Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Коучинг. Дистанционный курс.

  Все выпуски  

Коучинг. Дистанционный курс. Выпуск 3.


Доброго времени суток, друзья!


Сегодня мы поговорим о Базовых положениях и принципах коучингового подхода.

БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ КОУЧИНГОВОГО ПОДХОДА

  • Нет людей неправильных или сломанных. Все люди действуют правильно, добиваясь того, к чему они стремятся в данный момент.

    И это ОЧЕНЬ ВАЖНО! Коучинг не является психотерапией или психологическим консультированием. Коучинг - это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг даже не учит, он помогает учиться!

  • У людей уже есть все необходимые им ресурсы.

    У нас есть всё необходимое для того, чтоб решить любой вопрос, справиться с любой ситуацией (заметьте, не проблемой!). Нам НИКОГДА не дается проблемы без возможности её решения! Если у вас возник вопрос, значит ответ уже есть, его надо только осознать. И одним из самых эффективных способов осознания его является коучинг.

    Можно выделить пять типов ресурсов:

    • Материальные,
    • Информационные,
    • Личные (способности и возможности),
    • Коммуникативные,
    • Время (не возобновляемый ресурс).
  • У каждого действия есть позитивное намерение.

    В коучинге, как и в НЛП, полезно разделять поведение и намеренье. Поведение может бать даже асоциальное и аморальное, а намеренье всегда позитивно. Это положение основано на понимании жизни как процесса. Нет ничего такого, что раз и навсегда предопределено и неизменно. Все стремятся к успеху, к хорошей жизни, к взаимопониманию. Но не у всех эффективные способы реализации позитивных намерений. Люди реагируют на поведение других, а не смотрят на намеренье. Когда ваши клиенты научатся разводить поведение и намеренье и реагировать не на поведение, а на намеренье, тогда будет взаимопонимание. "Ты так нервничаешь потому, что ты меня так сильно любишь?" Намеренья чаще всего не осознаются. Это чаще всего стереотипные привычки. Нет плохих клиентов, есть коучи, которые еще не нашли подхода к таким клиентам. В таких случаях просто полезно вспомнить о поведенческой гибкости.

    Поэтому:

    • Не бывает бесцельных действий
    • Всегда есть позитивная цель
    • Может быть плохой способ ее достижения
  • Каждое действие является полезным в какой-то ситуации.

    Все что угодно когда-нибудь и где-нибудь может быть полезно и вредно.

  • Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую вы получаете.

    Человек, в глаза не видевший компьютера, нажимает какую-то кнопку, желая одно, а получает совершенно противоположное. Компьютер не знает, что хочет этот человек, он просто выполняет его команды. Когда мы человеку что-то рассказываем, а он не так реагирует, то это не он не так реагирует, а мы не так рассказываем. Если вы хотели сказать кому-то комплимент, а человек обиделся, то это значит, что вы уже знаете, как его можно обидеть, но еще не знаете, как сказать ему комплимент. Можно начать доказывать, что вы не хотели его обидеть, а хотели сделать комплимент и этот спор может перерасти в ссору. А можно, собрав обратную связь, сделать что-то другое. Т. е. надо менять сообщение до тех пор, пока не получим нужную обратную связь. Не стоит восемь раз делать тоже самое, но с большей силой. Надо сделать что-то другое.

  • Если вы не получаете желаемой реакции от коммуникации, сделайте что-то другое.

    Здесь полезно поговорить о поведенческой гибкости. Назовите минимум 10 способов как попасть в ту комнату, где вы сейчас находитесь. А 20? А больше? Чем больше способов достижения своих целей вы знаете, тем более гибким и эффективным человеком вы являетесь.

  • Не бывает неудач и поражений. Есть только обратная связь.

