Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Коучинг. Дистанционный курс.

  Все выпуски  

Коучинг. Дистанционный курс. Выпуск 8


Доброго времени суток, друзья!


ВОПРОСЫ В КОУЧИНГЕ


         Сегодня мы поговорим с вами о типах вопросов, которые встречаются в русском языке (ведь, я надеюсь, Вы будите вести коучинговые сессии именно на русском!)
         Использование вопросов позволяет или организовать конструктивную и эффективную коммуникацию, или разрушить раппорт. Что именно вы сделаете, во многом зависит от того, какой вопрос, когда и как именно вы зададите. Если вы хотите получить нужный ответ, вы должны сначала задать правильный вопрос. В вопросах так или иначе заложен ответ, который вы получите.
         Можно выделить несколько групп вопросов:

         1. Закрытые вопросы
К закрытым относятся вопросы, предполагающие однозначные ответы типа "да", "нет" или другие, состоящие из одного слова. Они более направлены на получение или проверку конкретной информации. Не стоит использовать эти вопросы в коучинге много. Только тогда, когда вам необходимо получить конкретный ответ или проверить ваше предположение.
Вы сделали домашнее задание?

         2. Открытые вопросы
Открытые вопросы предполагают развернутый ответ, затрудняя возможность простого ответа одним словом. Тем самым открытые вопросы более направлены на поддержание раппорта и дают возможность для обсуждения чувств и отношений клиента. Открытые вопросы предоставляют Вашему клиенту свободу. Это очень продуктивные вопросы. Они расширяют способности и помогают найти необходимые пути решения задач и реализации проектов. Открытые вопросы обычно начинаются со слов Как? Когда? Какой? Где? Почему? Зачем? Для чего? Сколько? и других вопросительных слов.
Какими способами можно достичь этой цели?

         3. Наводящие вопросы
Наводящие вопросы, как следует из их названия, служат для того, чтобы подвести отвечающего к нужному ответу. Использование наводящих вопросов может быть средством помощи отвечающему найти нужный ответ. Однако при неправильном использовании наводящих вопросов они могут быть расценены как средство манипуляции, мешающие отвечающему человеку дать свободный ответ. Это может вынудить его принять защитную позицию и тем самым разрушить раппорт. Не стоит злоупотреблять наводящими вопросами на коучинговой сессии.
А может ли это препятствие стать ресурсом?

         4. Двойные направляющие вопросы
Данные вопросы являются одной из разновидностей наводящих вопросов. В некоторых случаях мы неосознанно используем направляющие вопросы, пытаясь "смягчить" обращение, даже в ущерб своим интересам. Сравните следующие вопросы:
"Вы не скажете, который час?"
"Скажите, пожалуйста, который час?"

При использовании первого типа вопроса, в отличие от второго, человеку проще сказать НЕТ. Первый вопрос содержит в себе два подвопроса: "Скажете или не скажете?" и "Который час?" Также в него включена частица "не", склоняющая человека сказать НЕТ, ответив тем самым на первую часть вопроса хотя бы потому, что так проще.

         5. Возвратные вопросы
Возвратные вопросы могут быть направлены как на уточнение правильности вашего понимания, так и на присоединение к тому, что говорил человек, демонстрацию внимания и включенности в беседу. Они могут быть такие:
"Правильно ли я понял, что?.." или "Ты сказал, что..., мог бы ты привести пример?"

         6. Суггестивные (внушающие) вопросы
Это вопросы, содержащие в себе скрытые внушения.
Можно выделить несколько видов суггестивных вопросов:
-Простые. К утверждению добавляются вопросительные слова типа: можете ли Вы, хотелось бы знать…
Можете ли Вы представить ситуацию, когда Вы достаточно уверены в своих силах?
-Риторические. Вопросы о банальностях, не требующие ответов. Эти вопросы создают возможности, потенциал.
Если люди всем довольны, они ищут изменений?
-Допущения. В данных вопросах используются первоначальные предположения, которые рассматриваются как аксиомы.
Какие из этих способов Вы будите использовать в первую очередь?
-Альтернативные. Клиенту предоставляется право выбора. При построении таких вопросов вначале говорится утверждение и в конце добавляется вопрос.
Вы уже поняли, как строятся подобные вопросы, не правда ли?
-Скрытые. Вы как бы и не задаёте вопрос, но клиент внутренне отвечает на него себе.
Любопытно, как Вы хотите это применить?
-Ложный выбор. Применяя этот прием, определите, какую поведенческую реакцию Вы хотели бы вызвать, а затем предложите клиенту разные способы проявления этой реакции.
Вы начнете применять то, что узнали, сразу или постепенно?
Такие вопросы можно использовать при создании у клиента позитивного настроя, состояния уверенности и работоспособности. Очень осторожно используйте подобные вопросы - помните о вопросах экологии!

         Следующий раз мы более подробно поговорим об открытых вопросах, как основном инструменте коучинга.

         А пока все.
         Хочу выразить особую благодарность Эриксоновскому колледжу и лично Мерелин Аткинсон.
         Желаю Вам удачи и хорошего настроения! Свои отзывы, пожелания и вопросы отправляйте мне на почтовый ящик. С удовольствием отвечу!

С уважением, Елисеева Евгения, Тренер НЛП, профессиональный коуч.


В избранное