Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Коучинг. Дистанционный курс.

  Все выпуски  

Коучинг. Дистанционный курс.


Доброго времени суток, друзья!

ТРИ СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ И СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
    

У человека, как вы наверное знаете,  пять органов чувств: зрение, слух, ощущения, вкус и запах. Их обычно объединяют в три сенсорные системы восприятия и обработки информации:

1.  Визуальная (В). То, что мы видим. Образы, картинки, кино. Можно обратить внимание, что визуальная система может обрабатывать как внешние сигналы (вы сейчас смотрите на монитор и видите слова и буквы) так внутренние образы (вы можете представить себе большого слона). Визуальная система имеет ряд уникальных характеристик и свойств. Во-первых она очень быстрая. Вы еще не успеете дочитать до конца этой строки, как в голове промелькнет огромное колличество различных картинок, например тот же слон, слонята, жираф и еще кто-нибудь. Во-вторых, восприятие образов может идти параллельно (одновременно). Вы благополучно можете представить себе и яблоко, и грушу, и виноград, и бутылочку вина, и еще что-нибудь одновременно. Из-за этих двух свойств визуальная система может обрабатывать большой объем информации. В-третьих, визуальная система конструктивна, то есть мы можем увидеть картинки даже того, чего никогда не видели. Например, как может выглядеть симультивный тринклюкатор?  представили его себе? А розовый слон в сиреневую крапинку с голубыми ушами и зеленым бантиком на хвосте?. Есть еще одна особенность визуальной системы - способность к диссоциации. Об этом мы говорили с вами в прошлой рассылке. Вы когда-нибудь катались на американских горках? Или участвовали в драке? Как эмоции?: Много? Это ассоциированное (непосредственное) восприятие информации, в том числе и зрительной. А теперь представьте себе, что вы смотрите на тех, кто катается на американских горках или дерется. Как теперь с эмоциями? Меньше? А может их совсем нет? Это и есть диссоциация. 

2. Аудиальная (А). То, что мы слышим. Как речь, так и свист ветра или звук капающий воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса. И, конечно же, наш любимый внутренний голос - наш неизменный критик и льстец. аудиальная система тоже обрабатывает как внешние звуковые сигналы (вы, как минимум, слышите сейчас звук работающего процессора и вентилятора) и внутренние (многие, например, проговаривают про себя то, что читают).Есть у аудиальной системы свои интересные свойства. Она последовательная и более медленная. Для того, чтоб проговорить все те фрукты, о которых я писала чуть выше, требуется намного больше времени и вы не сможете одновременно их перечислить. Попробуйте сказать одномоментно три слова. Ну как, получилось? Тото же. Из-за этого аудиальная система обрабатывает меньший объем информации, зато она очень логична  и последовательна. Конструирование аудиальной системе тоже характерно, иначе не было бы у нас столь огромного разнообразия музыкальных жанров, композиторов и певцов.

3. Кинестетическая (К) (От “кинес” –­ “тело” по гречески). То, что мы чувствуем. Сюда же относятся запах и Вкус. Можно также поделить Кинестетику на 3 части: тактильные – ощущения кожи; внутренние (или пропреоцептивные) – мышечные, ощущение в желудке, тепло; мета-ощущения (или эмоции и чувства) – оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении: радости, любви, счастья, горя и пр. Мета-ощущения обычно расположены в районе груди и иногда захватывают шею и голову. Это самая медленная система, но зато самая реалистичная (ассоциированное восприятие). Ощущения никогда не бывают вне вас. У вас не может болеть ножка стула. Любые ощущения переживаются нами непосредственно, и если вы вспомните свой последний отпуск или еще какое-либо приятное событие, то можете почувствовать те же эмоции, что были тогда. Но чувствуете вы их прямо сейчас!

Но самое интересное состоит в том, что человек как бы выбирает один канал, предпочитая его всем остальным. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно. Это как три двери: одна открыта нараспашку, другая наполовину, а третья имеет узенькую щелочку. Прислушайтесь к речи своего клиента, обратите внимание на его позу, жесты, дыхание, характер общения. Это поможет вам установить раппорт и получить более качественный результат. 

А пока все. 

Хочу выразить особую благодарность Эриксоновскому колледжу и лично Мерелин Аткинсон. Желаю Вам удачи и хорошего настроения! Свои отзывы, пожелания и вопросы отправляйте мне на почтовый ящик. С удовольствием отвечу!

   С уважением, Елисеева Евгения, Тренер НЛП, Профессиональный Сертифицированный Коуч.
Персональный сайт Елисеевой Евгении http://www.eliseeva.org/


В избранное