Давным-давно в далекой-далекой стране жили-были... Так обычно начинаются все сказки, любимые нами в детстве.
И у каждого из нас была любимая сказка, которую мы были готовы слушать или перечитывать множество раз.
А потом, став взрослыми, рассказывали ее своим детям. И, возможно, вы и сейчас можете вспомнить свою любимую сказку,
а может и не одну... Да и, став взрослыми солидными людьми, мы часто читаем приключенческие, фантастические или любовные
романы - сказки для взрослых.
Что же такого есть в сказках, что так нравиться и детям, и взрослым? Возможно реализация наших несбыточных
желаний и тоска по приключениям, а может жизненные уроки и правила поведения в сложных ситуациях?
Уже очень давно сказки, истории и притчи стали объектом исследования лингвистов, фольклористов и психологов.
Различные психологические направления исследуют сказочные сюжеты, находят в них скрытые смыслы и стереотипы
человеческого поведения. Есть даже целое направление в психотерапии, называемое сказкотерапией.
Что же такого уникального и интересного нашли специалисты в сказке?
Еще, будучи студенткой психологического факультета и изучая психотерапию, я задумалась над тем, что сказки и
притчи как-то уж очень похожи на психотерапевтический процесс и, конечно, коучинговую сессию: у главного героя (клиента) возникают проблемы
(затруднения, цели, трудные задачи) и он отправляется в путь на поиски решения. На пути у героя (клиента) встречаются враги
(проблемы, препятствия, непонимания окружающих, собственные страхи - гремлены) которых надо победить,
помощник (психотерапевт, психолог, коуч), который может указать путь и дать какой-либо артефакт (ресурс, вопрос, технику) для того, чтоб с этим
врагом (проблемой, задачей) справиться и в конце обязательно получает награду (желаемое состояние, решение, выздоровление и т.д.).
Истоки лечения и обучения сказкой лежат еще в древности, когда с помощью легенд, сказок и историй передавались знания и основные
культуральные ценности. А вот коучинг - совсем молодое направление, хотя вобрало в себя всё самое лучшее из современных технологий
достижения результата.
Обычно выдыляют пять видов сказок:
1. Художественные а) Авторские (к ним можно отнести не только сказки, как таковые, но и различные фантастические, приключенческие и даже любовные
рованы) б) Народные (мифы, басни, притчи, былины, саги, эпос, легенды, волшебные сказки, сказки о животных и взаимоотношениях
людей и животных, сказки-страшилки, бытовые сказки, анекдоты).
2. Дидактические. Это сказки, которые служат для обучения (например, будучи учителем химии в школе я применяля этот метод, однажды
даже провела открытый урок-сказку, где королеве
по имени Уксусная кислота подбирали жениха. Это был урок по теме "Химические свойства органических кислот").
3. Психокоррекционные сказки. Само название говорит за себя - это способ влияния на поведение и мировоззрение человека. При составлении
подобных сказки важно знать причину неэффективного поведения.
4. Психотерапевтические сказки. Хочется привести слова Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой, известного сказкотерапевта: "Сказки, врачующие душу... Сказки, раскрывающие
глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, - со стороны жизни духа.
Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.
Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.
Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути.
Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область философии событий
и взаимоотношений."
5. Медитативные сказки. Сказки, рассказываемые в трансе, сказки, где нет конфликтов и злодеев, где рассказывается о
позитивных моделях поведения и взаимоотношения между людьми, о высоких ценностях и полезных убеждениях.
А какие сказки применять в коучинге? Разные. Все зависит от целей и задач, стоящих перед Вами и Вашим клиентом.
Например:
- сказка о своей роли в организации;
- сказка о роли партнера (партнеров);
- сказка об организации в целом;
- сказка о ситуации, процесса или состояния;
- сказка о целях и мотивации их достижения;
- сказка о возможностях и множественности вариантов решения (вдохновляющие истории и истории успеха);
- сказка о пути (направлении) поиска решения;
- сказка о самом решении и т.д.
А есть ли сказки о самом коучинге? Конечно и множество. Вот, например, одна из них:
Как-то ранним утром один человек гулял по пляжу, любуясь прибоем, и вот он заметил нечто необычное:
пляж был усеян тысячами морских звезд, которых океанские волны выбросили умирать на солнце.
А вдалеке он заметил девушку, которая по одной поднимала морские звезды и забрасывала их обратно в море.
Подойдя к ней так, что его голос можно было слышать сквозь шум прибоя, мужчина сказал: "Это пустая трата времени,
их здесь тысячи... Вы не сможете ничего изменить". Девушка нагнулась, подняла очередную морскую звезду и
забросила ее в океан как можно дальше от берега.
"Для этой морской звезды я изменила многое", - ответила девушка, нагибаясь за следующей.
На этом мне хотелось бы закончить этот выпуск. В дальнейшем мы поговорим подробнее о том как использовать,
рассказывать и придумывать сказки для коучинга.
Хочу
выразить особую благодарность Эриксоновскому колледжу и лично Мерелин
Аткинсон.
Желаю
Вам удачи и хорошего
настроения! Свои отзывы, пожелания и вопросы отправляйте мне на
почтовый ящик. С удовольствием отвечу!
С уважением, Елисеева
Евгения, Тренер НЛП, профессиональный коуч.