Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Коучинг. Дистанционный курс.

  Все выпуски  

Коучинг. Дистанционный курс. Выпуск 7


Доброго времени суток, друзья!


КАЧЕСТВЕННОЕ ФОРМУЛИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА


         Установление рамки результата является обязательным и очень важным элементов коучинговой сессии.
         Есть 4 основных аспекта, которые необходимо учитывать при формулировании результата:

         1. Позитивность. Любой результат должен быть сформулирован позитивно. Наше бессознательное не воспринимает частичку "не". Не думайте о желтой обезьяне. Получилось? Вы ведь не придете в магазин за не колбасой!

         2. Личный контроль. Любая цель достижима только тогда, когда она находится в зоне личного контроля человека. На этом этапе полезно составить два списка: что из того, что предстоит сделать, находится в зоне личного контроля клиента, а что является форс-мажорным (вне зоны контроля). А дальше полезно было бы спросить клиента: Как можно перевезти эти обстоятельства под его личный контроль.

         3. Конкретность. SMART-модель.
         Термин «SMART» - аббревиатура, образованная от заглавных букв английских слов:
- Specific — конкретный;
- Measurable — измеримый;
- Achievable — достижимый;
- Realistik — реалистичный;
- Timed — определенный по времени.
         Само слово smart в переводе на русский и означает «умный». Таким образом, правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком.
         Рассмотрим подробнее каждый из обозначенных критериев и посмотрим, что подразумевает постановка SMART-целей на практике.

         Конкретность. Ставя задачу, прежде всего нужно задать себе вопрос: что вы хотите получить в результате ее выполнения? Почему важен этот критерий? Здесь необходимо достичь максимальной конкретности и однозначности при формулировании цели.
         Измеримость. Измеримость цели предполагает наличие критериев (измерителей), которые позволили бы определить, достигнута ли поставленная цель и в какой степени. Если нет измерителей, очень сложно оценить результаты проделанной работы и объективно контролировать процесс. В качестве критериев достижения цели вы можете использовать:
-проценты, соотношения (этот критерий применим к ситуациям, в которых есть возможность планировать и анализировать повторяющиеся события, например, при постановке цели увеличить объем продаж измерителем может выступить увеличение объема продаж на 30 процентов);
-внешние стандарты (применимы в случаях, когда необходимо получить оценку со стороны, например, при выполнении задачи повысить уровень сервиса критерием ее выполнения явится позитивный отзыв клиента);
-частота происходящего (допустим, работа менеджера по продажам будет являться успешной, если каждый второй (третий, пятый) клиент повторно обратится к нему за услугой);
-средние показатели (этот измеритель можно использовать, когда нет необходимости прорыва в результатах деятельности, а нужно лишь обеспечить стабильность и поддержать качество работы, например, три (пять, десять) посещений магазинов торговым представителем в месяц);
-время (за такой-то срок необходимо достичь таких-то результатов, например, увеличить объем продаж на 30 процентов за 6 месяцев);
-запреты (нельзя делать то-то и то-то, иначе последует наказание; это специфический критерий, но его иногда можно успешно использовать, например цель – снизить опоздания, критерий: за каждое опоздание – штраф);
-соответствие корпоративным стандартам (в организации разрабатываются свои стандарты, критерий соответствия: выполнять работу так, как принято у нас);
-утверждение у руководства или партнера (то есть «мне, руководителю, должно понравиться»; это может быть и субъективное мнение, главное, чтоб этот критерий был заранее известен).
         Достижимость. При постановке задач необходимо учитывать профессиональные возможности и личностные качества клиента, его способности и возможности, то есть ответить на вопрос: как удержать баланс между напряженностью работы и достижимостью результата.
         Реалистичность. При постановке цели необходимо учитывать настоящее состояние, наличие ресурсов, препятствия и возможные трудности. А так же важность и значимость поставленной цели.
         Соизмеримость со временем. Когда-нибудь мы все будем иметь. Цель должна иметь конкретные сроки реализации (конкретность сроков зависит от того, долгосрочной или краткосрочной целью она является).

         4. Экологическая проверка.
         Когда я говорю об экологии при работе с целью, то имею в виду необходимость проверки, целостно ли понимание всех аспектов рассматриваемой цели — например, учтено ли благополучие других, значимых для человека, людей, соблюдены ли значимые для него этические принципы, какие вторичные выгоды могут быть получены из достижения искомого результата и т. д.
         Здесь полезно задавать два вопроса:
         1. Что хорошего в том, что у меня этого еще нет? Какие вторичные выгоды я приследую (возможно бессознательно)тем, что еще этого не достиг? Что я могу потерять в результате достижения этой цели?
         2. Какие эффекты и последствия ждут меня в конце? К чему приведет достижение моей цели? И что же тогда будет?
         И, если на эти вопросы ответы вам понравились, то тогда в путь. А если нет - пересмотрите или подкорректируйте цель! Помните, один из самых полезных коучинговых вопросов: ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ли Вы ЭТОГО хотите?

         А пока все.
         Хочу выразить особую благодарность Эриксоновскому колледжу и лично Мерелин Аткинсон.
         Желаю Вам удачи и хорошего настроения! Свои отзывы, пожелания и вопросы отправляйте мне на почтовый ящик. С удовольствием отвечу!

С уважением, Елисеева Евгения, Тренер НЛП, профессиональный коуч.


В избранное