Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Коучинг. Дистанционный курс.

  Все выпуски  

Коучинг. Дистанционный курс.


Доброго времени суток, друзья!

ТРИ МОЗГА И ТРИ РАЗУМА
    Знание как устроен наш мозг может оказаться очень полезным в коучинге. Ведь именно процессы, происходящие в нашем мозге (к стати, не только головном!), обуславливают функционирование не только нашего тела, но и нашего сознания, нашего разума. Однажды я услышала метафору, где человеческий мозг сравнивали с огромным, самым мощным биокомпьютером, который природа создала, а научить человека пользоваться забыла (или не захотела). Наш мозг гениальная и очень сложная система. И, как минимум поэтому, требует знаний о себе. Пусть не подробных: они нам не нужны, главное полезных.
    Я хочу рассказать вам об интереснейших исследования функций головного мозга просто и доступно. С некоторым приближением можно сказать, что у нас есть три основных мозга. Они образовывались и развивались вместе с развитием жизни на Земле.

    Первый и самый древний мозг - это Ретикулярная формация (или мозговой ствол). Его можно назвать мозгом рептилий, потому что ему 100 млн. лет. Именно таким мозгом обладали вымершие динозавры. Этот мозг отвечает в первую очередь за выживание, за мгновенную реакцию. Именно этот мозг заставляет вас отдернуть руку при прикосновении к горячему чайнику. Именно этот мозг заставляет вас убегать со всех ног от опасности или влезать в драку не подумавши. Это мозг рефлексов, базовых инстинктов. Именно поэтому его можно назвать кинестетическим мозгом. 

    Примерно 50 млн. лет тому назад сформировался второй мозг - Люмбическая система. Это мозг млекопитающих. Этот мозг окружает ретикулярную формацию подобно перчатке. Этот мозг можно назвать интонационным или эмоциональным. Ведь именно этот мозг связан с развитием системы коммуникации, основанной на осмысленных звуках. Большинство животных не имеет «настоящего языка» в нашем его понимании. Однако животные хорошо различают друг друга по голосу, самка узнает самца, детенышей, а те, в свою очередь, прекрасно различают голоса родителей. Большая часть сигналов животных строго видоспецифична, однако среди них есть и такие, которые могут быть вполне информативны и для представителей других видов. Это, например, крики тревоги, сообщения о наличии пищи или сигналы агрессии. Именно с помощью люмбической системы мы с помощью характеристик голоса (тон, интонация, тембр, скорость...) передаем свои эмоции, как и животные. Именно поэтому этот мозг называют аудиальным. Именно этот мозг отвечает за тот постоянный внутренний диалог, который говорит нам всякие гадости : "У меня все равно ничего не получиться, даже пробовать не стоит. А мама говорила, что я неудачник..." Это как заезженные пластинки, которые мешают нам мечтать и воплощать свои мечты в жизнь. Кроме того, именно Люмбическая система способствует непосредственному (ассоциированному) восприятию воспоминаний: когда  мы вспоминаем какие-либо события, переживая их вновь, видим своими глазами и слышим своими ушами. Именно этот мозг отвечает за то, что мы во всем ищем сходства и похожести. "Это уже было, так я уже пробовал, это я уже знаю".

    Более позднее формирование нашего мозга - Кора головного мозга или Неокортекс. Кора сравнительно молода - ей всего навсего около 2 млн. лет. И, если Формация и Люмбическая система давно и хорошо связывают физиологическое и эмоциональное состояние, то Кора не вполне интегрирована с эмоциональным мозгом и мозгом рептилий.  Кора головного мозга занимает большую часть черепной коробки, имеет 16 триллионов нейронных связей. Особенностью этой части мозга является возможность создания визуальных диссоциированных (отстраненных от переживаний, как бы со стороны) образов. Поэтому Кору  называют визуальным мозгом. Именно благодаря Коре мы можем думать о будущем и планировать. за эту способность отвечают Лобные доли Коры. Именно благодаря Коре мы имеем абстрактно-логическое мышление (и как его следствие воображение, творчество), речь и осознание себя как личности.

"Как все это относиться к процессу коучинга?" - спросите вы. Напрямую. Если вы находитесь в ассоциированном состоянии, глубоко переживаете свои проблемы или сопереживаете трудностям клиента, то ваше сознание захвачено переживаниями данного момента и у вас нет возможности думать о том, что происходит в этот момент на самом деле, что будет через минуту, день, год...
Именно позиция коуча  (диссоциированное состояние + раппорт + калибровка + активное слушание) поможет выйти за пределы переживания и найти возможные варианты решения. Дав возможность клиенту диссоциироваться от проблемы (включить визуальный мозг) мы дадим ему возможность мыслить более системно и целостно. Именно в этом состоит основная задача коуча.

А пока все. 

Хочу выразить особую благодарность Эриксоновскому колледжу и лично Мерелин Аткинсон. Желаю Вам удачи и хорошего настроения! Свои отзывы, пожелания и вопросы отправляйте мне на почтовый ящик. С удовольствием отвечу!

   С уважением, Елисеева Евгения, Тренер НЛП, Профессиональный Сертифицированный Коуч.
Персональный сайт Елисеевой Евгении http://www.eliseeva.org/


В избранное