    В любой ситуации можно найти положительные моменты и извлечь опыт. А можно подтвердить свое убеждение, что я неудачник. Как мы назовем клиента, так и будем с ним работать: сложные или интересные. Эксперимент: на одного и того же человека показывали разным людям и характеризовали по-разному: уголовник, свой парень. Менялось представление о нем, и человек находил подтверждения этой характеристике.
    Опыт - это то, что мы получили, если мы ничего не получили. Жизнь это поток нейтральных событий. Мы можем придавать им эмоциональную окраску.
    Полезный вопрос в любой ситуации: ЧЕМУ Я МОГУ ИЗ ЭТОГО НАУЧИТЬСЯ?

  • Карта - это не территория.

    Карта никогда не равна той реальности, которая на ней обозначена. При составлении карты реальность претерпевает искажения - изменяется масштаб, объемное изображение переносится на плоскость, карты составляют люди (есть законы и правила составления карт, но у людей есть свои искажения, упущения и обобщения, т. е. субъективный суждения). Карта в НЛП и коучинге - это набор убеждений и ценностей, понятий и критериев оценки. На карте есть много белых пятен, многое хорошо изучено.
    Человек реагирует на свою карту, а не реальность. Родители часто передают свои карты детям: "Сейчас доченька я расскажу тебе, что такое жизнь, кто такие мужчины и т.д.".
    Люди создают свои собственные представления об окружающем мире и живут исходя из этих представлений. Мы те - о чем мы думаем. Мы живем в мире своих иллюзий и представлений. Карта является своеобразным фильтром, линзой, через которую человек воспринимает окружающий мир. Мы замечаем то, что подтверждается нашей картой. Наши карты поддерживают сами себя. С территорией всегда все в порядке. Если что-то не то, то не все в порядке с картой и ее полезно изменить. Полезно помнить, что карта одного человека не равна карте другого. Каждый человек создает свою карту исходя из собственного опыта.
    Еще одна важная вещь - не старайтесь доказать человеку, что ваша КАРТА самая правильная. Он сам знает как лучше! Помните - клиент ВСЕГДА ПРАВ!

  • Если один человек может что-то делать, то любой человек может этому обучиться.

    Да, есть гениальные художники и композиторы, поэты и танцоры, изобретатели и бизнесмены, учителя и ученики. Но все способны рисовать и сочинять музыку, сочинять стихи и танцевать, изобретать что-нибудь новенькое или управлять компанией. Важно захотеть, поставить цель и планомерно и последовательно двигаться к ней!

  • Мы не можем не общаться.

    И это правда. Попробуйте не общаться - даже сам с собой. Ничего у вас не получиться. Внутренний диалог присутствует всегда. Ну, почти всегда. Мы живем в мире названий и понятий. Каждый раз, когда мы видим стул, мы говорим себе: "Это стул". Правда, на мы редко обращаем на это внимания, но он есть. Знаете, как в анекдоте: "Суслика видите? Нет? А он там есть!"

  • Люди делают наилучший выбор из доступных для них возможностей.

    Жизнь - это процесс. В данный момент ваш выбор и решение опирается на тот опыт, который имеется в данный момент. Спустя какое-то время ваш опыт увеличится и данную ситуацию вы используете в качестве обратной связи. Главное не событие, а извлеченный из него опыт.

  • Разум и тело реагируют и развиваются из одной кибернетической, голографической структуры. Все, что воздействует на одну часть системы, будет влиять на всю систему в целом.

    Единство сознания и тела дает человеку возможность быть конгруэнтным. Конгруэнтность - это совпадение того, что человек говорит и того, что он при этом чувствует. Наши мысли предопределяют наше внутреннее состояние, а это видно по нашим невербальным реакциям. При изменении состояния тела (поза, походка, мимика) изменяется поток мыслей. И наоборот. Человек стремиться к целостности. Если дома у вас дела не ладятся, то на работе вы мыслями дома, а дома - мыслями на работе. Т.е. нет конгруэнтности. То что вы делаете, и то, что вы по этому поводу думаете не совпадают. Мы там, где наши мысли.
    Попробуйте сесть прямо, ноги вместе, руки - между ног, голову опустить и ссутулиться. Теперь скажите, что вы очень уверенный в себе человек. А теперь сядьте максимально открыто, ноги вытяните вперед, руки за голову, и скажите что вы неуверенный человек. Как, получилось?

