика продаж, темпы, доля рынка
- рентабельность, показатели прибыли
- география продаж
- структура клиентов
- структураканалов сбыта
- товарная структура
- результаты опросов (известность, узнаваемость и тд)
Сделайте это за некоторый период, например за последние 2-3 года. Важно увидеть тенденцию, динамику развития Вашего бизнеса.
2. Оценка текущего состоянияв сравнении с Вашими целями, которые Вы ставили.
Можно просто зафиксировать текущий результат, но правильнее было бы сравнить достигнутый результат с поставленными целями. Степень приближения к целям – свидетельство правильной стратегии.
3. Сформулируйте желаемое будущее состояние, это и будет Вашим видением.
Можно формулировать в рамках тех же параметров, что Вы оценивали в текущем состоянии. Но это могут быть и другие параметры, которые Вы считаете важными для Вашего бизнеса (например, тот же самый формат бизнеса, который мы рассматривали во втором выпуске). Иногда это капитализация бизнеса, масса прибыли, отдача на активы и т.д.
Помимо количественных показателей в Вашем видении должны присутствовать и качественные показатели – в отношении Ваших сотрудников, положения компании на рынке, имиджа и т.д.
В общем и целом это должна быть картина – каким мы хотели бы видеть свой бизнес, свою компанию в будущем. Конкретный набор показателей (количественных и качественных) Вы должны определить сами.
Иногда возникает вопрос – необходимо ли учитывать при формулировании видения – рыночные возможности и возможности компании. Должен ли предшествовать этапу видения – этап анализа рынка ?
На мой взгляд: видение - это мечта. Пытаться формулировать мечту исходя из возможностей на рынке или ограничений в самой компании – видимо не совсем верно. Если есть мечта, то мы можем сами формировать рынок. Если есть мечта, то ограничения в компании не могут быть помехой, мы намечаем пути как избежать этих ограничений.
Вот при разработке стратегий необходимо учитывать и возможности и ограничения (в меньшей степени), но при формулировании мечты – не может быть ограничений.
Организовать этот процесс можно в виде рабочей группы, в состав которой входят ключевые менеджеры. Дайте себе возможность поразмышлять о будущем, просто пофилософствовать, создайте соответствующую атмосферу.
Зафиксируйте Ваше видение на бумаге, - это важный момент. Мысль не изложенная на бумаге – мыслью не является. В дальнейшем Вы будете сверять развитие компании с изложенным на бумаге, дополнять, корректировать.