  • Весь наш опыт закодирован в нервной системе.

    Очень условно психику человека можно разделить на две часть: сознание и бессознательное. Сознание - то, что мы видим, слышим, чувствуем и понимаем в данный момент. А вот бессознательное - это весь опыт, возрастающий в течение жизни. В течение жизни мы сознательно овладеваем какими-то знаниями и умениями, но затем это переходит на бессознательный уровень, превращаясь в навыки. Опыт - это наша карта.

  • Человек воспринимает окружающий мир через три сенсорные (репрезентативные) системы: аудиальную, визуальную и кинестетическую.

    Человек весь свой опыт кодирует с помощью образов (картинок), звуков и ощущений (чувств). Аналогично происходит и декодирование (сравнение со своим опытом).

  • То, что знаете, думаете, помните или воображаете, отражает ваши привычки, убеждения и стандарты; это проявляется в структуре речи и комбинации репрезентативных систем.
  • Наша память и наше воображение используют одни и те же нейрологические цепи.

    Поэтому наши репрезентативные системы одинаково воспринимают эти два процесса.
    Дело в том, что если человек себе что-нибудь качественно представил, то у него в опыте это уже есть! А значит он это уже может.

  • У людей в поле сознательного внимания (краткосрочной памяти) одновременно могут находиться только 7 плюс-минус 2 единиц информации.

    Да, сознание наше очень ограничено, а вот бессознательное безгранично. Ведь мы используем наш мозг всего на 4-10%. Все, что мы когда-либо слышали, видели или чувствовали храниться в нашем бессознательном. Вот только часто так далеко, что нам трудно, а порой невозможно, к этому опыту добраться. Кстати, у людей не бывает плохой памяти. Она просто не эффективно организована.

  • Наши переживания и наши действия являются производными от используемой нами системы фильтров восприятия.

    Фильтры восприятия это уникальные идеи, опыт, убеждения и язык, которые формируют нашу модель мира, нашу карту. В НЛП есть термин Метапрограмма который означает фильтр восприятия, который работает неосознанно. Метапрограммы определяют личностные особенности человека, его ценности, восприятие и поведение. Фильтры восприятия сортируют воспринимаемую информацию, перед тем как она попадает в сознание и попадает под взор внимания.

  • В работе мы используем наш сознательный разум и наше бессознательное, и мы общаемся как на сознательном, так и на бессознательном уровне.

    При любом общении из 100% информации, что мы получаем и отправляем всего примерно 7% это вербальная (вспомните, что сознание ограничено). Остальные 93% - бессознательное (около 33% - это характеристики речи: тон, интонация, паузы и т.д., остальное - невербальная информация: жесты, мимика, поза). И совпадение как вербальной, так и невербальной информации и есть конгруэнтность.

  • Если что-то возможно в этом мире, то это возможно и для меня. Это только вопрос "Как?".

    Вообще в коучинге один из самых продуктивных вопросов является вопрос "Как?". Это вопрос, который побуждает к действию. Он помогает проявить поведенческую гибкость и достигнуть результата наименьшими усилиями и временными затратами. Пользуйтесь им.

    Ну, вот и все на сегодня.
    Хочу выразить особую благодарность Эриксоновскому колледжу и лично Мерелин Аткинсон. Желаю Вам удачи и хорошего настроения! Свои отзывы, пожелания и вопросы отправляйте мне на почтовый ящик. С удовольствием отвечу!

             С уважением, Елисеева Евгения, Тренер НЛП, профессиональный коуч.


  • В избранное